{"id":14276,"url":"\/distributions\/14276\/click?bit=1&hash=721b78297d313f451e61a17537482715c74771bae8c8ce438ed30c5ac3bb4196","title":"\u0418\u043d\u0432\u0435\u0441\u0442\u0438\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u0432 \u043b\u044e\u0431\u043e\u0439 \u0442\u043e\u0432\u0430\u0440 \u0438\u043b\u0438 \u0443\u0441\u043b\u0443\u0433\u0443 \u0431\u0435\u0437 \u0431\u0438\u0440\u0436\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

Проект «Циклы» и первый курс лекций о Делёзе: как Сигнум над ним работал и что получилось

Привет! Меня зовут Александра Лоскот, и я редактор лектория Сигнум. Мы создали проект «Циклы», который предполагает продолжительный курс лекций на определенную тему. Первым таким опытом стал цикл Максимилиана Неаполитанского «Почему Делёз не писал романы?». Расскажу, как проходила подготовка, сами лекции и почему это важно.

Composition with Circle and Circle Segments Sophie Taeuber-Arp

Начало

«Почему Делёз не писал романы» — первый проект, который ознаменовал запуск нового раздела в рамках «Сигнум» — циклы лекций. Такой формат, хоть и использовался у нас ранее для курсов по иностранным языкам и ридинг-групп, был необычным для нашей площадки: вместо единичных трансляций на смежные темы он предполагает серию, в которой выступления объединены общей проблематикой и логически связаны между собой.

Чтобы обеспечить обмен мнениями, соответствующими материалами и дать возможность людям лучше разобраться в вопросе, мы приняли решение для каждого курса создавать отдельный чат, где участники могли бы поддерживать общение. Кстати, было невероятно приятно видеть, что даже через полгода после окончания курса «Почему Делёз не писал романы?» переписка в беседе активно продолжалась — слушателям было действительно интересно! А это — главный показатель качества лекций.

В «Циклах» лектор может затронуть куда больший объем информации, а слушатели — глубже ознакомиться с темой.

Когда работа над курсом только начиналась, конечно, у нас возникали различные трудности: например, однажды из-за изменения в названиях тем пришлось в экстренном темпе менять все подписи на картинках (отдельная благодарность за оперативность и качество работы дизайнерке, работавшей тогда над этим проектом — Яне). Красивые абстрактные изображения, созданные для оформления постов, и черно-белые фотографии Делёза до сих пор хранятся у меня в отдельной папке на компьютере — настолько понравились.

Зачем нужен Делёз сейчас?

Жиль Делёз (1925–1995) — французский философ, создавший множество интересных концептов, описывающих современный мир и его устройство, он показал подводные течения мысли, исподволь влияющие на жизнь человека. Однако неподготовленному читателю может быть трудно усвоить суть этих понятий, поэтому так важно было попытаться объяснить их.

Надо сказать, что цикл о Делёзе действительно пользовался большой популярностью. С чем это связано? Свою роль сыграли актуальность и значимость темы, а также, безусловно, прекрасная подача лектора Максимилиана Неаполитанского, независимого исследователя при Институте философии СПбГУ. Он создал свой собственный курс, призванный «познакомить читателя широкого круга с идеями и концепциями автора, синтезировавшего философию, литературу и повседневную жизнь».

Делёз широко представлен в академических кругах, однако плохо доступен широкому кругу читателей (с одной стороны, работы философа имеют высокий уровень сложности, а с другой — не часто переиздаются, становясь букинистической редкостью). Помимо этого, в пространстве интернета нет ни одного курса лекций, посвященного непосредственно философии Делёза.

Максимилиан Неаполитанский, Автор курса Сигнум о Делёзе, независимый исследователь при Институте философии СПбГУ

Содержание курса

Слушатели познакомились с базовыми понятиями именитого французского мыслителя, а также узнали о его личности и влиянии на мировую философию. Ведь если и в самом деле «наш век можно назвать веком Делёза», эти концепции невозможно оставить без внимания не только в академических кругах, но и в общем поле культурной жизни. «Концепт», «ризома», «машина желаний» уже прочно закрепились в истории мысли, эти слова наверняка слышал каждый — но вот что они означают и какой удивительный философский мир за ними стоит? Максимилиан Неаполитанский сумел так построить свой рассказ, что и люди, которые не являются профессиональными философами, и те, кто имеют профильное образование, смогли найти для себя что-то интересное. А мы всей незадолго до этого созданной отдельной командой радовались, что можем стать сопричастными чему-то настолько крутому.

В каждой из лекций разбирались культовые работы французского философа, хронологически воссоздавая порядок их написания. Начав с малоизвестного раннего «Описания женщины», Максимилиан Неаполитанский перешел к «Различию и повторению», «Логике смысла» и, конечно же, «Капитализму и шизофрении». Последняя работа стала кульминацией всего курса. Ее лектор назвал не иначе, как «производственным романом». Последняя же лекция посвящена знаменитому «Алфавиту» — интервью Делёза, где он в свободной манере рассуждает на разные темы.

Такое доступное изложение важнейших философских произведений позволяет, как мы думаем, приобщиться к современной мысли, разрушая терминологический, языковой барьер между академической философией и «разговорным философствованием» — все так же в стиле самого Делёза, создавшего свой уникальный жанр «философского романа».

Хотите помочь Сигнум развиваться? Это легко сделать: вы можете отправить нам донат. Ваша помощь помогает нам становиться лучше, интереснее и просто существовать. Сделать это можно здесь.

Другие статьи автора:

0
7 комментариев
Написать комментарий...
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
4 комментария
Раскрывать всегда