{"id":14284,"url":"\/distributions\/14284\/click?bit=1&hash=82a231c769d1e10ea56c30ae286f090fbb4a445600cfa9e05037db7a74b1dda9","title":"\u041f\u043e\u043b\u0443\u0447\u0438\u0442\u044c \u0444\u0438\u043d\u0430\u043d\u0441\u0438\u0440\u043e\u0432\u0430\u043d\u0438\u0435 \u043d\u0430 \u0442\u0430\u043d\u0446\u044b \u0441 \u0441\u043e\u0431\u0430\u043a\u0430\u043c\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

Практика «Customer Development». Проблема начала диалога

Делимся опытом проведения кастдев, разбираем проблемы, ищем решения.

Что такое «CustDev» и зачем он нужен? Если попытаться сформулировать в двух словах, то «Customer Development» – это наиболее быстрый и экономичный способ проверки жизнеспособности идеи для большинства видов бизнеса, как «онлайн», так и «оффлайн».

В этой статье я не собираюсь подробно рассматривать сам метод, историю его создания и множество ситуаций, в которых он показывает свою исключительную эффективность, об этом вы и так можете найти достаточно материала в сети.

Я хочу поговорить о препятствиях, с которыми могут столкнуться участники проекта в области информационных технологий при его проведении, и рассказать о возможных путях их преодоления.

Несомненно, главный успех «Customer Development» заключается в построении простого и эффективного канала взаимодействия между двумя сторонами – разработчиками и их потенциальными клиентами, а также в высокой достоверности получаемых результатов. Которые, что немаловажно, достигаются за счет того, что объект исследования не знает о вашей конечной цели, поэтому остается объективным и беспристрастным в своих оценках и суждениях.

Проблема начала диалога

Одна из самых актуальных проблем, с которыми сталкиваются разработчики b2b-проектов и о которой никто почему-то не рассказывает, – как начать строить этот самый диалог. Ведь их целевая аудитория – это «бизнес», а не простые обыватели. И ни для кого не секрет, что между «заказчиком», или в нашем случае, корпоративным клиентом и «разработчиком», т.е. создателем продукта в сфере информационных технологий, всегда существовало некоторое недопонимание, а порой и вовсе имело место полное отсутствие какого бы то ни было конструктивного диалога.

Можно даже сказать, что это два мира, которые при возможности стараются не пересекаться, и это только усложняет задачу. Ведь вам не только необходимо преодолеть множество препятствий, чтобы выйти на контакт с нужным вам человеком, нужно суметь правильно провести интервью и не раскрыть цель исследования.

Когда Вы – инсайдер!

Конечно, если ваш потенциальный потребитель находится с вами в одной или соседней «нише», то вам несложно будет придумать повод для разговора. Например, этот метод прекрасно зарекомендовал себя среди представителей IT-индустрии. Почему? Все очень просто! Представители IT-индустрии, находясь в своем уютном и дружелюбном сообществе, готовы говорить о своих идеях, наработках, методах решения тривиальных и не очень задач, часами.

Наглядным примером здесь может послужить одна забавная история. Не так давно я со своей командой участвовал в программе акселерации одного из российских стартап-инкубаторов. Всех участников обучали в игровой форме быстрому представлению их проекта. Так, представитель каждой из команд должен был найти в комнате незнакомца (такого же участника) и сжато презентовать ему свой продукт. И многие ребята так заговорились друг с другом, что забыли о том, что целью игры было собрать как можно больше «условных денег», которыми участники соревнования должны были расплачиваться друг с другом за эффектный и понятный «Elevator pitch».

Когда Вы – аутсайдер!

Однако, если ваша целевая аудитория находится в другом секторе экономики, и у вас нет «прямого доступа» к лицу, принимающему решение (ЛПР), а ведь именно он является источником информации для «CustDev», чтобы «пробиться» к своим респондентам придется преодолеть немало барьеров в виде секретарей, колл-центров и сотрудников смежных отделов и применить незаурядные коммуникационные навыки.

Представители бизнеса – это совершенно иной мир, мир который существует по своим законам и правилам. В российском секторе экономике никто не будет общаться с вами на отвлеченные темы, времени на подобное общение даже между собой у них нет.

Допустим, вам удалось выйти на контакт с нужным вам человеком, но как его заинтересовать и вовлечь в исследование? Проблема мотивации – это следующее, с чем вы столкнетесь, поскольку основная «фишка» метода заключается в том, что респондент не должен узнать об истинной цели интервью и о существовании вашего продукта, который должен решить его проблему – мнимую или реально существующую.

Методы решения проблемы

Так что же можно предпринять в подобных ситуациях? Есть только два решения – либо врать, либо отступать от основных «правил» оригинальной концепции Стива Бланка (автор метода). Некоторые стартаперы считают, что не стоит заморачиваться и нужно сразу говорить о своем продукте. Можно ли считать это выходом в данной ситуации? На этот вопрос не может быть однозначного ответа и все зависит от множества «переменных» в каждой отдельно взятой ситуации. Но если исследователю приходится выбирать из двух зол – либо искаженные результаты, либо вообще никаких, то, конечно, любой из нас выберет первый вариант. И в любом случае результаты данного исследования потребуется перепроверить для подтверждения, но они вполне могут стать «отправной точкой» для исследователя.

1. Раскрываем карты

Иногда в процессе проведения «Customer Development» наиболее простым и эффективным решением может стать раскрытие правды или некоторой ее части перед вашей целевой аудиторией. Ведь информация о появлении какого-то нового продукта уже способна вызвать интерес и мотивировать собеседника.

В качестве наглядного примера я хочу рассказать небольшую историю одних своих хороших знакомых. Их проект – это решение в области виртуальной реальности (VR) для ювелирной индустрии. И для того, чтобы «выйти» на свою целевую аудиторию им пришлось приложить немало усилий. Объектом их «Customer Development» являлись директора по маркетингу и продажам в ювелирной промышленности, и чтобы провести исследование необходимо было наладить с ними диалог, что на практике оказалось не такой уж простой задачей, как могло показаться на первый взгляд.

Первое, что пришло основателям стартапа в голову – это собрать вручную базу компаний, подходящих им по профилю, через Интернет и произвести их обзвон. Как оказалось, 88% собранных контактных данных приводили в «колл-центры», в которых у всех сотрудников были директивы просто «сбрасывать» подобные звонки, не пуская их по цепочке выше. Остальные 12% контактов вели либо в секретариат, либо на производство, где ребят ждала аналогичная ситуация. На все ушло почти два месяца, это был тупик, и нужно было действовать как-то иначе.

Как раз на этом этапе ребята и обратились ко мне за советом, так как узнали от наших общих знакомых, что мы с нашим проектом «BotFilter» уже сталкивались с подобной проблемой. После небольшого совместного обсуждения было принято решение попробовать «зайти» со стороны ювелирных выставок. Ребята разработали презентацию для клиентов, подготовили «демонстрационный стенд», и, дождавшись ближайшего подобного мероприятия, а это была выставка «ИнтерЮвелир 2017», проводимая в Сочи компанией «СОУД» в конце июля, отправились в южную столицу для второй попытки проведения «CustDev». На выставке сразу же были обнаружены ЛПР-ы, большинство из них занимались «точечными» продажами изделий примиум-класса и никто не хотел отвлекаться и отвечать на какие-то вопросы.

В результате в первый день выставки удалось пообщаться только с тремя представителями нужной аудитории, но так и не удалось провести ни одного полноценного интервью, несмотря на то, что на выставке присутствовало порядка сотни компаний.

Здесь мы как раз видим «проблему мотивации», о которой я говорил. Для ее преодоления было принято решение полностью переработать структуру самого опроса, совместить «проблемное» интервью с «решенческим» и сразу же рассказывать о продукте, а при проявлении интереса к продукту тут же проводить его демонстрацию. В результате было проведено 22 полноценных интервью и получено 7 потенциальных клиентов, которые захотели продолжить диалог и получить коммерческое предложение. Конечно, вам может показаться, что эти цифры ничтожно малы, но для подтверждения гипотезы о востребованности продукта этого более чем достаточно.

Конечно, ярые адепты Стивена Бланка и метода «Customer Development» попробуют мне возразить, что эти результаты не стоит принимать во внимание, так как была нарушена чистота эксперимента. Да, этот так, но, увы, альтернативы в данном конкретном случае у ребят не было.

2. Привлекаем эксперта

Тем не менее, есть и другое решение в данной ситуации, более надежное и эффективное. Но этот путь может оказаться куда более затратным. Сейчас я говорю о поиске «резидента», т.е. представителя в нужной вам отрасли или индустрии, и использовании его в качестве некого мостика для упрощения начала диалога с вашей целевой аудиторией. Найти такого человека очень и очень непросто, так как он должен обладать определенным авторитетом в своем сообществе, иметь нужные связи и быть реальным экспертом по интересующему вас рынку. Такой специалист не только способен вывести вас на нужную аудиторию, но и мотивировать ее таким образом, чтобы в результате мог получиться конструктивный диалог. Условия, на которых привлекают подобного эксперта, могут быть совершенно разными, это может быть разовая оплата, опционы или даже доля в проекте. Хотя я встречал и случаи, когда люди помогали абсолютно бескорыстно.

3. Находим ментора

Намного легче найти ментора проекта – человека, который будет финансово заинтересован в оказании вам помощи. Обычно, на данную роль выбирают людей, обладающих необходимыми связями в индустрии и опытом успешного вывода аналогичных продуктов на рынок. Того, кто может с легкостью решить те задачи, с которыми основатели проекта не могут справиться самостоятельно.

Привлекая человека на коммерческой основе, вы решаете проблему его мотивации, но перед вами встает другая задача – найти «своего человека», того, с кем вам будет комфортно и приятно работать на протяжении длительного времени. И помните, что, возможно, от правильного или неправильно выбора ментора может зависеть успех вашего проекта!

В заключении хочу сказать, что если у вас все же есть хоть крошечный шанс провести исследование, не раскрывая карты перед вашей потенциальной аудитории и соблюсти все правила и каноны «Customer Development» – делайте это любой ценой!

Искренне желаю успеха вам и вашим проектам!

Вы тоже можете рассказать о своём проекте, как автор этого материала. Соберите побольше информации — и публикуйте материал в подсайте «Трибуна».
0
3 комментария
Petr Sheldin

Это все, конечно, полезно и интересно, но где обычному стартаперу найти ментора? на углу с табличкой стоять??

Ответить
Развернуть ветку
Dmitriy Sokoloff
Автор

Ну, зачем же так радикально!) Большинство экспертов ведут свои блоги и активны в различных профильных сообществах в соцсетях, нужных людей не так сложно найти. Еще у Фонда Развития Интернет Инициатив есть сервис "Cofoundit", через который вы также можете попробовать найти нужного вам человека.

Ответить
Развернуть ветку
Юрий Другач

Там реально много менторов, как оказалось

Ответить
Развернуть ветку
0 комментариев
Раскрывать всегда