База знаний Weeek: российский аналог Notion — c чего начинали и куда идём

Зачем компаниям нужна база знаний

В каждой компании есть «хранители знаний», почти магические существа, у которых хранятся ключи к информации по конкретной зоне работы. Они с большим удовольствием передают свою мудрость коллегам из уст в уста, а ещё выполняют тонны своих задач.

*звук обратной перемотки кадра*

На деле, у «хранителей знаний» давно дергается глаз и идёт пар из ушей от постоянных однотипных вопросов. А ещё они сильно устали, что их дёргают и отвлекают от основных задач. Поэтому в какой-то момент, чтобы сохранить их нервную систему здоровой, принимается решение перенести всю их мудрость на страницы электронных документов, где ей самое место, и где каждый нуждающийся может в два счёта добраться до нее.

Знакомая ситуация? Тогда ты понимаешь не хуже меня ценность этого инструмента для каждой компании. В базе знаний хранится вся информация, которая не должна замыкаться на одном человеке:

— корпоративная культура: регламенты;

— адаптация сотрудников: руководство по продукту, который предстоит;

— продавать, команда и контакты и т.д.;

— обучение сотрудников: гайды, вебинары, полезные статьи т.д.;

– описанные процессы работы над задачами;

— важные моменты в управлении командой

— философия компании: ценности и миссия;

С ростом компании очень важно структурировать все полезные знания в одном месте, потому что в какой-то момент не получится просто пойти и спросить у кого-то. Плюс, команде нужен единый описанный стандарт, на который можно опираться — иначе хаоса в коммуникациях с клиентами не избежать.

Почему мы решили создать свой сервис Базы знаний внутри WEEEK

Весна 2021 — нам нужен MVP Базы знаний

В лучших традициях стартапов мы постоянно докручиваем позиционирование продукта, стараемся выделиться на фоне конкурентов, ищем свой сегмент рынка. Весной 2021 года мы снова сели обсуждать ценность нашего продукта на рынке. Проведя небольшое исследование нашей целевой аудитории мы поняли, что основная проблема для пользователей бизнес-сервисов в том, что приходится прыгать из продукта в продукт — где-то ведут задачи, где-то планируют свой месяц, отдельно ведут клиентов в CRM, отдельно — базу знаний.

Мы поняли, что интересным решением для нас и полезным для пользователей будет создание мультисервисной платформы.

Сегодня WEEEK — растущая мультисервисная платформа, в разных разделах которой постоянно используется ввод текста: создание задач, документов, сделок, ввод текста в чатах, комментариях и т.д. При этом, нужна возможность не просто ввести текст, но и добавлять к этому какие-либо кастомные элементы: заголовок, ссылка на участника воркспейса, т.е. требуется инструмент, который будет переиспользован в разных частях платформы и в каждом конкретном месте нести в себе только требующиеся составные части редактирования текста.

Поэтому первый сервис, который решили запилить — База знаний. Мы потестили решения, которые есть на рынке. Поняли, что Notion для многих стал синонимом слова «База знаний». У других команд тоже неплохие решения, но по факту Notion предлагает самый гибкий редактор. После анализа конкурентов мы немного офигели от предстоящей работы над собственным редактором, но от идеи создания мультисервисной платформы не отступили.

Первый шаг. Тестим гипотезу — делаем MVP, выкатываем в WEEEK и смотрим на обратную связь от пользователей.

За основу взяли принцип обычного блочно-текстового редактора, готовое решение — Editor.js, немного подкрутили и добавили в WEEEK.

Кстати, впервые такой формат редактора я увидел на vc. Мне показалось это супер удобным подходом работы с текстом, поэтому и для WEEEK мы выбрали именно такой.

Editor.js — отличное решение, позволяющее гибко проектировать желаемый результат. Но для для WEEEK в таком решении есть ограничения. А именно: разработчики столкнулись с проблемой внедрения новой функциональности — требовалось подружить между собой предлагаемое редактором решение и хотелки проекта.

И всё ещё оставалась проблема — нам нужен корневой набор инструментов, который будет применяться в каждом из сервисов WEEEK, но будет иметь уникальную реализацию в конкретном месте, т.е. нужна очень гибкая система. Но подробнее об этом позже.

Первая база знаний выглядела, как простой текстовый редактор с боковым меню-навигацией по документам:

— создание документов с вложенной структурой

— поиск

— редактирование текста и блоки: тестовый + видео (по ссылке)

Первый прототип Базы знаний

Осень 2021 — поняли, что сервис работает и пользователи активно тестируют его

Второй шаг. Собрали первый фитбек. Немного доработали решение — убрали небольшие недочеты. Продолжили собирать обратную связь и наблюдать.

Пока пользователи тестировали и внедряли Базу знаний, мы добавили в сервис ещё MVP CRM. Подробнее про CRM мы расскажем в следующей статье.

Добавив эти два сервиса, мы изменили своё позиционирование:

WEEEK — мультисервисная платформа для вашей работы: таск-менеджер, База знаний, CRM и другие сервисы для комфортной работы твоей команды.

Декабрь 2021 — поняли, какой функциональности не хватает в Базе знаний

За предыдущие месяцы мы собрали развёрнутую обратную связь у пользователей, поняли какие именно возможности приоритетны, собрали список «хотелок» и приняли решение написать свой текстовый редактор, чтобы в дальнейшем его масштабировать внутри продукта. Потому что масштабировать готовое решение, которое мы внедрили до этого оказалось невозможным.

Доработка сервиса и сложности, с которыми столкнулись

Январь 2022 — на волне оптимизма сели пилить свой редактор

Тогда мы ещё не до конца осознавали, сколько работы предстоит и какие ресурсы для этого потребуются.

После двух месяцев работы, мы поняли, что текстовый редактор — сложный набор функциональностей, который имеет очень много подводных камней. Начиная от выделения кусочка текста заканчивая преобразованием из блока в блок.

В итоге в конце февраля мы решили взять готовый движок. Подробнее про это попросил рассказать нашего разработчика:

В настоящее время написать свое решение с нуля явно проще, чем n-ое количество лет назад. Сейчас у нас есть такие инструменты как: contentEditable свойство; Selection API; Clipboard API; Input Events и другие.

Но эта идея оказалась провальной, так как написание собственного редактора — непосильная задача для масштабов нашей компании. Поэтому было решено найти и использовать инструмент, который сам по себе не будет являться готовой версией WYSIWYG-редактора, но будет базой, поверх которой можно будет реализовать желаемый редактор.

Подобных инструментов существует множество. Наиболее известные из них: Draft.js, Slate, ProseMirror. Немного покопавшись, мы остановились на ProseMirror.

ProseMirror — инструмент для создания WYSIWYG-редакторов, используемый такими компаниями как The New York Times, Atlassian, Asana. Этот инструмент позволил нам абстрагироваться от большинства проблем, с которыми сталкивается каждый, кто пытается написать свой редактор, и сконцентрироваться на более важном — разработка фич.

Никита Родионов, Front-end разработчик WEEEK

Про новые возможности Базы знаний и переезд с других сервисов

Спустя два месяца работы мы выкатили новую версию Базы для наших пользователей. Мы доработали интерфейс Базы знаний и редактор текста. В боковом меню по прежнему осталась возможность создания вложенной структуры документов, а также поиск по всем документам. Появилась корзина, возможность сделать документ избранным, а также печати документа прямо из WEEEK.

Интерфейс редактора
Редактура текста 

В ближайшее время мы выкатим следующие возможности:

  • Большее количество горячих клавиш для удобной работы
  • Drag and drop (уже есть, просто немного доработаем)
  • Возможность загрузить файл в один клик
  • Возможность оставить ссылку на пользователя из воркспейса
  • Возможность создать задачу прямо из выделенного контента
  • Возможность совместного редактирования
  • Возможность выделения цветом (есть уже сейчас, просто добавим еще несколько цветов)
  • Возможность пошерить свой документ с теми, кто не пользуется WEEEK
  • Возможность быстро создать полную копию документа

Мы знаем, что недавно Notion начал блокировку российских аккаунтов. Поэтому все пользователи, которые привыкли к удобному хранению информации, и теперь столкнулись с выбором нового инструмента — приходите тестить😉

В этой статье постарались подробно описать возможности нашего сервиса, но если у тебя остались вопросы — велком на бесплатное демо🤝 Быстро покажу сервис, отвечу на вопросы, помогу с переездом! Также мы подготовили быстрое сравнение WEEEK и Notion.

0
35 комментариев
Написать комментарий...
Саша G

Нехватает ещё одной кнопки - "По-любому"

Ответить
Развернуть ветку
Иван Мараховка
Автор

Ок, да, добавим по-любому😎

Ответить
Развернуть ветку
Василий Пупкин

Не добавили. Но фича хорошая. Народ агрится и развивает тему! :)

Ответить
Развернуть ветку
Evil Pechenka

Про редакторы интересно, спасибо.

А про продукт... российский рынок не особо большой, а будет ещё меньше, сможете работать на международный? Если нет, то это навсегда нишевой продукт для локального рынка, что жалко видеть, конечно.

Ответить
Развернуть ветку
Иван Мараховка
Автор

К международному готовимся :)

Ответить
Развернуть ветку
Коля Базин

А смысл, вы правда думаете тягаться с Notion и Confluence?

Ответить
Развернуть ветку
Evil Pechenka

А хули не стремиться? Кто не пытался написать убийцу Facebook можно сказать и не жил...

Ответить
Развернуть ветку
Коля Базин

Да, но кто в итоге НАПИСАЛ убийцу Facebook?
В целом-то если у компании бесконечное количество бабла на сомнительной ценности разработку - почему нет, я только за!

Ответить
Развернуть ветку
Evil Pechenka

Цукерберг уже стар и слаб, власть его кончается, молодые и дерзкие должны сожрать труп умирающей соцсети.

Ответить
Развернуть ветку
Rnatery

за пределами рф вк не пользуются

Ответить
Развернуть ветку
Коля Базин

причем тут вк вообще? я имел в виду что НИКТО еще не написал убийцу фейсбука

Ответить
Развернуть ветку
Max Pashkov

Вы мыслите странными категориями. Во-первых, на отдельных рынках таки написали. Во-вторых, никому не нужен убийца Фейсбук, а аудитория распределена между множеством соцсетей.

Ответить
Развернуть ветку
Max Pashkov

Если бы каждый задавал себе такой вопрос, то никакого рынка бы никогда не возникло. Смысл есть всегда, как и инструменты конкуренции. Если продукт лучше в чем-либо (цена/фичи/UX/you_name_it), то он всегда соберет свою аудиторию. Дальнейшее развитие уже будет зависеть от множества факторов и руководства проекта.

Ответить
Развернуть ветку
Коля Базин

Вот именно, если продукт лучше. Тут просто очередной клон

Ответить
Развернуть ветку
Rnatery

так может лучше тем, что дешевле

Ответить
Развернуть ветку
Evil Pechenka

Успехов, базы знаний интересная ниша, как мне кажется, там можно побороться если упаковать отдельный продукт. Всё дорогое и не всегда функциональное.

Ответить
Развернуть ветку
Rnatery

а санкции?

Ответить
Развернуть ветку
Денис Кучаев

О круто, вот крутой аналог Confluence. EvaWiki - https://www.evateam.ru/evawiki/

Замещаем Confluence на 100%, если кто не найдёт нужную фичу - доработка бесплатно.

Ответить
Развернуть ветку
Aleksandr Stikharev

Громкое заявление! Успехов🙂

Ответить
Развернуть ветку
Иван Мараховка
Автор

Спасибо! Работаем😉

Ответить
Развернуть ветку
Mkhrenovskaya

Классное приложение, только сделайте пожалуйста, чтобы дни, на которые стоят какие-то задачи, помечались цветом или как-то выделялись🥹

Ответить
Развернуть ветку
Иван Мараховка
Автор

Спасибо за обратную связь! Сохраним себе и подумаем😉

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Д

Ни сколько не желая Вас обидеть, хочестся сказать следущее:
1. Прочитав Вашу статью, сложилось впечатление, что вы сами не знаете, что у Вас должно получиться в конце работы.
2. Почему Вы свой продукт назвали "База знаний", совершенно не понятно.
3. Возможно редактор достаточно важный элемент "Базы знаний" но разве он является той самой базой?
4. Касаясь редактора и его новой версии, не увидел в нем ни единой возможности, которая его бы характеризовала как "редактор Базы знаний".
Вы точно разрабатыватете "базу знаний"? Отсюда у меня несколько вопросов:
1. Преимущественно для какой области знаний будет использоваться ваша "База знаний"?
2. На каких пользователей вашего продукта Вы расчитываете, за исключением редакторов - новичков, продвинутых, экспертов?
3. Как планируете определять предметную область в конкретном экземпляре базы знаний создаваемой ее редакторами.
4. Как собираетесь поддерживать терминологию предметной области, для конкретной базы?
5. Планируете ли поддержку или связь с внешними источниками регламентирующих окументов передметной области?
Можно еще вопросов по задавать касающихся понятия "База знаний", но может вам это не надо, поэтому остановлюсь на этих.

Ответить
Развернуть ветку
Anton Lazovskiy

Может кто знает, как Notion "вычисляет" российские аккаунты ?

Ответить
Развернуть ветку
mordaKota

По IP? Или при оплате за аккаунт, card issuer

Ответить
Развернуть ветку
Кирилл Вихарев

Пока ещё очень далеко до notion.

Ответить
Развернуть ветку
Max Pashkov

Удачи вам и успехов!

Ответить
Развернуть ветку
Иван Мараховка
Автор

Спасибо)

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Иван Мараховка
Автор

Кажется, остается только воображение включить🙃

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Д

По колесу стучали?

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Кирюхин

Решил попробовать ваш сервиз, так как сейчас пользуюсь Nation. Могу сказать, что был разочарован, Редактор очень скуден, нет многих фишек, чисто написать пост для блога или заметку сойдет. Нельзя создавать свою базу данных, скудная сортировка и отображение, можно сказать, что создавали вы свой сервиз, совсем по другой философии, нежели Notion.
Явно не аналог Notion, ну никак, совершенно другой принцип вместо того, чтобы сделать все в одном, так нет, приходится переключаться между задачами/проектам, БД (но явно это не база данных, слишком мало функций).
И последнее меня просто убило, якобы российский сервиз, а зарегистрироваться или войти я смог только включив впн, это что-то за гранью. Спасибо, но нет, лучше продолжу пользоваться Notion, он хотя бы работает спокойно без впн и там есть инструментарий с помощью которого могу реализовать все свои потребности.

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Самойлов

А что с шифрованием данных?

Ответить
Развернуть ветку
Gleb Khardeev

Да не закрывают notion, успокойтесь. Хайпа мало, нужно создать важность на пустом месте

Ответить
Развернуть ветку
Сухой Стояк

.

Ответить
Развернуть ветку
32 комментария
Раскрывать всегда