{"id":14277,"url":"\/distributions\/14277\/click?bit=1&hash=17ce698c744183890278e5e72fb5473eaa8dd0a28fac1d357bd91d8537b18c22","title":"\u041e\u0446\u0438\u0444\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u043b\u0438\u0442\u0440\u044b \u0431\u0435\u043d\u0437\u0438\u043d\u0430 \u0438\u043b\u0438 \u0437\u043e\u043b\u043e\u0442\u044b\u0435 \u0443\u043a\u0440\u0430\u0448\u0435\u043d\u0438\u044f","buttonText":"\u041a\u0430\u043a?","imageUuid":"771ad34a-9f50-5b0b-bc84-204d36a20025"}

Как слабоумие и отвага, доширак и донорство крови помогли нам сделать платформу для ИИ-роботов и поднять раунд 50 млн

Tomoru.ru — платформа для создания умных голосовых роботов для бизнеса. Мы начинали как AR/VR-студия, а теперь создаем цифровых помощников для СберМаркета, Skillbox и других клиентов. Бизнес может собрать себе робота сам или заказать готового у сертифицированных партнеров Tomoru.

Tomoru появилась в конце 2019-го года. Платформа позволяет создавать голосовых роботов, которые общаются максимально естественно. Хорошо «воспитанный» робот Tomoru звучит как человек, понимает естественную речь, строит разговор нелинейно и реагирует на ваши вопросы, возражения и даже комплименты.

Этим летом мы подняли 50 млн рублей инвестиций при оценке в 450 млн рублей. Следующая наша цель — выйти в Азию и стать «единорогом».

Как выглядит наш рынок

На нем есть два типа компаний:

  • Автозвонки

    Конкурировать с ними несложно. Такой робот может максимум распознать «да» или «нет», предложить набрать цифру для ответа и воспроизвести записанную аудиодорожку.

    Автозвонки слушают меньше 15% людей. Это сказывается на их эффективности, С роботами Tomoru контактируют 65% человек. А скорость внедрения сопоставима: на запуск автозвонка требуется пара часов, на Tomoru - от пары часов до пары дней в зависимости от сложности задачи.

  • «Умные» роботы (кастомные и платформенные)

    Кастомные внедряются 1,5-2 месяца и по большей части пилятся на заказ с участием небюджетных программистов. Чек начинается от 150-300 тысяч.

    Пока такие ребята делают первую итерацию своей разработки, мы можем запустить, накопить «опыт в полях» и доучить нашего робота 15-20 раз. Без участия программистов, но с круто подготовленными скриптологами-аналитиками.

    Платформенные решения проще и дешевле, но разобраться с ними среднему предпринимателю без ИТ-бэкграунда непросто. К тому же, большинство из них используют поиск по ключевым словам и дерево решений для построения логики диалога. Поэтому вы иногда встречаете роботов, которые тупят.

    Мы пошли другим путем, создали робота с нелинейной логикой диалога и смогли поднять конверсию диалога в успех почти в 2 раза.

    Со временем внутри нашего продукта появилась аналитика, интеграция с AmoCRM и Битрикс, заботливый планировщик звонков и другие важные фичи. Например, отдельный робот, который находит в базе тех, кому вы недавно уже звонили, или тех, у кого сейчас ночь в их часовом поясе. Тогда он переносит звонок на адекватное время. С нашим роботом просто приятно общаться: он умеет шутить и вызывать эмпатию.

Разговор умного робота Tomoru для туризма — кейс Pegas Touristik

Как все начиналось

До Tomoru я развивал своего страхового диджитал-брокера. В конце 2017-го я решил зафиксировать убыток в 2 млн, закрыть проект и построить что-то другое.

Пока я искал себе применение, на моем пути оказались два талантливых программиста – Саша Маглеванный (сегодня сооснователь Tomoru) и Григорий Лисконог. Гриша, парень с Камчатки, какое-то время и вовсе был бездомным.

Он мечтал программировать, но родители отправили его учиться на судостроителя во Владивосток. На втором курсе он окончательно осознал, что хочет связать жизнь с программированием, а судостроительная история съедала слишком много времени.

Гриша отчислился из универа, но родителям об этом не сказал. Его выгнали из общежития. Больше года он был фактически бездомным. Днем спал у друга в общаге, а ночью, когда выгоняли посторонних – шел в соседнюю круглосуточную кофейню, брал чашку самого дешевого эспрессо и всю ночь программировал.

Ребята хотели делать игры, но в крупные компании их не брали — скилл еще нужно было качать. У меня, в свою очередь, было ноль навыков менеджмента в ИТ. Мы побрейнштормили и поняли, что на тех же геймдев-технологиях можно делать AR/VR. В 2018-м этот рынок подавал надежды.

Решили объединить усилия: с ребят — разработка, с меня — менеджмент и продажи. Дрим тим.

Жизнь в офисе

Мы сняли пустую четырехкомнатную квартиру в центре Владивостока и устроили там офис. Предполагали, что в гостиной будет место для разработки, а остальные комнаты пойдут под переговорки и зоны отдыха. Скажем, кто-то из ребят заработался до ночи и не успел домой: тогда можно поспать недалеко от рабочего места (мы же стартап!).

В итоге получился коливинг. Чтобы не платить за аренду жилья в городе, парни переехали в офис.

Из мебели и прочего у нас были 1 матрац, 2 спальных мешка и то, что осталось от старого бизнеса:

  • 7 белых столов;

  • 6 голубых кресел;

  • 4 красивых моноблока;

И стартовый капитал — мои минус 2 млн рублей.

Мы делали проекты для крупных ивентов — например, для Экономических форумов: Восточный, Петербургский и так-далее. Начали потихоньку работать на Штаты.

Когда мы решили расширять продажи и гнать трафик, то столкнулись с проблемой: две трети потенциальных лидов оказывались городскими сумасшедшими. «Давайте нарисуем памятник Сталину в AR». Кому, зачем, на какие деньги?

Самое страшное, что делали такие заказчики — пожирали время. Чтобы как-то спастись, мы решили поручить первый фильтр роботу. Было два варианта:

  • Пойти в условный ЦРТ (Центр развития речевых технологий) и заказать разработку за 5-10 млн рублей без особой гарантии результата на тот момент.
  • Пользоваться одним из дешевых винтажных автозвонков, которые до сих пор мучают людей.

Тогда мы поняли, что рынок для малого и среднего бизнеса, которому нужен недорогой, но «умный» робот, пуст.

Мы подумали, что в целом разработка роботов вкупе с хорошим маркетингом может выстрелить.

Не найти инвестиции и пивотнуться за 1 день

В моей голове план был прост: есть стартап — значит, нужны инвестиции. Тогда я еще не знал, что найти адекватного венчурного инвестора под голую идею в России — такой себе план.

С инвестициями не вышло, так что мы решили сделать MVP и продать его. MVP представлял из себя две страницы A4. На первой было написано, как устроен робот, на второй — сколько он в теории стоит.

Я просто пошел и продал двух несуществующих роботов разным компаниям. Решил, что так быстрее разберемся. Все получилось: заказчики остались довольны.

Нам казалось, что мы все поняли. Мы стали одного за другим делать и внедрять роботов в формате студии, но такая разработка не могла быстро масштабироваться на большую базу клиентов.

С ростом спроса на нас мы перестали все успевать. Нужно было выбрать, на чем мы все-таки фокусируемся: на AR/VR или роботах. Определиться помогла случайность.

Я ехал за рулем в пробке и не глядя подал заявку на стартующую тогда программу GoGlobal «Акселератора ФРИИ». Просто не заметил подробностей про акселератор и думал, что записываюсь на конференцию про выход на международные рынки.

В итоге получил приглашение на финальный отбор и интенсив во ФРИИ в Москве. Из 200+ стартапов в программу GoGlobal выбирали 10.

Я решил поехать и показать ФРИИ проект с роботами так, будто это уже полноценная платформа, а не студия разработки на заказ. Снова получился MVP на два листа А4. Подумал, что если пройду отбор – у проекта есть шансы. Если нет – значит, ребята видят подводные камни, которых мы еще не заметили.

Я прилетел в Москву на встречу с Дмитрием Калаевым и Гаджимурадом Алиевым. Гаджимурад, Дима, простите :) Страшно хотел спать из-за разных часовых поясов. Самолет задержали, провел 21 час в пути и сразу поехал на встречу. Говорил на автопилоте и, как мне показалось, провалил переговоры.

На утро я понял, как на основе вопросов от ребят пивотнуть проект. В этот же день сделал три встречи с клиентами (прогулял день интенсива) в разных частях Москвы и один раз продал. На третий день рассказал Диме и Гаджимураду о пивоте и первых результатах.

Они выслушали меня, а через какое-то время скинули список тех, кого выбрали. Там оказалось 11 стартапов. Нас внесли в лист уже после того, как определили список участников. Это добавило уверенности.

Разговора умного робота Tomoru для приглашения на мероприятия — кейс Sensei

Продать и заработать

Февраль 2019. Я вернулся из Москвы домой.

Мы собрались командой, чтобы обсудить вариант убить прибыльный AR/VR-бизнес в пользу убыточного, но подающего надежды Tomoru.

Решили, что да – убиваем. У нас была финансовая подушка на 2,5 месяца жизни в минус. Договорились, что если не успеем вырастить это направление – перейдем на доширак.

Май 2019. И перешли. Через 3 месяца с небольшим.

Июнь 2019. Когда мы поняли, что до разработки готовой платформы еще далеко, то привлекли первого инвестора – Александра Хвостенко. Он же в 2018 был нашим первым клиентом, когда мы продавали MVP на бумаге. Сегодня его доля в компании – 2,44%, доходность которой за два с половиной года х27.

Сентябрь 2019. Мы выиграли Eastbound Camp от VebVentures. Нас пригласили на VoxAngelis. В лобби своего отеля мы познакомились с нашим будущим инвестором – Артемом Мараткановым.

Ноябрь 2019. Мы придумали, как реализовать задуманную платформу, и привлекли инвестиции от Артёма.

Нам казалось, что мы сможем сделать все за 3 месяца. Поэтому заложили бюджет на 7 месяцев: три – разрабатываем, еще четыре – выходим на стабильные продажи и поднимаем следующий раунд инвестиций.

Декабрь 2019 по май 2020. Вся разработка заняла полгода.

Мы по кусочкам разбирали диалоги «человек с человеком», чтобы создать платформу, которая сможет максимально близко повторять такое общение. В итоге сделали несколько базовых концепций, которые стали отличать нас от всех остальных роботов.

Разработка этих концепций и архитектуры шла настолько горячо, что мы пару раз чуть не подрались. Все болели за проект и отстаивали позиции, в которые верили.

Июнь 2020. У нас закончились деньги. Вся команда снова перешла на доширак. В экономике бизнеса есть термин «точка безубыточности». У нас была «точка выживаемости» - когда все в команде продолжают функционировать, но назвать это оплачиваемой работой сложно.

В то время менеджер по продажам сдавал кровь, чтобы оплатить телефон и продолжать звонить клиентам. А маркетолог взял кредит, чтобы не увольняться от нас.

Сегодня тот менеджер – гендир одной из самых успешных компаний-партнеров Tomoru. А маркетолог вырос в топового эксперта и рулит всем маркетингом Tomoru.

Сентябрь 2020. У нас есть супер-способность – выживать.

Мы нашли точку масштабирования и выросли в 5 раз за 2 недели. В этот момент мы сразу вышли за точку безубыточности и показали первую прибыль.

И снова пустились во все тяжкие.

Привлекли конвертируемый займ. С тех пор перестраиваем бизнес-процессы и тестируем возможности роста в 30 и более раз год к году. Нам недостаточно расти только на уровне конкурентов.

В сентябре 2021 мы привлекли раунд в 50 млн – протестировать рынки вне России и запустить платформу Tomoru 2.0. О ней мы напишем чуть позже.

Что в итоге

Сегодня в основе Tomoru — наш собственный алгоритм, кастомизировать который на платформе может любой. С помощью визуального интерфейса вы строите диалоги, а в специальной панели — обучаете ИИ понимать речь человека на синонимах.

Под капотом у интуитивно понятного интерфейса множество фич, которые сами «докручивают» диалог с роботом до ума.

Если в августе 2019-го мы делали двух роботов в месяц, то к концу сентября создавали уже 1,5 в день. В ноябре был рекорд – 7 роботов за день. Мы сократили срок создания робота с 2,5 месяцев до 1-2х дней. Однажды запустили робота с нуля за 27 минут.

В процессе роста пришлось научиться управлять растущим производством с большим количеством мелких задач и сопровождать клиентов. Ох, когда мы только начали резко расти – наш аккаунтинг был ужасен. Сегодня мы много упражняемся с тестированием способов хакнуть продажи еще раз.

Первый квартал 2021-го мы посвятили изменению бизнес-процессов, чтобы нас не разорвало на кусочки при росте. Благодаря этому к декабрю 2021-го мы выросли еще в 9 раз. Но еще есть к чему стремиться.

Сегодня Tomoru пользуется уже 500+ компаний, в том числе лидеры в своих рынках. Наши роботы – самые «человечные» и при этом простые в управлении. Скоро они «заговорят» в Индии и других странах – следите за новостями :)

0
62 комментария
Написать комментарий...
юрий с

Минусанул, пользы от этих помощников гораздо меньше вреда

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Иван Дубышкин

Когда робот поймёт, что его всего этого лишили, он начнёт мстить

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
59 комментариев
Раскрывать всегда