{"id":14275,"url":"\/distributions\/14275\/click?bit=1&hash=bccbaeb320d3784aa2d1badbee38ca8d11406e8938daaca7e74be177682eb28b","title":"\u041d\u0430 \u0447\u0451\u043c \u0437\u0430\u0440\u0430\u0431\u0430\u0442\u044b\u0432\u0430\u044e\u0442 \u043f\u0440\u043e\u0444\u0435\u0441\u0441\u0438\u043e\u043d\u0430\u043b\u044c\u043d\u044b\u0435 \u043f\u0440\u043e\u0434\u0430\u0432\u0446\u044b \u0430\u0432\u0442\u043e?","buttonText":"\u0423\u0437\u043d\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"f72066c6-8459-501b-aea6-770cd3ac60a6"}

Uber для хакатонов

Или как сделать онлайн-платформу для проведения хакатонов и превратить конкурентов в клиентов

На платформе Actum проходит хакатон VRGame

Идея сделать платформу для проведения технологических соревнований появилась у меня четыре года назад. Как студент НИТУ МИСиС я сам неоднократно участвовал в различных научных и технологических соревнованиях, воркшопах и кейс-чемпионатах. Тогда и пришла в голову идея сделать некий сервис, крепко связывающий индустрию и образование, корпорации и молодых разработчиков.

Сначала проект реализовывался в альма-матер (это было хобби), позже уже на городском уровне, мы с коллегами организовывали различные соревнования по заказу правительства Москвы. На этом этапе нашу команду заметил «Рыбаков Фонд». Сотрудничество с Игорем Рыбаковым и Оскаром Хартманном дало нам многое. Они предложили мне возглавить программу «Преактум», в рамках которой проводились конкурсы для студентов, разыгрывались гранты. Наша небольшая команда управляла проектом с годовым бюджетом свыше 40 млн рублей и смогла построить сообщество более чем из пяти тысяч участников. Оказалось, что в России огромное количество талантов, которые ищут себе применение. Да и корпорации перестали смотреть на технологические соревнования исключительно как на образовательные инструменты. Бизнес заинтересовался хакатонами ради коммерческой выгоды. Осознав все это, мы поняли, что в границах фонда нам тесно: мы выросли из статуса организатора вузовских мероприятий, у инфраструктурного проекта появились амбиции взрослого бизнеса, на которые нужны были дополнительные ресурсы, а у меня — желание попробовать себя в роли IT-стартапера.

Наша идея заключалась в том, чтобы создать «Uber для хакатонов», онлайн площадку, на которой каждый желающий мог бы проводить свои мероприятия. Рынок под нее был практически сформирован. С одной стороны, были компании, заинтересованные в получении готовых прототипов и подборе кадров. С другой — армия разработчиков, многие из которых жили в регионах и не имели возможности показать себя. С интересом на эту историю поглядывали и инвесторы, которые испытывали недостаток интересных проектов.

Революционное начало

Я ушел из фонда и через какое-то время забрал свою команду. Официально о старте проекта было объявлено 7 ноября, в день 100-летия революции. И этот факт казался нам символичным, пожалуй, даже не столько потому, что мы выходили с революционным продуктом (и до нас были сервисы, которые отчасти автоматизировали проведение хакатонов), но потому, что нас было мало и нам предстояло «учиться, учиться и еще раз учиться». Через месяц мы зарегистрировали юрлицо, а уже в январе получили заказы на проведение офлайн-мероприятий. Первыми заказчиками стали «Внешэкономбанк» и группа компаний VRTech.

Как офлайн-бизнес «Актум» вышел на операционную прибыль уже в марте, но эти успехи не заставили нас отказаться от основной идеи — создания цифровой платформы Actum.Online. В итоге мы перестали организовывать мероприятия сами, а сосредоточились на разработке сервиса для организаторов хакатонов. В разработке были онлайн-сервисы регистрации участников, создания команд, проведения чек-пойнтов, выбора задачи, общения с экспертами, загрузки и оценки результатов, преакселерации проектов.

Еще во время написания ТЗ проекта нам стало очевидно, что собственных инвестиций не хватит (на тот момент в проект был вложен мой бонусный миллион, полученный при выходе из «Рыбаков Фонда»), поэтому мы приступили к поиску партнеров. К счастью, в создание платформы для хакатонов поверили не только мы: переговоры велись с тремя частными инвесторами и одним венчурным фондом. В итоге во время ПМЭФ был подписан контракт с Артуром Пахомовым: «Лаборатория ИПИ» решилась вложить в нашу цифровую платформу до 200 млн рублей. Это позволило закончить основные разработки, и в сентябре мы проверили наш MVP — минимально жизнеспособный продукт – в бою.

20 сентября компания Naviaddress провела первый онлайн-хакатон на платформе Actum.Online. Он длился 10 дней и включал три чек-поинта. Для решения технологических задач удалось привлечь 360 разработчиков, в финал вышли 26 решений.

Сейчас мы продолжаем дорабатывать платформу. Конечно, как и все стартапы, нас изрядно мотало в процессе разработки. Обкатывая каждый новый сервис, мы отбрасывали какие-то идеи. Например, предложение универсальной оценки проектов не устроило заказчиков хакатонов — каждый вводил свои параметры, и от нее пришлось отказаться. Также в процессе соревнований стало понятно, что команду лучше формировать заранее, а не на старте.

Однако основные трудности были связаны не с техническими вопросами. С переходом из организаторов технологических конкурсов в число сервисных компаний мы столкнулись с проблемой превращения бывших конкурентов в партнёров. На российском рынке хакатонов, который оценивается в 1,5 млрд рублей, идет нешуточная борьба, и основные игроки настороженно относятся к идеям пусть бывших, но все-таки конкурентов.

Команда Актум на КосМосХак с космонавтом героем СССР Александром Лавейкиным

По цифровому следу

В целом за полгода участниками всех наших активностей стали несколько тысяч человек, самому юному было 11 лет, самому старшему — 48 лет. Информация о каждом из них хранится на нашей платформе. Цифровой профиль, который формируется после участия в хакатонах и других соревнованиях, позволит корпорациям за короткий срок найти необходимого им специалиста с подтвержденной компетенцией или даже целую команду. Хорошие IT-специалисты сегодня в большом дефиците. За доступ к таким данным бизнес готов платить, и мы будем предлагать его клиентам платформы. Но наша практика оффлайн-соревнований показывает, что в 70% случаев корпорация ищет не технологическое решение, а потенциальных сотрудников. В этом мы видим возможности по монетизации нашего сервиса. Кроме того, мы планируем предлагать платные сервисы и для участников платформы, в том числе партнёрские образовательные программы.

Три задачи мы решаем бесплатно. Во-первых, даем возможность попробовать свои силы и весело провести время. Знали бы заказчики, сколько молодых людей ходит на хакатоны развлечься и дать мозгу пищу! Во-вторых, создаем условия для получения новых знаний и общения с экспертами. Наконец, предоставляем шанс проявить себя и получить приглашение на работу или в проект.

А платными сервисами будут оценка профессиональных компетенций, soft skills и их «прокачка». Таким образом, платформа может аккумулировать курсы онлайн-обучения и тренинги. Вот еще один способ монетизации, на которую мы рассчитываем в будущем.

Другой потенциальный источник доходов — работа с лучшими решениями, найденными в рамках хакатонов. Мы готовы действовать как преакселератор, то есть двигать проект до preseed-стадии, где их подхватят акселераторы и инвесторы, и в случае успеха получать свои бонусы.

Сейчас мы прощупываем рынок, и если наши гипотезы подтвердятся, начнем масштабирование в России и за границей. Теперь у платформы появилась англоязычная версия, которая проходит закрытое тестирование. Мы ведем переговоры по «европеизации» платформы Actum.Online с одним из партнеров в Финляндии. Кроме того, мы нашли партнера, который поможет нам работать и на китайском рынке. Сегодня в Поднебесной потребность в цифровых сервисах выше, чем в России.

Вы тоже можете рассказать о своём проекте, как автор этого материала. Соберите побольше информации — и публикуйте материал в подсайте «Трибуна».
0
2 комментария
Денис Гордиенко

Привет, расскажи про затраты на MVP? Сколько вышла реализация софта, а сколько потратили на маркетинг? Ну, и осталось ли что-то от 200 млн? :)

Ещё, как я понял из статьи у вас сам хакатон проходит онлайн, верно? Т.е. все участники через видеопоток общаются друг с другом.

Ответить
Развернуть ветку
Олег Мансуров
Автор

Привет! К сожалению (или к счастью) пока что не можем раскрывать финансовую информацию о проекте, но инвестиции еще есть и работа над платформой продолжается, скоро выкатим новый функционал :)
Верно, мы можем проводить как онлайн хакатоны, так и предоставлять полезный функционал для оффлайн. Участники сейчас общаются либо на платформе, через сообщения, либо через сторонние месенджеры. Сейчас решаем вопрос упрощения коммуникации.

Ответить
Развернуть ветку
-1 комментариев
Раскрывать всегда