Как мы запустили цифровой стартап и привлекли 300 крупных клиентов за полтора года: опыт HRlink

Принтер — самая бесполезная вещь в офисе. А приезжать на работу только для того, чтобы подписать документы, когда у каждого человека есть смартфон, — бездарно потраченное время. Мы помогаем компаниям экономить на документах и избавляем сотрудников от бумажной волокиты.

Меня зовут Дмитрий Махлин, я партнер и директор по развитию HRlink — сервиса для кадрового электронного документооборота. Звучит скучно, но не спешите закрывать страницу. Наша история поучительна, а я постараюсь рассказывать только о самом полезном из нашего опыта.

Начинали вдвоем + 3 разработчика на удаленке. Сегодня в нашей команде 73 человека, за последние три месяца выросли на четверть.

Из корпораций в стартап

Я несостоявшийся айтишник — должен был разрабатывать системы автоматизированного проектирования и управления. Но окончив Санкт-Петербургский технологический университет, пошел по стезе наемного менеджера и получил полезный опыт работы в международных компаниях. Начал торговым представителем Pepsico, работал в компаниях Sybilla, Atria, Duracell.

На позиции дивизионального менеджера Duracell столкнулся с проблемой: у меня в подчинении было много людей, работающих в разных местах, их нужно было обучать. Собирать всех в Петербурге дорого. И тогда я придумал идею ИТ-продукта для удаленного обучения. В 2017 году такие решения еще не были мейнстримом. Нужна была помощь в разработке системы, мне посоветовали обратиться к президенту «Корус Консалтинг» Александру Семенову.

А дальше моя жизнь развернулась на 180 градусов. Александр похвалил мою идею и предложил возглавить стартап, который планировал запустить с партнерами, — сервис для автоматизации командировок. И я согласился. Однако, проект не взлетел. Мы допустили ряд стратегических ошибок.

Во-первых, сразу бросились разрабатывать продукт, потому что нам показалось, что идея востребованная. Не проанализировали потребителя и не провели CustDev. А потом просто не смогли найти своего покупателя. Во-вторых, не выстроили систему продаж, понадеявшись на сотрудничество с крупными интеграторами. Продукт не вышел на операционную прибыль. В 2020 году командировки вовсе прекратились, и стартап заморозили.

Конкуренция с принтером

Первый пандемийный год закрыл одни двери, но открыл другие. Компании перешли на удаленную работу и столкнулись со множеством трудностей, одна из которых — как подписывать кадровые документы с сотрудниками. Трудовые договора, заявления на отпуск, ознакомительные документы и более 200 разных бумаг — все нужно распечатать, подписать, хранить. Приезжать в офис каждый раз, когда нужен «росчерк пера», очень неудобно. С распространением удаленной работы проблема становилась острее.

Так возникла идея нового стартапа — сервиса для удаленного оформления и подписания кадровых документов. Появился HRlink, и в этот раз мы сделали все правильно. Провели полноценный CustDev, выявили «боли» компаний и поняли, что они готовы платить за их устранение.

Один из крупнейших сервисов экспресс-доставки купил нашу систему еще до момента выхода на рынок и регистрации юрлица. Они сказали: мы заплатим и подождем, пока доделаете. И тогда мы поняли, что рынку нужно такое решение.

В это же время стало известно, что Минтруд планирует провести эксперимент по переводу кадровых документов в электронный вид. Крупнейшие работодатели страны присоединились к инициативе и полностью отказались от бумаги в пользу цифровых документов. Им нужен был сервис, который способен обеспечить переход на электронное делопроизводство в HR.

Так, нашими первыми клиентами стали компании, которые решили участвовать в эксперименте и мы им помогли в него включиться. Среди них — сеть Вкусвилл, которую мы перевели на безбумажный HR за 2 месяца. Почитать об этом можно здесь.

Отдел продаж — сердце стартапа

Мы уже знали, что недостаточно сделать хороший продукт, нужно уметь его продать. Учитывая предыдущий опыт, уделили много внимания выстраиванию отдела продаж.

Я и генеральный директор Дмитрий Аржевский провели сотни интервью с потенциальными клиентами и научились сами продавать наш продукт. Общались, записывали разговор, пересматривали, отмечали удачные и неудачные моменты, вписывали лучшие практики в руководство по продажам. Ночами продумывали стратегию и позиционирование.

Мы подготовили презентации, должностную инструкцию специалиста по продажам, прописали скрипты переговоров. Регламентировали весь процесс — буквально по шагам, по словам. И начали набирать людей в отдел продаж. В течение полутора лет я курировал каждого продавца — мы вместе составляли планы, анализировали переговоры, вырабатывали стратегию работы с каждым клиентом.

Сейчас я вырастил руководителя отдела продаж и переложил на него часть функций по тактическому ведению клиентов. Однако сам не выключаюсь из процесса полностью — держу руку на пульсе и всегда готов прийти на помощь, если возникают трудности.

Сначала работали в апартаментах, переделанных под офис. Когда на 15 м2 стало тесно, перебрались в просторный офис на Васильевском острове.

300 крупных клиентов

Продажи стартовали осенью 2020 года. За три-четыре месяца мы продали продукт тридцати компаниям, а выручка составила 6 млн рублей. В 2021 году мы увеличили продажи до 100 млн рублей, а в портфеле компании было около 200 крупных клиентов.

Среди них — Aviasales, Самокат, ПЭК, Сбермаркет, Эркафарм и многие другие. 2022 год начался успешно — мы вышли на стабильные 20-40 продаж в месяц и планируем как минимум в 3 раза увеличить выручку по итогам текущего года. На момент написания статьи 301 клиент пользуется HRlink.

Мы предпринимаем все возможные шаги для того, чтобы бизнес продолжал расти. Сегодня видим, как компании-заказчики ставят на паузу проекты по цифровизации. Ситуация не критичная для нас: чаще отказываются от проектов с туманной эффективностью, но сохраняют планы по автоматизации с очевидным денежным эффектом.

Выгода от внедрения кадрового электронного документооборота легко просчитывается на старте — компании сразу начинают экономить 50-70% расходов на документообороте в HR. А с учетом роста цен на бумагу для принтера наша система вообще становится спасением. Подробнее об этом я писал тут.

Тренинги по продажам — неотъемлемая часть нашей рабочей жизни.

Диверсифицировать риски и зависимость от одного рынка мы планируем за счет выхода в другие страны. Рассматриваем ОАЭ, Индию и страны Африки. Проводим CustDev в Дубае, и пока этот рынок кажется перспективным для нашей платформы. Там есть свои нюансы, но будем пробовать. Если интересно, что мы узнали о ведении бизнеса в ОАЭ, пишите в комментариях — расскажу об этом в следующей статье.

Вы тоже можете рассказать о своём проекте, как автор этого текста. Соберите побольше информации — и публикуйтесь в подсайте «Трибуна».
0
38 комментариев
Написать комментарий...
Павел Житнюк

Как выходить на зарубежные рынки с платформой, которая заточена под российский кадровый оборот? Везде же по разному все. Это же придется платформу перепиливать под каждый рынок отдельно?

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Махлин
Автор

Конечно же нельзя просто перенести платформу и ждать клиентов. Продует придётся значительно адаптировать, настраивать новые интеграции, создавать новый пользовательский опыт.

Ответить
Развернуть ветку
Arartem

1С так уже 25 лет делает.

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Махлин
Автор

К сожалению или к счастью, но нет:-) сам закон, разрешающий кэдо вступил в силу 22.11.2021

Ответить
Развернуть ветку
Приятель

Собеседовался к вам в конце января или начале февраля, но так получилось, что принял решение в пользу другой организации. Однако ребята, знайте - вы классные! Я помню тот высокий уровень, на котором было общение между мной, сотрудниками отдела кадров и потенциальным тимлидом. Если у вас все процессы в компании выстроены столь же качественно, то у вас определённо большое будущее!

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Махлин
Автор

Лев, спасибо большое за тёплые слова.

Ответить
Развернуть ветку
Вика Фоменко

Интересный личный опыт! Мотивирует:))

Ответить
Развернуть ветку
Айгуль Ширяева

офис с пуфиками тоже мотивирует))))

Ответить
Развернуть ветку
Alexey

Тож хохотнул и орнул с фоток🤣
Там каждый думает, как бы сесть удобнее. А ноут на коленях, вообще огонь, особенно в жару, чтоб прям потело всё. Самые лучшие условия для работы.

Ответить
Развернуть ветку
Александр Гревцев

Пишу, как пользователь вашей системы. Все достаточно удобно и просто, всегда писал заявления и делал кучу ошибок, переделывал по нескольку раз. А сама система используется в Белгородской области.

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Махлин
Автор

Спасибо большое

Ответить
Развернуть ветку
Светлана Романович

Все-таки 2020 год открыл многим новые возможности. Очень актуальный стартап. Интересно 2022 год вдохновит на новые стартапы? Или все они уже не здесь будут открываться?

Ответить
Развернуть ветку
Айгуль Ширяева

и где)

Ответить
Развернуть ветку
Макс Бруквин

В Шереметьево)))

Ответить
Развернуть ветку
Айгуль Ширяева

кажется, что сейчас тоже какие-то двери должны открыться, угадать бы какие

Ответить
Развернуть ветку
Hallederiz

зачем гадать - надо открывать!

Ответить
Развернуть ветку
Ася

Хочется верить, что текущая ситуация и наших ребят замотивирует что-то создавать, как это получилось у авторов)

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Махлин
Автор

Безусловно будут. Любой кризис создаёт зазор между текущим положением дел и новой реальностью. И именно на этих зазорах рождаются инновационные продукты.

Ответить
Развернуть ветку
Вячеслав Ким

Будет интересно почитать, какие у вас конкурентные преимущества)

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Махлин
Автор

Смотря перед кем конкурентные преимущества :-)

Ответить
Развернуть ветку
Вячеслав Ким

Допустим перед диадок, который используется в большинстве компаний

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Ковальчук

Интересно, спасибо. А что было дальше с идеей ИТ-продукта для удаленного обучения?

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Махлин
Автор

Она легла на полку с надписью "в будущем вернусь" :-)

Ответить
Развернуть ветку
Владимир Кича

Рад за вас! Сфера, которая будет бурно расти в ближайшие годы.
Я немного принимал участие в разработке ЭКДО, поделюсь наблюдениями.

Компании очень оживляются, когда узнают о перспективах его применения. Но, в то же время, у них есть страхи, что все пойдет не так и недопонимание - как встроить в свою компанию. Наверное, такое же было, когда бухгалтерию переводили в 1С.

И что интересно. HR/Кадровиков интересует не экономия бумаги, а избавление людей от рутины при составлении документов, их проверки.

Ну и вишенка на торте - новый закон, который позволяет подписывать трудовой договор удаленно. Для компаний без офиса - ЭКДО маст хэв.

Ответить
Развернуть ветку
Hallederiz

экономия бумаги стала актуальной в последний месяц только. Lean в операционном hr - давняя история. Еще более давняя чем чертов EJM с eNPS.

Но в ту пору непросто было продать идею бизнесу, рассчитать ROI

Ответить
Развернуть ветку
Irina Choo

Ооо, сейчас всех интересует экономия бумаги. Ибо дорого стало.

Ответить
Развернуть ветку
Владимир Кича

Да, забыл упомянуть, что наблюдения прошлогодние. Сейчас, конечно, к бумаге по-другому относятся.

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Махлин
Автор

Владимир, спасибо Да, для меня это тоже удивительно. Нас покупали за значительное ускорение HR процессов, а экономия никого не волновала. А вот теперь покупают в первую очередь из-за экономии.

Ответить
Развернуть ветку
Роман Кузнецов

А в чем ваше преимущество перед условным docusign, если не брать РФ рынок?

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Махлин
Автор

Мы пока на этапе custdev и есть ряд гипотез, но ответить уверено пока не могу

Ответить
Развернуть ветку
Денис Бойцов

Вот присоединюсь к предыдущему оратору: это ж в одних переводчиков сколько надо вложить. Особенно на африканский рынок, где хорошо знающих язык локализаторов, способных работать со сложным продуктом, по пальцам пересчитать.

Ответить
Развернуть ветку
Hallederiz

перевод будет самой дешевой статьей расходов

Ответить
Развернуть ветку
Елена

А сейчас вы отмечаете повышенный спрос на ваш продукт или пока все без особых изменений?

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Махлин
Автор

Да, сейчас спрос вырос на 30%. Ведь раньше мы экономили компаниям 2000 рублей в год на сотрудника, а теперь 3000 :-)

Ответить
Развернуть ветку
Talent

Очень хочется, чтобы ежегодные платежи снизились…)))

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Махлин
Автор

Они и так же небольшие в сравнении с стоимостью бумажного кдп)

Ответить
Развернуть ветку
Ira

Очень интересно про ОАЭ. Мы тоже туда выходим

Ответить
Развернуть ветку
Михаил Соломонов

К сожалению для вновь образующихся компаний не подходит. В старой использовали (работодатель выбрал), а для новой с 5 людьми смысла в 100К в год нет и приходится идти к конкурентам, а после увеличения численности врядли будешь перевнедрять

Ответить
Развернуть ветку
35 комментариев
Раскрывать всегда