Колумнист техноблога Fusion: как устроена экономическая модель Uber

Феликс Сэлмон, старший редактор Fusion, в своем блоге на Medium рассказал, как работает экономическая составляющая автомобильного стартапа Uber и почему выгодно делать водителей такси не наемными сотрудниками, а независимыми предпринимателями.

Uber изначально запускался под слоганом «частный водитель для каждого», а позиционирование бренда строилось вокруг привилегированности и особенного статуса клиентов. В связи с этим появились и различные точки зрения касательно того, сколько зарабатывают водители, сотрудничающие с модным автомобильным стартапом. Одни говорили о $90 тысячах в год, другие же опровергали эту информацию.

Нелюбовь отдельных журналистов к СЕО Uber и стартапу в целом контрастирует с обожанием со стороны других. Реальное положение дел — где-то посредине. Феликс Сэлмон предлагает поговорить не об эмоциях, а о конкретных цифрах.

Когда представители Uber говорят, что средний доход для водителя, работающего по программе uberX, превышает $90 тысяч в год на одного в Нью-Йорке, то они открывают не всю правду об озвученной сумме. Имеется в виду общий, а не чистый доход, и в эту сумму не включены расходы, которые покрывают сами водители uberX. Но стартап поделился с журналистом своими данными касательно затрат и доходов водителей, которые работают 40 часов в неделю и за год проезжают 6437 км. Выглядит это примерно так:

Цифры эти, как говорит Феликс Сэлмон, приблизительные и не дают общей картины: всё-таки каждая машина и каждый водитель работают по-разному. В Сан-Франциско, к примеру, Uber отмечает потери до $7763 в год с одного авто из-за снижения стоимости машин и двигателей.

Если опираться на данные, представленные стартапом, то чистый доход для водителей из Нью-Йорка в uberX составит $75686 в год, а для Сан-Франциско — $60014. Это — существенно выше, чем зарабатывают таксисты муниципальных служб в каждом из этих городов.

Феликс Сэлмон делает вывод, что хотя заявления Uber немного выше, чем реальные заработки водителей, сотрудничающих со стартапом, в целом тезис о финансовой привлекательности такой программы и для водителей, и для пассажиров соответствует действительности.

Но что тогда делать с утверждениями некоторых таксистов Uber о том, что они зарабатывают даже меньше, чем минимальная зарплата за год, спрашивает Сэлмон. Здесь тоже пригодится выполнение математических расчетов.

Например, участник uberX, который работает в Нью-Йорке и вместо 40 часов в неделю занимается извозом для Uber всего пять часов в неделю, зарабатывает 5/40 от ориентировочной суммы в $90766, что равно $11346. Если вычесть из этой суммы затраты, получим:

  • $5774 — затраты на амортизацию автомобиля;
  • $744 — на бензин;
  • $679 — на обслуживание машины;
  • $2676 — на страховку.

В итоге чистый доход составляет всего $1473. Разделив на 260 часов в год, получаем $5,67 в час, что меньше, чем минимальная зарплата.

Но есть другой немаловажный факт: у водителя не просто ставка в $5,67, но и по сути бесплатная машина. Феликс Сэлмон предлагает пример: житель Нью-Йорка, недавно купивший новую Toyota Camry, который ищет способ свести концы с концами с этим новым авто, и для этого он нанимается по пять часов подвозить людей в рамках партнерской программы uberX. Доход такого водителя составляет $11346, а маржинальная стоимость извоза сводится к затратам на бензин в размере $744. При таком подходе к расчетам получается чистый доход в $10602 за 260 часов работы в год, что составляет $40,77 за час.

Редактор Fusion отмечает, что стартапы наподобие Uber и Airbnb превратили товары в услуги: они используют ресурсы (такие, как машины и квартиры), простаивающие без дела, и помогают их монетизировать.

Большинство машин простаивают в гаражах или на парковках, не неся никакой экономической ценности и лишь морально и физически устаревая. Уменьшив число машин на дорогах, но увеличив их экономически полезную нагрузку, все бы только выиграли.

Именно к этой цели и стремятся такие автомобильные сервис-стартапы, как Uber, Lyft и даже Zipcar. Они освобождают улицы от «лишних» авто, чтобы те, у кого нет машин, не покупали себе их для редких поездок по городу; а те, у кого уже есть автомобили, могли бы монетизировать их, превращая пассивы в активы.

Uber построен на использовании частных лиц в качестве водителей. У человека есть свой личный автомобиль, который он может превратить в поток привлеченного дохода. Если взяться за дело как за полноценную работу (40 часов в неделю) и при этом жить в крупном городе вроде Сан-Франциско или Нью-Йорка, то можно зарабатывать неплохие деньги, считает редактор Fusion.

Наиболее интересным аспектом программы uberX является возможность работать неполный день. Да, в лизинг машину никто не станет брать ради того, чтобы пару часов в день ездить в качестве таксиста. Но если у человека уже есть современное авто, uberX помогает ему окупаться и даже зарабатывать определенную сумму денег. Фактически любая из выбранных форм сотрудничества с Uber (частичная или полная занятость, на существующем авто в хорошей форме или на только купленном новеньком автомобиле) мотивирует водителя держать машину в чистоте, в исправности и при этом зарабатывать деньги.

Журналист отмечает, что такой механизм индивидуальной занятости, когда собственник автомобиля выступает в роли индивидуального предпринимателя, подойдет далеко не для каждого. Есть масса причин, по которым роль наемного сотрудника предпочтительнее роли того, кто сам устанавливает себе рамки, график и правила. Но для тех, кто не прочь рискнуть и самостоятельно планировать уровень своей загруженности за рулем авто, Uber может стать интересным источником дохода.

{ "author_name": "Редакция vc.ru", "author_type": "self", "tags": ["\u0442\u0440\u0430\u043d\u0441\u043f\u043e\u0440\u0442","\u0441\u0442\u0430\u0440\u0442\u0430\u043f\u044b","\u043f\u0440\u0435\u0434\u043f\u0440\u0438\u043d\u0438\u043c\u0430\u0442\u0435\u043b\u044c\u0441\u0442\u0432\u043e","\u043c\u043d\u0435\u043d\u0438\u044f_\u044d\u043a\u0441\u043f\u0435\u0440\u0442\u043e\u0432","\u0430\u0432\u0442\u043e\u043c\u043e\u0431\u0438\u043b\u0438"], "comments": 5, "likes": 27, "favorites": 3, "is_advertisement": false, "subsite_label": "tribuna", "id": 3989, "is_wide": true, "is_ugc": true, "date": "Mon, 02 Jun 2014 14:35:29 +0400", "is_special": false }
0
5 комментариев
Популярные
По порядку

Как-то эта новость идет вразрез с заявлением заменить водителей на беспилотные авто :) И простаивающие мощности и частный заработок...)

0

Это не заявление, не угроза, и, кажется, не цель. Это всего лишь трезвая оценка: как только автопилоты смогут, за приемлемую сумму, заменить водителей любой компании желающей остаться на плаву придётся воспользоваться этой технологией.

Мне кажется честно заранее предупреждать водителей о том, что через X лет стоимость их услуг окажется неконкурентной.

1

Ааа, так вот что такое Uber.
Вот вам мастер класс по произношению от немца.

0

Интересно, а в России водители мерседесов C и E классов тоже их владельцы, которых нелегкая судьба толкает на извоз? Где в расчетах налоги? Черный нал что ли?

0

"При таком подходе к расчетам получается чистый доход в $10602 за 260 часов работы в год, что составляет $40,77 за час."

Да, но при этом новая Toyota Camry стоит дороже подержанной на 30-40%. Выгоды тут нет никакой. Либо вы теряете на стоимости новой, либо тратите деньги на обслуживание подержанной.

Я не пойму, серия статьей про Uber это попытка доказать, что быть таксистом прибыльно? Вы серьёзно? Во всех странах мира это тяжелейшая работа и нет таких схем, которая докажет обратное, если у вас нет личных VIP-клиентов.

–1
Читать все 5 комментариев
Как сделать рынок лома прозрачным: рассказывает QIWI Business

Делимся опытом создания платежной инфраструктуры для целой отрасли

Власти Москвы обсудили введение локдауна с 30 октября по 7 ноября, QR-коды действовать не будут — Forbes Статьи редакции

Доступ в рестораны, кафе, магазины, салоны красоты, кинотеатры и на массовые мероприятия могут ограничить.

1₽ на хорошее дело: как работает Добрая подписка от Альфа-Банка
Саморазвитие: путь к саморазрушению
38 миллиардов долларов США
Объем рынка self-help в 2019
Google представила смартфоны Pixel 6 и Pixel 6 Pro на собственном процессоре Статьи редакции

В России, как обычно, не продаются.

Google 
YouTube протестирует функцию прямых покупок товаров из видео с 15 ноября Статьи редакции

Корзина с каталогом товаров из видео будет отображаться в левом углу экрана.

«Что вы нам предлагаете. Это всё шарлатанство. Ничего не сработает». Как УБРиР меняет подход к технологиям изнутри
Разбор: «Яндекс» действительно притворяется системным сообщением iOS на iPhone

Чтобы убедиться, так ли это, я решил открыть сайт одиозной компании «Яндекс» на компьютере в браузере Safari, включив режим отладки и используя «юзер-агент» iPhone. И проверить, действительно ли это системное сообщение или «Яндекс» имитирует системное сообщение iOS, используя фишинговый методы?

Большинство станций техосмотра отложило аккредитацию до 2022 года из-за возможной отмены обязательных проверок для машин Статьи редакции

Операторам будет проще закрыть бизнес, потому что затраты на прохождение аккредитации не окупятся, считает эксперт.

Okko Спорт представит уникальную мультимедийную статистику от платформы Pressbox Graphics

Okko Спорт расширяет сотрудничество с компанией Stats Perform и представляет мультимедийную статистику от сервиса Pressbox Graphics. Благодаря партнёрству Okko Спорт обогатит контент уникальными статистическими данными.

null