{"id":14271,"url":"\/distributions\/14271\/click?bit=1&hash=51917511656265921c5b13ff3eb9d4e048e0aaeb67fc3977400bb43652cdbd32","title":"\u0420\u0435\u0434\u0430\u043a\u0442\u043e\u0440 \u043d\u0430\u0442\u0438\u0432\u043e\u043a \u0438 \u0441\u043f\u0435\u0446\u043f\u0440\u043e\u0435\u043a\u0442\u043e\u0432 \u0432 vc.ru \u2014 \u043d\u0430\u0439\u0434\u0438\u0441\u044c!","buttonText":"","imageUuid":""}

«Слеза» — сервис для маркировки иноагентов, террористов и экстремистов в любых текстах

В качестве летнего pet-проекта решил сделать невозможное и снять риски на многие миллионы миллионов со всех СМИ и блогов в РФ. Что из этого вышло – читайте под катом.

Чтобы избежать миллионных штрафов

Привет! Меня зовут Иван Шкиря, я предприниматель-бутстрапер. Создаю свои полезные SaaS-проекты (Callibri, Gudok, “СкиньСкан”) и инвестирую в чужие интересные (не только SaaS). За последний месяц лета мы запилили сервис, который позволит журналистам, издателям, компаниям и любым медийщикам делать невозможное. А именно – соблюдать сложные законы о маркировке иноагентов, экстремистов и террористов, избегать миллионных штрафов и нормально работать!

Кому нужна «Слеза»

Так сложилось, что государство считает опасными кучу разных организаций и лиц. Террористы, экстремисты, иноагенты. А все, кто создает контент, обязаны (статья 4 Закона “О СМИ” от 27.12.1991 N 2124-1, а еще и 114-ФЗ, 35-ФЗ и 272-ФЗ) это знать и предупреждать свою аудиторию соответствующим образом.

Наказание — штраф от 40 до 50 тысяч рублей за каждый факт отсутствия маркировки. Статья 13.15. КоАП РФ. Причем, если не промаркирован объект, про который вы писали год назад, и который год назад еще не был объявлен иноагентом, экстремистом или террористом, ответственность не снимается.

Речь идет о сотнях тысяч для небольших блогов и миллионах миллионов для тех, кто зарабатывает на контенте. В данном случае я не преувеличиваю: закон суров.

Почему без «Слезы» сложно

Окей, государство обязало нас маркировать упоминания кучи разных компаний и лиц. А где можно выгрузить списки и подписаться на обновления? Ээээ! А вот тут проблема открывается с новой, смердящей стороны.

Министерство Правды в России не сформировано (пока?), поэтому списки запрещенных и опасных слов генерят различные ведомства и хранят их в разных реестрах, списках и перечнях. Не погружая вас в этот мрак скажу, что маркировать вы обязаны ребят трех типов:

  • Экстремистов (№114-ФЗ)
  • Террористов (№35-ФЗ)
  • Иноагентов (№272-ФЗ)

Но есть и другие списки, например, перечень Росфинмониторинга, в котором есть Алексей Навальный, но требования по их маркировке у государства (пока) нет. Мы работаем только с теми сущностями, которые однозначно запрещены и контролируются.

Хотите прикол? Иноагенты хранятся в 4х отдельных, несвязанных списках: один из которых – эксель файлик, другой по умолчанию открывается пустым, третий вообще в утке, утка в гробу. Ну вы поняли.

Кстати, мало того что для каждого типа (напомню, их три) есть своя уникальная маркировка, но и для каждого из 4х списков иноагентов есть своя особенная. Что мы получаем:

Припиши то, не знаю что, рядом с тем, не знаю кем, если он в списке том, не знаю каком, опубликованном туда, не знаю куда. Но это не точно!

КЭП

Почему не точно? Потому что Meta (Meta Platforms Inc. запрещена на территории России💧), например, c ее соцсетями до сих пор ни в одном реестре не появилась, но это не значит, что она не запрещена.

Давайте это починим

Ну, во-первых, challenge accepted. А, во-вторых, вот что мы делаем:

  • Развязываем этот комок гнилой юридической шерсти из желудка правовой системы. Расчесываем и начинаем разбираться;
  • Автоматически собираем и вручную модерируем свою базу данных;
  • Всем интересующимся даем скрипт, который автоматически во всех текстах найдет упоминания запрещенных ребят и промаркирует их должным образом.

Все это делаем ручками и головушками, не забывая про смысл. Чтобы скрипт не менял все подряд, а работал только там где надо и так как надо.

Естественно, мы умеем склонять слова, знаем что Ивана могут назвать Ваней, допускаем, что люди могут путать тире и дефис, помним, что некоторые соцсети не находятся в реестре, но они как бы запрещены под именем материнской компании, разгребаем сотню юрлиц, относящихся к свидетелям одного бога, и это только цветочки.

После погружения кажется, что все сделано так, чтобы закон выполнить было невозможно, а сумма штрафов могла убить любое СМИ с одного выстрела.

Почему «Слеза»?

У любого сервиса должно быть классное название: чтобы и команде было им сочно рычать друг на друга, и в контексте оно звучало уместно.

В итоге у нас оказалось 4 хороших варианта:

  1. Самое очевидное название ЕБ@Л@, именно так называют маркировку (или дисклеймер) многие юристы и медийщики. Но это грубо и будет мешать в будущем.
  2. Вице-чемпион в битве за нейминг — ШАТАП. Акустически шедевральное название, прекрасно объясняющее суть всех этих списков. Я буду скучать.
  3. Еще я долго крутился около фразы “Те, кого нельзя называть” и разных заклинаний забвения, но не докрутился.
  4. Наш победитель — «Слеза».

Строка «Следи за собой, будь осторожен» прекрасно объясняет контекст сервиса и дает название, которое еще и чертовски удобно использовать в жизни:

  • “Поставь слезу на сайт!” ,
  • “А ты текст оплакал перед публикацией!? ”,
  • “Подотри слезы, он тебе не иноагент!” .

Ну а еще очень классно иметь одноименный, но не самый затертый эмодзи 💧.

Стилек

Мой бро по другому бизнесу замутила стилевую айдентику:

Мы написали «Слезу» строчными буквами с засечками: идея в газетном шрифте. Тут наши ассоциации с печатным делом, журналистикой, книгами, законами. Капли можно увидеть в образовании букв. Этот вариант показался нам лаконичным и без клише.

Но в реализации все стало проще. Таков путь всех проектов, где ты сам себе артдир. Таков путь. ¯\_(ツ) _/¯

Посев

Ручками собрали сотню СМИ и релевантных телеграм-каналов, нашли контакты редакторов и новостников и сегодня утром, усадив сына за мультики, я разослал всем личное письмо/сообщение в телегу о сервисе. Не стал делать это бездушной рассылкой, ибо важно было написать сообщение лично. Все таки СМИ, в нашем случае, это еще и клиенты.

Бесплатный бот для всех

Мы тут сделали бот, чтобы ты проверил косяки в маркировке разных словоформ, посмотри

разработка

Вот так, совершенно случайно, за пару недель до релиза разработка запилила бесплатный сервис для всех, кто просто хочет проверить свой текст (или организацию).

Работает максимально просто: шлешь ему текст, он возвращает тебе его же с маркировкой в нужных местах, если она требуется. Текст копируется по клику (клевая фича телеграма). Ограничений пока нет. Верим, что кому нужно много, купят коммерческую версию на сайт.

Как разрабатывали «Слезу»

Я не верю в кастдев как методологию по созданию продуктов. Кастдев – прекрасный инструмент по допилке, но для создания нужны вижн, яйца, руки и дисциплина.

По этой же причине я никогда не делал MVP, мы сразу фигачим, чтобы не стыдно. Но в этот раз, в гуглодоке я написал “MVP в телеграм боте”. Просто написал, чтобы потом одуматься. Но в это же время примерно Телеграм списал с меня второй платеж за премиум, шарики упали в лузы, меня осенило.

Телеграм бот — это не МВП. Это кабинет 2.0. Лучше по всем статьям, чем классическое веб-решение

  • не надо проектировать и разрабатывать интерфейс;
  • не надо делать авторизацию, доступы восстановление паролей и вот это все;
  • не надо онбордить;
  • не надо ломать голову про пуши-уведомления-рассылки;
  • не надо городить биллинг;
  • не надо пыхтеть с платежкой.

Погорячился я только с биллингом (ну как без него, телеграм пейментс не страйп и никогда им не будет) и оплатой. В итоге оплату мы прикрутили, как и везде в своих РФ проектах, через клаудпейментс, потому что как там работают реккуренты, как формируются квитанции и как делать возвраты — понятно. А вот как это все должно работать в связке Telegram Payments — SberBank (например), внятно ответить не может никто, а разгребать самим желания ноль.

В остальном же весь флоу клиента реализован в телеграм-боте: авторизация, подключение, скрипт, оплата, уведомления.

А что с вебом?

Вместо кабинета бот — это круто, но веб нужен все равно. Наша ключевая идея — снять с паблишеров риски, не испортив их тексты. Плюс “качество” госреестровов списков и перечней заставили сделать для себя админку, где мы с юристами ручками все причесываем. Мотыгами.

Нужен ли проекту сайт — вопрос интересный. Сначала я хотел сделать жесткий бомжемализм:

Но ничего не вышло. “А как же фак, а как же копирайт, а как же правила использования и политика, а как же ссылки? ” . Когда все это пихнешь в сайт без дизайна, получается мрак, поэтому пришлось все это причипурить.

Как я менеджерил «Слезу»

Обычно к любому новому проекту я завожу гуглодоки, количество которых по мере приближения даты родов растет. Одни отживают свое, другие уходят в резерв, третьи чисто для меня. В этот раз я обошелся одним. ОДНИМ! (испытывает величие)

Сначала там была проблематика и идея (первые пару недель мне надо продать идею себе и команде, которую я под него собираю), потом появился короткий план, из которого улетели юридические, дизайн, код, продакт задачи. Со временем там появился нейминг, идеи для маркетинга (никаких, хотя была фантазия про инвайты, мы же будем нарасхват, надо повысить спрос), начал писаться фак (который собирается из комментов по всем другим веткам), описание веток бота, а в последствии и детальные тексты-кнопки для бота и даже список правок по проекту живет в этом же доке, вот его оглавление:

Кстати да, тут кто-то публиковал конструктор прототипов сайтов. Круто. Мои прототипы всегда – это просто текст. ¯\_(ツ) _/¯

Что хочу сказать по плюсам такого подхода:

  • Супер удобно, все в одном месте;
  • Ты понимаешь, что любой член команды имеет доступ ко всему проекту, поэтому изначально открываешь всю инфу всем;
  • Можешь поставить автоответ “в доке посмотри” и исчезнуть на недельку, никто не заметит;

Из минусов: описывать логику телеграм-бота в текстовом доке — то еще извращение. Сначала начал делать в виде блок-схемы, с точки зрения логики удобнее, но с точки зрения работы с текстами – отвратительно. Слушайте, разработчики ботов, а чем вы пользуетесь для проектирования?

Над “Слезой” работает 5 человек: СТО, разраб, тестер, UI и я–душнила. Плюс команда юристов, плюс друзья, помогшие в нейминг, брендинг и веру.

Сроки подготовки и запуска

Pet проект прибежал в голову в начале июня, 15-го я завел гуглодок, значит решил его делать. Потом были полтора месяца летних отпусков, в которые только юристы распутывали свой клубок. А вот в августе мы принялись за дело. Недели полторы назад обсудили, что стартовать 1-го сентября неудобно: школа, да еще и четверг, а в пятницу ну кто релизит (минцифры разве что, спасибо им за седые волосы от рассылки про лишение аккредитации).

7 – красивая цифра. Среда. Супер. Все успеем! (хаха)

Монетизация «Слезы»

Бот, который позволяет проверить человека или организацию или целый текст, работает бесплатно. А вот корпоративный бот, который дает скрипт, осуществляющий автоматическую маркировку, стоит денег. Мы считаем количество обращений к нашему серверу от уникальных юзеров в пределах месяца. Это что-то похожее на посещаемость. Мы сделали всего 4 тарифа и в большинстве своем клиенты не будут скакать между ними, а цена тарифа в рамках их бизнеса будет всегда ничтожно мала и на порядки ниже рисков, которые сервис закрывает.

Пример

Вчера маркетинг Callibri подключил «Слезу» на свой блог. В нем 588 записей и каждый месяц появляется 8 новых. Мы не пишем про политику, шоубизнес, людей, развлечения, словом про все то, о чем любят читать люди. Мы пишем про работу (сейчас где-то загрустили маркетошки callibri) и то, как дешевле покупать клиентов в интернете.

«Слеза» нашла 159 запрещенных упоминаний и промаркировала их. Чем спасла от штрафов на 7 миллионов. Спасибо. Круто ли снять такой риск за 2 999₽? Какова вероятность такого риска? В 2022 году ответ очевиден.

Итого

Все сайты, на которых публикуются тексты в России, несут неадекватно огромные риски. Работа с ними – это не биг дата, это геморрдата. Самостоятельно оперировать этими реестрами и синхронизировать все тексты в режиме реального времени невозможно. Верю, что мы сделали удобный и рабочий инструмент для всех, кто хочет тратить ресурсы и энергию на свое дело, не закрывая глаза на реальность, разворачивающуюся вокруг.

спонсор это поста – найденная в рюкзаке кружка походная и кофе из нее

А у меня жесткие флешбеки из 20го. Тогда на изоляции мы запилили Гудок за 90 дней и я писал свою предыдущую заметку на VC. Сейчас мы втроем (с сыном и с ковидом) снова на даче и мы опять запилили стартап. Но в этот раз не за 90 дней, а за 30. Гудок свой первый миллион заработал спустя 6 месяцев, посмотрим как полетит «Слеза».

Следи за собой, будь осторожен.

Результаты

  1. Вообще забыли про аббревиатуры, которые и пишутся на русском и в кавычки не берут. Взяли в работу.
  2. Сделали дефолтное сообщение боту, объясняющее что по одной фамилии человека как иноагента не определить, а названия организаций в России пишут в кавычках.
  3. Прикурили от ддосов по всем проектам.

stay tuned

0
189 комментариев
Написать комментарий...
Nikita
Дудь и Шульман имеют аккаунты в инстаграмме, где призывают поддерживать ФБК

Что-то бот ничего не промаркировал :(

Ответить
Развернуть ветку
Ivan Shkirya
Автор

Одной фамилии недостаточно чтобы идентифицировать человека. Надеюсь люди не будут писать "Юрок". Юру и Юрия мы предусмотрели.

Ответить
Развернуть ветку
Vasiliy Anikin

А инстаграмм и фбк?

Ответить
Развернуть ветку
186 комментариев
Раскрывать всегда