Трибуна Konstantin Turkov
1 053

«Гибкое колесо» — технологии для поездов будущего

Ученые из Омска разработали «гибкое колесо», которому нет аналогов в мире. Какой доход может принести технология? Как научная идея на грани фантастики стала реальным бизнес-проектом рассказывает его руководитель Александр Шилер.

В закладки

Идея

Вы не задумывались, почему за сто лет на железной дороге поменялось практически все, кроме одной детали? И ширина колеи, и шпалы, и вагоны с локомотивами модернизировались. Только главная ходовая часть составов – колесные пары – остались неизменными. Они такие же, как были в XIX веке. Жесткая конструкция из оси и двух колес. Неужели этот узел нельзя усовершенствовать?

Валерий Шилер, старший научный сотрудник Омского госуниверситета путей сообщения – верил, что можно! Идею – создать принципиально новое колесо, которое могло бы значительно увеличить допустимую скорость поездов и мягкость хода - он вынашивал долго. Первые макетные испытания на модели мы провели в 2003 году. И поняли – идея может стать реальностью!

Запуск

В 2013 году, после многих лет разработок, мы зарегистрировали компанию – «Гибкое колесо». К этому времени у нас накопился серьезный багаж научных знаний: результаты опытов натурных испытаний существующего подвижного состава, конструкторские чертежи, макетные испытания, аналитика. На дальнейшие полигонные испытания и доведения продукта до рынка нужны были средства. Немалые.

Поначалу большим подспорьем стал грант на создание инновационной компании - 500 тыс рублей. Более активная фаза проекта началась, когда мы заключили сделку с Фондом посевных инвестиций РВК.

На полученные средства мы изготовили колесные пары и проводили их «обкатку» в реальных условиях. Договаривались с заводами, НИИ. Проводили тестирования в Москве. Так как в мире такая конструкция нигде ни применялась, испытания проводились тщательнее, поэтому затянулись.

Но в результате мы получили официальное заключение Всероссийского НИИ железнодорожного транспорта (ВНИИЖТ), что наша колесная пара может использоваться и способна увеличить допустимую скорость движения вагона на 40%. То есть технология работает и ее можно запускать в серию. Необходим лишь заказчик.

Продукт

Наш продукт называется «Блочная колесная пара». Она может использоваться на всех видах рельсового транспорта. И позволяет снизить сопротивление движению в два раза. Секрет – в конструктивной особенности, когда колеса и ось колесной пары с гребнями вращаются независимо друг от друга. Это позволяет легко «поглощать» неровности в плане при движении по рельсам и устранить извилистое движение.

За счет снижения сопротивления, железнодорожный транспорт обретает новые возможности. Это и повышение скоростей, и снижение износов рельсов и вагонов, и меньший расход топлива. Словом, хорошие перспективы для любой компании, связанной с эксплуатацией вагонов и ЖД-перевозками. В плюсе может оказаться и экономика всей страны, поскольку от стоимости перевозок у нас зависят цены на многие товары и услуги.

Сейчас мы завершили испытание опытных образцов колес. Они находятся в Москве во ВНИИЖТ. Но на рынок продукт еще не вышел. Оказалось, это очень непростое дело – внедрить принципиально новое техническое устройство в массовое производство и использование. Даже очевидно выгодное для всех.

Самим нам производить на продажу колесные пары смысла нет. Мы не завод и у нас нет таких ресурсов. Но в России достаточно мощностей, крупных вагоноремонтных предприятий, где можно наладить производство. Это наши потенциальные стратегические партнеры, которым мы можем предложить свою технологию.

Собственно, в этом и есть наш продукт – весь комплект научно-технической документации, который мы накопили почти за 20 лет.

Конечно, здесь сразу всплывает название РЖД. И мы были бы рады заключить единственный прямой контракт. Но есть загвоздка. После реформы хозяйственная ответственность в РЖД разделилась. У самой компании сейчас нет своих вагонов, только путь и тяга (локомотивы). Вагоны в собственности других организаций, ремонтируют их третьи, производят – четвертые.

Компания РЖД готова поддержать проект. Но купить продукт не может – только рекомендовать. Тем же заводам-изготовителям. Но они уже смотрят на своих заказчиков вагонов. Это уже больше сотни компаний. И далеко не все готовы платить больше за новую технологию и модернизацию.

По подсчетам специалистов, «блочные» колесные пары будут стоить в два раза дороже, чем обычные. Если классические стоят 120-150 тыс, то наши - 250-300 тыс. Разница в 150 тыс руб. В пересчете на состав – уже миллионы рублей. Но тогда давайте посчитаем и выгоду.

Экономическая выгода

Для собственника вагона – это снижение стоимости жизненного цикла вагона. За счет меньшего трения и более плавного хода детали дольше сохраняют свои рабочие свойства. Вагон меньше ремонтируется и его обслуживание в итоге становится дешевле на 20-30 процентов. Это посчитали инженеры заводов.

Если говорить об экономике в масштабе РДЖ, то с учетом расходов компании на ЖД-перевозки, наша технология может принести выгоду в миллиарды рублей – за счет снижения издержек на ремонт путей, расход топлива, повышения скоростей и провозной способности.

Пример: раньше люди ездили на телегах, где было простое деревянное колесо. Сейчас мы ездим на машинах с литыми дисками и современными шинами. Движение стало намного быстрее, безопаснее и экономичнее. Такой же эффект дает и наша продукция.

База

Для испытаний и создания продукта мы использовали базу многих предприятий, как в Омске, так и по всей России. На одном заводе заказывали типовые элементы подвижного состава – ось. Опорные колеса – в Челябинске на машиностроительном заводе. Подшипники – за границей.

Основные испытания проводили во ВНИИЖТе. Сюда привезли опытные образцы в натуральную величину. Они испытывались на настоящем подвижном составе, на путях. Сначала проходили стендовые испытания, потом на малых скоростях, затем – тормозные. И в итоге успешно прошли скоростные испытания.

Инвестиции

Понятно, что наш проект требовал долгосрочных вложений – конструкторские компании не могут принести быстрый доход. Чтобы найти средства на испытания и созданию продукта мы пошли по пути сделки с венчурными фондами, работающими на рынке, которые поддерживают научно-технологические проекты. В рамках госпрограмм. Так вышли на Фонд посевных инвестиций РВК.

Стартовый грант на создание компании – 500 тыс руб - потратили на разработку бизнес-плана и подготовку заявочного комплекта документов для выхода на сделку. Нам предложили такую форму сотрудничества: фонд с госучастием вкладывает в проект определенную сумму, но обязательно в сделке должен быть частный инвестор. Мы с большим трудом нашли его. Это наша омская компания, которая хорошо относится к инновациям.

В итоге получили относительно небольшие средства. Фонд нам дал 12 млн руб, инвестор – 4 млн. И нам этого хватило! За 16 млн мы умудрились создать команду, построить колесную пару в Омске, немного «покатать», потом отвезти в Москву, полностью испытать в реальных условиях и получить заключение.

Эта цифра многих поражает. В Москве нам заводчане говорили, что на разработку и создание такой конструкции на этой стадии у них ушло бы миллионов 200. И удивляются, как за такие скромные деньги мы смогли получить такие результаты.

Думаю, только упорством и сплоченной работой. У нас команда единомышленников. Ко всем этапам проекта мы приступали с точным расчетом. Все перепроверяли по 15 раз, как будто ракету в космос готовили.

Команда

У нас небольшая и сплоченная команда омских ученых. Автор проекта и главный конструктор – Валерий Викторович Шилер. Я – руководитель и генеральный директор компании. Главный инженер и разработчик – Павел Шипилов. Всеми вопросами, связанными с эксплуатацией, занимается Одиноков Сергей Александрович – отличный специалист.

Продвижение

Поначалу мы пытались выйти на заказчиков только с идеей, результатами макетных экспериментов. Но нам говорили – сначала проведите реальные испытания, потом посмотрим.

Мы изготовили реальную блочную колесную пару, успешно испытали ее. Но столкнулись с другими сложностями – на рынке нет единого заказчика. Все потенциальные клиенты смотрят друг на друга. Завод-изготовитель – на собственника подвижного состава. Нужна ли ему технология? Тот смотрит на РЖД – утвердит ли использование таких составов? РЖД начинает смотреть на завод изготовитель – как тот сможет запустить эту технологию?

Думаю, тут нужна воля более высокой инстанции или первого лица, чтобы проекту дали движение и цепочка сложилась.

Тем временем мы занимались оформлением международной интеллектуальной собственности. И уже можем анонсировать проект на мировых площадках. Многие страны заинтересованы в нашей технологии. Говорят, за нее могут предложить 200 млн долларов. Но хочется, чтобы проект начал работать в России. Во-первых, это проще. Во-вторых, и Россия могла бы заработать на нем – продавая технологию за рубеж.

Монетизация

Пока у нас нет продаж и, соответственно, прибыли. Но есть технология, которая имеет определенную стоимость. Это и есть объект продажи. Растет и стоимость нашей компании. На момент создания нас оценивали в 86 млн рублей. Теперь, со слов экспертов, наша стоимость выросла в 2-3 раза и превышает 200 млн рублей. При вложениях в 16 млн руб, по-моему, неплохой результат.

Планы

Мы создали гибкий продукт, как и само колесо. Конструкцию всегда можно доработать под определенный тип вагона. В зависимости от пожеланий клиента и технических условий эксплуатации.

Но самое главное – мы не останавливаемся на этой разработке. «Гибкое колесо» - лишь первый этап в нашем общем проекте «Высокоскоростная гибкая транспортная система».

Продав «гибкое колесо» как технологию мы получим средства на новые испытания. И можем приступить к разработке дополнительных узлов, полной модернизации вагонов. По нашим расчетам, комплекс технологий позволит увеличить скорость поездов до 300 км/ч на существующем железнодорожном пути и еще значительнее снизить издержки перевозчиков.

Но эти разработки мы пока даже не патентуем. И с «гибким колесом» пришлось пройти тернистый путь. Подождем.

#стартапы

Материал опубликован пользователем. Нажмите кнопку «Написать», чтобы поделиться мнением или рассказать о своём проекте.

Написать
{ "author_name": "Konstantin Turkov", "author_type": "self", "tags": ["\u0441\u0442\u0430\u0440\u0442\u0430\u043f\u044b"], "comments": 14, "likes": 10, "favorites": 1, "is_advertisement": false, "subsite_label": "tribuna", "id": 41886, "is_wide": false }
00
дни
00
часы
00
мин
00
сек
(function(){ var banner = document.querySelector('.teaserSberbank'); var isAdsDisabled = document.querySelector('noad'); if (!isAdsDisabled){ var countdownTimer = null; var timerItem = document.querySelectorAll('[data-sber-timer]'); var seconds = parseInt('15388' + '59599') - now(); function now(){ return Math.round(new Date().getTime()/1000.0); } function timer() { var days = Math.floor(seconds / 24 / 60 / 60); var hoursLeft = Math.floor((seconds) - (days * 86400)); var hours = Math.floor(hoursLeft / 3600); var minutesLeft = Math.floor((hoursLeft) - (hours * 3600)); var minutes = Math.floor(minutesLeft / 60); var remainingSeconds = seconds % 60; if (days < 10) days = '0' + days; if (hours < 10) hours = '0' + hours; if (minutes < 10) minutes = '0' + minutes; if (remainingSeconds < 10) remainingSeconds = '0' + remainingSeconds; if (seconds <= 0) { clearInterval(countdownTimer); } else { timerItem[0].textContent = days; timerItem[1].textContent = hours; timerItem[2].textContent = minutes; timerItem[3].textContent = remainingSeconds; seconds -= 1; } } timer(); countdownTimer = setInterval(timer, 1000); } else { banner.style.display = 'none'; } })();
{ "id": 41886, "author_id": 186118, "diff_limit": 1000, "urls": {"diff":"\/comments\/41886\/get","add":"\/comments\/41886\/add","edit":"\/comments\/edit","remove":"\/admin\/comments\/remove","pin":"\/admin\/comments\/pin","get4edit":"\/comments\/get4edit","complain":"\/comments\/complain","load_more":"\/comments\/loading\/41886"}, "attach_limit": 2, "max_comment_text_length": 5000, "subsite_id": 199116 }

14 комментариев 14 комм.

Популярные

По порядку

Написать комментарий...
5

И ни одного фото :(

Ответить
1

Я не специалист, но по мне так отличается только дырочками :))

Ответить

Комментарий удален

0

Надо срочно писать писмо Илону Маску, ему как раз нужны такие колеса на его скоростной Гиперлуп.

Ответить
1

Гиперлуп остается спорным проектом, хотя заявлено об успешных испытаниях. В чистом виде наша технология там не пойдет, но гибридное решение поможет! Очень хочется реализовать это здесь, а потом транслировать туда!!! (не путаем патриотизм с идиотизмом)))) Спасибо за совет!

Ответить
0

Неплохо. Новые разработки это круто, а что касаемо РЖД, давно там уже балаган какой то. Я думаю пробуйте на весь мир Германия, Итали и тд. Все получится. Удачи!

Ответить
0

Спасибо большое!!!

Ответить
0

Дороже в два раза... - жёстко.
Ясно, что выгода есть. Но она - отложенная. А расходы - здесь и сейчас.

Ответить
0

По сравнению с громадными инфраструктурными проектами - выгода не далекая, а эффект сравнимый. Спасибо за комментарий)

Ответить
0

Интересный продукт. Есть несколько вопросов:
Сколько стоит обслуживание одного вагона в год?
Сколько стоит один вагон переоборудовать вашими колёсами?
Есть ли другие ограничения чтобы поезда могли ездить быстрее?

Ответить
0

Сколько стоит обслуживание одного вагона в год? - зависит от типа вагона, собственника, оборота. Если говорить в сравнении - то расходы на обслуживание снижаются, за счет увеличения межремонтных пробегов.

Сколько стоит один вагон переоборудовать вашими колёсами? - речь о предсерийном или уже серийном производстве?

Есть ли другие ограничения чтобы поезда могли ездить быстрее? - есть организационные ограничения и технические по состоянию пути. Новая КП так еще и путь бережет))) Путейцы этого очень ждут!

Ответить
0

По дискавери год назад видел, как в китае или японии(не могу вспомнить точно) меняют на скоростных поездах колеса из-за износа раз в неделю, что ли.
Вам надо зайти со скоростных вагонов и поездов, они не так сильно смотрят на стоимость.
Если скоростные поезда начнут использовать вашу технологию, то к вам выстроятся в очередь все.
Но даже, если не все, то рынок высокоскоростных перевозок растет с каждым годом - это отличная ниша. Проблема износа там существенно актуальнее.
В общем, вам надо заводить продажника международника и начинать продавать. Если интерес будет, то все это может жить. Наш рынок слишком погряз в бюрократии и мздаимстве.

Ответить
0

Согласен по всем пунктам! На высоскоростных поездах колеса "горят". Единственно, наши колеса надо испытать в тяговом режиме. По последнему предложению согласен дважды!!! Спасибо!

Ответить

Комментарий удален

0

Прямой эфир

[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox_method": "createAdaptive", "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "240х200_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "flbq" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "disable": true, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "disable": true, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "bscsh", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "createAdaptive", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-223676-0", "render_to": "inpage_VI-223676-0-1104503429", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?pp=h&ps=bugf&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid10=&puid21=&puid22=&puid31=&puid32=&puid33=&fmt=1&dl={REFERER}&pr=" } }, { "id": 15, "label": "Плашка на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byudx", "p2": "ftjf" } } }, { "id": 16, "label": "Кнопка в шапке мобайл", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byzqf", "p2": "ftwx" } } }, { "id": 17, "label": "Stratum Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvb" } } }, { "id": 18, "label": "Stratum Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvc" } } }, { "id": 19, "label": "Тизер на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "cbltd", "p2": "gazs" } } } ]
Компания отказалась от email
в пользу общения при помощи мемов
Подписаться на push-уведомления