Таймлайн: «Алёна»

Голосовой виртуальный помощник для вызова такси.

Запуск

Рынок заказа такси за последние годы сильно изменился. Вместе с классическими диспетчерскими службами заказа такси уже существует множество высокотехнологичных сервисов вызова автомобиля через приложение. Конкуренция на рынке пассажирских перевозок чрезвычайно высока. На данный момент вступить в борьбу с лидерами рынка без оригинальной идеи практически невозможно.

Современные технологии делают доступными новые способы заказа автомобиля по телефону. Развитие систем искусственного интеллекта, синтеза и распознавания речи, а также методов обработки естественного языка позволяют автоматизировать обработку телефонных звонков. Такой подход позволяет значительно снизить затраты на содержание колл-центров для сервисов заказа такси и получить значительное конкурентное преимущество.

Почему именно телефон. Хотя сейчас почти все сервисы имеют свои приложения, люди не спешат отказываться от голосовой связи и по-прежнему вызывают авто по телефону. До сих пор основная часть заказов такси в России — это звонки от пассажиров. С этим фактом связана глобальная проблема крупных сервисов, ориентированных только на приложение.

Они просто не могут бороться за этот сегмент пассажиров, так как для них он остаётся невидим. Классические диспетчерские службы избавлены от этой проблемы. Но для обработки входящих звонков они вынуждены содержать огромные колл-центры с тысячами операторов. Это влечёт за собой большие расходы и увеличивает цену поездки.

Продукт

Около двух лет назад у нашей команды родилась идея автоматизации заказа такси по телефону. Одним из главных сомнений было то, что люди не будут разговаривать с роботом. Для проверки этой гипотезы был разработан небольшой тестовый сервис. Как показала практика, сомнения были напрасны.

Только после этого мы приступили к разработке основной функциональности. На первом этапе мы решили стартовать в крупном городе (с населением 500 тысяч человек). В течение нескольких месяцев мы изучали рынок, тестировали диалоги, организовывали рекламную кампанию, набирали водителей, разрабатывали программное обеспечение.

После запуска стало ясно, что в условиях конкуренции в больших городах нам не хватает финансовых ресурсов для дальнейшего развития. Поэтому мы запустились на менее конкурентном и затратном рынке. Выбор пал на районный центр с населением 35 тысяч человек. После большого города пришлось изменить бизнес-процессы и доработать программное обеспечение.

На это у нас ушло около двух месяцев. Запуск прошёл успешно, и буквально через три месяца сервис вышел в лидеры по количеству заказов. Как оказалось, даже в небольших городах, где жители далеки от высоких технологий, люди нормально воспринимают общение с роботом и не придают этому большого значения. Главное для большинства — это цена и приемлемое качество поездки.

Команда

В разработке сервиса участвуют шесть человек. Это число непостоянно, так как приходится перераспределять ресурсы на другие проекты. Как и в любом небольшом стартапе, у нас нет жёсткого разделения по специализации. Развитием и продвижением мы занимаемся сами.

Продвижение

Были выявлены основные источники продвижения. Как оказалось, в маленьком городе их не так много, что хорошо и плохо одновременно. С одной стороны, меньше затрат, с другой — сложно быстро сделать масштабную рекламную акцию. Основные каналы: группы в соцсетях, контекстная реклама, реклама на асфальте, баннеры, радио и сарафанное радио.

Монетизация

Изначально монетизации не было совсем, и это был большой промах. Первое время водители ездили бесплатно, а мы платили операторам связи, сервисам синтеза и распознавания речи за хостинг и прочее. Когда стало ясно, что сервис работает, мы ввели монетизацию. Не стали вводить процент за заказы, а ввели смены и фиксированную оплату за них.

Метрики в динамике

Работаем в двух городах. Сейчас уже совершено более 50 тысяч поездок. Более 15 тысяч зарегистрированных пассажиров. Средний чек — сто рублей.

Планы

Показательно, что лидеры рынка заказа такси делали и делают попытки внедрить автоматический приём заказа по телефону. Сейчас мы взаимодействуем с некоторыми из них и с уверенностью можем говорить об актуальности такого подхода. Для крупных диспетчерских служб это возможность уменьшить огромные расходы на содержание операторов.

Для сервисов с приложением это шанс привлечь новых клиентов. У нас большие планы на будущее. Сервис «Алёна» благодаря уникальной модели приёма заказа позволяет быстро запускаться в небольших городах, где основной источник заказов — это телефонные звонки.

Сервис растёт медленно. По этой причине одной из главных задач для нас является поиск партнёров для ускорения роста. Мы надеемся достичь масштабов страны, и в каждом небольшом городе будет виртуальный помощник для поездок по городу «Алёна».

Прогноз

Вы тоже можете рассказать о своём проекте, как автор этого материала. Соберите побольше информации — и публикуйте материал в подсайте «Трибуна».
0
40 комментариев
Написать комментарий...

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Евгений Фигаровский

Да нормальная тема. Штаты во всю Алексу юзают. А тут видимо соревнуются в разработке названий Алё на! А лиса А ёожик.

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Александр Митрошкин
Автор

Просто было выбрано красивое русское имя, считайте это любовью к родине.

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Александр Митрошкин
Автор

придраться можно к любому названию и к любому лого, если есть желание придраться.

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Максим Шпилёв

От Алисы

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Василий Мельник

Миниатюра "У Сталина":
-Чё сидите, на?
-Устали, на!
КВН, Уральские пельмени.

Ответить
Развернуть ветку
Александр Кожевников

Что-то мне подсказывает, что тупят страшно люди при заказе роботом. В субботу вечером, в маленьком городке местный абориген наврядли скажет что-то членораздельное при звонке по телефону😀

Ответить
Развернуть ветку
Andrey Stepanov

Голосовые помощники это будущее. Люди всегда тупят, на то они и люди.

Ответить
Развернуть ветку
Sergey Pyatkov

Где именно это применимо?

Странно в 2018 году, вызывать такси голосом, учитывая что даже в маленьких городах есть приложения для вызова со скидками и большими парками автомобилей.%)

Ответить
Развернуть ветку
Александр Митрошкин
Автор

Яндекс такси запускают прием заказов по телефону

Ответить
Развернуть ветку
Sergey Pyatkov

Зачем?

Ответить
Развернуть ветку
Александр Казанский

Затем такси Везет, Максим или Сатурн(сейчас они объеденились) по отдельности крупнее Яндекса, за счет как раз таки заказов через диспетчера.

Ответить
Развернуть ветку
Александр Митрошкин
Автор

Затем что это деньги и борьба в конкурентом Fasten. Все деньги в сфере такси не там где приложения а там где заказы по телефону.

Ответить
Развернуть ветку
Serge Arsentiev

Cамый большой облом при звонке по телефону, когда думаешь что говоришь с живым человеком, а тебе подсовывают робота :(
С Ростелекомом (куда звонил раз в 3-4 месяца) постоянно так попадал - и не остановить и не переключить стандартные формулы, приходилось орать на разные голоса "Оператор! Опэратыр! Опиратор! Аператыр!" ... иногда вспоминал что можно 0 нажать, иногда нет

Ответить
Развернуть ветку
Александр Казанский

Крым***

Ответить
Развернуть ветку
Alexander Yuzefovich

Здорово, что вы играете на поведенческих привычках – звонить по телефону и заказывать услуги голосом. Интересно, как это будет работать на рынках, где уже прижилась культура заказа такси через приложение, хотя предположу, что и в Москве этот канал привлечения будет востребован.

А есть где-то демо вашего продукта? Интересно в частности послушать качество синтеза голоса.

Ответить
Развернуть ветку
Александр Митрошкин
Автор

Есть хорошая статья на rb по оценке рынка такси https://rb.ru/story/taxi-market
Вообще приложения на этом рынке занимают порядка 20% если не меньше, все остальное это заказы через телефон. Все крупные игроки основанные на приложения уже дано это поняли и внедряют заказы по телефону и смотрят в сторону автоматизации этого метода. Например Яндекс.Такси, Gett, Uber итд все они уже либо внедрили заказ по телефону либо внедряют.
Синтез голоса мы используем от ЦРТ. Если вам интересно могу прислать боевой номер в личку.

Ответить
Развернуть ветку
Alexander Yuzefovich

Круто, не знал, что приложения не так эффективны, как казалось. Значит, традиционное общение не так безнадёжно :) Номер – с удовольствием, интересно послушать, как это работает!

Ответить
Развернуть ветку
Александр Митрошкин
Автор

Вверху есть ссылка на сайт проекта, там есть телефоны :)

Ответить
Развернуть ветку
Ted Halton

раньше был диспетчер на телефоне у таксопарков. принимал заказы, понимал едва похожие на речь заказы. но все это ушло, потому что проще оказалось в телефоне ткнуть несколько раз и не нужно по буквам разъяснять куда ты хочешь поехать. перспективность такого ассистента на данном этапе, как мне кажется, весьма слабая. технологии осмысления речи еще не достаточно развиты. все сведется в игру "угадайка" - какие наборы слов такой ассистент будет в состоянии "понять".

Ответить
Развернуть ветку
Александр Митрошкин
Автор

Есть объективные оыенки рынка такси, 80% заказов делается по телефону. Если брать россии за мкадом то там вообще 90%. Поэтому даже Яндекс с его приложением вводит заказ по телефону.

Ответить
Развернуть ветку
Ted Halton

видимо я оторвался от реальности своим прогрессивным мышлением :)

Ответить
Развернуть ветку
Александр Казанский

Думал что нажать, взлетит или не взлетит? В итоге считаю, что взлетит, но не в том виде в котором его реализуют. Рынок такси поделен и влезть нереально. Но можно создать продукт на продажу, тому же fasten к примеру, и вот тогда я думаю проект полетит.

Ответить
Развернуть ветку
Александр Митрошкин
Автор

Конкуренция высока, поэтому мы рассматриваем города до 300 тыс, где гораздо проще развить свою службу. Переговоры с лиджерами рынка мы так же ведем и возможно будем работать с ними в крупных городах.

Ответить
Развернуть ветку
Александр Казанский

Хорошая идея.Единственное даже в мелких городах нужны деньги на продвижение. А вообще советую обратить внимание на Крыс. Там проблема с такси, Если интересно могу про рынок подробнее рассказать.

Ответить
Развернуть ветку
Виктория Милюкова

Помоему интересный проект

Ответить
Развернуть ветку
onepositive

ну чет я хз.

Ответить
Развернуть ветку
Mikhail Erman

А зачем делать свой сервис такси? Почему не продавать софт в существующие таксопарки, это же им затраты на колл-центр должно сократить?

Ответить
Развернуть ветку
Александр Митрошкин
Автор

Технология очень нова для рынка и никто не знает как именно ее делать. Платить за эксперименты никто не будет, лучший способ самостоятельно развить сервис. Это выгодно и с экономической и с технической точки зрения. А переговоры с лидерами рынка такси мы уже ведем и параллельно развиваем свою службу.

Ответить
Развернуть ветку
Mikhail Erman

Ничего не понял из ответа, если честно:) Вы умеете классно распознавать голосовые сообщения для заказа такси, но в других аспектах такси-бизнеса вы не особо разбираетесь. Рынок такси сейчас консолидирован и война идет за клиентов путем маркетинговых вливаний, которые вы скорее всего не осилите.
Я бы рекомендовал даже не со службами такси говорить, а с системными интеграторами и вендорами, которые для них софт делают.

Ответить
Развернуть ветку
Александр Митрошкин
Автор

Если брать рынок городов до 300 тыс населения то там нет крупных игроков и уровень автоматизации крайне низок. И занять его это наш план, конкурировать с лидерами в больших городах мы на данный момент не собираемся.
Занять этот рынок с приложением невозможно, а автоматизация приема звонка это верный путь для быстрого масштабирования.
Если говорить про крупные сервисы, то они сами для себя делают софт и с ними надо разговаривать напрямую.
Вы же предлогаете общаться с поставщиками мелким и средним, но это очень сложные клиенты которым вы не докажите что ваш продукт работает без такого готово, живого примера.

Ответить
Развернуть ветку
Вадим Скворцов

пензенский стартап! ура

Ответить
Развернуть ветку
Александр Митрошкин
Автор

Да, это пензенский стартап, на Secon 2018 будем делать доклад о проекте. https://2018.secon.ru/reports/kak-my-nachali-razvivat-sluzhbu-vyzova-taksi-cherez-telefonnogo-robota-dispetchera

Ответить
Развернуть ветку
Николай Морозкин

гм... по мне так гораздо проще молча сделать три-пять нажатий пальцем в телефоне, чем голосом объяснять как проехать и где ждать

и меня страшно раздражают голосовые роботы, например звонок в аэрофлот приводит меня в неистовое состояние

тем не менее, думаю все-таки есть большая аудитория - у кого не смартфон а нормальный телефон, люди старшего возраста, вот моя мама только недавно освоила вызов такси через приложение, до этого она искала куда позвонить

Ответить
Развернуть ветку
Александр Митрошкин
Автор

Да, безусловно часто проще пользоваться приложением, но рынок таков что большинство заказов идет через телефон.

Ответить
Развернуть ветку
Sergey Pyatkov

Откуда эта информация? Каким образом вы определили что большинство заказов оформляется по звонку, а не через приложения?

Ответить
Развернуть ветку
Александр Митрошкин
Автор

Как одна из оценок рынка, статья на РБ https://rb.ru/story/taxi-market .

Ответить
Развернуть ветку
Sergey Pyatkov

Но это статья 16го года. Ладно, удачи вам!

Ответить
Развернуть ветку
Александр Митрошкин
Автор

За 2 года мало что изменилось и все крупные сервисы, основанные на приложениях, это понимают и начинают принимать заказы по телефону(Yandex,Uber,Gett итд). А лидеры рынка владеют крупнейшими контакт-центрами в стране(Fasten, Максим, итд).

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Яковлев

Делали похожего робота с проектом http://eisen-frau.com
Но не взлетело, люди не очень охотно общались с роботом

Ответить
Развернуть ветку
Александр Митрошкин
Автор

Статистика продаж Amazon Echo, говорит о том, что хотя. Раньше люди и ластиковыми картами не особо хотели пользоваться.

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
37 комментариев
Раскрывать всегда