Куда мы улетели с пинка vc.ru. Любовь и ненависть риэлторов, запретные донаты, дружба народов и 160 тысяч пользователей

Год назад на vc хайпанула моя первая статья про умного бота по поиску жилья HomeBro. Публикация привела к целой цепочке важнейших событий - от привлечения инвестиций до нахождения партнеров и сотрудников. Расскажу, что занятного случилось за этот год.

Для тех, кто не знаком с сервисом, вот его суть:

Бро постоянно мониторит популярные сайты с объявлениями о сдаче/продаже жилья, а с недавних пор еще и по продаже автомобилей (ЦИАН, Авито, Яндекс.Недвижимость, Авто.ру, Дром и Сберавто) и мгновенно присылает подходящие тебе варианты прямо в телеграм. Таким образом он экономит время и помогает не прозевать ту самую квартиру/машину. Робот умеет выявлять дублирующиеся объявления, находить предложения напрямую от собственников, а также отсеивать «бабушкин» ремонт с помощью нейросети. И все это он делает бесплатно.

Украинский бро

Статья через третьи руки попала к автору украинского бота по поиску жилья “Арендом” Александру Галковскому. Я видел его проект еще до запуска Бро и относился к нему как к конкуренту в другой стране с неплохим продуктом. А Саша просто взял и написал мне, предложив обменяться опытом. Телемост Днепр-Москва прошел на одном дыхании, и после знакомства с Сашей я понял одну вещь:

Прямой конкурент - это не твой враг. Часто это человек, который пытается менять мир в том же направлении, что и ты. Ты не найдешь более мотивированного союзника, чем тот, кто уже делает то, что тебе интересно.

Для меня это стало, пожалуй, главным инсайтом 2020го, и он уже не раз мне пригодился с тех пор.

Я в тот момент искал кофаундера и предложил Саше присоединиться. А Саша, незадолго до этого уволившийся с работы, взял и согласился. Попробовали поработать несколько недель в тестовом режиме — бинго! — все сошлось.

Созвоны 6 дней в неделю в режиме закрытых границ государств

К сожалению, спустя 8 месяцев сверхинтенсивной работы Саша все же решил вернуться в корпоративный мир и развиваться как специалист в другом направлении. Но за это время он успел стать моим другом, принести килотонны пользы и навсегда остаться в истории проекта.

Мы заранее прописали, что у нас будут стандартные для стартапов условия:

  • 4х годичный вестинг - долю в компании получаешь не сразу, а по 1/4 в год на протяжении 4х лет;
  • клифф 1 год - если проработал меньше года, то не получаешь долю в проекте.

Это позволило разойтись на позитивной волне, без обид и дальнейших рисков для компании.

Клифф и вестинг - must have, даже если вы знакомы с кофаундером уже давно. Никто не знает, как сложатся обстоятельства.

Отдельно хочу обратить внимание, что помимо важных для бизнеса правил, есть еще человеческие отношения. И хоть Саша и не проработал год, он внес действительно жирный вклад, долгое время вкалывая без оплаты – все доходы мы реинвестировали в развитие. Поэтому я считаю правильным отблагодарить его лично от себя в случае успеха проекта.

Челябинский ангел

Первая статья собрала 60 тыс. просмотров. Сразу после ее выхода, мне стали писать инвесторы. Несколько месяцев я общался с разными людьми, при этом я не стал выходить вовне – встречался только с теми, кто сам проявил инициативу. Интересно почитать, считаете ли вы такое поведение правильным.

Тогда такой подход позволил потратить гораздо меньше времени на привлечение капитала и больше работать над продуктом. Составить стратегию общения с заинтересованными инвесторами нам здорово помог наш эдвайзор Влад Аюкаев, которого посоветовали мои друзья.

В итоге мы с Сашей остановились на близком нам по духу предпринимателе с Урала. Он написал самым первым и терпеливо дожидался решения. В итоге мы ни разу не пожалели о своем выборе.

В регионах есть много молодых и энергичных инвесторов. Не стоит считать, что сила только в столице и за рубежом.

Как собирать донаты, если ты компания

Чтобы оформить инвестиции и нанимать команду мы открыли ООО.

И сразу первая проблема – коммерческая организация не может получать пожертвования, которые на тот момент составляли львиную долю выручки проекта. ООО может только продавать какие-то товары/услуги. Но что продавать, когда у нас и так все бесплатно? =/

Что ж, запускаем фотосток HomeBro! Теперь пользователи могут купить электронные фотографии, на которых от руки написаны слова благодарности. Налоги уплачены, люди угарают и репостят фотографии в инст – миссия выполнена.

Фоточка стоимостью 300 рублей. Те, у кого в 2021ом году красивый почерк - как вы это делаете??
Чуть более элитный лот за 500р.
Вот такое нам пишут в комментариях к донатам.
Приятно =)

Заметные доработки в поиске жилья

Во-первых, мы много работали над фильтрами:

  • теперь можно искать квартиру вдали от крупных дорог/ЖД путей, а также в пешей доступности до парка;
  • появилась возможность нарисовать на интерактивной карте область поиска, а также искать по названиям районов;
  • можно исключать объявления, где запрещены животные и дети;
  • добавлены фильтры про характеристики здания - от количества этажей до материала;
  • нейросеть определения бабушкиного ремонта стала гораздо точнее, а прямо сейчас учится новым трюкам – например, определять полноценные ванные, кровати и другие объекты на фотографиях.

Квартиры в новостройках бот теперь присылает не отдельными похожими друг на друга объявлениями, а в виде единой карточки жилого комплекса. В ней можно посмотреть информацию про подходящие варианты квартир, а также впоследствии узнавать об изменении цен и появлении новых квартир – это стало возможным благодаря интеграции с порталом Авахо.

Если перейти по ссылочке, то на сайте покажется список подходящих квартир с учетом твоих фильтров в боте.

Мы запустили Бро в СПб, а сейчас к этому городу относится уже добрая треть наших пользователей. Также мы добавили возможность искать по Московской и Ленинградской областям, заодно подключив поиск частных домов – это стало более востребовано в пандемию.

Наконец, мы сделали первые шаги по борьбе с мошенническими объявлениями Теперь Бро оценивает стоимость квартиры с помощью нейросети – учитывает самые разные параметры, в том числе и нашу оценку ремонта. Если цена неадекватно занижена, то бот фильтрует ее из выдачи – это помогает убрать самый очевидный треш. Предстоит еще немало потрудиться, чтобы автоматом отсеивать 99% фейков, ну а пока Бро предупреждает людей об опасностях рынка и рассказывает, как отличить объявления аферистов.

Зачем наш сервис человеку, который уже нашел квартиру?

У человека не бывает задачи в вакууме. Всегда есть либо задача более высокого уровня, либо задачи, которые возникают как следствие уже решенной. Кто еще не знаком с концепцией Jobs to be done – обязательно почитайте.

В феврале у нас появилась мысль сделать продолжение сценария поиска жилья. Решили помочь новоселам знакомиться с интересными людьми на новом месте.

Это был крайне непредсказуемый по выхлопу эксперимент, но он не требовал много времени на реализацию. Были робкие надежды, что проект завирусится - захотеть найти новых приятелей “на районе” теоретически может каждый. Так спустя несколько дней родился наш гиперлокальный “тиндер” с упором на интересное общение в оффлайне – HomeBro People.

За счет собственной аудитории и пиара удалось быстро собрать первые 1000 человек. Но хайпануть не вышло, поэтому и ценности на старте было мало - в радиусе размером 1,5 км находило в среднем всего 3 человека. Какой шанс, что возникнет мэтч? Ответ понятен.

Были сомнения, не стоит ли вовсе убить этот сервис, т.к. после удобного поиска жилья наш довольный пользователь мог зайти в People и не найти никого – так себе послевкусие. Но все же мы оставили сервис зреть и набирать аудиторию из основного бота – времени он почти не отнимал, а при росте аудитории могло получиться что-то хорошее.

Так и произошло – на данный момент вместо 3х профилей соседей Бро находит в среднем уже 15 (в Москве и Питере, в других местах пока совсем мало людей, т.к. боты по поиску жилья там пока не работают). Буквально две недели назад мы с девушкой впервые встретились за обедом с человеком из сервиса, молодым ресторатором. Как у нас, так и у нашего собеседника это был первый опыт знакомства онлайн, который перешел в оффлайн. И это было очень прикольно. Спустя неделю мы закрепили успех, пообедав с разработчицей из Яндекса. Удобно, что не надо никуда ехать – просто вышли и перекусили вместе неподалеку от дома. Буду рад встретиться с кем-то из тех, кто прочел эту статью =)

Запуск поиска авто

В конце лета мы зарелизили поиск автомобилей, причем сразу на всю страну. История совсем свежая, подробнее можно почитать здесь.

MVP зашло, люди уже купили через него десятки машин и рассказывают про бота друзьям. На данный момент доросли до 6000 запущенных поисков.

Мы ожидаем, что запуск нового направления положительно повлияет на сарафанное радио – у наших довольных пользователей не так много друзей, кому прямо сейчас нужно жилье. Чем больше у Бро сценариев поиска, тем больше людей можно “зацепить” своей рекомендацией.

Команда <3

У нас на 100% пандемийная история, люди находятся в разных городах и странах, многие еще не успели увидеть друг друга вживую. У меня был опыт распределенной команды в Яндексе, но все же создавать свою компанию изначально в таком формате было в новинку.

Также некоторые пользователи решили не просто закинуть нам донат, но еще и лично поучаствовать в развитии Бро. У нас есть целая компания ребят из топовых российских IT-компаний, которые по-братски (а местами по-сестрински) помогают нам с проектом, потому что они нашли квартиру в боте и он им понравился. Они участвовали в различных доработках нейросетей, а также ими сделана та самая карта для выбора области поиска.

На фото далеко не все те, кто так или иначе помог проекту, но я хочу сказать огромное спасибо всем, кто стал частью этой истории. Огроменное! Я познакомился с потрясающими людьми и нашел настоящих друзей – этому нет цены.

Что мы имеем на текущий момент

До первого рассказа на vc ботом активно пользовались менее 4х тысяч человек в месяц. Активным пользователем мы называем тех, кто не просто получил объявление от бота, но и открыл хотя бы одну ссылку.

За год число активных пользователей выросло в 12 раз – до 50 тысяч в месяц, а всего в боте запускали поиск уже больше 160 тысяч человек.

Бро приводит трафик на источники - за сентябрь наши пользователи перешли на сайты объявлений более 1 млн раз!

Где деньги?

Во-первых, мы наращиваем количество различных партнерств.

В том числе Бро стал советовать проверенных риэлторов. Да-да, риэлторов.

https://media.makeameme.org/created/you-were-the-5ad4ad.jpg

Для тех, кто уже успел подгореть, поясню: речь идет про агентов, которые работают на стороне съемщика / покупателя жилья. Мы долго думали, что в аренде помощь специалистов особо не нужна, но сами наши пользователи убедили нас, что это не всегда так. Да, бот радикально сокращает время на поиски, и у нас есть пачка статей, которые разжевывают все основные нюансы. Но для самых занятых риэлтор может еще более точно отфильтровать варианты, прозвонить их, проверить, поторговаться, сделать удаленный показ, убедить хозяина в том, что стоит сдать именно тебе и так далее.

Другое дело, что по-настоящему хорошие риэлторы не любят работать в аренде (в продаже недвижки чеки выше), и уж тем более на стороне съемщика (квартиры сдавать намного проще). Поэтому было нетривиально найти крутых спецов, и подобрать условия, которые будут интересны и им, и съемщикам, но теперь механизм заработал.

Во-вторых, мы можем неплохо зарабатывать на рекламе. Ранее мы практически ее не размещали, только небольшие супернативные партнерские интеграции. В формате бота можно делать прикольные интерактивные форматы – мини-игры, обработку текста и изображений и тд. К тому же, в отличие от обычных телеграм-каналов, наша активная аудитория очень быстро обновляется – люди находят жилье и им на замену приходят новые.

Сейчас в телеграм-каналах по теме недвижимости посты стоят по 3000-5000 руб. за тысячу просмотров. На текущей аудитории мы уже можем выдавать по 40+ тысяч просмотров, и это еще далеко не предел. Выглядит интересно, но, разумеется, надо серьезно подходить к выбору рекламодателей и не перебарщивать с частотой размещений.

Планы

В ближайший год планируем поработать над качеством двух текущих сценариев поиска – жилье и авто, как следует закрепиться на рынке России и вырасти на нем не менее, чем в 5 раз. Собираемся расширить географию поиска жилья за пределы Москвы и СПб – если вы хотите Бро в своем городе, пожалуйста, напишите в комментариях, в каком.

Параллельно мы уже начали эксперименты с ботом за рубежом.

До середины ноября мы планируем закрыть второй раунд инвестиций.

В заключение

Ищите себя, занимайтесь творчеством в самом широком смысле этого слова, а унылую рутину оставьте электронным друзьям =) Мы сделали единую точку входа ко всем возможностям HomeBro – вот ссылка, пользуйтесь и делитесь впечатлениями.

0
166 комментариев
Написать комментарий...
Лия Перова

Хочется чтобы бот заработал и в Геленджике, Балаклаве, Евпатории, Судаке.

Ответить
Развернуть ветку
Eugene Che

Странный набор населенных пунктов ) особенно Балаклава

Ответить
Развернуть ветку
163 комментария
Раскрывать всегда