{"id":14276,"url":"\/distributions\/14276\/click?bit=1&hash=721b78297d313f451e61a17537482715c74771bae8c8ce438ed30c5ac3bb4196","title":"\u0418\u043d\u0432\u0435\u0441\u0442\u0438\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u0432 \u043b\u044e\u0431\u043e\u0439 \u0442\u043e\u0432\u0430\u0440 \u0438\u043b\u0438 \u0443\u0441\u043b\u0443\u0433\u0443 \u0431\u0435\u0437 \u0431\u0438\u0440\u0436\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

Талант - в землю. Есть ли место стартапам в Agro&Food?

Да, еще как, - говорят мировые корпорации.

Я пишу статью, сидя в главном зале ярмарки Startup:Land - крупной питч-сессии стартапов в секторе agro&food. Пока эксперты из Сколково, венчурных фондов и корпораций (ЭФКО, "Кубань", "Агро-Белогорье") смотрят питчи стартапов, я рассуждаю, какие перспективы есть у подобных проектов в российском и мировом масштабе. Оказалось, что возможностей у стартапов немало.

Крупные продовольственные компании во всем мире активно включаются в работу со стартапами. Кто-то растит «алмазы» внутри, кто-то ищет их через собственные акселерационные программы и конкурсы.

Ещё недавно крупные продуктовые бренды диктовали людям, что есть и пить. Теперь ситуация изменилась в корне. Теперь стартапы быстрее реагируют на тренды и предлагают потребителям гораздо больше возможностей выбора, чем крупный и иногда неповоротливый известный игрок. Пока крупные компании еще пытаются понять, как выглядит рынок и анализируют тенденции, стартапы уже выпускают новые продукты, быстро завоевывая любовь клиентов.

Крупные компании из Agro&Food активно используют все инструменты «открытых инноваций» (венчурные фонды, конкурсы, акселераторы, работа с университетами и т.д.). Мы собрали примеры программ для профильных стартапов, которые были запущены такими гигантами как Chipotle, Chobani, PepsicСo и другими.

Отметим, что первоначально ни одна из этих компаний не приобретает долю в стартапе. Все игроки утверждают, что подобного рода программы созданы в качестве помощи молодому бизнесу и с целью приносить пользу обществу.

Маск. Другой Маск.

Проект Aluminaries компании Chipotle предлагает стартапам менторство от знаменитого шеф-повара Ричарда Блейза и предпринимателя Кимбала Маска (да, это брат). Советы, контакты, экспертиза – многое становится доступным выпускникам проекта. Программа Chipotle по большей части является благотворительной, хотя представители компании и не скрывают больших надежд на отдачу от столь «долгих» инвестиций.

Компания Chipotle фокусирует своё внимание на компаниях, которые занимаются технологиями в области фермерства и сельского хозяйства, а также поиском инновационных решений в вопросе переработки отходов. В этом году набор уже закрыт, однако, российские стартапы смогут подать заявки в 2019 году.

Кузница конкурентов

Инкубатор производителя знаменитых йогуртов Chobani даёт каждому стартапу-участнику не только менторскую поддержку, но и весомый грант в размере $25,000.

Заявленная цель программы - производить больше натуральных и доступных продуктов питания для как можно большего количества людей. А помощь предпринимателям – это главная личная миссия генерального директора Хамди Улукая. Как говорит сам Хамди, «я всего лишь предприниматель и основатель компании, который хочет вернуть свой долг перед Обществом».

Через акселератор Chobani прошли, например, такие компании как Kettle, а также Fire and Chloe's Fruit, которые производят лёгкие массы на фруктовой основе (очень похожи на мороженое). А после программы обе компании собрали миллионы долларов от ряда венчурных инвесторов.

Не боится ли Chobani, что эти стартапы уведут у нее часть клиентов, спросите вы. Компания утверждает, что не производит такие продукты и потому видит большой потенциал к кооперации. Благотворительность? Не думаем, но время покажет.

Белый кит в голубом океане

Компания Pepsi предлагает по $20,000 и $100,000 победителям своей шестимесячной акселерационной программы. Кстати, это одна из немногих компаний, которая отбирает стартапы и в России (есть также отдельные программы в Северной Америке и в Европе).

По оценке Даниэль Граббс, управляющего директора PepsiCo Ventures Group, акселератор Pepsi помогает головной компании выяснить, на какие новые продукты реагируют потребители. Так Pepsi отобрала несколько стартапов: один изобрел новые способы приготовления овощей, другой продает березовый сок. А победителем их первого европейского акселератора стала британская компания Erbology, занимающаяся продажей снеков, порошков и масел на растительной основе.

А у нас?

На российском рынке тоже есть площадки, на которых производители продуктов питания и агрохолдинги работают со стартапами. Они запускают собственные программы (тот же Mabius), участвуют в конкурсах совместно с институтами развития (Сколково, РВК) или открывают собственные инновационные центры (как ЭФКО).

Опыт проведения специализированных ярмарок типа Startup:Land в России пока невелик. Однако будущее у формата явно есть: организаторы привлекли в два раза больше стартапов, чем планировали, а их уровень эксперты характеризуют как "довольно зрелый". Еще бы - мероприятие в Белгороде, а спикеры и стартапы приехали со всей страны, включая обе столицы.

Впереди еще второй день ярмарки, и мне пора: скоро расскажу стартапам, можно ли продвигать свой проект без бюджета.

Спойлер: да, но лучше нет:)

Вы тоже можете рассказать о своём проекте, как автор этого материала. Соберите побольше информации — и публикуйте материал в подсайте «Трибуна».
0
8 комментариев
Написать комментарий...
Павел Евдокимов

Конечно же место есть, но тут уже все зависит от источников монетизации этих стартапов.

Ответить
Развернуть ветку
Людмила Казунеткина
Автор

Безусловно. И, кажется, в агро и фуде выше доля стартапов, нацеленных не на венчурного инвестора, а сразу на внедрение внутри корпораций.

Ответить
Развернуть ветку
Павел Евдокимов

Да, они очень в этом заинтересованы, сейчас активно среди крупных корпораций пропагандируется бизнес модель "бизнес в бизнесе".

Ответить
Развернуть ветку
Людмила Казунеткина
Автор

И она очень хорошо работает, когда команда сама может мобилизоваться и делать "без волшебных пинков". В противном случае это просто "не летит".

Ответить
Развернуть ветку
Nikolay Kenig

Я один не выкидываю косточки и втыкаю их в горшок с цветами жены?

Ответить
Развернуть ветку
Людмила Казунеткина
Автор

И как, прорастают?))

Ответить
Развернуть ветку
Валентина Лынова

Стартапы, акселераторы, о мадонна... бизнес-инкубаторы все это хорошопрекрасно. Но уровень всего этого в нашей стране на уровне "палка-веревка".Вот что могут предложить акулы бизнеса маленьким разработчикам? Максимум "мы купим идею" и возможно, дадим ей какой -то жизненный виток. Инновации это хорошо, но готовы ли сами молодые умы работать над этим? Готовы ли работать в первую очередь в Инновационных центрах. Как показывает статистика не все. Пока уровень культуры стартапов, акселераторов у нас не сформировался, мало будет готовых вкладывать да и реализовывать. Можете закидать помидорками... Но все же проблема не в идеях, и не в инвестициях тем более, а в том, что люди не готовы принимать новое, пользоваться новыми технологиями в бизнесе, сельском хозяйстве, производстве. Это примерно также как объяснить, что выращенный в пробирке помидор, не так уж плох. На все нужно время и правильное позиционирование, больше инновационных центров, дающих реальные шансы молодым разработчикам создавать уникальное, и при этом чувствовать поддержку самой компании.

Ответить
Развернуть ветку
Людмила Казунеткина
Автор

Согласна более чем. И ещё думаю, что культура стартапов - то, что можно и нужно формировать. Она не родится сама «снизу», как показывает мировой опыт. Это работает, когда включаются крупные игроки. Открывают инновационные центры и акселераторы, взращивают там стартапы, проводят питч-сессии типа Startupland’а и в час по чайной ложке, но все-таки меняют расклад сил. От этого, конечно, не меняется все в один день, но мозги стартаперов начинают «разворачиваться» в правильную сторону.

Ответить
Развернуть ветку
5 комментариев
Раскрывать всегда