No-code подход в мобильной разработке: будущее или мелкая ниша?
Меня зовут Алексей Жилин, я основатель агентства мобильной разработки SMD Agency, а также сооснователь стартапа Wiby, размышления о котором и натолкнули меня на написание этой статьи. Wiby - это сервис, в котором рестораны и доставки еды могут получить нативное мобильное приложение с бэк-офисом и интеграциями с основными CRM этой отрасли для своего ресторана или сервиса доставки еды. Вместо многомиллионного бюджета на разработку и дальнейшую поддержку своего приложения, наш сервис предлагает подписку от 4900 рублей в месяц. Мы совсем недавно начали свою деятельность и целью этой заметки вижу рассказать свои наблюдения и получить обратную связь от заинтересованной аудитории.
Существующие решения на рынке
Мысли о реализации подобного решения пришли мне в голову достаточного давно из опыта в аутсорсинговом бизнесе: множество региональных компаний приходят с очень похожими запросами и, узнав примерную стоимость, отказываются от реализации проекта по понятным причинам. В редких случаях все же решаются на предложение с низким бюджетом до 1 млн. рублей - результат в лучшем случае позволяет сделать заказ и совершить покупку, но качественным мобильным приложениям это, как правило, назвать нельзя. Шеринговая модель, как нам казалось, напрашивается. Нужно сказать, что идея не новая, аналогичные решения уже давно и относительно успешно существуют на рынке. Приведу в пример те, которые нравятся лично мне:
Napsy - более универсальная модель, для ecommerce в целом.
Loyaltyplant - больше упор на систему лояльности, но много интересных клиентов в нашей нише.
Рестомания - приложение и бэк-офис очень неплохие, много нужных сопутствующих продуктов, но модель отличается от нашей - процент с заказа и оффер включает в себя еще и доставку. Это скорее прямой конкурент агрегаторов, чем SaaS.
Общий сценарий работы с нашим и аналогичными сервисами выглядит следующим образом: клиент регистрирует аккаунт, вносит контент своего приложения (товары, акции, статичная информация), при необходимости запрашивает интеграции с внутренними системами своей компании, оплачивает выбранный тариф и приложение публикуется в Play Google и AppStore. Все обновления и фиксы выпускаются автоматически для всех подключенных к сервису компаний. Заказы поступают либо в личный кабинет сервиса, либо в CRM с которой проведена интеграция. Казалось бы - все логично, и спрос должен быть высокий, ведь мы предлагаем клиентам качественное решение в десятки раз дешевле. Но масштаб существующих решений с точки зрения количества подключенных компаний совсем не впечатляет: речь не идет о тысячах подключенных компаний, максимум о 2-3 сотнях. Отсюда вопрос:
Почему в сфере мобильных приложений нет такого спроса на подобные сервисы, по аналогии с wix или tilda в веб отрасли?
- Когда мы начали общаться с реальными клиентами, нам стало ясно, что ценность мобильного приложения как такового ясна в полной мере только крупным компаниям, которые могут себе их позволить, и нам - тем, кто их разрабатывает. Мы начинаем говорить о деталях, а клиент не понимает - зачем оно в принципе? И это вполне оправдано - небольшим компаниям не всегда нужно приложения, они попросту не имеют нужного уровня компетенций, чтобы использовать этот инструмент эффективно. В этой части мы пришли к тому, что помимо продвижения конкретно своего решения, необходимо иметь некую образовательную миссию - рассказывать, зачем бизнесу нужно приложение, как увеличить прибыль и уменьшить цену лида с помощью него.
- Даже небольшие компании, по каким-то очень невнятным причинам хотят «свое» решение. Кто-то ошибочно считает, что выгоднее заплатить один раз, и не учитывает постоянную поддержку проекта на плаву, актуализацию кодовой базы. У кого-то невероятные амбиции касаемо функциональности проекта, и в приложении нужно либо все, либо ничего. Этот пункт тоже можно отнести к необходимости образовательной функции в продажах и маркетинге подобных решений.
Не смотря на вся сложности продаж на старте пути, мы верим, что в сфере доставки еды это актуально даже для совсем небольшой дарк-китчен. А за универсальными решениями и сервисами, которые дают возможность даже небольшой компании иметь качественные digital-продукты - будущее. И таких сервисов с каждым днем становится все больше. Интересно услышать мнение коллег о проблеме в целом, и нашем решении в частности:)
Создание мобильного приложения примитивно, по сути одной кнопкой, создаётся в Cordova и подобных системах из сайта. Это называется гибридное приложение. Причём, в той же Кордова доступен весь функционал телефона.
И если у вас какой-то ресторан и прочее, то очевидно, что у вас УЖЕ есть сайт с адаптивной вёрсткой, ведь вы же хотите чтобы ваш сайт нормально работал на телефонах, а следовательно, можно это же взять и закинуть одной командой в мобильное приложение.
Итого, можно просто сделать СРАЗУ нормальные сайт, чтобы потом его интегрировать в мобильное приложение.
И как итог, вы сэкономите ваши миллионы рублей с одной стороны, но получаете полный контроль с другой. Отдавать несколько тысяч рублей за подписку в месяц?? Лично я бы не стал.
+ Это бизнес риски. Я могу понять с целью диверсификации, но подсаживать себя целиком на других??
+ Смысл. Если у тебя УЖЕ есть сайт, то зачем отдавать несколько тысяч за мобильное приложение, если можно одной командой в Кордова сделать мобилку. А если нету, то проще эти же деньги отдать на разработку сайта, который таки так будет нужен.
Только выглядеть такое решение будет плохо по сравнению с нативными приложениями. Ну и скорость не ахти + в офлайне не запустишь его. Если какой-то простой функционал в приложении должен быть - на первое время сойдет.
Выглядит также. Вообще ничем для пользователя не отличается как по производительности, так и по функционалу. Всё таки вы учитывайте, что та же витрина или меню это такой же сайт. Это не GTA на телефоне поднимать.