Пчелошеринг — майнинг мёда

Как мы сделали онлайн-сервис из пасеки.

Наш сайт: пчелошеринг.рф

Всем привет, меня зовут Артём. У меня есть два любимых дела в жизни: 1) IT и особенно дизайн; 2) Природа и экстенсивное сельское хозяйство. Хочу рассказать о своём «проекте выходного дня», который появился на стыке моих увлечений.

Суть проекта

На нашей лесной пасеке, расположенной в предгорье Кавказа, можно купить улей и ежегодно получать с него свой собственный мёд.

Пока мы с пчёлами работаем, владелец наблюдает за процессом через админку своей пасеки, выбирает, в какие банки расфасовать урожай мёда и какой будет дизайн у этикеток.

Брендированная банка — это уникальный персональный сувенир, который приятно поставить на полку и уместно подарить кому угодно по любому поводу.

Айтишники не смогли быть просто пчеловодами

Пасеке 5 лет, а 2 года назад я включился в пасечные дела. С тех пор мы расширились в четыре раза. Это в четыре раза больше работ на пасеке (которые мы любим) и вчетверо больше работ по продаже мёда (которые мы не очень любим). Мы стали рассматривать варианты сбыта:

  • Продавать мёд онлайн и через сарафан — это ежедневная отправка очень большого количества заказов, постоянное общение с множеством людей.
  • Продавать через маркетплейсы — множество времени на продвижение товара на перенасыщенных предложениями площадках.
  • Продавать оптом — доход меньше в 3—4 раза.
  • Придумать что-то новое… profit

Нам очень нравятся пасечные дела, лес вокруг нашей поляны с ульями, природа. Нравится наблюдать за пчёлами, нравится наш мёд, нравится придумывать прикольные этикетки для банок. И, наконец, просто нравится мысль что «у меня где-то там в лесу есть пасека».

Так и решили, однажды, сидя на пруду на пасеке, сделать продуктом то, что нам самим нравится делать.

Наш продукт — пасека

Раньше продуктом был мёд и его характеристики (у нас домашний лесной мёд — такого на рынке не так уж много). Не было никаких проблем с продажей. Но хотелось, чтобы это был не просто съеденный или подаренный мёд, а целое приключение.

Хотелось, чтобы это был не просто съеденный или подаренный мёд, а целое приключение

Мы стали придумывать, как дать пользователю почувствовать себя владельцем пасеки и чтоб это было интересно:

Во-первых, улей прям физически становится вашим. При желании его можно забрать к себе на дачу (но идея так себе). С ульем идёт именной сертификат, где указан номер улья на пасеке, координаты пасеки и код для доступа к сайту улья, откуда можно контролировать процесс и настраивать некоторые опции.

Во-вторых, постоянно держать пользователя в курсе событий, транслировать всё что происходит с пчёлами, с природой вокруг пасеки (это неотделимо от всего процесса получения мёда), и с тем, как мы помогаем пчёлам и заботимся о них.

Каждый день на пасеке — сотни запечатлённых моментов.

И это не шаблонные отчёты, а целые истории и просто атмосферные фото и видео: от слоумоушн с пчёлами, до красивейших рассветов на пасеке со звуками пробуждения птиц и насекомых.

Есть также и образовательная составляющая, где мы рассказываем и показываем подтверждения всяких удивительных фактов о пчёлах (их немало!) и раскрываем тонкости пасечного ремесла.

В-третьих, мы даём полную свободу в персонализации итогового продукта пасеки — мёда.

В личном кабинете можно выбрать размер и формат банок, цвет крышек, дизайн этикеток. Этикетки могут быть полностью кастомными или на основе готовых шаблонов, но с вашим именем, названием пасеки или логотипом бизнеса.

Весь мёд быстро разошелся на подарки друзьям Из инстаграма Игоря

В итоге из пасеки «за кадром» и мёда на продажу получился новый продукт, состоящий из набора дополнительных ценностей:

  1. Собственный улей (или несколько) и удовольствие от обладания пасекой;
  2. Сайт улья для наблюдения и управления пасекой;
  3. Ежедневно радующие персонализированные банки, с дополнительной функцией личных сувениров;
  4. При этом мёд для покупателя становится в 2 раза дешевле, чем если бы мы продолжали его продавать.

Первый запуск

Придумав концепцию, мы зарегистрировали домен и начали собирать лендинг. На полпути стало понятно, что без хотя бы одного кейса все выглядит не очень нарядно.

Наш бета-тестер Игорь с мёдом со своего улья

Буквально на следующий день я узнал о Дне рождения продакт-директора с работы, и за ближайшие сутки был экстренно придуман механизм дарения на сайте, нарисован и напечатан сертификат владельца улья. Так у нас появился первый пользователь, с которого мы снимали фидбек, а также модель для промо-материалов =)

Пасека в подарок

Своя пасека хорошо зашла людям, как идея для необычного эко-подарка, но было непонятно, как это дарить физически. Придумали сразу после покупки улья, отправлять посылку с сертификатом владельца пасеки, кодом для доступа на сайт улья, парой баночек мёда и всякими мелочами — подарками от пчёл.

Как подарить подарок, если посылка не успевает дойти или человек в другом городе?

С такой проблемой мы столкнулись сразу после запуска. Люди спотыкались на этом моменте и мы предложили им отправлять электронные открытки, приглашающие перейти на сайт, узнать больше о подарке и принять его.

Экономика проекта

Улей можно купить целиком, половину или восьмую часть — тарифы под разные кошельки и объёмы мёда.

За улей целиком мы берём 17000₽. Себестоимость улья и его оборудования, пчёл, установки и доставки всего этого — 15300₽ (на октябрь 2021). Для обслуживания улья так же требуется оборудование и расходники. В 1700₽ разницы входит посылка, которую мы отправляем после покупки, и наша работа по организации всего этого.

Также покупатель ежегодно платит за обслуживание улья — 12500₽. По сути, для него это — стоимость мёда, который он получит (ну, и еще доставка). Получается меньше 500₽ за кг. До запуска проекта, мы продавали мёд по 1200₽ за кг.

В обслуживание входит уход за пчёлами (ветеринарные осмотры, управление развитием пчелиной семьи и т.д.), доступ к сайту улья с регулярными отчётами, аккуратная откачка мёда, фасовка в крупную тару (если клиенту нужно не 20 литровых банок, а 400 по 0,25л, то за это нужно будет доплатить — все это делается на сайте улья), печать этикеток и доступ к каталогу дизайнов, отправка мёда транспортной компанией клиенту или по списку адресов, или доставка до Краснодара.

Корпоративная пасека

Содержать собственный улей на эко-пасеке намного круче, чем содержать енота в клетке зоопарка. У вас не только будет собственный брендированный мёд, но вы также поддержите экологическую инициативу.

Содержать улей — это круче, чем содержать енота в клетке зоопарка

К тому же, новости с пасеки — оригинальный инфоповод для инстаграма.

Мёд можно нафасовать даже в порционные баночки по 30 г (например, на комплименты гостям отеля), так с одного улья получится 650 штук.

Экологическая инициатива

Кроме прямого ухода за пчёлами, мы создаем биоразнообразие вокруг пасеки, высаживая новые виды медоносных деревьев и трав. На данный момент в округе нами высажено 250—300 деревьев и кустарников.

Небольшая партия саженцев, закупленных в местном питомнике

Еще мы планируем развивать водную культуру, объединив пруды в каскад. Это способствует появлению более мягкого микроклимата, в котором смогут расти виды из более южных регионов.

Биоразнообразие минимизирует вероятность неурожая мёда, и защищает от сверхпопуляции видов вредителей. Простыми словами: если посадить в одном месте много-много, например, пшеницы, то появится много-много, например, саранчи, и это все придётся обрабатывать ядохимикатами.

Развитие проекта и планы

  1. Подключение оплаты улья частями/по подписке;
  2. Выход на европу — едят много мёда, оплата в валюте, выше доходы — можно продавать дороже;
  3. Подключение к ульям весов и других датчиков, разработка своих устройств;
  4. Формулирование концепта по софту для пасечника и разработка MVP;

На пасеку можно приехать

На пасеку можно приехать познакомиться с нами и с пчёлами, получить навыки в пчеловодстве, погулять по южному лесу. В конце сентября мы качаем основной урожай мёда, его можно лично забрать и поблагодарить своих пчёл. Мы регулярно принимаем туристов и волонтёров у себя, проводим экскурсии и походы через горы на море (идти пол дня прогулочным шагом).

Кто мы такие?

Меня зовут Артем, а моего друга и напарника — Миша. Мы оба Петербуржцы, но познакомились уже тут, в лесу, поселившись на соседних холмах Кавказского предгорья 6 лет назад. Мы оба айтишники, оба любим природу, лес и все вот это вот. Кроме нас, в тёплый сезон нам помогают волонтёры и друзья.

Миша в Питере занимался развитием сети эко-магазинов, управлял клубом на Миллионной, сисадминствовал. Здесь все это заменилось на коневодство, пчеловодство, приём гостей и волонтёров у себя в лесу, проведение походов на море через горы.

Я — дизайнер, переехал на юг вместе с семьёй за более спокойной жизнью. Меня очень впечатлила жизнь на природе, совсем другой подход к быту и делам у соседей, уже живших тут. Это были художники, музыканты, скульпторы. Они все делали своими руками. Выращивали еду, строили и украшали дома, делали красивейшую мебель, шили одежду. Из желания поделиться этими впечатлениями и появился Пчелошеринг.

0
321 комментарий
Написать комментарий...
Max Pain

Очень крутая идея, я много думал о подписке на свежие овощи или молочную продукцию! Круто!

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
318 комментариев
Раскрывать всегда