История про мальчика Вову или зачем нужен ещё один конкурс игр

Где-то в далёких 80х годах прошлого века в небольшом городе в предгорьях Сибирской тайги жил мальчик Вова, который очень любил играть в игры на компьютере. Пока компьютера не было, он мечтал его собрать – изучал электронику, коллекционировал микросхемы и прочие радиоэлементы, ради интереса увлечённо читал непонятные технические книги для старшеклассников.

Но вот настало счастье – родители накопили некоторую сумму денег и, видя страдания и потуги Вовы купили ему недорогой компьютер, который можно было подключить к обычному телевизору и кассетному магнитофону и играть в настоящие цветные компьютерные игры.

Тогда они ещё не понимали, что этот компьютер серьёзно повлияет на всю дальнейшую жизнь Вовы. Потому что это был грубый, но вполне работоспособный клон популярного в то время компьютера ZX Spectrum.

А что Вова? Вова первое время играл в игры с прилагавшейся к компьютеру кассеты, а потом, наигравшись, стал искать единомышленников в своём городе, обмениваться с ними играми, затаив дыхание переписывая игры с кассету на кассету, и даже пробовать что-то программировать на ZX Spectrum, совершая свои первые шаги в IT. Интернета ещё не было в его небольшом городе, поэтому и игр, в которые мальчик мог бы поиграть, было немного. Он тогда и представить себе не мог, насколько малая часть айсберга видна из его окна.

Время шло, мальчик подрос, выучился в университете и выбрал для себя дальнейшее совершенствование в интернет-технологиях. Устроился работать по технической специальности и зарабатывал неплохие деньги.

Но вот, в один дождливый день, где-то в 2005 году уже семейный мужчина по имени Владимир совершенно случайно наткнулся на веб-сайт, на котором было собрано воедино множество игр для ZX Spectrum.

В ностальгическом порыве Владимир потратил целый вечер на изучение данного сайта. На нём были все игры, в которые он играл в детстве, но было ещё больше тех, в которые он не играл. Хотя это неправильно сравнение – их было не больше, а намного больше. Их было в 10, в 50 раз больше. И у Владимира возникло нестерпимое желание поиграть во все эти игры.

Но играть было очень трудно. Во-первых, нужно было скачать игру с сайта, чтобы загрузить её в эмулятор. Игры скачивались в одну папку, и нужно было их искать в папке. Это только звучит коротко и просто, но если ты хочешь посмотреть просто сотню игр, то эти простые действия занимают очень много времени.

Тогда Владимир включил весь свой IT-шный опыт, который он приобрёл, работая веб-разработчиком и сделал свой собственный сайт, на котором можно было играть в игры не скачивая их. Кроме того, на сайте был удобный список для игр, который предлагал поиграть в игры, которые пользователь ещё не запускал, а просмотренные и понравившиеся игры можно было бы сохранять в папки. Кроме того, Владимир понимал, что у него не будет столько энтузиазма просматривать игры, если игровой процесс будет постоянно сбрасываться к началу, поэтому он реализовал режим сохранения игры на сервере, чтобы накопленный игровой прогресс больше никогда не терялся.

Вот тогда-то Владимир и осознал – какой мир ZX Spectrum большой. В общей сложности до 2000 года было выпущено около 25 тысяч различных игр, и это не считая версий с разными загрузчиками и локализациями. И ещё больше он понял, сколько интересных игр прошли мимо него в детстве. Выглядя неказисто, они способны были надолго затянуть неосторожного ретро-геймера.

Действительно, у мальчика Вовы не было возможности получить все эти игры. В его маленький город привозили только те из них, которые были в продаже, то есть те, которые понравились другим людям (назовём их продавцы или маркетологи), которые основывались в своём выборе на внешнем виде кассеты с игрой, заставке игры или на её названии, совершенно не разбираясь в содержании игры, её игровых качествах.

А все остальные игры остались не у дел. Неизвестные, никем не поигранные и забытые.

И тогда Владимир понял ещё одну вещь. Разработка игр для ZX Spectrum – это особый вид искусства. Почти никто в наше время не будет что-то разрабатывать для ZX Spectrum, чтобы заработать на жизнь. Сюда приходят для того, чтобы творить. Ведь это чудо, когда ты запихиваешь в 48 или 128 килобайт и 15 цветов целый мир, способный заинтересовать пытливого игрока на часы, а то и на несколько дней! Это возможность выразить свою идею "простыми словами", без тонны затрат на кодеров, художников, маркетинг и всё прочее, что там есть в вашем профессиональном геймдеве.

Сейчас около сотни, может быть, двух сотен людей со всего мира разрабатывают игры для ZX Spectrum. Невероятно, но их стараниями в год выходит целая сотня новых игр для ZX Spectrum, или даже больше. И самое печальное то, что из этой сотни игр «популярными и раскрученными» становятся 10, ну может быть, 20 игр. Но так не должно быть. Ведь каждая игра на ZX Spectrum – это бриллиант, в который авторы вкладывают частичку своей души. И в каждой игре можно найти свой особый шарм.

Мы решили создать ежегодный конкурс ZX Online Awards для того, чтобы поддерживать и популяризовать все игры, которые разрабатываются для ZX Spectrum в наше время. Чтобы ни одна игра не была заброшена на задворки волей маркетологов и продавцов, чтобы каждая имела право на то, чтобы быть поигранной и оценённой по достоинству.

В этом году мы проводим пробный конкурс ZX Online Awards 2022, в котором принимает участие всего 33 игры, разработанных в 2021 году. Это далеко не все игры за 2021 год, но мы считаем, что только автор игры должен принимать решение участвовать в конкурсе или нет, и за короткое время нам не удалось связаться с каждым автором и предложить ему поучаствовать.

Награждение будет проводиться в нескольких номинациях. Всем призы, конечно, не достанутся. Но это не означает, что призы получат только «самые-самые». В том и суть, чтобы оценивать игры с разных сторон. Некоторые игры действительно красивые, а в некоторых вообще нет никакой графики или музыки, но тем не менее, играть в них интересно. Проще говоря, мы будем искать «бриллианты».

Вероятно, и тебе будет интересно поучаствовать в этом событии. Почему нет? Для этого не нужен даже железный спектрум – все игры запускаются в онлайн-эмуляторе прямо на странице голосования.

P.S. Все имена являются вымышленными, а совпадения неслучайны.

0
4 комментария
Сидоренко Андрей

Наводит на воспоминания о книге Арифа Караева "Лабиринт"

Ответить
Развернуть ветку
Семен Переделкин

Мальчику Вове ещё повезло - у него было с кем меняться кассетами. А вот мальчику Семёну из сибирского посёлка меняться было не с кем - т.к. он был единственным в этом населённом пункте, у кого чудом оказался ZX-48. И приходилось ждать по нескольку месяцев, когда кто-нибудь из родственников по твоему заказу привезёт из города новую кассету с чумовыми играми.

Хорошее дело делаете. Повтыкаю потом в ваш сайт.

Ответить
Развернуть ветку
Юрий Суворов

Красиво расписано, а по факту...

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Хайдуков
Автор

А по факту - платформа, которую многие так любили в детстве, живёт и сейчас и продолжает нас радовать :) Об этом можно писать много, но сейчас - конкурс. А потом будет ещё много интересного.

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Раскрывать всегда