Трибуна Редакция vc.ru
5 423

Как правильно обращаться с патентами: советы юриста Parallels

Говорить о патентовании всегда скучно, потому что чаще всего про патенты вспоминают тогда, когда в бой за конкретный бизнес уже вступают юристы. Патентный поверенный Parallels Александр Киселев подготовил ответы на самые важные вопросы, касающиеся патентования и полезные для всех предпринимателей.

Для начала, несколько вещей, которые нужно знать как таблицу умножения:

  1. Основная цель патента — не разрешить что-то делать себе, а запретить кому-то делать то же, что и вы. То есть, для большинства предпринимателей патент — это средство защиты от тех, кто зарабатывает себе этим на жизнь или пытается разделаться с вашей компанией;

  2. Патенты нужно получать как можно раньше;

  3. Чем заметнее бизнес и интереснее рынок, на котором вы работаете, тем больше должно быть патентов. Всё потому, что всё больше «небезразличных» людей могут захотеть что-то запретить вам, говоря, что вы нарушаете их патенты;

  4. Наличие патентов позволяет экономить деньги при разбирательствах. Вы сможете быстрее прийти к мировому соглашению, не передавать дело в суд, а решить в досудебном порядке;

  5. Не пытайтесь оформлять патенты самостоятельно. Наймите патентного поверенного.

FAQ

Поможет ли патент в получении гранта, инвестиции?

Да. Инвестиционная привлекательность проекта в случае готовой к применению разработки существенно повышается, если имеется портфель патентных документов. В современной России патенты являются обязательным требованием в наборе документов на получение гранта для небольшой компании. Однако это чаще всего пустая формальность, оформление которой происходит в Роспатенте за пару часов до того, как отправить пакет документов на рассмотрение грантодавателю — и только для того, чтоб соответствовать требованиям.

Часто грантополучатель теряет интерес к заявке, даже если патентное ведомство России согласно выдать патент. При получении инвестиций от западных венчурных капиталистов, большинство из которых по тематике ИТ сейчас находится в США, наличие патентов США повышает ваши шансы на финансирование, так как повышает защищенность вашего бизнеса. На Западе треть из тех, кто получает инвестиции, успели подать заявку в патентное ведомство США. Почти 20% компаний, получивших стороннее финансирование, уже имели как минимум одну патентную заявку до получения субсидий.

Где получать патент?

Получать патент необходимо там, где у вас основной рынок. Например, у Parallels в 2000 году не было выбора, кроме США, потому что основные потребители нашего ПО были именно там, да и объем самого рынка был в десятки раз больше, чем в России. Поэтому патенты мы до сих пор получаем в основном в США.

Тем не менее, имеет смысл получать патенты там, где вы свой продукт производите. Расширение патентной географии возможно вслед за расширением клиентской или производственной базы, если поток идей не иссякает.

Когда это надо делать?

Компаниям в области высоких технологий необходимо задумываться о получении патентов максимально рано, как только становится понятно, что технология (даже не продукт!) имеет право на существование. Гениальный стартап Google, основанный в конце 1998 года, уже в 1999-м начал подавать патентные заявки. Свои первые патенты мы стали получать, будучи стартапом. Уже через год после начала разработки технологии контейнерной виртуализации в 2000-м году мы подали свою первую заявку в патентное ведомство США. Замечу для тех, кто не знаком с нашей историей, что в 2003 мы были близки к закрытию компании, и, тем не менее, к тому моменту уже имели порядка 5 патентов.

Позже работы по патентованию наших технологий начинались почти одновременно с принятием решения о выходе на рынок нового продукта. В 2006 году была начата работа над серией патентов на Parallels Desktop для Mac, популярное сегодня ПО для запуска Windows на компьютерах Apple без перезагрузки (в «параллельном» режиме). В 2013 году мы представили решение удаленного доступа с iPad к компьютеру Windows или Mac. Заявки на эти технологии немедленно стали подаваться. Сейчас Parallels имеет более 150 патентов, и ещё более 50 заявок ожидают одобрения патентных ведомств США, России и Евразии.

Сколько это стоит?

Cтоимость получения, а также и неполучения патента на изобретение составляет около 20 тысяч долларов в США, около 40 тысяч евро в Европе и около 50 тысяч рублей в России или Евразии. Это суммы, которые уходят на патентные пошлины и работу юристов — патентных поверенных. Если патентное ведомство отказывает в выдаче патента, деньги не возвращаются. Цена патента зависит от множества факторов и может составлять миллионы долларов, если обладание патентом приносит или может принести очевидную прибыль компании.

Например, я получаю от патента миллион, но кто-то хочет его купить и получать полтора. Для этого есть вполне прозрачные способы оценки патентов и товарных знаков. Все ведомства требуют оплачивать пошлины за поддержание патента в силе, но Европейское ведомство взимает эти пошлины, пока идет рассмотрение заявки, и, если патент не выдается, то пошлины не возвращаются.

Кого опасаться?

  • Себя. Если вы намеренно идете на явное и грубое нарушение чужих патентных прав;

  • Ваших конкурентов в состоянии, близком к банкротству. В предбанкротном состоянии все средства хороши, поэтому ваш конкурент (с хорошим патентным портфелем) будет пытаться вытянуть максимум средств из вас и аналогичных компаний, ссылаясь на то, что его потери якобы связаны с нарушением его патентов;

  • «Троллей» — это компании, которые сами не ведут деятельность по применению на практике запатентованных технологий, но владеют патентами и предъявляют иски компаниям, которые потенциально нарушают или даже не нарушают патенты, но не смогут доказать это в суде. Ответчикам троллей легче откупиться от них, заплатить им, например, 500 тысяч долларов, потому что любое патентное разбирательство потребует больше 1-2 миллионов долларов.

    Патентные тролли — это проблема в первую очередь инновационного бизнеса в США. У нее несколько причин, и одна из них в том, что (проигравший или выигравший) истец в США не обязан покрывать расходы ответчика. Поэтому тот самый патентный тролль не теряет ничего, кроме собственных расходов. Но патентные тролли — не худшее из зол;

  • На вершине пирамиды находится рейдер, желающий поглотить вашу компанию. Ситуация сходна с описанной выше, но рейдера интересует ваш бизнес целиком, а размеры его расходов на судебные издержки, в отличие от компаний-банкротов, ничем не ограничены. От них уже не откупиться ни 500 тысячами, ни даже 5 миллионами долларов. Патентный рейдер — это, как правило, крупная компания, которая доводит небольшие компании до банкротства через судебные издержки, постоянно подавая на них в суд, потом покупает их за бесценок с командой и с интеллектуальной собственностью, и интегрирует в себя.

    С такими схемами очень тяжело бороться, так как формально они укладываются в рамки закона. У одной такой компании за последние 10 лет было 44 судебных дела и 43 приобретения.

Ошибки, которые совершают некоторые компании

  • Не оформляют патентов по мере их появления и не завершают процесс патентования после получения инвестиций. Один из бывших сотрудников Parallels, который сейчас развивает свое облачное приложение «умного поиска кандидатов» Amazing Hiring, говорил, что получение патента в США, а не в России было его осознанным решением — во многом потому, что он знал практику Parallels.

    Если бы он не был знаком с практикой патентной работы, то вряд ли бы занимался этим вопросом. А поскольку конкуренция в бизнесе весьма высока, и спустя год после появления на рынке патент подавать уже нельзя, то сейчас подача заявки была бы уже бесполезной;

  • Не нанимают патентного поверенного. Не нужно заниматься оформлением патентных заявок самостоятельно. Без специалиста, скорее всего, вы составите некачественную заявку, и в суде или у инвестора ваш патент будет бесполезен;

  • Проводят патентные исследования;

  • Не объясняют важности патентов своим сотрудникам. В конце концов, для специалиста участие в патентной заявке в качестве автора или соавтора является приятной деталью в резюме.

#Стартаперы #Стартап #стартапы #патенты #патентные_споры #патентные_войны

Материал опубликован пользователем. Нажмите кнопку «Написать», чтобы поделиться мнением или рассказать о своём проекте.

Написать
{ "author_name": "Редакция vc.ru", "author_type": "self", "tags": ["\u0441\u0442\u0430\u0440\u0442\u0430\u043f\u044b","\u0441\u0442\u0430\u0440\u0442\u0430\u043f\u0435\u0440\u044b","\u0441\u0442\u0430\u0440\u0442\u0430\u043f","\u043f\u0430\u0442\u0435\u043d\u0442\u044b","\u043f\u0430\u0442\u0435\u043d\u0442\u043d\u044b\u0435_\u0441\u043f\u043e\u0440\u044b","\u043f\u0430\u0442\u0435\u043d\u0442\u043d\u044b\u0435_\u0432\u043e\u0439\u043d\u044b"], "comments": 15, "likes": 14, "favorites": 0, "is_advertisement": false, "subsite_label": "tribuna", "id": 4974, "is_wide": true, "is_ugc": true, "date": "Wed, 10 Sep 2014 19:23:08 +0400" }
{ "id": 4974, "author_id": 2, "diff_limit": 1000, "urls": {"diff":"\/comments\/4974\/get","add":"\/comments\/4974\/add","edit":"\/comments\/edit","remove":"\/admin\/comments\/remove","pin":"\/admin\/comments\/pin","get4edit":"\/comments\/get4edit","complain":"\/comments\/complain","load_more":"\/comments\/loading\/4974"}, "attach_limit": 2, "max_comment_text_length": 5000, "subsite_id": 199116 }

15 комментариев 15 комм.

Популярные

По порядку

Написать комментарий...
2

Было бы круто узнать, как правильно искать патенты. То есть, есть у меня хардверный продукт и как мне узнать, является ли какая-то используемая технология там запатентованной? Даже если избежать дележки портфеля на атакующие и защищающие, и взять самый простой пример.

Ответить
0

Как описано выше, обращаясь к услугам патентного поверенного, постановка задачи по защите так же включает и поиск схожих патентов и выявление того, насколько они похожи и будут ли "мешать" получению своего патента. Т.е. (хороший) патентный поверенный не просто совершает формальные действия по регистрации, но анализирует данные предварительного поиска - тут то и выяснится можно ли что-то запатентовать.

Ответить
0

У них, насколько я знаю, это называется "ландшафтный поиск" или как-то так и, как правило, он составляет около 70% цены. Как-то не комильфо )))

Ответить
2

Патентный поиск (точнее информационный поиск по патентным и непатентным источникам), как правило, предшествует составлению патентной заявки. Стоимость поиска и последующего анализа на патентоспособность предполагаемых к патентованию решений и их патентную чистоту составляет в России порядка 50 т.р. и занимает около двух недель.
Составление патентных ландшафтов и профилей относится к другой услуге - патентной разведке, но тоже базируется на результатах информационного поиска.

Ответить
0

Все верно, поверенный бунт заниматься проверкой патентной чистоты вашего изобретения. Вам не надо забивать этим голову. НО по нашему опыту, одна из ошибок (Киселев это указал в статье), что компании чрезмерно зацикливаются на патентных исследованиях. Этого делать не надо

Ответить
1

> компании чрезмерно зацикливаются на патентных исследованиях. Этого делать не надо

Разумеется, все хорошо в меру. Достаточно один раз провести добротный патентный SWOT-анализ и в дальнейшем раз в год его актуализировать. Кстати, наличие такого документа в заявке на финансирование очень хорошо воспринимается инвесторами.

Ответить

Комментарий удален

Комментарий удален

0

Да, Парралельсы, приходите в комментарии. А так, не полный материал.

Ответить
0

> Cтоимость получения, а также и неполучения патента на изобретение составляет около 20 тысяч долларов в США, около 40 тысяч евро в Европе и около 50 тысяч рублей в России или Евразии. Это суммы, которые уходят на патентные пошлины и работу юристов — патентных поверенных.

Все верно, только это стоимость подачи уже готовой заявки и ведения дел по ней. Стоимость же составления добротной заявки на изобретение, годной для патентования за пределами России, составляет в среднем 10 тыс. долл. США.

Ответить
0

Мы сейчас скажем страшную вещь, которая сильно ударит по работе патентных поверенных, но именно так считает наш патентный поверенный.
Ни в коем случае не надо начинать работу по патентованию изобретения с проведения патентного поиска. Он не нужен вообще.
Как правило, патентные базы данных по информационным технологиям содержат менее 20% патентов с полезной, новой и ценной информацией. Остальные 80% плод напряженной работы юристов, стоящих на защите изобретений крупных компаний. Среди поданных, но не запатентованных заявок процент полезной информации ещё меньше. В IT областях основной объем информации содержится не в патентных базах данных, а в архивах конференций сообществ, научных журналах. Таким образом, проводя патентный поиск в информационных целях, вы получаете около 5% всех знаний, которыми обладает человечество, плюс 80% из полученного – это информационный шум, серьезное отношение к которому может скорее загубить, чем улучшить изобретательскую активность. Вместо раскрытия подробностей и улучшения своего изобретения предприниматели вязнут в анализе чужой умственной, в том числе, юридической, активности.
Для определения возможности патентования изобретения информационный поиск тоже не нужен. При желании, больше информации можно собрать в интернете, чем в патентных базах данных, а кроме того, если вы не работали патентным экспертом, то логику противопоставления источников информации не поймете.
Потратьте силы на описание вашего продукта. Научно доказано, что прогресс будет продолжаться, пока существует человечество. Будьте источником этого прогресса. Источником полезной критической информации для вас будут дружелюбные коллеги по работе, а также мануалы на своё и чужое программное обеспечение. И просто поиск в интернете будет более полезен, чем специфический патентный поиск.

Ответить
0

> Ни в коем случае не надо начинать работу по патентованию изобретения с проведения патентного поиска. Он не нужен вообще.

Шутить изволите? Разумней потратить 50 т.р. на поиск и анализ силами патентного специалиста (кстати, совсем не обязательно патентного поверенного) и убедиться в потенциальной патентоспособности (или непатентоспособности) изобретения, чем потратить порядка 200 тыс. долл. на запуск патентования в 30 странах и после этого понять, что патент "не светит" потому что изобретение в том виде, как оно охарактеризовано в заявке, объективно не соответствует условиям патентоспособности.

Ответить
0

> Потратьте силы на описание вашего продукта.

А вот это совершенно верно. Никто за разработчика эту часть работы не сделает. Чем более осмысленное и подробное описание получит патентный специалист от разработчика, тем качественней будет патентная заявка.

Ответить
0

А к кому конкретно вы посоветуете обращаться? Просто не все же в теме этих наших интернетов, чтобы явно понимать, о чём речь.

Ответить

Комментарий удален

0

Важный, на мой взгляд, вопрос не прозвучал: что именно следует патентовать? Скажем, такой сервис как Airbnb, патентует ли что-либо? Или речь исключительно про ноу-хау?

Ответить
0

Ну и логичное продолжение вопроса: что *можно* патентовать по закону упомянутых стран/союзов.

Ответить
0

> Шутить изволите? Разумней потратить 50 т.р. на поиск и анализ силами патентного специалиста (кстати, совсем не обязательно патентного поверенного) и убедиться в потенциальной патентоспособности (или непатентоспособности) изобретения, чем потратить порядка 200 тыс. долл. на запуск патентования в 30 странах и после этого понять, что патент "не светит" потому что изобретение в том виде, как оно охарактеризовано в заявке, объективно не соответствует условиям патентоспособности.

Речь в статье шла о том, что разумно патентовать изобретение там, где это выгодно, а не тратить деньги на тотальное мировое патентование. В случае изобретений, относящихся к механическим устройствам имеет смысл тратить время на поиски. Для софтверной индустрии это не нужно.

Ответить

Комментарий удален

0

Прямой эфир

[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox_method": "createAdaptive", "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "240х200_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "flbq" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "disable": true, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "disable": true, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "bscsh", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "createAdaptive", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-223676-0", "render_to": "inpage_VI-223676-0-1104503429", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?pp=h&ps=bugf&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid10=&puid21=&puid22=&puid31=&puid32=&puid33=&fmt=1&dl={REFERER}&pr=" } }, { "id": 15, "label": "Плашка на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byudx", "p2": "ftjf" } } }, { "id": 16, "label": "Кнопка в шапке мобайл", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byzqf", "p2": "ftwx" } } }, { "id": 17, "label": "Stratum Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvb" } } }, { "id": 18, "label": "Stratum Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvc" } } }, { "id": 19, "label": "Тизер на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "cbltd", "p2": "gazs" } } } ]
Приложение-плацебо скачали
больше миллиона раз
Подписаться на push-уведомления