{"id":13800,"url":"\/distributions\/13800\/click?bit=1&hash=494bcf8595527c8c9e734d9291ef1b1692fb7de6e7f241fd1532d02dbe17011c","title":"\u041b\u0430\u0439\u0444\u0445\u0430\u043a\u0438 \u0434\u043b\u044f \u0442\u043e\u0440\u0433\u043e\u0432\u043b\u0438 \u043d\u0430 \u00ab\u041c\u0430\u0440\u043a\u0435\u0442\u0435\u00bb ","buttonText":"\u0423\u0437\u043d\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"fb0a50bc-0a7b-535f-b137-b58b2208d639","isPaidAndBannersEnabled":false}

«Особый взгляд»: как сделать цифровую среду по-настоящему инклюзивной?

Вопрос цифровой доступности для людей с ограниченными возможностями по зрению стал особенно важным во время пандемии. Когда все сервисы и товары получить можно было только онлайн, слабовидящие и незрячие люди могли бы оказаться отрезанными от социальной жизни. В адаптации к новым диджитал-условиям им помогает федеральная программа «Особый взгляд» благотворительного фонда Алишера Усманова «Искусство, наука и спорт». Руководитель программы Ксения Дмитриева рассказала о том, как «Особый взгляд» поддерживает людей с инвалидностью по зрению, как помогает делать общественную среду более инклюзивной и кто работает над такими решениями.

«Особый взгляд» – единственная в России благотворительная программа, которая предлагает людям с инвалидностью по зрению актуальные сервисные решения для самореализации, развития и интеграции в общество и занимается комплексным развитием инклюзии и доступной среды для незрячих людей в области культуры.

Ксения Дмитриева, руководитель программы «Особый взгляд»

Цифровая доступность для людей с ограниченными возможностями: какие основные проблемы существуют сегодня?

Как незрячие пользуются компьютерами и телефонами? В этом помогают программы экранного доступа. В некоторых операционных системах они предустановлены с основными программами, в некоторых требуют отдельного скачивания. Однако эти программы помогают ровно до тех пор, пока не сталкиваются с проблемами отсутствия адаптации на сайтах и приложениях. Они помогают считывать исключительно то, что прописано разработчиками. Если на сайте есть «слепые зоны», например, неподписанные с помощью функции ALT изображения и другие медиаматериалы, если есть CAPTCHA без аудиального функционала, когда код можно прослушать и ввести, возникают проблемы.

Но без некоторых сервисов можно обойтись, тогда как недоступность других становится критичной. Например, если невозможно ввести банковские данные, оплатить покупку в интернет-магазине и маркетплейсе, это значит, что слепой человек лишается возможности самостоятельно пользоваться сервисом компании. Для бизнеса это, кстати, значит, что он теряет клиента. А по данным коллег из отрасли, незрячий клиент приносит бизнесу ровно столько же денег, сколько и человек без инвалидностью. Мы стараемся доносить эти знания до компаний, с которыми сталкиваемся.

Работа «Особого взгляда»: как вы помогаете сделать диджитал более доступным?

У нас есть два направления. Первое – это абилитация. Мы помогаем незрячим людям выработать полезные навыки для жизни, чтобы быть конкурентоспособными на рынке труда. В том числе два наших специализированных курса посвящены компьютерной грамотности, где мы обучаем людей со слабым зрением использовать ноутбук и другие мобильные устройства. Преподаватели – также незрячие люди, которые уже прошли обучение. Есть очень показательные истории, когда наши подопечные смогли пройти программу и монетизировать полученные знания.

Второе направление – это адаптация культурной среды. То есть мы работаем над доступностью культурных институтов для незрячих людей, выделяем гранты, помогаем формировать инклюзивную среду внутри музеев, галерей, театров. Также мы сами проводим фестиваль социального театра «Особый взгляд».

Кроме того, время от времени мы реализуем спецпроекты. Одним из них стало исследование по доступности сайтов, проведенное в самый разгар пандемии в 2020 году, целью которого было обратить внимание на то, с какими проблемами сталкиваются слепые люди в it-пространстве.

Ваш проект – исследование доступности сервисов для незрячих людей – такой же спецпроект? Расскажите поподробнее о методологии и реализации.

Мы проводили данное исследование в партнерстве с инклюзивным проектом Everland. Оно охватило 75 сервисов из самых разных сфер. Это банки, доставка, такси, сайты, где можно купить билеты транспортных компаний и другие сервисы, востребованные людьми в России.

Всего мы проанализировали около 200 сайтов и приложений – все цифровые версии того или иного сервиса, включая мобильные версии сайтов и мобильные приложения.

Дело в том, что различные версии одного сервиса могут быть на разном уровне по доступности для незрячих людей.

Исследование «Особого взгляда» проводилось на основе методологии, разработанной компанией Everland. В нем принимали обученные в этой компании незрячие люди, которые тестировали разные пользовательские сценарии. Руководителем направления тоже был незрячий человек. Важным критерием было то, что данные сценарии должны были быть похожи на использование человеком, который не является продвинутым пользователем.

Клиенты Everland – это крупные компании, которые стремятся сделать свои сервисы доступными и удобными в использовании для всех. Какое-то время мы консультировали клиентов в частном порядке, но в 2018-м году разработали собственную методологию по оценке цифровой доступности для людей с инвалидностью. Эти правила мы и положили в основу исследования.

Елена Мартынова, Cооснователь Everland

Какое влияние оказало ваше исследование?

Многие компании обратились за консультационными услугами – как к нам, так и к Everland. Сейчас, например, мы помогаем одному из сервисов партнеров нашего холдинга – Мегафону. Насколько мне известно, у Everland, как у непосредственно исполнителя таких услуг, тоже выросло количество заказчиков. Если говорить о влиянии, здорово, что большее количество компаний начали понимать, что адаптация, это не разовая акция, адаптация должна быть частью стратегии. Случается, что компания вносит правки в работу текущей версии сайта, мобильного приложения, но не учитывает, что также необходимо вкладываться в его обновленную версию и продолжать поддерживать работу сервисов на должном уровне.

В исследовании мы учитывали конкретные уязвимости в работе сервиса – и оценивали целиком, может ли быть оказана услуга. Например, даже если пользователь смог зайти в личный кабинет магазина, выбрать товар и положить его в корзину, однако на этапе оплаты либо доставки возникают проблемы – значит, сервис не работает, услуга не оказана. В оценке учитывалась возможность пройти весь пользовательский путь, причем пройти его должен был незрячий человек, который не обладает особенными навыками, без специального опыта пользования симуляторами и другими дополнительными устройствами.

Елена Мартынова, Cооснователь Everland

Кто те специалисты, которые помогают доработать сайты и приложения для лучшей адаптивности?

Заниматься адаптацией сервиса могут как дополнительные специалисты, так и сами разработчики. Второй путь кажется сейчас более продуктивным, так как оптимизирует время сотрудников и включают принципы доступности в непосредственную работу программистов. Если же люди в команде не владеют знаниями, можно привлечь незрячих тестировщиков, которые посмотрят продукт с помощью автоматизированных программ и вручную, после чего разработчики получат серию рекомендаций по изменениям, которые необходимо внести.

Опыт России и зарубежья: в чем разница наших подходов к вопросу цифровой доступности?

Самая большая сложность в том, что в России нормативно-правовые документы, касающиеся доступности сайтов носят пока рекомендательный характер. То есть рекомендации для компаний есть, но нет систем оценки, нет регулирующих организаций и т.д. В Европе с этим лучше. Существует конвенция ООН о правах инвалидов, в которой говорится: объекты и информационные ресурсы должны быть адаптированы и доступны людям с различными нозологиями. Когда эта конвенция вступила в силу, сразу же была создана организация The Global Initiative for Inclusive ICTs. Она занимается развитием цифровой доступности на международном рынке, в том числе разработкой документов. Тем не менее динамика положительная со всех сторон: появляется все больше специалистов, кто владеет темой, тает лед в среде разработчиков, руководителей по устойчивому развитию компаний, которые могут влиять на изменения. Мы верим, что несмотря на сложности, постепенно доступность цифровых сервисов станет не исключением, а естественной нормой жизни.

0
Комментарии
Читать все 0 комментариев
null