Исследователям: когда надоело вести Confluence, Google Docs, Notion и хочется порядка

Всем привет, меня зовут Илья и я работаю продакт-менеджером в компании, занимающейся разработкой продуктов для автоматизации бизнеса застройщиков.

В своей работе мне приходится часто проводить разного рода исследования, выполняя функцию ресёрчера, собирающего инсайты, которые помогают растить продукты.

Однажды я чётко осознал, что когда тебе нужно примерно в одно время тянуть десяток самых разноплановых исследований, касающихся доработки разных модулей одной большой системы, то уже недостаточно иметь какой-нибудь таск-трекер и продукт для хранения доков, результатов исследований в текстовом виде.

Систематизация исследований: Категории и Паттерны

В тот момент я выработал для себя систему категорий и паттернов исследований, в которой разные исследования разбиваются по разным категориям и имеют свой специфичный набор паттернов — повторяющихся от исследования к исследованию действий.

Например, категория «Reworking» - для исследований возможностей доработки существующего функционала. Категория содержит свой набор паттернов — повторяющихся действий:

  • Problem — описать проблемы пользователей;
  • Idea — описать предварительные идеи, которые могут помочь решить проблемы пользователей;
  • Analysis - провести анализ предметной области и выявить лучшие практики для решения обозначенных проблем исследования;
  • CustDev — спланировать и провести Customer development с клиентами и пользователями продукта для сбора User Stories;
  • UserStory — описать все полезные пользовательские истории с указанием контактов собеседников;
  • Estimate — оценить трудозатраты и себестоимость разработки, а также её стоимость для клиентов, в тех случаях, если разработка будет для них платной;
  • Prototype — создать прототип для предполагаемого функционала продукта;
  • Specification — создать подробную спецификацию бизнес-требований к функционалу продукта для разработчиков;
  • TaskControl — Определить сроки выполнения задач на разработку, поставить задачи и проконтролировать их выполнение в обозначенные сроки;
  • ProductTest — протестировать разработанный функционал на соответствие бизнес-требованиям, описать результаты тестирования;
  • ProductPackage — подготовить продуктовую упаковку функционала, его продуктовое описание для дальнейшего продвижения.

Проходя через все этапы исследования категории Reworking мне удаётся собрать полноценную картину того, что именно нужно доработать, для чего именно это нужно сделать и каким образом это будет реализовано командой.

Мне надоело копипастить шаблоны исследований, актуализировать продуктовую документацию, я психанул написал свой продукт на Python / Django

Когда я понял, что система категорий и паттернов исследований даёт свои плоды и помогает систематизировать исследования, я столкнулся с тем, что подготовка и переиспользование шаблонов исследований в Google Docs или Confluence — это сплошной копипаст и настоящая рутина, которая меня расстраивала.

Не очень долго думая, я начал писать с нуля свой проект для управления продуктовыми исследованиями на Python с использованием фреймворка Django, на что у меня ушло примерно 8 месяцев с нуля до MVP. Хорошо, что перед этим я уже немного был знаком с Python и меня драйвила перспектива создать свой собственный продукт, решающий мои проблемы, а также научиться программировать на Python.

Я назвал его «MetaProduct», так как основная его концепция звучала так: «Продукт для создания продуктов», поэтому и приставка «Meta». Пришлось изрядно потрудиться, решая разного рода задачи по архитектуре проекта, пришлось хорошенько изучить фреймворк, его фишки и сам Python, чтобы более-менее свободно начать разрабатывать функционал, фокусируясь прежде всего на процессах и бизнес-требованиях. Очень много времени потратил на изоляцию аккаунтов пользователей и безопасность данных, чтобы пользователь мог быть уверен в том, что его данные будут доступны только для него.

Как результат — metaproduct.app, рабочий проект со свободным доступом, в котором можно управлять продуктовыми, маркетинговыми и вообще любыми другими исследованиями. Пользователи могут воспользоваться уже готовыми фреймворками (их сейчас пока 4, но вы можете предложить свой, я его внесу как ещё один вариант), а также могут свободно создать свой набор категорий и паттернов, увязанных между собой.

На картиночке вы можете видеть список исследований в MetaProduct. Плашки - это исследования; Кружочки - это этапы исследований, воссозданные по паттернам; Цвета - это цвета разных категорий исследований.

Основные модули продукта:

  • Компании — для управления компаниями, для которых вы можете делать продукты;
  • Продукты — для управления ассортиментом продуктов;
  • Исследования — это список всех исследований, основное место работы;
  • Этапы — это список всех этапов всех исследований с возможностью фильтрации;
  • Задачи — здесь хранятся все задачи, которые ставятся внутри этапов исследований;
  • Контакты — раздел для ведения базы контактов и стейкхолдеров, чтобы в этапах каждого исследования иметь возможность добавлять пользовательские истории для каждого контакта;
  • Дашборд прототип дашборда менеджера продукта;
  • Конструктор фреймворков — здесь можно найти готовые фреймворки, а также создать свои собственные категории и паттерны исследований;
  • База знаний — это модуль для написания статей, а также для публикации исследований, которыми можно поделиться, сгенерировав ссылку для доступа.

Также, в качестве дополнительного бонуса, в MetaProduct есть 19 цветовых тем, поэтому можно подобрать тему под ваш любимый цвет. 👍

Сейчас проект находится в активной фазе разработки, я занимаюсь им вечерами в режиме pet-product, в свободное от работы время, при этом ежедневно его использую в своей работе, что помогает мне автоматизировать управление исследованиями и систематизировать их результаты, ежедневно пополняя базу знаний о тех продуктах, которые я развиваю в нашей компании.

Особенно тщательно сейчас я занимаюсь проработкой процесса онбординга в MetaProduct, так как на самом деле система категорий и паттернов может показаться несколько сложноватой для понимания пользователями. Для этого я создал что-то вроде «Onboarding Wizard», который направляет нового пользователя при начале работы в MetaProduct.

В общем, я верю, что этот продукт может облегчить работу с исследованиями и буду дальше продолжать его развивать! 😉

Буду рад, если вы попробуете поработать в моём проекте и поделитесь вашим пользовательским опытом, который я постараюсь учесть в ближайших апдейтах. Спасибо за внимание! 😃

Адрес проекта: metaproduct.app

Telegram для обратной связи: @i_podprugin

0
38 комментариев
Написать комментарий...
Oleg Karpov

Ехал Продукт через продукт
Видит Продукт в продукт продукт
Сунул Продукт продукт в продукт
Продукт продукт продукт продукт

Извините не удержался :)

Ответить
Развернуть ветку
Илья Подпругин
Автор

🤣🤣 Ну так а что? Вот такая она жизнь продакта, который продукты развивает, продуктовые метрики качает. 😂

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Илья Подпругин
Автор

Прикольная тема! Спасибо за идею! 😉👍

Ответить
Развернуть ветку
Pavel Loginov

И сделал продукт продукт для продуктов

Ответить
Развернуть ветку
Alеx

Отличная работа, но оформление, именно цвет, сильно бьет в глаз, подумайте над более спокойным оформлением. Это так, стороннее наблюдение.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Alеx

не, особо с ней не работал.

Ответить
Развернуть ветку
Илья Подпругин
Автор

Ахах! Вот так и знал! 🤣🤣👍

Ответить
Развернуть ветку
Илья Подпругин
Автор

Alex, спасибо Вам за отзыв! 😉👍 На самом деле каждый пользователь может выбрать тот цвет, который ему больше по душе. Сейчас есть 19 цветовых тем. Но, возможно, чуток придавить общую палитру действительно стоит. Подумаю над этим, быть может правда получится сделать приятнее.

Ответить
Развернуть ветку
Artem Voronov

Есть такое момент, что интерфейсные свистелки-перделки на этапе MVP - это потеря времени.
Лучше начинать с самого нейтрального стандартного цвета, а потом уже, когда есть стабильная аудитория подписчиков, делать UI исследование и адаптировать дизайн под запросы этой аудитории

Ответить
Развернуть ветку
Илья Подпругин
Автор

Ну тут да, в этом плане я соглашусь, Артём! Я просто изначально на старте заложил механику по глобальной передаче цвета темы в шаблоны. Реализовать это было очень легко, потом я накинул палитру и всё готово. Далее буду смотреть как всё это работает, собирать обратную связь в том числе и по цветовым темам.

Ответить
Развернуть ветку
Артём А.
Ответить
Развернуть ветку
Аполлон Степанов

Я бы не стал хранить результаты исследований в подобных системах. Как минимум это вопрос безопасности.

Ах как было бы сладко, если какая-то крупная компания получает данные исследований конкурентов из подобной системы.

Ответить
Развернуть ветку
Илья Подпругин
Автор

Спасибо Вам за мнение, Аполлон! Мне однозначно нужно подумать и об этом. 👍

Ответить
Развернуть ветку
sovushik

Поэтому ниже и написал про свой сервер)

Ответить
Развернуть ветку
СлавалС

"MetaProduct - это полноценный инструмент для управления продуктовыми исследованиями" - вы никакой продакт, раз как профессионал заявляете про какое-то пиленое на коленке приложение, как полноценное.

Прям как индусы, слегонца автоматизируют и уже орут у каждого столба какой я крутой, я написал 2 скрипта и простенькую веб морду.

Я так и не понял чем плох confluence и все остальные продукты. А уж с профессиональным подходом, то
Использовал <инструмент> так, мне не понравиось, заменил вот этим <инструментом>. Более чем уверен что весь ваш мега аналитическое приложение можно заменить десятком баш и питон скриптов и получать все необходимые данные.
Для простых задач пилится какой-то свой непонятный инструмент, который преподносится как полноценный, КГ/АМ короче.

Ответить
Развернуть ветку
Илья Подпругин
Автор

На самом деле вот с этим на все 100% соглашусь. 👍 И это с моей стороны некорректно. Поясню почему я так считаю: сама эта формулировка - это моё личное упущение, или допущение, как будет угодно. И всё то что написано на лендинге я накидывал в процессе разработки, когда нужно было обозначить лендинг. И выкатывать на общее обозрение такие формулировки - ошибка.

Когда вечерами сидишь в одну голову и думаешь про код, вёрстку, про цели по продукту, то хочешь или не хочешь - что-то точно ты сделаешь криво, как и произошло в этом случае, да и во многом, что ещё предстоит поправить. Спасибо Вам за полезный отзыв! 💪

Ответить
Развернуть ветку
Илья Подпругин
Автор

Что касается Confluence, то он вполне хорош как Wiki-система, имеет интеграцию с Jira (мы правда ей не пользуемся с разработчиками), что тоже прикольно, да. Мне не хватило возможностей работы с задачами по исследованию. Да, я могу накинуть там чек-лист прямо в условном документе исследования. Да могу в табличке это оформить, добавить лэйблы с приоритетом. При этом не могу получить приоритезированный список всех задач по всем исследованиям, с возможностью фильтрануть по разным продуктам, приоритетам. Плюс мне не удалось найти лёгкого пути для сбора какой-то аналитики из статей Confluence, чтобы хоть что-то измерять.

Да, в моём решении сейчас дашборд сам по себе пока тоже формальный, показывает результат без фильтра, т.е. за всю историю работы в системе. Далее я займусь проработкой отчёта по результатам именно в динамике, с учётом фильтров и всего такого. Пока делаю до чего могу дотянуться.

Что касается скриптов... ну это такое... Да, я могу сам накидать пару python модулей, которые могут и файлы генерить, читать, инфу какую-то собирать в один док, можно сделать морду на PyQt каком-нибудь. Но мне хотелось попробовать реализовать эту историю именно в вэбе, чтобы затем, если мне это самому зайдёт, предложить решение другим.

Ответить
Развернуть ветку
СлавалС

Это хорошо что вы воспринимаете критику.
Может я не прав, но решение use cases должно быть более прецезионным.
Т.е. например аналитика в конфлюенсе плохо - скорее соглашусь, конфлюенс это инструмент для чтения. Т.е. один раз записали и потом 100 раз прочитали, типа доков, они могут быть как по бизнес части, так и по технической.
С конфлюенса я бы вообще перешел на что-то git-like одновременно с wysiwyg, ибо разметка в конфлюенсе то еще дерьмище.
в вашем случае начал бы либо просто с файлов, в котороых есть статистика в каком либо формате и потом по ней уже агрегация.
Опять так в той же джире можно все очень удобно и аккуратно уложить, а потом через apiшку вытянуть скриптами, да джира платная, но в рамках продукта это стоит того.

Я делал продукты как массовые (платежные терминалы), где как такового юзера нет, это абстрактный некто, поведение которого надо понять и это самое сложное.
ну и тут как правло просто логи, грепы, данные и ексельничек.
Второе, это когда много людей но с ними можно поговорить, там все проще, делаешь какие-то предположения и проверяешь их. и сверяешь что и как.
И брать для этого тул ну хз, может кому-то надо.

Ответить
Развернуть ветку
Dmitry

Рекомендую сабреддиты
https://www.reddit.com/r/PKMS/
https://www.reddit.com/r/Zettelkasten/

Нет ничего лучше прокрастинации, которая маскируется под полезное дело оптимизации своих заметок))

Ответить
Развернуть ветку
Илья Подпругин
Автор

Мне лично зашёл больше всего Obsidian, долгое время я в нём формировал свою личную базу знаний.

Ответить
Развернуть ветку
Dmitry

Тоже сейчас туда перешёл. Очень нравится, что файлы тупо текстовые и лежат на жестком диске. Нет абсолютно никакой зависимости от сервиса и от их облака. Синхронизацию настроил через свой яндекс диск и сижу кайфую) Только научиться бы ещё делиться страницами с другими людьми.

Ответить
Развернуть ветку
Marat Hakimov

Илья, спасибо.

1. Возможно, многим будет проще решиться на использование, если будет "Демо-доступ без ввода личных данных" как у некоторых шаблонов WordPress и т.п: admin = admin. parol = MetaProduct.

2. Насколько у вас ускорились исследования при применении MetaProduct? Замеряли? Сколько времени составила экономия?

удачи!

Ответить
Развернуть ветку
Илья Подпругин
Автор

Марат, спасибо за отзыв! 😉
1. Очень годная идея, однозначно подумаю как это можно реализовать. Возможно, реализую в одной из следующих итераций. Спасибо! 👍

2. На самом деле сложно сказать, ибо я целенаправленно не замерял, так как сложно измерить совсем разнородные исследования, даже если они сгруппированы в одну категорию, например, "Интеграция". Разное количество пользовательских запросов, разные партнёры, с которыми мы интегрируемся, разные требования стейкхолдеров. Мне правда сложно дать объективную оценку. Это что касается проведения исследования от начала и до конца в MetaProduct и без него.

Если субъективно говорить про механики и шаблонизацию, то для меня разница велика: раньше нужно было в том же гугле создать копию документа-шаблона, как минимум переименовать заголовок, проставить актуальную дату инициации, потом поставить задачки себе в таск трекер по каждому этапу, прикрепить ссылки на док. Плюс я вёл аналитику своей работы в Google Sheets, смотрел динамику исследований, отслеживал скорость выполнения каждого этапа, и приходилось всё ещё и там актуализировать. Аналитику ещё предстоит мне сделать. но понимание уже есть.

Сейчас всё в одном месте: задаю название исследования, выбираю категорию, задаю дату начала, приоритет и создаю исследование. Все этапы выстраиваются автоматом по предварительно определённой схеме, подтягиваются цели для каждого этапа. Сама шаблонизация, субъективно, стала занимать около 25-35% времени, нежели разруливать всё в ручную как я это делал раньше. Опять таки, я работал в трёх инструментах. Кто-то работает совсем иначе и это тоже окей.

Всё это - ещё один инструмент со своими фишками и нюансами / недостатками.

Ответить
Развернуть ветку
Marat Hakimov

Илья, спасиб, за развёрнутый ответ.

По старой привычке "продажника" охота попробовать сформулировать преимущества вашего продукта в виде конкретных измеримых → понятных каждому величин.

"Сама шаблонизация, субъективно, стала занимать около 25-35% времени.." — имеется ввиду, что раньше она занимала 100% некоторого времени? Корректно ли понимать так, что "затраты времени на шаблонизацию-оформление исследования сократились в 3-4 раза"?

Корректно ли понимать шаблонизацию в данном случае как "оформление исследования" в электронном виде?
Если да, то, возможно, для разных типов исследований оно удобно ложится в конкретно измеряемый диапазон, типа "начальное оформление" = 2-3 часа, "фиксация в процессе исследования" = 1-2 мин на каждое действие или 30 мин -1 час в каждый рабочий день.

Тогда , преимущества вашего продукта в виде конкретных измеримых → понятных каждому величин могли бы звучать типа этого:

" + 20-30 МИНУТ ВАШЕЙ ЛИЧНОЙ СВОБОДЫ ЕЖЕДНЕВНО на фоне более размеренного выполнения исследований"
Подробнее:
1. Избавление от чувства бессмысленных повторяющихся действий — всё делается "на раз" — одно действие отражается на всех панелях
2. Снижение тревоги за проект за счёт дополнительного резерва времени 20-40 минут (ежедневная фиксация действий 10 минут вместо 30 минут-1 часа) остальное система считает сама. Бонус - облегчённое первоначальное оформление за 15-30 минут вместо 2-3 часов, на к-е себя ещё надо уговорить и найти время).

Выше попробовал описать преимущества с т.зр. эмоциональных выгод пользователя. Поведенческие экономисты и психологи а ля нобелевец Канеман , таки говорят, что ваши пользователи больше эмоциональные, чем рационльные существа.

p/s Фэнтези:-)
3. В MetaProduct встроена отключаемая линия пси-поддержки: система больше поддерживает, чем контролирует.
- 3.1. Система подтягивает из БД аналогичные исследования → помогает
а) быстро увидеть ожидаемое время выполнения (избежать ошибки "пообещать слишком много и слишком быстро") → нет напряга от горящих сроков.
б) показывает ключевые риски текущей ситуации → общий эмоциональный фон берёт из новостей типа ковид, и закладывает резерв времени при негативном общем эмоциональном фоне.
в) показывает приёмы, к-е сработали лучше всего на аналогичных проектах → текущий проект полуавтоматически становится
г) подтягивает типовые формы типа "опросник" , "анкета" и т.п. в нужные моменты времени.
- 3.2. В систему встроены автоматические резервы времени на операции → минимум спешки и суеты.
- 3.3. .... хорош уже, наверно!-))

Ответить
Развернуть ветку
Макс Шепелев

А что с авторизацией\signup? После нажатия кнопки "Зарегистрироварться" страница обновляется и тишина. Никаких ошибок. Косяк

Ответить
Развернуть ветку
Илья Подпругин
Автор

Да, есть проблема. Предстоит поправить. Спасибо за отзыв! 👍

Ответить
Развернуть ветку
sovushik

Спасибо за продукт! Забрал к себе в компанию)

Ответить
Развернуть ветку
Илья Подпругин
Автор

Большое спасибо за отзыв! Буду рад обратной связи и новым идеям по доработке! 😉👍

Ответить
Развернуть ветку
sovushik

Хотелось бы иметь доступ к самому скрипту, для размещения на своих внутренних серверах. Было бы вообще отлично. по типу скриптов на codecanyon

Ответить
Развернуть ветку
Nikolay Vavilov

"Мне надоело копипастить шаблоны исследований, актуализировать продуктовую документацию, я психанул написал свой продукт на Python / Django"
А вы точно продакт?
ну то есть, почему вы не заказали разработку....
желтые цвета - вы ранее в 1с продуктами занимались?

Ответить
Развернуть ветку
Илья Подпругин
Автор

Не заказал разработку потому что во-первых, под такой объём работ лично у меня не было свободных ресурсов (денег). 😂 Во-вторых, был и остаётся личный интерес самостоятельно разработать продукт с нуля, чтобы ещё глубже понять как протекают процессы разработки, как работают технологии в вебе, да и как работает сам веб. Таким образом я получил побочный эффект: со своей командой разработки я теперь общаюсь на одном языке.

Ответить
Развернуть ветку
Аполлон Степанов

"Как результат — metaproduct.app, рабочий проект со свободным доступом, в котором можно управлять продуктовыми, маркетинговыми и вообще любыми другими исследованиями."

Любые исследования это планирование эксперимента/ов, написание методики, шаблоны фиксации результатов исследования, автоматизация во всех смыслах этого слова, если исследуемое компоненты являются частью большой системы в рамках которых нужно достичь целевых метрик, то это и системы контроля.

Со всем уважением к вам, но что из этого есть у вас??

Что вам позволяет называть и связывать ваш продукт с УПРАВЛЕНИЕМ продуктовыми и иными исследованиями??

Например, есть такая вещь как матрица планирования эксперимента. У вас есть матрица планирования эксперимента??

Я вообще ни на одной картинке не увидел ничего относящегося к каким либо исследованиям.

Ответить
Развернуть ветку
Аполлон Степанов

Также меня интересует информация о вас как автора системы, о вашей квалификации.

Что даёт вам право говорить о том, что вы вообще хоть что-то понимаете в исследованиях??

У вас есть какая-то учёная степень??

Ответить
Развернуть ветку
Аполлон Степанов

Решил зарегистрироваться и потыкать продукт.

Это вообще что за дичь такая??
Кроме целей и задач в сущности ничего нет.

Не ясно, кто и что делает.

Не ясны ресурсы. Например, в рамках проведения исследований какой-то исследовательской группе могут быть выделены ресурсы и оборудование.

Нет ни методики, ничего нет вообще что позволяло бы управлять или контролировать исследования.

Это полная дичь, которую можно в ворде вести. Для того, чтобы записать цели и задачи, не нужно создавать какой-то отдельный сайт.

Ответить
Развернуть ветку
Аполлон Степанов

Приложение конечно полная и бесполезная чушь, которая имеет слабое отношение к исследованиям как таковым, с одной стороны, а с другой стороны, вообще не представляю как можно достичь каких-либо результатов в управлении и контроле исследований с помощью этого приложения.

Ответить
Развернуть ветку
Аполлон Степанов

Следующее. Что такое паттерн исследований?? Это что-то новое.

Я пытался найти информацию в интернете об определении "паттерна продуктовых исследований" или "паттерна исследований", и ни нашел ни одного определения.

Вы можете пояснить что это такое?? Вы это сами придумали??

Ответить
Развернуть ветку
35 комментариев
Раскрывать всегда