Трансформация школьного образования как идея для стартапа

Мир переехал в онлайн, а в провинциальных школах по прежнему пишут мелом вместо маркеров. Есть мнение, что это не навсегда. Рано или поздно ученики классических школ перейдут на удаленку, создадут новый рынок и обеспечат экспоненциальный рост онлайн-образования. По-моему, это хороший повод для стартапа.

В статье я собрал информацию по теме, оценил потенциальный рынок и описал конкурентов. От читателей жду обсуждения перспектив, разумных и неразумных предположений, адекватной и неадекватной критики. В общем говорите что думаете, а там разберемся.

Откуда ноги растут

Ничего не предвещало беды, я спокойно листал ленту инстаграма. Вдруг в мое личное пространство вторглось видео одного харизматичного человека. Обычно Сергей говорит про недвижимость, но неожиданно он выступил на тему детского онлайн-образования. Не знаю предысторию этого решения, однако снимаю шляпу за отличный эфир. Советую внимательно посмотреть запись и после этого двинуться дальше.

Если вы пропустили видео, то вот резюме:

  • Онлайн-образование продвинулось на новый качественный уровень. Это не Zoom-конференция, как думают люди. Это комплексный продукт, который сочетает образовательную программу, обратную связь, интерактивное взаимодействие и систему контроля.
  • Хорошая онлайн-школа даст школьнику больше знаний, чем физическое посещение занятий. Технологии онлайн-школы не позволяют ученику отвлекаться от обучения, перескакивать темы или прогуливать уроки. Учитель контролирует процесс и результат занятий. Родители видят историю прогресса. Если школьник что-то не понял, то он возвращается к нужному уроку и проходит его заново (включая тесты и контрольные задания). Перейти на следующий уровень, не пройдя предыдущий, ученик не может физически.
  • Онлайн-образование лучше традиционного. Классические школы исчезнут через пять лет. Пока вы спали, мир изменился — признайте это уже наконец.

Не уверен, что школы вымрут так быстро, но остальным тезисам импонирую. За последний век среднее образование не изменилось. Постепенно оно деградирует. Если технологии изменят тренд и повысят качество образования, то будет здорово.

С коммерческой точки зрения это окно возможностей. Коронавирус ускорил цифровизацию мира, и под раздачу попал не только бизнес. Традиционные неповоротливые сферы будут меняться. Отсюда очевидная идея стартапа — открыть частную общеобразовательную онлайн-школу и прокатиться на тектоническом изменении рынка.

Обращаю внимание, что ставка идет на последнюю часть предложения. Мы рассчитываем на изменение парадигмы образования, которое случится с нами или без нас, а не на создание уникального и никому не нужного продукта.

Объем рынка

Хороший признак успешного стартапа — большой размер рынка, на котором он функционирует. Школьное образование проходит этот критерий:

  • В 2021 году в школы пошли 17 миллионов учеников.
  • Предположим, что 1% прогрессивных родителей готовы перевести детей на онлайн-образование. Получится 170,000 учеников.
  • Предположим, что за образование они готовы платить от 2,000 до 5,000 рублей в месяц или от 18,000 до 45,000 рублей в год.

Перемножив школьников на деньги, мы получим от 3 до 8 триллионов рублей потенциальной выручки. Это хороший размер для российского рынка, особенно с учетом консервативного расчета. Если допустить более оптимистичный сценарий, то мы попадем в хороший рынок даже по международным масштабам.

Конкуренты

Лидеров рынка школьного онлайн-образования удачно собрал Тинькофф-Журнал (плюс я добавил мастодонта Учи.ру). Кстати, советую прочитать статью и комментарии — там есть интересная информация с точки зрения пользователей. А мы пока отойдем от конкурентных преимуществ онлайн-школ и посмотрим, сколько денег они зарабатывают:

Больше половины рынка занимает Учи.ру, который вырос на 70% с 2019 года. Компания успешна благодаря административному ресурсу — качество сервиса слабое (тестировал на младшей сестре-четверокласснице), но общеобразовательные школы перевели на него директивно.

Остальные участники любопытнее — зарабатывают меньше, но растут хорошо. Семь школ из десяти прибыльные, что редкость для компаний, которые функционируют в новой рыночной нише.

Глобально про рынок и конкурентов:

  • Конкуренты зарабатывают, а значит рынок существует
  • Конкуренты растут, а значит рынок растет
  • Конкурентов мало, если учесть потенциальный объем рынка

Подробнее я проанализировал конкурентов здесь. Кликайте, если интересно.

Преимущества, недостатки, риски

Про преимущества, недостатки и риски я говорю не в разрезе онлайн-образования как концепции, а разрезе онлайн-образования как идеи для бизнеса. Спорные моменты надеюсь обсудить в комментариях.

Преимущества вижу такие:

  • Школьное образование — это большой и обязательный рынок. Если бизнес-курсы или английский для взрослых можно пропустить, то школу закончить придется. Это отличная новость, потому что продать обязательный продукт проще, чем продать необязательные полезные навыки.
  • Довольный клиент будет платить одиннадцать лет. Да, я взял по максимуму, но даже половина срока — все равно долго. Сойдется любая юнит-экономика.
  • Треть россиян тратят на ребенка треть семейного бюджета. Еще 20% — половину. Мы снова попадаем в большой и приоритетный для потребителей рынок.

Недостатки тоже присутствуют:

  • Сделать качественную общеобразовательную программу, построить процесс обучения и проконтролировать учеников онлайн — задачка со звездочкой. Требует организационных навыков. К тому же ряд задач реально проще сделать вживую (да, большинство детей списывает).
  • Мнение, что оффлайн лучше онлайна сидит у родителей в печенках. Рынок пройдет семь кругов ада, перед тем как станет массовым.
  • Реальность такова, что школьный онлайн — это глобальный эксперимент. Такое образование будет либо хуже, либо лучше обычного. Объективные результаты мы увидим через десять-пятнадцать лет, когда первая партия онлайн-школьников пойдет в институт или на работу.
  • Основные конкуренты зашли на рынок в прошлом десятилетии. Они привлекли инвестиции, набили шишки, отладили бизнес-процессы. Запустив еще одну онлайн-школу, придется догонять.

Если совсем глобально, то существует два риска:

  • Традиционное образование победит, переезд в онлайн не состоится. Онлайн-школы остануться нишевым рынком. Проиграют все.
  • Рынок школьного образования трансформируется, но новых пользователей получат старые игроки. Они заработают, мы прогорим.

В остальном это понятный, масштабируемый и потенциально крупный бизнес. Он держится на сильной реализации, а не на гениальной идее.

Интересные кейсы

Собрал факты и кейсы про школьный онлайн, которые мне приглянулись. Посмотрите. Думаю, вам понравится:

  • Одесский учитель физики Павел Андреевич Виктор из любви к детям запустил бесплатную онлайн-школу задолго до то того, как это стало мейнстримом. На его YouTube подписаны 910 тысяч человек, а видео-лекции содержат полный курс физики для старшеклассников. Если вы думаете, что онлайн хуже оффлайна, то сравните лекцию Павла Андреевича с обычным школьным уроком.
  • Интервью основателя Нетологии Максима Спиридонова. Максим рассказывает про влияние COVID на цифровизацию и темпы роста рынка онлайн-образования. В том числе он делится инсайтом про синхронное и асинхронное образование, а также рассказывает про проект Фоксфорд, который нацелен на школьников.
  • Статья в РБК Тренды, которая подошла к онлайну с разных сторон и расписала плюсы и минусы домашнего обучения. Там же есть дополнительные причины перехода и размышления насчет социализации.
  • Еще одна статья в РБК Тренды. Авторы рассмотрели edtech рынок России целиком.

Вопросы к обсуждению

Давайте обсудим школьный edtech с разных сторон:

  • Вы довольны традиционным школьным образованием?
  • Вы готовы отправить детей учиться онлайн?
  • Вы верите в трансформацию рынка школьного образования?
  • Вы готовы запустить проект в этой области или инвестировать в него?

Не стесняйтесь отвечать частично или развернуто. Лучше с аргументами. Поднятие новой темы или постановка нового вопроса тоже приветствуются. Если перед ответом вы сделаете краткое интро, то будет вообще здорово. На этом все. Спасибо!

***

В телеграм-канале @fedotovjournal я пишу про все, что связано с инвестициями. От венчура до фондового рынка. Подписывайтесь, если материал вам понравился, и вы не хотите пропустить новый.

0
45 комментариев
Написать комментарий...
Роман Киселев

Имея за спиной более 6 лет педагогического опыта и пару лет работы в edtech-e, выскажу мнение, что полная трансформация школы во что-то онлайновое невозможно.
В первую очередь, потому что родителям до 9 класса плевать на учебу детей. Они используют школу не как место образования, а как детский сад с чуть расширенным функционалом. Если не верите, обратите внимание на распорядок школьного дня - учеба начинается примерно в то же время, что у родителей работа - в районе 8-9 утра, что очень удобно. И это неправильно, т.к. дети не высыпаются. С точки зрения нейробиологии, обучение проходит гораздо быстрее и полнее, если человек высыпается. Едем дальше. Во сколько занятия заканчиваются? Правильно, когда у родителей обеденный перерыв. А для тех, кому неудобно в это время дитятко забрать со школы, есть ГПД. И еще я бы обратил ваше внимание на жутко затянутое прохождение материала. Сравните программу условного 6-7-8-9 классов. Там темы одни и те же год от года. Ну и так далее. Таких нюансов - гора.
Во вторую очередь, проблема в развитии детского мозга. До 14 лет дети ну вообще не умеют в самостоятельность и построение логических цепочек а-ля "надо ходить в школу и там хорошо учиться, чтобы сдать экзамены и поступить в нужный вуз, чтобы дальше оказаться в правильном кругу людей и не профукать кучу лет жизни". Плюс неусидчивость, куча внешних отвлекающих факторов, великолепная возможность списывать (и соответственно скрывать реальный уровень знаний) и тд. Добавим еще нюанс с тем, что детский мозг не умеет учиться вопреки. То есть как только им становится скучно/грустно/etc, учеба заканчивается - материал тупо перестает усваиваться.
То есть получается, что до 9 класса онлайн-образование в общем случае не применимо, что сильно сокращает количество пользователей.
Продолжим. В 9 классе да, онлайн работает. Но лишь по причине предстоящей анальной кары в виде ОГЭ. Но и тут нужно учитывать нюанс, что предметов на ОГЭ сдают мало - 2 обязательных (русский и математика) и 2 "необязательных" (по выбору). На все остальные предметы забивают еще сильнее и теперь уже все - и дети, и родители, и учителя. Что тоже негативно сказывается на количестве пользователей. Да и более того. Родители знают, как их детей учат в школе. Поэтому, как правило, заказывают репетиторов. Что еще хуже скажется на сервисе. (мне кажется уже стала понятна его бесполезность, но продолжим).
10 класс. ОГЭ прошло, ЕГЭ далеко. По личному опыту замечу, что это самый трешовый год, когда в голове у детей все что угодно, но не мозг. Гормоны бурлят, сдерживающих факторов нет. Учеба не в приоритете. Значит опять сервисом нормально пользоваться никто не будет.
Остается 11 класс. И тут ситуация как в 9 классе, но еще жестче, потому что есть очень конкретная мотивация.
И получается, сервисом будут пользоваться очень мало людей - ответственные ученики/ученики ответственных родителей, ученики 9 и 11 классов, которые почему-то учатся онлайн, а не тет-а-тет с репетитором, что сильно эффективнее. Такой себе пул пользователей:)
И можете заметить, что приведенные в анализе сервисы занимаются как раз либо доп.образованием, либо делают курсы по подготовке к экзаменам/ВПРам и тд. И рынок подобных штук уже переполнен. Нужно какую-то более узкую и специальную нишу искать. Просто так залететь вряд ли получится.

p.s. простите, что отнял много времени и спасибо, что прочли

Ответить
Развернуть ветку
Quiz

Несколько моментов от родителя (частный детский сад -> общеобразовательная школа -> онлайн школа -> частная школа).

"используют школу не как место образования, а как детский сад с чуть расширенным функционалом" - отчасти верно, но скорее нужна и дневная занятость и образование. Нельзя просто оставить ребенка один на один с экраном, ему сложно держать фокус самостоятельно, часто нужна помощь и пояснения учителя. Чего не хватает, так это командных уроков, чтобы помимо обычного социального взаимодействия была практика достижения общей цели и умения понимать других и договариваться.

"учеба начинается в районе 8-9 утра" - у нас школа начинается в 10, дети довольны. Не надо ложится слишком рано, не надо специально будить утром.

"Плюс неусидчивость, куча внешних отвлекающих факторов" ... при этом задания в игровой форме (формат uchi.ru) заходят замечательно :) На этом формате можно построить домашнее задание. Также можно добавить игровых механик, типа прокачки и развития персонажей за прохождение уровней, при этом появляется дополнительный фактор внешней оценки и длительной цели. Об этом много говорят, но нигде не видел качественной реализации.

"жутко затянутое прохождение материала", "великолепная возможность списывать" - это давняя проблема школьного образования, изначальной его целью было выучить до среднего уровня большое количество безграмотных детей, но при этом страдают те кто слабее (тяжело успевать за классом) или сильнее (скучные уроки). Нельзя загонять всех под одну гребенку. Решается на удивление просто: у каждого ученика свой прогресс (и соответственно задания) по каждому предмету, каждый движется со своей скоростью, есть промежуточное тестирование которое позволяет перейти на следующий уровень. Есть каталог изучаемых тем, которые можно проходить/перепроходить в разном порядке.

ОГЭ, ЕГЭ в этом плане кастрированный вариант подобных тестов, ребенок не привык к такому тестированию, для него это стресс. В таком формате тестирование не позволяет понять реальное покрытие знаний и не дает шансов на ошибку и возможности ее исправления.

Чего реально не хватает, так это качественной образовательной программы (контента). Не просто набор тем, а дерево знаний. Не просто книги с картинками, а современные красочные интерактивные программы. Не просто тесты набранные на скорую руку, а полноценное покрытие изученного материала. Не просто оценки, а разбор и понятное объяснение ошибок.

P.S. В текущей школе нет оценок, ~10 учеников на 1 учителя, можно закончить один из предметов за несколько лет (один из учеников закончил курс математики в 9+ лет). Мне бы такую школу в мое время :)

Ответить
Развернуть ветку
Роман Киселев

Ничего себе! Поздравляю, вы молодцы:)
Понятное дело, что школы разные и ответственный родитель найдет для своего чада подходящий вариант.
Я же про общие моменты рассказываю. В обычных школах.

А разве учи.ру заменяет школу? Мне казалось это такое приятное дополнение.

Ответить
Развернуть ветку
Quiz

Не совсем понятно с чем поздравляете? Если вы про "закончил курс математики в 9+ лет", то это "один из учеников", а не "один из моих детей" :)
Учи.ру конечно не заменяет, просто пример удачной реализации. Онлайн школа была из списка в статье. Частный детский сад был вынужденной мерой (спасибо Собянину), остальное по выбору.

Ответить
Развернуть ветку
Роман Киселев

Поздравляю с ответственным родительством:)
Не отдали ребенка на произвол стандартной системы образования.

Да, знаю.
Но сделать школу всегда интересной и веселой - это невероятно трудная и дорогая задача. Поэтому такие сервисы являются по сути "доп.образованием".
Если же вы посмотрите как школы реализуют классическое онлайн-обучение, вы обнаружите все то же, что есть в школе офлайновой

Ответить
Развернуть ветку
Валентин Потапов

Вижу тезиз и антитезис. Предлагаю синтез. Дети сидят в школе с педагогами, но весь учебный процесс в системе. Педагог не методист, а скорее надзиратель и мотиватор. Родительский комитет согласовывает понятную ему учебную программу.

Ответить
Развернуть ветку
Роман Киселев

В таком случае педагог не педагог:)
Мне это видится достаточно печальным, если честно
У ребенка появятся вопросы, мол зачем я хочу сидеть в компе в школу, если я это могу делать дома? И это логично.
Плюс вопрос финансовый. Получается, мы будем платить и за этот сервис обучения и учителям? Есть ощущение, что как-то дороговато выйдет. И непонятно зачем, если учитель/ментор/етс все равно в классе находится?

Ответить
Развернуть ветку
Валентин Потапов

Педагогом в античности называли человека который доводил ученика от дома школы и обратно. Поэтому скорее возвращаем слову его начальный смысл.
Хочет дома, отлично, хочет пообщаться приходит в класс. Как гибридный офис в пандемию. Дороговато это надо считать и работать стартапу над этим вопросом.

Ответить
Развернуть ветку
Роман Киселев

Кстати ещё про дороговато
Есть в школьном образовании неприятный момент. Клиент и плательщик - разные люди.
И если для клиента (ученика) ещё можно придумать что-то оригинальное и интересное, то вот как пересадить плательщика (родителя) на новый вид образования - неизвестно пока что. Потому что есть ОГЭ и ЕГЭ и они обязательны для получения аттестата о полном среднем образовании. А научат ли в "иной" школе их чадо как надо эти тесты сдавать - непонятно.

Ответить
Развернуть ветку
Валентин Потапов

Выходные тесты и документы остаются прежние. Мое предложение это вообще не затрагивает. Если не научат, натянут на 3. Это то же я не предлагал ворошить.

Ответить
Развернуть ветку
Роман Киселев

Почему же? Затрагивает.
Не дети выбирают школу, а родители. Попробуйте им объяснить ваши нововведения и посмотрите сколько из них согласятся на такой эксперимент. А это напрямую влияет на доход

Ответить
Развернуть ветку
Валентин Потапов

Если система отлажена и полезна, родители первые за нее проголосуют. Они же не враги своим детям.

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Шишкин

1 из 10 и это уже будет хорошо но остальные " по течению " и конечно прискорбно видеть как на автомате ребенка отдают в школу где в лучшем случае будет "время провождение"

Ответить
Развернуть ветку
Валентин Потапов

Система может выявить способности выше среднего и задать более адекватный индивидуальный трек обучения, тем самым нивелировать пассивность упомянутых 9 из 10, про которых вы упомянули.

Ответить
Развернуть ветку
Роман Киселев

Валентин, отвечу в этом сообщении на три ваших последних ответа мне на следующем примере, который, как мне кажется, доказывает несостоятельность вашего предложения.

Допустим, вы придумали какую-то гениальную систему обучения. Такую, что успеваемость всех растет невероятными темпами, детям в ней классно и весело, родители не беспокоятся и тд - то есть она со всех сторон идеальна. И дальше вы решаете открыть свою полноценную школу.

И первое, с чем вы столкнетесь - в рф общеобразовательная (пусть даже и частная) школа обязана быть некоммерческой. Что вряд ли понравится инвесторам, а на гос.деньги претендовать не приходится - без аккредитации их не дадут. Но, представим, что у вас неограниченный бюджет и пойдем дальше.

Второе - получение лицензии. Для нее нужно предоставить все ваши планы, расписание, оснащение и тд. Все вышеописанное обязано соответствовать федеральному закону. То есть у вас еще ничего нет, а вы уже потратили деньги на здание (кстати да, у школы обязано быть свое здание), его обустройство и соответствие всем нормам, что ну вообще недешево.
Естественно, так как ваша новая система имеет больше общего с логикой и здравомыслием, чем с нормами, то лицензию вам не дадут просто так. Придется подстраиваться и придуманная система становится хуже (из самого простого, например, вы решили преподавать детям не по 7 разных уроков в день, а по 2, чтобы увеличить продуктивность и убрать расфокус у детей - вам это сделать не позволят не только вышеупомянутые нормы, но и постоянные впры, срезовые и тд, которые ориентируются на стандартные планы прохождения тех или иных предметов). Но ладно, представим, что и это вы подстроили без ущерба вашей системе.

Третье - аккредитация. Эта штука нужна, чтобы вы могли сами выдавать аттестаты. И чтобы ее получить, ваша организация должна будет проработать несколько лет без нее. То есть несколько первых лет ваши ученики будут обязаны прикрепляться к другим школам для сдачи экзаменов. Как минимум, это повлечет за собой сильное сокращение списка желающих поучиться у вас.

Четвертый пункт - родители воспринимают в штыки нововведения. Вот хотите вы или нет, но они сами учились в школе, и их окружение тоже, и окружение детей тоже. И все это была одна единая система, которая не менялась годами. Как вы думаете, захотят ли они отдать свое чадо туда, где нет аккредитации, выпускников и лишь обещание, что ваш метод образования лучше? Родители ценят стабильность, а не инновационность. Количество учащихся сокращается до мизерного в этом моменте.

И наконец, даже допустив, что у вас все получается на малом количестве учащихся и вот вы уже с аккредитацией ждете новых учеников. Вы уверены, что при масштабировании ваша система не рухнет? По личному опыту скажу, что уже после 5-6 учеников в классе, средняя скорость обучения сокращается драматически с каждым новым учеником. То есть вам нужны новые классы и новые учителя, что ведет к радикальному повышению трат.

И это все только цветочки. Потому что это лишь общая картина без частностей типа поиска учителей. Найти хотя бы 20 отличных учителей для своей школы - практически невыполнимая задача. И очень дорогая. Плюс, как вы будете искать классных педагогов в стране, где пед.вузы до сих пор остаются этаким местом, куда поступают по остаточному принципу и над частью "пед" в названии гыгыкают - я хз. С кадрами, в общем-то будут проблемы.
И это я еще про "индивидуальные обучающие треки" не заикался - с ними вообще веселье.

И на этом моменте, мне хочется остановиться, ибо список этих проблем нескончаемый. А теперь посмотрим правде в глаза. Бизнес это не то что невыгодный, он абсолютно убыточный, значит инноваций с той стороны ждать не стоит. А государство смотрит лишь в сторону больших чисел (вся страна учителей, вся страна учеников), стабильности (чтобы и в Москве работало, и каком-нибудь Ковылкино на 20к человек) и равноправия (чтобы по итогу у всех был плюс-минус равный шанс поступить в ВУЗ). Поэтому системы образования, которые основаны на индивидуальном подходе (что уничтожает равенство и стабильность) и рушатся при масштабировании точно рассматривать не будут.

p.s. если вы думаете, что родители не враги своим детям, крайне настоятельно рекомендую прочитать книгу Toxic parents. А для начала еще лучше открыть гугл-новости и вбить что-то типа "родитель убил". Понятное дело, что это частные случаи, но обратите внимание на частоту подобных новостей.
Хотя есть идея еще лучше. Выделите пару дней в июне и сходите к школам, где дети сдают ЕГЭ и поспрашивайте, почему дети боятся провалить ЕГЭ. Уверяю вас, каждый второй скажет фразу "меня родители убьют". И это недалеко от правды.

Ответить
Развернуть ветку
Роман Киселев

А как тогда это решает проблему рассеянного внимания, неусидчивости и прочего описанного выше?
Это крутой вариант для вуза, но школьникам, к сожалению, нужен карабас-барабас

Ответить
Развернуть ветку
Валентин Потапов

Методики надзора и мотивации. Педагог в классе остается.

Ответить
Развернуть ветку
Роман Киселев

Да, когда ученик ходит в класс. А когда он не хочет ходить, что делать?

Ответить
Развернуть ветку
Валентин Потапов

Не давать рассеянным привилегии удаленного обучения, если думаете, что система его не мотивирует и не поможет.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Роман Киселев

Неплохой байт, рискну возразить
1.1. Против биологии не попрешь, и дело совсем не в нежности. Формирование нейронов (знаний) - процесс биохимический. Невысыпание нарушает гормональный фон и обмен веществ. Что приводит к ухудшению как процесса образования нейронов так и их проводимости.
1.2. Не знаю, преподавали ли вы в школах, но в нашей стране среди детей наркомания (пусть и в лёгкой форме) не самая редкая вещь. А про шутинги... Прискорбно, но в последние несколько лет у нас это тоже нет-нет, да и происходит. И я несколько сомневаюсь, что это связано с излишней нежностью.
1.3. Про идеологию даже и заикаться не буду, это бред.
2. Про ЕГЭ. Ничего против не гаокао не имею. Но ради интереса и так, навскидку, сядьте и решите ЕГЭ по 4 предметам. Возьмите русский, профильную математику и ещё по двум предметам, к которым душа лежит.
Не хочется сравнивать, но я вот в прошлом многократный призер и победитель чуть ли не всех возможных в РФ олимпиад по химии, а ныне педагог с каким-никаким стажем. И порой у меня не получается решить вариант по оному предмету на 100 баллов.
3. Ну и под конец. Хотите вы или нет, но мы живём в европейской части нашей необъятной страны. И хочет ли ВВП или нет, мы, живущие здесь, все равно смотрим в сторону запада и перенимаем их опыт. Поэтому о китаизации среднего общего образования не может быть и речи.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Ричард Ричардович
Россия - по ментальности и географическому расположению страна, тяготеющая к Востоку

Почему народ так себя и своих детей не любит? Ведь править этими полуазиатами будут люди с прекрасным европейским образованием, говорящие на европейских языках и одевающиеся в английский костюм - все как в старь. Европоцентричное дворянство и дикая азиатчина для глубинного народа

Ответить
Развернуть ветку
Роман Киселев

1. Ну что ж вы уважаемый так нейробиологию недооцениваете. Вы же только благодаря ей это все и пишите. Вы только благодаря ей и существуете, если уж говорить совсем откровенно.
Я достаточно давно увлекаюсь этой наукой и, поверьте мне, педагогу многие вещи становятся сразу понятны и это все применяется на практике. Например, вы хоть утопите ребенка в дополнительных занятиях и домашках под угрозой расстрела, это не улучшит их мозг ни на йоту. Лишь навредит. Да, положительный эффект будет, но временный - это хорошо видно по экзаменам, когда ребенок зашёл, написал на условную сотку, вышел и все тут же забыл. А какой тогда смысл в обучении? Напомню, мы физику в школе проходим не чтобы траекторию летящего шара в уме считать, а чтобы развить наш мозг.
2. Может быть. Очень лень это все проверять. Я просто знаю насколько сфера образования инертна. И будь ты хоть трижды ВВП с прицелом на Азию, ты за весь свой оставшийся срок правления ничего особо в этом плане не изменишь.

Ответить
Развернуть ветку
Oleg Oleg

Комментарии целом хороший только слишком обобщающий. как человек которому из-за переездов часто приходилось догонять в школьную программу и учиться самостоятельно хочу сказать что перешёл бы на онлайн-образование значительно раньше 9 класса.
с другой стороны для общества и государства было бы значительно эффективнее учить всех детей в интернатах как у Стругацких

Ответить
Развернуть ветку
Роман Киселев

Мсье, вы подходите под описание ответственного ученика:)
У меня выборка из почти десятка школ - от топ-500 Москвы до топ-2 России. Суммарно человек 500-600. В целом, тенденция везде плюс-минус одинаковая, к сожалению.
Разве что в крутых школах процент старающихся повыше.

Онлайн образование очень сильно завязано на самодисциплине. И если при прохождении курсов всего 7% взрослых удается дойти до конца, боюсь представить, какая удручающая статистика будет среди детей.

Более того, дети уже 2 года на удалёнке. И было исследование по Москве в прошлом году, мол как дистант влияет на уровень знаний у детей. И по результатам получилось, что в среднем ученики не только не научились новому, но и забыли старое

Ответить
Развернуть ветку
Oleg Oleg

Сидящие на задней парте или рисующие в тетрадке рожицы прямо на уроке заодно мешающие остальным учится...
переход на онлайн-образование приведёт несомненно к безумныму расслоение общества на очень умных и совсем тупых.
Но для капитализма это будет только благо.
не знаю смотрели вы старый сериал скользящие где люди попадают в параллельные миры там был один мир такой где все поделились на онлайнеров и офлайнеров.

Ответить
Развернуть ветку
Роман Киселев

Нет, не смотрел. Но не так давно читал О дивный новый мир и, в целом, там хорошо показано к чему расслоение ведёт.
Но дело даже не в нём. Главный прикол состоит в том, что школьное образование, в действительности, не влияет на будущее человека практически никак. Ещё в конце прошлого века проводили исследование в штатах на тему того, как на взрослой жизни отражается учеба в элитной школе и в обычной. Оказалось, что никакой зависимости нет. Средняя "успешность" была одинаковой.
Сильно на жизнь влияет период с 20 до 25, то бишь университет. Но и в университетском образовании само образование не роляет. Роляет окружение и так называемый сигналинг, получаемый вместе с дипломом (при том не важно какого цвета)

Ответить
Развернуть ветку
Quiz

Школьное образования не должно "влиять", это опять же неправильное восприятие его целей. А целью должно быть расширение кругозора и обучение анализу и поиску решения проблем. По сути это базис который нужен для университета, цель которого как раз специализация и соответственно успешность в определенной сфере.
Если конкретнее:
- вначале даются факты без объяснения почему именно так, в раннем возрасте дети не способны выстраивать полноценные взаимосвязи, так как у них нет еще набора сущностей и возможных зависимостей между ними, для начала им нужен словарь
- дальше описываются разные связи между вещами и вводятся классификации, чтобы можно было оперировать группами и понимать причину и следствие
- и в конце самое главное, обучение анализу и разбору новых сущностей, самостоятельное введение новых классов и описание явлений через известные категории, поиск новых зависимостей, поэтапный разбор проблем и поиск решения
После школы вы забудете 80% изученного материала, но умение самостоятельно разобраться и найти решение останется, при этом чем выше кругозор и насмотренность, тем быстрее и лучше находиться решение. Плюс советского образования именно в фундаментальном подходе (от простого к сложному), максимальном покрытии (все обо всем) и детальном разборе вещей (как и почему все устроено), но в существующем формате оно уже безнадежно устарело.

Ответить
Развернуть ветку
Роман Киселев

Мсье, так я и не спорил с этим!:)

Напротив, я полностью поддерживаю вами сказанное. Школа должна учить ребенка мыслить и показывать широту и многообразие мира, а не заставлять учить тригонометрию ночами напролет (понятное дело, что тема взята с потолка примера ради). И именно учить!

Немножко погорю. Я как раз сейчас готовлю две группы детей - одну к ЕГЭ, одну к ОГЭ. И это небольшой треш, потому что детей в течение 9/10 лет учат зазубривать материал без понимания оного. Поэтому когда ты их просишь рассказать что-то своими словами, они естественно не могут этого сделать, так как вообще не понимают о чём идёт речь. И вот это беда #1, как мне кажется.

Ответить
Развернуть ветку
Ivan Fedotov
Автор

1. Кстати, какой процент ответственных учеников от общего количества? 10% или меньше?

2. До ОГЭ и ЕГЭ оценки учеников совсем не подстегивают? То есть даже до тройки ученик не хочет дотянуть? (как же тогда все стало плохо с образованием на самом деле).

Ответить
Развернуть ветку
Роман Анисимов

1. Зависит от контингента школы. В какой-нибудь гимназии все будут ответственными, а в какой-нибудь общеобразовательной школе только 3-5 из 30 + ещё парочка, которые ответственны только по отношению к определённым предметам, ибо знают, чего хотят. Но это единицы. Отсюда и пункт 2.

2. Оценки = реакция родителей, ученик только ощущает последствия реакции. Реально ребёнок будет заниматься, когда поймёт, что ему нужно идти в определённую область, а это снова пункт 1 - таких единицы. Поэтому да, до экзаменов детям самим наплевать на оценки, но родителям нет, а значит и детям косвенно не наплевать. Вот так вот странновато получается. И зачем дотягивать до тройки, ведь её и так поставят, лишь бы управление образования по голове не настучало директору. Такая установка в школах: "неуспевающих нет". Сколько бы учитель ни ставил "двоек" и "колов", он их сам себе ставит, потому что сам потом будет нянчиться с ребёнком, которому наплевать на школу вообще. А это уже вопрос воспитания. То есть дисциплина ученика зависит от воспитания (ну и ещё малый процент самостоятельных детей, которые мудры не по годам, и видят обстановку вокруг себя, не желают оставаться в ней; как пример, неблагополучная семья). И если на уроке можно заставить ребёнка хотя бы зазубрить, на удалёнке это превратится в переписывание из учебных материалов готовых ответов - то есть тупо трата времени. А дети не понимают, что они это для себя делают, и списывание не несёт пользы. Пример - дети участвуют в конкурсе, допустим, "Кенгуру" (по математике), внесли взнос за участие, а все задания списали с интернета. Спрашиваешь, зачем - не могут сказать.

Для детей обучение - это то, чем не хочется заниматься, но заставляют родители. Чтобы они начали относиться к нему ответственно и с задором, нужно превратить это обучение в необходимость. Например, чтобы в условном "Minecraft" построить сложную схему, дети потратят полгода, изучая работу игровых электрических схем, потому что они хотят что-то сделать, чего пока не понимают. Когда им на математике говорят, что существует 3 основных вида углов, у них возникает вопрос, а нафига им это надо знать. Это хоть и смешно, но проблема частично и в учителях тоже, ибо "не заинтересовал". А как заинтересовать - нерешённый вопрос, да и решать его не собираются, потому что есть идиотский учебник и идиотская программа, предусматривающие только лесенку из тем, которые надо просто знать. Учитель бессилен по большей части. А если тот учитель, который может рассказать, почему условная теорема Пифагора - частный случай теоремы косинусов, начнёт рассказывать это, дети его не поймут, потому что темы идут не в том порядке. Теорема Пифагора - это 7-8 класс, а тригонометрия - это 9 класс. И когда ребёнок догонит, что теорема косинусов при прямом угле превращается в формулу Пифагора, наверняка он будет уже на половине пути к диплому (если, конечно, будет учиться дальше, понимая необходимость этого).

Наша система образования хороша тем, что у ребёнка есть представление о каждом предмете, но чтобы это было не напрасно, его нужно заставлять. А онлайн-обучение этого не сделает.

Американская система, к примеру, предполагает изучение несложных основ (что часто высмеивается в нашей стране в виде высказываний о тупости американцев и т.п.), а также большую свободу в выборе дополнительных курсов + финансирование проектов. У них не только есть выбор, у них есть стимул и группа людей, с которым им интересно, а не четыре условных таджика на 3 года старше своих одноклассников, на которых равняют уроки учителя, оставляя без внимания остальной класс (который, к слову, и так нифига не знает).

Дети даже книги не читают до школы, грамотность на нуле. О чём говорить вообще?

Ответить
Развернуть ветку
Роман Киселев

В средних школах в районе 10-15
В топовых около 40-50

Вообще нет.
С оценками ещё какая ситуация. Двойки в журналах - редкость. Родители ученика давят, администрация школы тумаков может навешать за неуспеваемость, да и премия за высокую успеваемость обучающихся никогда лишней не будет. Поэтому на тройку всех натягивают так или иначе.

Ответить
Развернуть ветку
Ivan Fedotov
Автор

Частные переезды — это связано родителями (например, работа) или с вами (например, спорт или хобби)

Ответить
Развернуть ветку
Ivan Fedotov
Автор

Прочел до конца дважды и принял информацию к рассуждению. Спасибо!

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Денис

Ivan Fedotov спасибо за интересные мысли и структурированную информацию. Отвечая на ваши вопросы к обсуждению, на первые два у меня нет ответа, водить в школу пока некого, а на 3 и 4 отвечу «по своим ощущениям» да и да.

На мой взгляд, онлайн образование, дает дополнительный выбор где учиться и у кого учиться. Подготовленные занятия в интерактивном виде, выстроенная система приема домашних заданий и практических занятий будут непреклонны, скорее всего, прийдется учиться и сдавать. Сколько поколений окажутся «тренировочными», чтобы привыкли родители в том числе... Когда, дети тех, кто сейчас пройдет образование в онлайн формате пойдут в свои онлайн школы, будет уже все намного легче, так что инвестиции понятны.

И еще, я разрабатываю онлайн платформу для проведения онлайн занятий по вокалу, там своя особенная специфика. Ваша статья натолкнула меня на некоторые размышления. Спасибо :)

Ответить
Развернуть ветку
Ivan Fedotov
Автор

Денис, спасибо за ответ!

Ответить
Развернуть ветку
мария петрова

Идея хорошая и все к этому идет, но адепты ТРАДИЦИОННОГО образования будут до конца стараться задушить удаленное образование

Ответить
Развернуть ветку
N.Smirnov

Сколько лет автору?

Ответить
Развернуть ветку
Иван Петров

Хоумскулинг - вот хороший стартап

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
42 комментария
Раскрывать всегда