{"id":14275,"url":"\/distributions\/14275\/click?bit=1&hash=bccbaeb320d3784aa2d1badbee38ca8d11406e8938daaca7e74be177682eb28b","title":"\u041d\u0430 \u0447\u0451\u043c \u0437\u0430\u0440\u0430\u0431\u0430\u0442\u044b\u0432\u0430\u044e\u0442 \u043f\u0440\u043e\u0444\u0435\u0441\u0441\u0438\u043e\u043d\u0430\u043b\u044c\u043d\u044b\u0435 \u043f\u0440\u043e\u0434\u0430\u0432\u0446\u044b \u0430\u0432\u0442\u043e?","buttonText":"\u0423\u0437\u043d\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"f72066c6-8459-501b-aea6-770cd3ac60a6"}

Пчелошеринг — майнинг мёда

Как мы сделали онлайн-сервис из пасеки.

Наш сайт: пчелошеринг.рф

Всем привет, меня зовут Артём. У меня есть два любимых дела в жизни: 1) IT и особенно дизайн; 2) Природа и экстенсивное сельское хозяйство. Хочу рассказать о своём «проекте выходного дня», который появился на стыке моих увлечений.

Суть проекта

На нашей лесной пасеке, расположенной в предгорье Кавказа, можно купить улей и ежегодно получать с него свой собственный мёд.

Пока мы с пчёлами работаем, владелец наблюдает за процессом через админку своей пасеки, выбирает, в какие банки расфасовать урожай мёда и какой будет дизайн у этикеток.

Брендированная банка — это уникальный персональный сувенир, который приятно поставить на полку и уместно подарить кому угодно по любому поводу.

Айтишники не смогли быть просто пчеловодами

Пасеке 5 лет, а 2 года назад я включился в пасечные дела. С тех пор мы расширились в четыре раза. Это в четыре раза больше работ на пасеке (которые мы любим) и вчетверо больше работ по продаже мёда (которые мы не очень любим). Мы стали рассматривать варианты сбыта:

  • Продавать мёд онлайн и через сарафан — это ежедневная отправка очень большого количества заказов, постоянное общение с множеством людей.
  • Продавать через маркетплейсы — множество времени на продвижение товара на перенасыщенных предложениями площадках.
  • Продавать оптом — доход меньше в 3—4 раза.
  • Придумать что-то новое… profit

Нам очень нравятся пасечные дела, лес вокруг нашей поляны с ульями, природа. Нравится наблюдать за пчёлами, нравится наш мёд, нравится придумывать прикольные этикетки для банок. И, наконец, просто нравится мысль что «у меня где-то там в лесу есть пасека».

Так и решили, однажды, сидя на пруду на пасеке, сделать продуктом то, что нам самим нравится делать.

Наш продукт — пасека

Раньше продуктом был мёд и его характеристики (у нас домашний лесной мёд — такого на рынке не так уж много). Не было никаких проблем с продажей. Но хотелось, чтобы это был не просто съеденный или подаренный мёд, а целое приключение.

Хотелось, чтобы это был не просто съеденный или подаренный мёд, а целое приключение

Мы стали придумывать, как дать пользователю почувствовать себя владельцем пасеки и чтоб это было интересно:

Во-первых, улей прям физически становится вашим. При желании его можно забрать к себе на дачу (но идея так себе). С ульем идёт именной сертификат, где указан номер улья на пасеке, координаты пасеки и код для доступа к сайту улья, откуда можно контролировать процесс и настраивать некоторые опции.

Во-вторых, постоянно держать пользователя в курсе событий, транслировать всё что происходит с пчёлами, с природой вокруг пасеки (это неотделимо от всего процесса получения мёда), и с тем, как мы помогаем пчёлам и заботимся о них.

Каждый день на пасеке — сотни запечатлённых моментов.

И это не шаблонные отчёты, а целые истории и просто атмосферные фото и видео: от слоумоушн с пчёлами, до красивейших рассветов на пасеке со звуками пробуждения птиц и насекомых.

Есть также и образовательная составляющая, где мы рассказываем и показываем подтверждения всяких удивительных фактов о пчёлах (их немало!) и раскрываем тонкости пасечного ремесла.

В-третьих, мы даём полную свободу в персонализации итогового продукта пасеки — мёда.

В личном кабинете можно выбрать размер и формат банок, цвет крышек, дизайн этикеток. Этикетки могут быть полностью кастомными или на основе готовых шаблонов, но с вашим именем, названием пасеки или логотипом бизнеса.

Весь мёд быстро разошелся на подарки друзьям Из инстаграма Игоря

В итоге из пасеки «за кадром» и мёда на продажу получился новый продукт, состоящий из набора дополнительных ценностей:

  1. Собственный улей (или несколько) и удовольствие от обладания пасекой;
  2. Сайт улья для наблюдения и управления пасекой;
  3. Ежедневно радующие персонализированные банки, с дополнительной функцией личных сувениров;
  4. При этом мёд для покупателя становится в 2 раза дешевле, чем если бы мы продолжали его продавать.

Первый запуск

Придумав концепцию, мы зарегистрировали домен и начали собирать лендинг. На полпути стало понятно, что без хотя бы одного кейса все выглядит не очень нарядно.

Наш бета-тестер Игорь с мёдом со своего улья

Буквально на следующий день я узнал о Дне рождения продакт-директора с работы, и за ближайшие сутки был экстренно придуман механизм дарения на сайте, нарисован и напечатан сертификат владельца улья. Так у нас появился первый пользователь, с которого мы снимали фидбек, а также модель для промо-материалов =)

Пасека в подарок

Своя пасека хорошо зашла людям, как идея для необычного эко-подарка, но было непонятно, как это дарить физически. Придумали сразу после покупки улья, отправлять посылку с сертификатом владельца пасеки, кодом для доступа на сайт улья, парой баночек мёда и всякими мелочами — подарками от пчёл.

Как подарить подарок, если посылка не успевает дойти или человек в другом городе?

С такой проблемой мы столкнулись сразу после запуска. Люди спотыкались на этом моменте и мы предложили им отправлять электронные открытки, приглашающие перейти на сайт, узнать больше о подарке и принять его.

Экономика проекта

Улей можно купить целиком, половину или восьмую часть — тарифы под разные кошельки и объёмы мёда.

За улей целиком мы берём 17000₽. Себестоимость улья и его оборудования, пчёл, установки и доставки всего этого — 15300₽ (на октябрь 2021). Для обслуживания улья так же требуется оборудование и расходники. В 1700₽ разницы входит посылка, которую мы отправляем после покупки, и наша работа по организации всего этого.

Также покупатель ежегодно платит за обслуживание улья — 12500₽. По сути, для него это — стоимость мёда, который он получит (ну, и еще доставка). Получается меньше 500₽ за кг. До запуска проекта, мы продавали мёд по 1200₽ за кг.

В обслуживание входит уход за пчёлами (ветеринарные осмотры, управление развитием пчелиной семьи и т.д.), доступ к сайту улья с регулярными отчётами, аккуратная откачка мёда, фасовка в крупную тару (если клиенту нужно не 20 литровых банок, а 400 по 0,25л, то за это нужно будет доплатить — все это делается на сайте улья), печать этикеток и доступ к каталогу дизайнов, отправка мёда транспортной компанией клиенту или по списку адресов, или доставка до Краснодара.

Корпоративная пасека

Содержать собственный улей на эко-пасеке намного круче, чем содержать енота в клетке зоопарка. У вас не только будет собственный брендированный мёд, но вы также поддержите экологическую инициативу.

Содержать улей — это круче, чем содержать енота в клетке зоопарка

К тому же, новости с пасеки — оригинальный инфоповод для инстаграма.

Мёд можно нафасовать даже в порционные баночки по 30 г (например, на комплименты гостям отеля), так с одного улья получится 650 штук.

Экологическая инициатива

Кроме прямого ухода за пчёлами, мы создаем биоразнообразие вокруг пасеки, высаживая новые виды медоносных деревьев и трав. На данный момент в округе нами высажено 250—300 деревьев и кустарников.

Небольшая партия саженцев, закупленных в местном питомнике

Еще мы планируем развивать водную культуру, объединив пруды в каскад. Это способствует появлению более мягкого микроклимата, в котором смогут расти виды из более южных регионов.

Биоразнообразие минимизирует вероятность неурожая мёда, и защищает от сверхпопуляции видов вредителей. Простыми словами: если посадить в одном месте много-много, например, пшеницы, то появится много-много, например, саранчи, и это все придётся обрабатывать ядохимикатами.

Развитие проекта и планы

  1. Подключение оплаты улья частями/по подписке;
  2. Выход на европу — едят много мёда, оплата в валюте, выше доходы — можно продавать дороже;
  3. Подключение к ульям весов и других датчиков, разработка своих устройств;
  4. Формулирование концепта по софту для пасечника и разработка MVP;

На пасеку можно приехать

На пасеку можно приехать познакомиться с нами и с пчёлами, получить навыки в пчеловодстве, погулять по южному лесу. В конце сентября мы качаем основной урожай мёда, его можно лично забрать и поблагодарить своих пчёл. Мы регулярно принимаем туристов и волонтёров у себя, проводим экскурсии и походы через горы на море (идти пол дня прогулочным шагом).

Кто мы такие?

Меня зовут Артем, а моего друга и напарника — Миша. Мы оба Петербуржцы, но познакомились уже тут, в лесу, поселившись на соседних холмах Кавказского предгорья 6 лет назад. Мы оба айтишники, оба любим природу, лес и все вот это вот. Кроме нас, в тёплый сезон нам помогают волонтёры и друзья.

Миша в Питере занимался развитием сети эко-магазинов, управлял клубом на Миллионной, сисадминствовал. Здесь все это заменилось на коневодство, пчеловодство, приём гостей и волонтёров у себя в лесу, проведение походов на море через горы.

Я — дизайнер, переехал на юг вместе с семьёй за более спокойной жизнью. Меня очень впечатлила жизнь на природе, совсем другой подход к быту и делам у соседей, уже живших тут. Это были художники, музыканты, скульпторы. Они все делали своими руками. Выращивали еду, строили и украшали дома, делали красивейшую мебель, шили одежду. Из желания поделиться этими впечатлениями и появился Пчелошеринг.

0
321 комментарий
Написать комментарий...
Aleksey Parfun

Идея супер. Жаль не ваша. Скопировать 1 в 1 чужую идею и хвастаться - это конечно уровень. Я про проект Олега Бармина, если что.

И что главное - не стыдно. Жду комментария "все так делают"

Ответить
Развернуть ветку
Артем Жаров - Пчелошеринг
Автор

Учитывая тренды, идея на поверхности, можно сказать. Вот, например, выше в комментариях человек пишет, что три года назад предлагал знакомому пасечнику такой же проект...

Судя по всему, мы с Олегом +/- одновременно придумали реализовать такой подход.

Далее процитирую то что уже писал в ответ другому комментатору: «Они зарегистрировали домен почти на месяц раньше нас. Обнаружил их, когда гуглил вариации названия. Запускаться не передумали, но на полпути сменили модель на такую же как у них. У нас изначально была подписка на улей, без продажи улья. Потом радовали новости об успехах их проекта — не нужно было подтверждать идею самим.»

Ответить
Развернуть ветку
Aleksey Parfun

Да нет, не на поверхности. Еще больше не на поверхности скопировать вообще все, вплоть до продуктов. Это называется воровство, чем вы и занимаетесь.

Ответить
Развернуть ветку
318 комментариев
Раскрывать всегда