{"id":14262,"url":"\/distributions\/14262\/click?bit=1&hash=8ff33b918bfe3f5206b0198c93dd25bdafcdc76b2eaa61d9664863bd76247e56","title":"\u041f\u0440\u0435\u0434\u043b\u043e\u0436\u0438\u0442\u0435 \u041c\u043e\u0441\u043a\u0432\u0435 \u0438\u043d\u043d\u043e\u0432\u0430\u0446\u0438\u044e \u0438 \u043f\u043e\u043b\u0443\u0447\u0438\u0442\u0435 \u0434\u043e 1,5 \u043c\u043b\u043d \u0440\u0443\u0431\u043b\u0435\u0439","buttonText":"\u041f\u043e\u0434\u0440\u043e\u0431\u043d\u0435\u0435","imageUuid":"726c984a-5b07-5c75-81f7-6664571134e6"}

Медитация — это Prosto: история самого прибыльного сервиса для заботы о ментальном здоровье

Привет! На связи Александр Барсуков, один из создателей приложения Prosto: Медитация и Сон. В 2019 году вместе с телеведущей и эко-блогером Иреной Понарошку мы начали работу над сервисом, который помогает сделать из медитации полезную повседневную привычку. В 2020 году проект был запущен, а в 2021-м вышел на выручку в $1 млн. Кажется, мы нарушили все правила: отказались от касдева, не тестировали гипотезы. Зато собрали сильную и неравнодушную команду, которая никогда не сомневалась в том, что делает. А еще взяли на вооружение принцип «Делай хорошо — и будет хорошо» :) В итоге проект окупился — ровно через две недели после старта. Сегодня я хочу рассказать, как это было.

Александр Барсуков, со-основатель приложения Prosto 

Немного предыстории

В 20 лет, отучившись во Франции, я вернулся в Россию и устроился в Accenture — полгода занимался IT-консалтингом. Честно говоря, особого восторга от этой работы я не испытывал, и вскоре ушел в совсем другую сферу — в кинотеатр Иллюзион. Это была полноценная синематека, настоящий храм кино — правда, все это требовалось модернизировать и освежить. На тот момент у ребят не было ни полноценной культурной политики, ни инфраструктуры. В общем, я позвонил туда и предложил вместе подумать в эту сторону. Помню, как мы собрали новую программу: крутили разную классику вроде Терри Гиллиама («Страх и ненависть в Лас-Вегасе»), устраивали показы фильмов из программы Берлинского кинофестиваля. Я очень люблю кино: до сих пор считаю, что отказаться от консалтинга в пользу того, чем мне действительно хотелось заниматься, было удачным решением.

Параллельно я работал над своим первым приложением — Story Run для любителей бега. Я сам увлекался бегом, и заметил, что музыка, если ты в нее погружен, помогает не отвлекаться на усталость и тренироваться дольше. Поэтому для Story Run мы с командой записывали специальные треки, радиоспектакли и истории, которые помогали управлять концентрацией.

Запускаться планировали на испанском рынке — но, хотя нам уже поступали предложения об инвестициях, в итоге так и не дошли до старта. Решение далось непросто — я разочаровался во всех своих творческих начинаниях и переключился на бизнесовые проекты. И сейчас рад этому! Story Run был важным этапом: я понял специфику работы с такими проектами, сложность маркетинга и продуктового дизайна. Я чему-то научился на ошибках: например, узнал, что подрядчики по разработке — это настоящая черная дыра для бюджетов. Забегая вперед, скажу что именно поэтому для Prosto продуктолог и CTO стал полноценным партнером. Ну и наконец сам инсайт Story Run (контакт со своим телом, возможность как-то повлиять на его состояние и ощущения) также нашел отражение в дальнейшей работе.

До появления Prosto оставалось пройти еще один важный этап. Сразу после отказа от Story Run я какое-то время работал с блогерами. Я сотрудничал с Анной Хилькевич, Викторией Боней, Мари Сенн, Машей Вэй. Мы запускали образовательные проекты, мобильные игры и боксы — много боксов. Вскоре я познакомился с Иреной Понарошку, и она сильно повлияла на мое отношение к тому, что я делаю: рассказала, что составы бывают очень разными — и некоторая косметика не только не приносит никакой пользы, но и может здорово навредить покупателям.

После знакомства с Иреной моя команда предложила сменить вектор на натуральную косметику. И я, конечно, согласился. Я не понимал, как можно спокойно продвигать то, что просто травит людей!

Вместе с Иреной мы придумали «Авокадо Бокс»: коробочку с экологичными товарами, в качестве которых мы на самом деле были уверены. И оказалось, что честного отношения к тому, что ты делаешь, достаточно, чтобы продукт нравился людям!

Наши боксы получились супер-маржинальным и прибыльным: мы до сих пор продаем их за считанные минуты. А еще они здорово развивают всю индустрию, помогая небольшим бизнесам и крупным компаниям знакомиться со своей аудиторией.

Главная страница приложения Prosto: Медитации и Сон

О том, как появилась идея

К 25 годам я начал уставать и превратился в типичного «молодого и успешного» парня из Москвы, который все время работает, дико стрессует и чувствует, что не вывозит. Примерно в это время отец моего друга, который преподавал медитацию, предложил посетить пару занятий.

Может показаться, что медитация — это всегда что-то простое и приятное. Но оказалось, что управлять вниманием учатся с помощью сложных динамических практик, через работу с дыханием и даже боль, которой уставшее тело отвечает на то, что для него непривычно. На первом уроке одним из упражнений было встать напротив другого человека и смотреть ему в глаза. Я послушно смотрел: поза была неудобной, у меня начинало сводить мышцы спины, ничего не происходило. Но в какой-то момент поток мыслей вдруг остановился. Я оказался в тишине, почти в трансе — и первый раз за много лет почувствовал, что я есть, прямо здесь и сейчас. Это было крутое ощущение. Но что самое странное, я вышел с занятия отдохнувшим: такого со мной тоже не было очень давно.

В общем, медитация стала для меня очередным инсайтом — напомнила, что своим состоянием можно управлять, и даже чувствовать что-то кроме того, как тебя замучили кофеин и переработки. Мы ведь так привыкаем к ритму большого города и культуре достижений, которые учат бороться со стрессом другим стрессом или алкоголем, что, на самом деле, практически не умеем отдыхать.

Чуть позже я увидел американское приложение HeadSpace. Так окончательно оформилась идея для Prosto: медитации прямо в телефоне казались чем-то гениальным. Правда, оставалось сделать их частью массовой культуры. Но тут пригодился опыт работы с инфлюенсерами. Я рассказал об идее Ирене, и идея понравилась.

О первых шагах

Разработка Prosto началась осенью 2019 года: мы вложили в проект около 5 млн личных денег, запуск планировали через 3-4 месяца. Но на сроки сильно повлияла пандемия: в итоге стартовали почти через год, 14 сентября 2020-го.

Честно, я не рассчитывал на чудеса: думал, что потолком станут 10 тысяч скачиваний. Мы ведь пропустили пару важных этапов — не проводили касдев, не тестировали гипотезы. С точки зрения бизнеса, это рискованно. Но в реальной жизни интуитивно найденное решение выстрелило.

15 сентября, то есть на следующий день после запуска, в Prosto было уже 30 тысяч человек, 21 сентября — 50 тыс. Причем у 60% были оформлены платные подписки. За две недели мы окупили вложенные деньги. А к концу первого года заработали ровно $1 млн.

Это странно, но я не уверен, что мы получили бы сопоставимый результат, если бы в самом начале выбрали более рациональный путь. Самым адекватным решением в контексте рынка был бы курс, а не прилога: тем более, локдаун сильно поднимал спрос в edTech. Но мы не могли отделаться от ощущения, что курс по медитации — это инфоцыганство. Такие практики вообще плохо ложатся в формат курсов: они должны быть привычкой, частью повседневности — чем-то, что всегда с тобой. Так что мы выбрали приложение. И не ошиблись.

Как это работает

Кроме нас с Иреной, над Prosto работали еще 12 человек. Мы сразу отказались от понятия «должность» — нам было важно сотрудничать с каждым, как с деловым партнером. То есть вести проект, в котором каждый на 100% готов принимать ответственность за происходящее и заинтересован в результате. Так что делили только задачи: каждый работал в рамках своих компетенций, наравне с остальными участниками.

Также здорово помогало то, что проект лично отзывался каждому участнику. Наши партнеры, методисты Саша и Таня раньше работали в Google, в Японии и в Англии, — занимались развитием майндфулнес. Огромный опыт на стыке хард скилов и осознанности был и у другого партнера — дизайнера продукта Дмитрия Провоторова. А наш консультант по разработке вообще 300 дней практиковался в Headspace. Ну а за звук, например, отвечала та же команда, с которой мы несколько лет назад работали над Story Run.

В общем, нам повезло собрать команду супер-увлеченных людей, которые работали над проектом не только ради финансовой выгоды, но и из огромного личного интереса и любви к теме осознанности и заботы о себе: своем физическом и ментальном здоровье. Профессиональный опыт и вовлеченность в совокупности способствовали тому, что у нас ни разу не возникало сложностей с соблюдением сроков или масштабных разногласий.

Александр Барсуков, со-основатель приложения Prosto

Особое внимание в ходе работы уделялось подготовке контента и визуала. В приложение есть серии медитаций под конкретный запрос, например, «Снимаем стресс», «Улучшаем сон», «Практикуем счастье». Все тексты для них мы согласовывали по 10 раз, каждую картинку утверждали всей командой, а озвучивать медитации приглашали лучших дикторов.

Например, у нас есть курс, который мы записали с Сергеем Чонишвили — его голосом говорит канал СТС. Есть медитации, озвученные Равшаной Курковой, Дарьей Мельниковой, Никитой Ефремовым. Недавно добавили новую серию — с голосом Юры Борисова.

О монетизации

Всем пользователям Prosto доступны пробные 7 дней и подписка на выбор: 1 месяц за 379 рублей, 6 месяцев за 1050, 12 месяцев — за 2190. Еще в Prosto есть корпоративный сегмент и подарочные подписки.

Интересно, что мы почти не вкладывались в продвижение. Ирена рассказывала о Prosto на своей странице в Instagram, а скрины пользователей вирусились — это был ключевой фактор роста. Сейчас тестируем таргет: его эффективность растет по мере того, как формируется и развивается рынок.

О трафике и трудностях

Привлекать новых людей помогают обновления контента: мы часто запускаем новые голоса или возможности. Например, когда в феврале появилась подарочная подписка, продажи просто взлетели. Хотя это сложно объяснить: там даже не было праздников, кроме 14 февраля, которое особо не ассоциируется с медитацией.

В преддверии нового года мы запустили корпоративные подарочные тарифы и заработали на них около 10 млн рублей. Мы советуем компаниям не просто раздавать подписки, но и интегрировать медитации в корпоративную культуру: рассказывать сотрудникам о ментальном здоровье, приводить примеры того, как разные практики помогают в повседневной жизни. В общем, не насаждать что-то новое сверху, а вовлекать.

Сегодня мы занимаемся оптимизацией продукта: мы собрали достаточно данных для того, чтобы улучшать сервис с учетом аналитики и информации о предпочтениях пользователей.

Например, мы пробуем по-новому взглянуть на то, как люди используют приложение — и уже полностью пересмотрели раздел про сон. Раньше это тоже было похоже на курс, но мы поняли, что это странно. Люди ищут практики для улучшения сна только в одном случае — когда у них бессонница. Соответственно, тут нужен не курс, а какие-то конкретные инструменты и техники, которые помогут тебе уснуть прямо сейчас.

А еще мы перестроили работу с блогерами. Стали меньше смотреть на переходы и скачивания и больше на то, насколько нам на самом деле отзывается их контент. Впрочем, в скачиваниях мы в итоге ничего не потеряли, а вовлеченность аудитории выросла: сейчас 60% людей, которые подписались, остаются с нами.

Об итогах и планах

На сегодняшний день Prosto является самым прибыльным, если не единственным, приложением для медитаций на российском рынке. Им пользуются больше 400 000 человек, а выручка ежемесячно растет на 20-25%. В октябре, например, она составила $200 000.

К концу 2021 года мы планируем удвоить показатели по количеству аудитории и увеличить выручку до $3-4 млн.

История Prosto окончательно убедила меня в том, что очень важно любить то, что ты делаешь, верить в собственный продукт и его ценность для людей, которые будут им пользоваться, — и получать удовольствие от всех этапов работы. И тогда результаты не заставят себя долго ждать!

0
39 комментариев
Написать комментарий...
Психолог Бондин

«Эко-блоггер Ирена Понарошку» - это как?
Не содержит мяса?

Ответить
Развернуть ветку
Ярослав Яковлев

Очень экологичная, получается))

Ответить
Развернуть ветку
Todd
история самого прибыльного сервиса для заботы о ментальном здоровье

забыли "на российском рынке"

Ответить
Развернуть ветку
Александр Барсуков
Автор

Именно на российском рынке✊

Ответить
Развернуть ветку
Alice B

По-русски правильно будет "психическое здоровье".

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Александр Барсуков
Автор

Порридж топ, особенно по утрам

Ответить
Развернуть ветку
Александр Барсуков
Автор

Спасибо, исправим на ментальное так корректней

Ответить
Развернуть ветку
Yama Kasi
Ответить
Развернуть ветку
Франсиско Пухольс

Много букв, в ночь читать лень, пробежался глазами, завтра вернусь и прочитаю подробней. Но приложуху скачал и запустил и не понимаю нахрена акцент на людей, которые мне неизвестны и на которых мне пофик? Мы про медитацию или про "ведущих" и "блогеров"? И мне пофик чей голос, мы же про медитацию, а не про медийных личностей...

Ответить
Развернуть ветку
Александр Барсуков
Автор

Ууу а нам наоборот нет,
Голос супер важен. Личность важна.

Голос -то проводник.
Не просто блогер/актер, а именно личность, которая несёт свой заряд и историю. И как правило даже вы не знаете человека, а личность светлая и практикующая, то она передаёт необходимый Вайб.

В общем win-win.

Ответить
Развернуть ветку
Франсиско Пухольс

ахахаха

т.е. чтобы поймать "вайб" в вашем приложении, я должен гуглить, кто все эти личности? вы серьёзно?

чтобы медитировать, мне нужно забивать голову тем, чей голос мне говорит? вы серьёзно?

а ещё ставить минус тому, кто имеет мнение отличное от вашего, это вас ваше приложение научило практикой медитации и личностного развития?

нюню))

Ответить
Развернуть ветку
Алексис Второй

Поставил неделю назад на Ондроид — первый экран в приложении лагает сильно так, как я не встречал ни у одного приложения раньше, даже у самого кустарного и наколеночного. Я не преувеличиваю.

К концу 2021 года мы планируем

Может 2022?

Ответить
Развернуть ветку
Александр Барсуков
Автор

Алексис, добрый день,

Какой у вас Андроид? Напишите нам все поправим из кустов и на коленях

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Mikhail Che

да, мне тоже приложения для медитаций всегда казались странными штуками
они продают просто идею, что я щас вот куплю и стану сразу осознанным
такой бред

Ответить
Развернуть ветку
Александр Барсуков
Автор

Точно нет, я бы сказал наоборот turn on и концентрация.

Терн офф от лишнего шума

Ответить
Развернуть ветку
Александр Прилипко

кажись надо встряхнуть пыль с концепции аудионаркотиков

Ответить
Развернуть ветку
Александр Барсуков
Автор

Пока не запрещено в Рф

Ответить
Развернуть ветку
Тцин Тцитли

Спасибо, планирую скоро запустить свой SAAS сервис в мед тематике.
Вернулся к нему спустя 4 года скитаний. Понял, что это то единственное, что меня зажигает. Ваш пример еще больше вдохновил.

Ну а что касается приложения для медитаций, но ничего лучше чем Insight Timer не нашел.

Ответить
Развернуть ветку
Александр Барсуков
Автор

Йоо спасибо)

Я думаю на выбор сильно влияет первое удачное касание и конечно личные предпочтения. Мы изначально развивались скорей как бутик, лучше меньше, но лучше.

Такой вот путь

Ответить
Развернуть ветку
Тцин Тцитли

Просто Insight Timer дает право выбора брать подписку или нет, а Prosto нет. Думаю это многих смущает, мне перед покупкой нужно провести больше времени в приложении чем 7 дней.
У strava.com я тоже много лет пользовался free тарифом, пока не стал их клиентом.
Но люди разные, всякая модель имеет право на жизнь.

Ответить
Развернуть ветку
Александр Барсуков
Автор

Согласен, у каждого своя модель.

Мы исходим из того, что человек должен ощутить ценность, в том числе оплатив. Для этого мы заранее и через маркетинг пытаемся донести всю ценность, например проводя конференции.

В психотерапии остаётся важным принципом наличие стоимости и оплаты. Иначе человек обесценивает полученное.

Но мы и разные модели тестировали, на данный момент «7 дней бесплатно» наилучшим образом себя показала.

Ответить
Развернуть ветку
Dmitrii P

Спасибо за историю и наверное за классный продукт;)

Я тоже ушел на InsightTimer и пользуюсь им уже около года каждый день, потому что мне не хватило пары демок... Меня это прям удивило и расстроило)) Неужели такое прокачивает бизнесовые метрики? Думаю, такая модель может многих останавливать, если ты конечно не фанат Понарошку. Вопросы на тот момент — Какой будет голос? какой будет звук?...

Не пробовали модель, которая даёт ответы на эти вопросы? Может показать хотя бы 2-3 демки до бесплатной подписки?

«7 дней бесплатно» это прекрасно, но в моём случае проще оказалось поискать приложение, где не надо морочиться с отпиской;)

Ответить
Развернуть ветку
Елена Паршина

Классный проект! Успехов, Саша)

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Татьянников

от куда такая выручка?
"В октябре, например, она составила $200 000."

Ответить
Развернуть ветку
Александр Барсуков
Автор

Андрей, Добрый день,

Спасибо, что прочитали!
Google с подписок даёт нам менее 20% выручки. Apple разумеется больше. Так же у нас была Конференция Prosto по ментальному здоровью (несколько тысяч участников) и корпоративные пакеты + есть определенные сезонные маркетинговые активности, которые дают нам большой фин буст по продуктам связанным с Просто.

То есть вокруг главного продукта мы постепенно формируем новые продукты.

Ответить
Развернуть ветку
Art.Spark

слабо верится есл чсно
100к скачиваний, а вы говорите 200к в месяц.... и это только на рынке снг/рф?

Ответить
Развернуть ветку
Александр Барсуков
Автор

Артём, добрый день,

Я не уверен, но мне кажется у них следующий граф, более 500 000

У нас суммарно сейчас чуть меньше 450 000 скачиваний.

И как я писал выше, у нас вокруг самого приложения собираются не менее эффективные продукты (конференция, корп, подарки)

Один оборот с конференции далеко переваливает за отмеченную сумму.

Ответить
Развернуть ветку
Art.Spark
на следующий день после запуска, в Prosto было уже 30 тысяч человек, 21 сентября — 50 тыс. Причем у 60% были оформлены платные подписки
методисты Саша и Таня раньше работали в Google, в Японии и в Англии, — занимались развитием майндфулнес. консультант по разработке вообще 300 дней практиковался в Headspace.

а только хотел сказать, что такие крупные цифры выстрела трафика и монетизации, могли прийти только от людей которые идеально знают екосистему )))

как вы нахантили всех етих людей ?
что значит "майндфулнес в гугл" ? они корпоративно обучали медитациям ?

Ответить
Развернуть ветку
Александр Барсуков
Автор

Добрый день,

Спасибо 😉

Но я думаю сыграла сама идея проекта большую роль.

Например, к Дмитрию Провоторова (менеджер по продукту) я пришёл как к управляющему студией разработки, его зацепил продукт и он предложил своё видение и в итоге мы стали партнёрами.

Так же с методистами Сашей и Таней, я пришёл за советом, а получил соратника)

Они, в свою очередь, работая в Google, самостоятельно занимались развивали идеи осознаностии и майндфулнес, как небезразличные люди.

В общем очень Просто)

Ответить
Развернуть ветку
olegp

Кейс понравился, особенно вот это:

Мы сразу отказались от понятия «должность» — нам было важно сотрудничать с каждым, как с деловым партнером

а юридически что было для каждого из 12?

Ответить
Развернуть ветку
Александр Барсуков
Автор

Спасибо)

Юридически с каждым по-разному.
Тут скорей про ответственность за свою часть и внимание ко всему продукту.
Если по-простому, то важно, чтобы всем было «прикольно», что Prosto развивается и вся «пачка» работает как единое целое.

Ответить
Развернуть ветку
A V

Мне Insight Timer нравится.Много качественных свободных медитаций.

Ответить
Развернуть ветку
А ВАРЬКА ОСТАЛАСЬ ДОМА!

"Ирена рассказывала о Prosto на своей странице в Instagram, а скрины пользователей вирусились — это был ключевой фактор роста"

что значит "скрины пользователей вирусились"?

Ответить
Развернуть ветку
Александр Барсуков
Автор

Добрый день!

Я имею ввиду люди самостоятельно рассказывали про нас, а сам дизайн приложения, его красота, информативность, делал шеринг более естественным.

Например, у нас были афирмации после практики, подходящая цитата и красивая картинка, мотивировала делиться опытом)

Ответить
Развернуть ветку
А ВАРЬКА ОСТАЛАСЬ ДОМА!

Александр, спасибо за ответ!
Я владелец приложения, у нас похожая история. 20тыс скачиваний в первый же день нашего приложения с платной подпиской (это персональный диетолог). Ресурс тоже Инста, 2,5 млн подписчиков. Стартанули несколько месяцев назад.
С Вами можно пообщаться в каком-нибудь мессенджере?

С уважением,
Михаил

Ответить
Развернуть ветку
Dimka 163

https://zen.yandex.ru/id/6238202a4ccce8043023ca5e Тут бесплатно все)

Ответить
Развернуть ветку
Andersen Show (Andersen161rus)

Mediotopia была раньше и не менее популярна, но пропала вместе с санкциями и невозможностью оплачивать подписку. Идея не нова и не оригинальна.

Ответить
Развернуть ветку
36 комментариев
Раскрывать всегда