{"id":14271,"url":"\/distributions\/14271\/click?bit=1&hash=51917511656265921c5b13ff3eb9d4e048e0aaeb67fc3977400bb43652cdbd32","title":"\u0420\u0435\u0434\u0430\u043a\u0442\u043e\u0440 \u043d\u0430\u0442\u0438\u0432\u043e\u043a \u0438 \u0441\u043f\u0435\u0446\u043f\u0440\u043e\u0435\u043a\u0442\u043e\u0432 \u0432 vc.ru \u2014 \u043d\u0430\u0439\u0434\u0438\u0441\u044c!","buttonText":"","imageUuid":""}

Куда мы улетели с пинка vc.ru. Любовь и ненависть риэлторов, запретные донаты, дружба народов и 160 тысяч пользователей

Год назад на vc хайпанула моя первая статья про умного бота по поиску жилья HomeBro. Публикация привела к целой цепочке важнейших событий - от привлечения инвестиций до нахождения партнеров и сотрудников. Расскажу, что занятного случилось за этот год.

Для тех, кто не знаком с сервисом, вот его суть:

Бро постоянно мониторит популярные сайты с объявлениями о сдаче/продаже жилья, а с недавних пор еще и по продаже автомобилей (ЦИАН, Авито, Яндекс.Недвижимость, Авто.ру, Дром и Сберавто) и мгновенно присылает подходящие тебе варианты прямо в телеграм. Таким образом он экономит время и помогает не прозевать ту самую квартиру/машину. Робот умеет выявлять дублирующиеся объявления, находить предложения напрямую от собственников, а также отсеивать «бабушкин» ремонт с помощью нейросети. И все это он делает бесплатно.

Украинский бро

Статья через третьи руки попала к автору украинского бота по поиску жилья “Арендом” Александру Галковскому. Я видел его проект еще до запуска Бро и относился к нему как к конкуренту в другой стране с неплохим продуктом. А Саша просто взял и написал мне, предложив обменяться опытом. Телемост Днепр-Москва прошел на одном дыхании, и после знакомства с Сашей я понял одну вещь:

Прямой конкурент - это не твой враг. Часто это человек, который пытается менять мир в том же направлении, что и ты. Ты не найдешь более мотивированного союзника, чем тот, кто уже делает то, что тебе интересно.

Для меня это стало, пожалуй, главным инсайтом 2020го, и он уже не раз мне пригодился с тех пор.

Я в тот момент искал кофаундера и предложил Саше присоединиться. А Саша, незадолго до этого уволившийся с работы, взял и согласился. Попробовали поработать несколько недель в тестовом режиме — бинго! — все сошлось.

Созвоны 6 дней в неделю в режиме закрытых границ государств

К сожалению, спустя 8 месяцев сверхинтенсивной работы Саша все же решил вернуться в корпоративный мир и развиваться как специалист в другом направлении. Но за это время он успел стать моим другом, принести килотонны пользы и навсегда остаться в истории проекта.

Мы заранее прописали, что у нас будут стандартные для стартапов условия:

  • 4х годичный вестинг - долю в компании получаешь не сразу, а по 1/4 в год на протяжении 4х лет;
  • клифф 1 год - если проработал меньше года, то не получаешь долю в проекте.

Это позволило разойтись на позитивной волне, без обид и дальнейших рисков для компании.

Клифф и вестинг - must have, даже если вы знакомы с кофаундером уже давно. Никто не знает, как сложатся обстоятельства.

Отдельно хочу обратить внимание, что помимо важных для бизнеса правил, есть еще человеческие отношения. И хоть Саша и не проработал год, он внес действительно жирный вклад, долгое время вкалывая без оплаты – все доходы мы реинвестировали в развитие. Поэтому я считаю правильным отблагодарить его лично от себя в случае успеха проекта.

Челябинский ангел

Первая статья собрала 60 тыс. просмотров. Сразу после ее выхода, мне стали писать инвесторы. Несколько месяцев я общался с разными людьми, при этом я не стал выходить вовне – встречался только с теми, кто сам проявил инициативу. Интересно почитать, считаете ли вы такое поведение правильным.

Тогда такой подход позволил потратить гораздо меньше времени на привлечение капитала и больше работать над продуктом. Составить стратегию общения с заинтересованными инвесторами нам здорово помог наш эдвайзор Влад Аюкаев, которого посоветовали мои друзья.

В итоге мы с Сашей остановились на близком нам по духу предпринимателе с Урала. Он написал самым первым и терпеливо дожидался решения. В итоге мы ни разу не пожалели о своем выборе.

В регионах есть много молодых и энергичных инвесторов. Не стоит считать, что сила только в столице и за рубежом.

Как собирать донаты, если ты компания

Чтобы оформить инвестиции и нанимать команду мы открыли ООО.

И сразу первая проблема – коммерческая организация не может получать пожертвования, которые на тот момент составляли львиную долю выручки проекта. ООО может только продавать какие-то товары/услуги. Но что продавать, когда у нас и так все бесплатно? =/

Что ж, запускаем фотосток HomeBro! Теперь пользователи могут купить электронные фотографии, на которых от руки написаны слова благодарности. Налоги уплачены, люди угарают и репостят фотографии в инст – миссия выполнена.

Фоточка стоимостью 300 рублей. Те, у кого в 2021ом году красивый почерк - как вы это делаете??
Чуть более элитный лот за 500р.
Вот такое нам пишут в комментариях к донатам.
Приятно =)

Заметные доработки в поиске жилья

Во-первых, мы много работали над фильтрами:

  • теперь можно искать квартиру вдали от крупных дорог/ЖД путей, а также в пешей доступности до парка;
  • появилась возможность нарисовать на интерактивной карте область поиска, а также искать по названиям районов;
  • можно исключать объявления, где запрещены животные и дети;
  • добавлены фильтры про характеристики здания - от количества этажей до материала;
  • нейросеть определения бабушкиного ремонта стала гораздо точнее, а прямо сейчас учится новым трюкам – например, определять полноценные ванные, кровати и другие объекты на фотографиях.

Квартиры в новостройках бот теперь присылает не отдельными похожими друг на друга объявлениями, а в виде единой карточки жилого комплекса. В ней можно посмотреть информацию про подходящие варианты квартир, а также впоследствии узнавать об изменении цен и появлении новых квартир – это стало возможным благодаря интеграции с порталом Авахо.

Если перейти по ссылочке, то на сайте покажется список подходящих квартир с учетом твоих фильтров в боте.

Мы запустили Бро в СПб, а сейчас к этому городу относится уже добрая треть наших пользователей. Также мы добавили возможность искать по Московской и Ленинградской областям, заодно подключив поиск частных домов – это стало более востребовано в пандемию.

Наконец, мы сделали первые шаги по борьбе с мошенническими объявлениями Теперь Бро оценивает стоимость квартиры с помощью нейросети – учитывает самые разные параметры, в том числе и нашу оценку ремонта. Если цена неадекватно занижена, то бот фильтрует ее из выдачи – это помогает убрать самый очевидный треш. Предстоит еще немало потрудиться, чтобы автоматом отсеивать 99% фейков, ну а пока Бро предупреждает людей об опасностях рынка и рассказывает, как отличить объявления аферистов.

Зачем наш сервис человеку, который уже нашел квартиру?

У человека не бывает задачи в вакууме. Всегда есть либо задача более высокого уровня, либо задачи, которые возникают как следствие уже решенной. Кто еще не знаком с концепцией Jobs to be done – обязательно почитайте.

В феврале у нас появилась мысль сделать продолжение сценария поиска жилья. Решили помочь новоселам знакомиться с интересными людьми на новом месте.

Это был крайне непредсказуемый по выхлопу эксперимент, но он не требовал много времени на реализацию. Были робкие надежды, что проект завирусится - захотеть найти новых приятелей “на районе” теоретически может каждый. Так спустя несколько дней родился наш гиперлокальный “тиндер” с упором на интересное общение в оффлайне – HomeBro People.

За счет собственной аудитории и пиара удалось быстро собрать первые 1000 человек. Но хайпануть не вышло, поэтому и ценности на старте было мало - в радиусе размером 1,5 км находило в среднем всего 3 человека. Какой шанс, что возникнет мэтч? Ответ понятен.

Были сомнения, не стоит ли вовсе убить этот сервис, т.к. после удобного поиска жилья наш довольный пользователь мог зайти в People и не найти никого – так себе послевкусие. Но все же мы оставили сервис зреть и набирать аудиторию из основного бота – времени он почти не отнимал, а при росте аудитории могло получиться что-то хорошее.

Так и произошло – на данный момент вместо 3х профилей соседей Бро находит в среднем уже 15 (в Москве и Питере, в других местах пока совсем мало людей, т.к. боты по поиску жилья там пока не работают). Буквально две недели назад мы с девушкой впервые встретились за обедом с человеком из сервиса, молодым ресторатором. Как у нас, так и у нашего собеседника это был первый опыт знакомства онлайн, который перешел в оффлайн. И это было очень прикольно. Спустя неделю мы закрепили успех, пообедав с разработчицей из Яндекса. Удобно, что не надо никуда ехать – просто вышли и перекусили вместе неподалеку от дома. Буду рад встретиться с кем-то из тех, кто прочел эту статью =)

Запуск поиска авто

В конце лета мы зарелизили поиск автомобилей, причем сразу на всю страну. История совсем свежая, подробнее можно почитать здесь.

MVP зашло, люди уже купили через него десятки машин и рассказывают про бота друзьям. На данный момент доросли до 6000 запущенных поисков.

Мы ожидаем, что запуск нового направления положительно повлияет на сарафанное радио – у наших довольных пользователей не так много друзей, кому прямо сейчас нужно жилье. Чем больше у Бро сценариев поиска, тем больше людей можно “зацепить” своей рекомендацией.

Команда <3

У нас на 100% пандемийная история, люди находятся в разных городах и странах, многие еще не успели увидеть друг друга вживую. У меня был опыт распределенной команды в Яндексе, но все же создавать свою компанию изначально в таком формате было в новинку.

Также некоторые пользователи решили не просто закинуть нам донат, но еще и лично поучаствовать в развитии Бро. У нас есть целая компания ребят из топовых российских IT-компаний, которые по-братски (а местами по-сестрински) помогают нам с проектом, потому что они нашли квартиру в боте и он им понравился. Они участвовали в различных доработках нейросетей, а также ими сделана та самая карта для выбора области поиска.

На фото далеко не все те, кто так или иначе помог проекту, но я хочу сказать огромное спасибо всем, кто стал частью этой истории. Огроменное! Я познакомился с потрясающими людьми и нашел настоящих друзей – этому нет цены.

Что мы имеем на текущий момент

До первого рассказа на vc ботом активно пользовались менее 4х тысяч человек в месяц. Активным пользователем мы называем тех, кто не просто получил объявление от бота, но и открыл хотя бы одну ссылку.

За год число активных пользователей выросло в 12 раз – до 50 тысяч в месяц, а всего в боте запускали поиск уже больше 160 тысяч человек.

Бро приводит трафик на источники - за сентябрь наши пользователи перешли на сайты объявлений более 1 млн раз!

Где деньги?

Во-первых, мы наращиваем количество различных партнерств.

В том числе Бро стал советовать проверенных риэлторов. Да-да, риэлторов.

https://media.makeameme.org/created/you-were-the-5ad4ad.jpg

Для тех, кто уже успел подгореть, поясню: речь идет про агентов, которые работают на стороне съемщика / покупателя жилья. Мы долго думали, что в аренде помощь специалистов особо не нужна, но сами наши пользователи убедили нас, что это не всегда так. Да, бот радикально сокращает время на поиски, и у нас есть пачка статей, которые разжевывают все основные нюансы. Но для самых занятых риэлтор может еще более точно отфильтровать варианты, прозвонить их, проверить, поторговаться, сделать удаленный показ, убедить хозяина в том, что стоит сдать именно тебе и так далее.

Другое дело, что по-настоящему хорошие риэлторы не любят работать в аренде (в продаже недвижки чеки выше), и уж тем более на стороне съемщика (квартиры сдавать намного проще). Поэтому было нетривиально найти крутых спецов, и подобрать условия, которые будут интересны и им, и съемщикам, но теперь механизм заработал.

Во-вторых, мы можем неплохо зарабатывать на рекламе. Ранее мы практически ее не размещали, только небольшие супернативные партнерские интеграции. В формате бота можно делать прикольные интерактивные форматы – мини-игры, обработку текста и изображений и тд. К тому же, в отличие от обычных телеграм-каналов, наша активная аудитория очень быстро обновляется – люди находят жилье и им на замену приходят новые.

Сейчас в телеграм-каналах по теме недвижимости посты стоят по 3000-5000 руб. за тысячу просмотров. На текущей аудитории мы уже можем выдавать по 40+ тысяч просмотров, и это еще далеко не предел. Выглядит интересно, но, разумеется, надо серьезно подходить к выбору рекламодателей и не перебарщивать с частотой размещений.

Планы

В ближайший год планируем поработать над качеством двух текущих сценариев поиска – жилье и авто, как следует закрепиться на рынке России и вырасти на нем не менее, чем в 5 раз. Собираемся расширить географию поиска жилья за пределы Москвы и СПб – если вы хотите Бро в своем городе, пожалуйста, напишите в комментариях, в каком.

Параллельно мы уже начали эксперименты с ботом за рубежом.

До середины ноября мы планируем закрыть второй раунд инвестиций.

В заключение

Ищите себя, занимайтесь творчеством в самом широком смысле этого слова, а унылую рутину оставьте электронным друзьям =) Мы сделали единую точку входа ко всем возможностям HomeBro – вот ссылка, пользуйтесь и делитесь впечатлениями.

0
166 комментариев
Написать комментарий...
Константин Полухтин

Как. Это. Монетизировать?

Ответить
Развернуть ветку
Lev Klebanov
Автор

Я. Же. Написал =)

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Lev Klebanov
Автор

Я работал до этого в Яндекс.Погоде, и есть много других сервисов, где есть вообще только реклама, и при этом все ок)
Недавно у нас был эксперимент с freemium-форматом в боте, где за плату доступны расширенные возможности. Это тоже вполне заходит, но пока еще мы двигаемся в концепции полностью бесплатного продукта.

"Может хоть за процент от сделок работать в первом случае?"
Если речь идет про рекламу по CPA, то такое, возможно, но нужно понимать, что у рекламы есть и не performance составляющая. Из телеграма не так легко отслеживать конверсии – у большинства ссылки открываются во внутреннем браузере в режиме инкогнито. Если человек не купил сразу, то по UTM-метке и кукам его покупку в будущем уже не отследить. Только промокоды и т.д.

"И этический вопрос про рекламу, рекламируете всё, или воспользуетесь возможностью рекламировать жильё по лучшим ценам, но вопреки смыслу сервиса?"

Про лучшие цены не понял. Если кто-то из партнеров предложит эксклюзивные условия на недвижимость в рамках продвижения в Бро, то мы не против про это рассказать.

Будем стараться подбирать максимально релевантных рекламодателей. Рекламировать то, что вредит, мы точно не станем.

На данный момент продвигаем практически только те сервисы, которыми пользуемся сами (есть пара исключений, где еще просто не успели попробовать на своей шкуре, но отзывы других очень хорошие). Будем стараться держать планку и впредь.

Ответить
Развернуть ветку
163 комментария
Раскрывать всегда