История о том, как превратиться из начинающего продакт-менеджера в торговца смертью со вкусом Алоэ, Манго и Меда

Привет всем! Меня зовут Арсений Захаров, я 5 лет работал руководителем отдела продаж в производственной компании, которая обслуживает наш нефтегазовый сектор.

Деньги зарабатывал, но было неинтересно, поэтому как только товарищи-авантюристы позвали меня к себе в проект за долю отвечать за продажи, я согласился.

Стартап, естественно, провалился, а я вернулся на старую должность. Но ощущения, которые дарит работа над своим продуктом, меня зацепили.

Каждый день по крупицам собирать свое «детище», постоянно изучать что-то новое, чтобы решить очередную проблему.

Это было сродни знакомому нам всем конструктору «Лего», который многие дети (и не только дети) любят собирать часами напролет. Радость от правильно собранного конструктора можно сравнить с эмоциями от первого юзера, который доволен твоим продуктом, а горечь о том, что расходная часть твоего бизнеса превалирует над доходной – с теми болевыми ощущениями, дорогой читатель, что ты можешь испытать, наступив ночью на конструктор, который так скрупулезно собирал…

Мой поиск «конструктора», который осчастливит.

Было много разных проектов, мы даже пытались соорудить сервис 15-ти минутной доставки продуктов в восточной части Сибири и, прошу заметить, с дарксторами. О, видел бы читатель, с каким умным видом я сидел и смотрел интервью Вячеслава Бочарова и Ильи Красильщика.

Анализировал конкурентов, так сказать. Но это все лирика, моя задача была придумать, наконец, продукт, который будет мне интересен и близок, а также будет приносить деньги.

Было пройдено десятки так называемых «брейнштормов», и только две вещи неизменно были при мне – дух авантюризма и электронная сигарета.

С авантюризмом понятно, но почему электронная сигарета? Я человек уже давно не пьющий, хожу в зал, играю в баскетбол, и небольшая никотиновая «подруга» — моя единственная слабость.

Поэтому 1-2 раза в неделю на протяжении 2 лет я стабильно заходил в «вейпшоп» за добавкой никотина, довольно серьезный пользовательский опыт.

Ощущение, что ассортимент у меня побольше, чем у среднестатистического вейпшопа.  

Меня постоянно волновали три проблемы – оригинальность продукции,
ценообразование и ассортимент.

Как для пользователя, оригинальность для меня очень важна, ведь вкусопередача у «пали» становится сильно хуже через 150-200 затяжек, и меня это очень сильно расстраивало, особенно если купил не в переходе, а в более менее известном «вейпшопе».

С ценообразованием тоже беда, электронные сигареты стоят реально дорого, к такому выводу я пришел, когда узнал, сколько они стоят в себестоимости, это космические маржинальности, разница между розничной и оптовой ценой — 100-150%!

Ассортиментом тоже мало кто может удивить, сейчас все завозят приторно-сладкие вкусы, от которых меня уже тошнит, редко где встретишь вкус душистой ели с зеленым чаем. Ну ладно, это уже вкусовщина, каждому свое.

Так вот, постепенно я более менее изучил этот бурно развивающийся рынок и гордо решил открыть свою сеть «вейпшопов» только с оригинальной продукцией, низкими ценами и самыми вкусными вкусами (еще я собирался выйти на федеральный уровень…)

Что делать, если в комплекте с «конструктором» не положили инструкцию?

Как вы понимаете, мои идеи в очередной раз разбились о суровую реальность, я даже нормального помещения найти не смог, но зато лучше понял этот бизнес.

Высокие цены на электронные сигареты обусловлены тем, что это основная статья доходов любого «вейпшопа».

С табаков, жидкостей, кальянов, испарителей и прочей продукции получается заработать около 20% от себестоимости, а вот любимые всеми «электронки» приносят в среднем 90-100%.

Но не стоит забывать и об основных проблемах, которые несет на своих плечах любой торговец никотином – это аренда хорошего места с трафиком (в Москве это минимум 50 т.р.), зарплаты продавцам (минимум 120 т.р. на двоих), это постоянные расходы, которые закладываются в продукцию, именно они делают «курилки» такими дорогими.

И вот тут я начал задумываться о том, как бы все максимально оптимизировать, упростить пользовательский путь настолько, насколько это было возможно.

Несколько недель я размышлял, пока не встретил в городе кондомат (вендинговый аппарат по продаже презервативов), и меня озарило!

Нужно было сделать вендинговый аппарат по продаже электронных сигарет.

По приезде домой я сразу же позвонил своему другу и партнеру, мы пришли к выводу, что это шикарная идея, которая позволит нам зайти на рынок и быть конкурентными.

Между нами и суперэффективным бизнесом была лишь одна большая проблема – возрастной ценз. Если ее решить, то мы сможем буквально устранить стандартные постоянные издержки «вейпшопа», начать демпинговать и завоевывать рынок.

На упаковке «конструктора» был нарисован самолет, но получился вендинговый аппарат.

Начальная задача была протестировать концепцию покупки электронной сигареты человеком через вендинговый аппарат, будет ли вообще это работать.

Только после этого можно было бы приступить к инвестициям в разработку системы, которая будет осуществлять возрастной ценз.

Для проверки своей идеи мы решили пойти самым простым путем – купили вендинговый автомат, который продавал линзы, в довольно почтенном возрасте, привели его в порядок, придумали ему дизайн, оклеили, в общем – заставили работать.

Наш вариант фотографии "До и После". Здесь еще без системы дистанционного цензурирования.

Потом мы договорились с ТЦ об аренде, что было довольно нелегко, учитывая, что прецедентов нашему бизнесу нет, далее мы закупили товар и, наконец, поставили наш автомат на место работы.

Первая закупка. Самое сложное - не скурить свой товар.

А для того, чтобы мальцы, желающие насладиться никотином, этого не сделали с помощью нашего автомата, мы наняли пару девчонок-студенток, которые с десяти утра до десяти вечера (время работы ТЦ) посменно были нашей системой возрастного цензурирования.

Также они охраняли его от наглых пятиклассников (очень наглых, они несколько раз пытались красть у нас товар всякими палочками и подобной ерундой, когда сотрудники уходили на обед, а автомат выключался).

Дети были очень изобретательны, но администрацию ТЦ впечатлить не смогли.

Дорогой читатель, я уже не раз обращался к тебе в этом скромном тексте, не серчай, что обращаюсь и в этот.

Для меня это что-то вроде крика души, ведь для тебя абзац выше – всего лишь небольшой кусочек текста, я надеюсь интересного, а для меня это два месяца нервотрепки, наполненной целой кипой казусных историй.

Хотел бы сделать небольшое лирическое отступление, и рассказать одну. История связана с логистикой этого аппарата, так ведь и не скажешь, что это сложно – купили, привезли, поставили. Но на деле это сущий ад. Автомат весит, на секундочку, около трехсот килограмм, и когда мы его впервые увидели, поняли, что будет несладко.

Так как своими силами оклеить его пленкой с нашим дизайном у нас не получилось, пришлось прибегать к помощи «детейлингового агентства» (позже вам станет понятно, почему я написал в кавычках).

Нашли пару мест, поторговались, договорились о цене, но, единственный минус, необходимо было везти автомат на другой конец города.

Наступил день Х, я приехал на склад, где хранился автомат. С огромным трудом мы погрузили его в газельку.

Я решил поехать за «грузом», так как хотел посмотреть на приемку и убедиться в том, что автомат с газельки спустят аккуратно. Видели бы вы мое удивление, когда пара подвыпивших мужичков начала сталкивать автомат с газельки с такой быстротой, что я даже из машины выйти не успел.

Как итог, прямо на моих глазах огромный тяжелый автомат рухнул на одного из «детейлинг-специалистов» с таким грохотом и хрустом, что я подумал о летальном исходе. Как бы это странно не звучало, но я обрадовался, что всё ограничилось переломом ноги в двух местах.

Тому мужичку в тот день повезло, а я понял, что пути назад нет.

Многострадальная оклейка.

Итак, что касается нашего эксперимента, автомат работал несколько недель в небольшой плюс даже с учетом того, что нашим «девочкам-охранницам» приходилось платить по 100 руб./час.

Мы поняли о необходимости какой-либо автоматизированной технологии, которая бы осуществляла возрастной ценз, т.к. видели точку роста в устранении постоянных расходов на продавца.

Что-то посложнее «конструктора».

Было много задумок, мы хотели интегрировать туда искусственный интеллект, который будет определять возраст, мы хотели создать приложение в котором нужно будет зарегистрироваться перед покупкой и подтвердить свой возраст через ЦУПИС или госуслуги (да-да, понимаю ваш смех, мы те еще мечтатели), в общем много чего мы хотели, но все это капиталоемкое и сложное.

Даже если и реализовывать что-то из этого – сильно усложнится пользовательский путь, люди не хотят делать ничего лишнего, им нужно просто купить и уйти, никто не хочет регистрироваться где-то, скачивать что-то, особенно если это касается персональных данных.

Тогда мы все максимально упростили, сделали просто и надежно. Подключили к автомату камеру и микрофон, вывели это на сервер, на котором сидит оператор, затем покопались в эквайринге, и сделали возможность блокировки оплаты дистанционно (теперь эта возможность есть у оператора).

Человек подходит к автомату, выбирает нужный товар, нажимает кнопку, сигнал поступает к оператору, оператор переключается на камеру нужного автомата и изучает клиента, если у него есть вопросы по поводу его совершеннолетия, он просит через микрофон предъявить паспорт или права на камеру, клиент это делает, и оператор одобряет или блокирует покупку.

Да, пришлось повозиться, но на деле это реально работает.

Автомат пользуется популярностью в ТЦ. Как ни странно, его зачем-то постоянно фотографируют.

Один оператор может обслуживать до 5 автоматов дистанционно, мы платим за такую работу 25 т.р. в месяц.

Получается, что на один автомат постоянных издержек выходит около 20 т.р. с учетом аренды (можно меньше, зависит от места).

Один такой мини-вейпшоп генерирует нам прибыль от 20 до 42 т.р. в месяц (в зависимости от места).

Масштабный конструктор.

Ну что, сейчас я озадачен, мне приятно, что что-то получилось, хоть и немного, конечно.

Масштаб привлекает, хочется расти и выходить на новый уровень.

Мы сделали готовый продукт, а теперь потихоньку его упаковываем, делаем сайт, скоро пустим рекламу, хотим продавать такие мини-вейпшопы как готовый бизнес и подключать к нашей операторской сети.

Ладно, я поделился с вами своим небольшим опытом, пришло время прощаться (надеюсь, до следующего текста, мне понравилось писать, это мой первый текст такого формата).

И да, кстати, курить я бросил.

0
51 комментарий
Написать комментарий...
Артур Кожевников

Поскольку никакой реакции на систему репорта об ошибке не было, напишу тут: http://gramota.ru/slovari/dic/?word=алоэ

Ответить
Развернуть ветку
Арсений Захаров
Автор

Ахахахахахаха, лучший комментарий просто

Ответить
Развернуть ветку
Арсений Захаров
Автор

Я поправил, спасибо за внимательность!

Ответить
Развернуть ветку
48 комментариев
Раскрывать всегда