{"id":13466,"url":"\/distributions\/13466\/click?bit=1&hash=891d339b00b86120568ea8e4296ded112a42876a976e2fd335004400f35cbd30","title":"\u0427\u0442\u043e \u0441\u043c\u043e\u0442\u0440\u044f\u0442, \u0447\u0438\u0442\u0430\u044e\u0442 \u0438 \u043a\u0443\u0434\u0430 \u0445\u043e\u0434\u044f\u0442 \u0432\u0430\u0448\u0438 \u043a\u043b\u0438\u0435\u043d\u0442\u044b?","buttonText":"\u0423\u0437\u043d\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"24bb823c-c595-5fc8-be0f-fba9e89237c2","isPaidAndBannersEnabled":false}

Программистов даже в аренду сдают, однако всё ещё не хватает 500 000 разработчиков. Пора менять рынок аутстафа в России?

Привет! Наша команда делает аутсорс-проекты силами 200+ штатных программистов и запускает внутренние стартапы. Сегодня я хочу рассказать вам о нашем новом проекте AtStaff, который взорвёт рынок аутстафа программистов.

Минцифры РФ сообщает, что сейчас нехватка кадров в российской IT-индустрии составляет от 500 тысяч до 1 миллиона человек, и эта цифра может чуть ли не удвоиться в ближайшее 5-6 лет. Корпорации, кажется, скоро уже готовы будут присматриваться не то что к студентам, а к старшеклассникам. Серьезно: компании готовы брать просто всех подряд, начиная с уровня middle.

Локдаун, “бессрочные выходные” и коронавирусные реалии стерли границы. Массовый тренд на работу по удаленке перевернул рынок труда, особенно в IT-индустрии. Теперь программист из Пензы или Барнаула может устроиться в московскую или зарубежную компанию.

Найм штатного сотрудника стал крайне сложным, долгим и дорогостоящим процессом. Региональные компании потеряли возможность забирать себе профессиональных программистов из-за локальной близости и невозможности или нежелания тех переезжать в Москву или даже в Европу.

Битва за сотрудника идет всех против всех. Батл Рояль буквально какой-то. Если вам меньше 18 лет, вы наверняка знаете, что это такое.

Что сейчас спасает компании от “кадрового голода”?

Во многих странах решать эту проблему помогает аутстаффинг. Простым языком - это набор дополнительного персонала вне основного штата. Программист работает на компанию-заказчика, а оформлен в аутстаф-компании.

Сейчас рынок в IT-индустрии настолько дефицитен, что условия для специалистов, набранных при помощи аутстафа, практически ничем не отличаются от условий для штатных специалистов.

Банки и корпорации по всему миру при помощи этого способа нанимают себе целые команды разработчиков, которые выходят на проект за считанные дни. Для программистов аутстаф - это способ набраться опыта работы в крупных компаниях с крутыми проектами.

Важно понимать, что крупные компании не пытаются при помощи аутстаффинга сэкономить свои бюджеты. Напротив, они готовы платить арендным специалистам, как штатным, и даже больше, если работник действительно того стоит.

Короче: аутстаф решает задачу - закрывает потребность в квалифицированном сотруднике здесь и прямо сейчас. Через 3 дня выход на проект - звучит неплохо?

Это уже не найм людей “в слепую”, а целенаправленный отбор проверенных кандидатов, которых можно подключить к работе с проектом в кратчайшие сроки, нежели это происходит в стандартной процедуре поиска штатного сотрудника.

Аутстаф в мире

Аутстаф как услуга родом из США семидесятых.

Однако мировые практики аутстафа долго добираются до России. Во многих странах успешно работают специальные платформы наемного труда, на которых компании без огромных выплат посредникам могут подобрать себе нужных программистов.

Основана в 2018 в США, привлекла более $63 млн финансирования. Платформа объединяет свыше 150 тысяч наемных сотрудников из 10 тысяч городов. В 2020 году был резкий скачок популярности ресурса, выручка выросла в 17 раз с $700 тысяч до $12 млн.

Основана в 2014 году в США. Специализируется больше на жителях Африки, которые получают на платформе нереально большие для региона деньги. Каждый год сообщают о новых крупных инвестициях в их проект, последняя месяц назад на $200 млн.

Горячий рынок, правда? Вот и мы подумали об этом же.

Аутстаф в России

В России такие платформы только появляются. Однако российские площадки функционируют и развиваются по схеме маркетплейсов, которые получают в распоряжение базу свободных рук и работают с ней, подыскивая клиентов.

Живут такие маркетплейсы за счет комиссии с успешных сделок. Получается аутстаф-матрешка: маркетплейсы пристраивают свободных сотрудников аутстаф-организаций. Так себе бизнес-модель с точки зрения заказчиков.

Аутстаффинг - допинг?

Да, аутстаффинг решает здесь и сейчас кадровые проблемы предприятий, помогает оперативно в реализации того или иного проекта.

Но все ли так прекрасно? Найм сотрудника, будь то в штат или посредством аутстаффинга - это в любом случае трата времени команды, денег на подбор, ресурсов на адаптацию в проекте. Поиск разработчика в штат сейчас может занять до 6 месяцев! Расходы на собеседования, рекрутеров, ошибки найма и прочее лучше даже не считать...

С другой стороны, аутстаф позволяет получить разработчика в команду за несколько дней.

Хотя в договорах прописан запрет хантинга, но сердцу не прикажешь. Или сам программист уходит к клиенту (со скандалами или без) или клиент, которого не хочется терять, продавливает свое желание забрать человека в штат (за деньги или бесплатно).

Приводим цитаты крупных игроков российского рынка аутстафа:

Выкупаем в штат сотрудника, либо параллельно ищем человека на постоянку, если длинный проект и нужно сохранить компетенции. Аутстафом закрываем текущие проблемы, но потом по-хорошему бы в штат его зачислить.

Дмитрий
Девелоперская компания

До 10% наших программистов пытаются хантить. Это каждый раз боль. Пробовали заранее договариваться с клиентом. Для каких-то проектов нужно только инхаус (из-за безопасности). Хантят, конечно крутых программистов - клиентам нужна топовая экспертиза.

Андрей
Интеграторская компания

Берем аутстаф до года, потом заменяем штатным. Или договариваемся с разработчиком, чтобы перешел к нам.

Руслан
Маркетплейс

Такая ситуация предсказуемо приводит к конфликтам: портятся отношения, начинаются претензии и суды. И всем на рынке казалось, что решения нет: просто так устроен аутстаф.

А еще аутстаффинг сравнивают с допингом, который может решить проблему быстро, но это не панацея. Основная проблема - потеря компетенций разработчика при разрыве контракта (неважно, по какой причине).

Наше решение

А что если разработчиков, которые понравились заказчику, “продавать” за разумную цену? При согласии самого разработчика, разумеется.

Оффер для разработчиков: качайте компетенции и пробуйте разные компании.

Оффер для компаний: нанимайте аутстаф разработчиков с правом выкупа.

В чем плюсы:

  1. Все разработчики находятся в штате AtStaff и прошли отбор по стандартам, которые мы разрабатывали у себя на протяжении 11 лет работы с международными заказчиками.

  2. Выкуп доступен после трех месяцев аренды и рассчитывается как средняя стоимость за прошедшие месяцы умножить на коэффициент выкупа. Чем больше срок аренды, тем дешевле будет выкуп.

  3. В AtStaff арендовать специалиста можно не менее, чем на 3 месяца. Это минимальный срок, за который вы сможете полноценно познакомиться с разработчиком и оценить его продуктивность, а разработчик сможет погрузиться в культуру компании и продукт, чтобы по-настоящему стать частью команды.

По ссылке подробнее о нашем проекте.

Что думаете насчет такой услуги?

Сколько времени вы тратите на найм одного разработчика?

Пользуетесь ли арендой айтишников?

Не слишком режут глаза термины “выкуп” и "аренда"?

0
224 комментария
Написать комментарий...
Alex Chernyshev

'нехватка кадров в российской IT-индустрии составляет от 500 тысяч до 1 миллиона человек'
'аутстафф'

Это шутка юмора такая? Аутстафф это фактически отложенный рекрутинг для чужой компании: в РФ нет законов запрещающих перетягивание чужих сотрудников, при этом в случае долгосрочных работ и больших проектов - штатный сотрудник будет всегда дешевле.
Поэтому любой нормальный сотрудник отданный в аутстафф очень скоро перестает быть вашим сотрудником.

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Вокуев
Автор

Да, в этом вся боль этого бизнеса.
Хочется сделать это перетягивание культурным и полезным для всех сторон.
Сейчас это - каждый раз драма.

Ответить
Развернуть ветку
Alex Chernyshev

Мда, дочитал таки вашу статью до конца - оказывается у вас проект 'маркетплейс' для программистов )

'А что если разработчиков, которые понравились заказчику, “продавать” за разумную цену?'
Сутенерство для программистов, браво! Доп.услуги сразу включайте в прайс.
А если серьезно то изучите историю Люксофта, с чего они начали и к чему пришли. Текущая модель у них это как раз аутстафф но проблему с перетягиванием они решили набором методов:
1) у них зп выше рынка, те 'нищебродские' заказчики вроде стартапов перетянуть не смогут просто по деньгам
2) у них договора по английскому праву, через юрлица вне РФ, где ответственность за хантинг и переманивание действительно серьезная.
3) они работают на западные компании, самостоятельно перевозя людей из РФ с кабальным контрактом. Те аутстафф идет в какой-нибудь банк, в офисе которого сотрудники и сидят, но устроиться в банк напрямую они не могут даже если менеджмент возжелает - сразу встает проблема с визой.

Все это в сумме и дает им работать и процветать. В РФ такое сделать не получится.

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Вокуев
Автор

Маркетплейсы на рынке РФ уже есть.
Они работают по агентскому принципу,
между аутстафф-компаниями со свободными программистами
и клиентами своего маркетплейса.
Удобство клиентов в едином договоре с платформой и доступом к ресурсам многих аутстаф-компаний.
AtStaff оперирует собственным штатом, пока без привлечения партнёров.

Термин "сутенерство" считаю некорректным.

Ответить
Развернуть ветку
Alex Chernyshev

Не очень понял про свободных программистов: обычно у аутсорсера в наличии ну один-два человека, чаще всего еще и с отсрочкой в пару недель для выхода на проект. Всех остальных по-сути хантят под проект на свободном рынке.
И договор из серии 'обязуемся найти и вывести х человек в течение y месяцев'.
Да, в том же люксе есть внутренняя биржа, есть партнеры - те у них ситуация 'клиент пришел и попросил 100 программистов' гарантированно закрыта.
Но полагаю это не ваш вариант.

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Вокуев
Автор

Есть много аутстаф компаний с довольно крупным штатом.
И там "бенч"/скамейка запасных может состоять из нескольких десятков людей в моменте. А то и больше.
Тут как раз и вступают в дело маркетплейсы.
Или еще более крупные компании-партнёры, готовые перепродать специалистов своим заказчикам.

Ответить
Развернуть ветку
Alex Chernyshev

То что вы описали это скорее про Украину с Белоруссией, где ИТ-компании массово работают на западных заказчиков. В РФ таких компаний ну 10-20, не больше, все они так или иначе имеют проекты в госсекторе, фактически резиновые, куда и загоняются 'неиспользуемые'.

Ответить
Развернуть ветку
Читать все 224 комментария
null