Как купить подделку и построить на этом бизнес

Идея

Начиная свою юридическую практику всё больше приходило понимание, что надо углубляться в более узкую область. Так собственные компетенции ценнее. Понимание укреплялось, но сама идея скорее пришла неожиданно. Подруга обратилась за юридической и дружеской рекомендацией. Она купила смартфон в интернет-магазине, а доставили ей некое творение доктора Франкенштейна, очевидно собранное из «мобильного хлама».

Позже выяснилось, что Интернет-магазин повторяет дизайн популярной площадки, а по факту является мошенническим. Тем не менее, закончилась всё хорошо и для подруги и для меня. Барышня осталась с новым телефоном, а я с идеей о бизнесе.

Изучение вопроса показало, что на определённом этапе развития любой бизнес приходит к вопросу о необходимости регистрации своего бренда. А в позиционирование «имени» на старте вкладывается огромное количество финансовых и человеческих ресурсов, поэтому свои «вложения» очевидно хочется защитить. Рост известности торговой марки прямо пропорционален количеству желающих воспользоваться её известностью.

Я решил предлагать компаниями защищать их интеллектуальную собственность и создал юридическое агентство IQ Technology. В первоначальный перечень услуг вошли: защита объектов интеллектуальной собственности в претензионном и судебном порядке, юридическая поддержка регистрации и использования товарных знаков, сделок по покупке-продаже доменных имен и передача правообладателю доменных имен, незаконно использующих товарный знак.

Деньги

Бизнес я начал строить в 2014. Поскольку собственных накоплений у меня не было, начал я с поиска инвестора. Оказалось, что это не так просто, поэтому пришлось использовать кредитные средства и энтузиазм сотрудников. Первым партнером стала жена друга, у которой заканчивался отпуск по уходу за ребенком, поэтому было достаточно времени и мотивации, чтобы вернуться в юридическую практику. Через 2 года на одном из мероприятий я познакомился с Ассоциацией компаний Интернет-торговли (АКИТ), и с Алексеем Фёдоровым (ex-президент АКИТ, управляющий партнер ГК «220 Вольт»), который, впоследствии стал первым инвестором.

На тот момент в компании работали около десятка человек, а среди клиентов было несколько известных международных брендов.

Основные расходы в тот период были на выстраивание коммуникаций с потенциальными клиентами, международными и российскими производителями товаров, которые имеют зарегистрированные торговые марки.

Команда

Оказалось, что на коммуникации уходит и большая часть времени, поэтому на начальном этапе компания развивалась по принципу «два менеджера на одного юриста», что неминуемо приводило к увеличению стоимости услуг. Но потом мы пришли к оптимальной схеме, некому балансу, и четкому разделению обязанностей между специалистами, которые работают с брендом.

Это позволило нам сократить издержки, а партнерам продемонстрировать, что в первую очередь они платят за юридические услуги.

В настоящий момент в компании работает порядка 60 человек, чуть больше половины из которых юристы. Мы практикуем срочные контракты с юристами, а в штате только team leads. Также сейчас у нас весь комплекс услуг от мониторинга и выявлений незаконного использования товарного знака, устранение нарушений базируется на собственных it-разработках. Именно выстраивание оригинальной it-инфраструктуры позволяет нам выявлять такое количество нарушений, для которого, используя «вручную» идентификацию, потребовалось бы в сотни раз больше времени.

Огромная работа ложится на аккаунт-менеджеров, которым приходится пояснять, куда уходит трафик, и как его вернуть.

На руку недобросовестным Интернет-магазинам играет несовершенство российских законов, где, вопреки логике, правообладатель сам должен отслеживать, а потом доказывать, что его права нарушаются.

Часто владельцы брендов видят только «верхушку айсберга» - единичные жалобы потребителей, которые приобрели товар в магазине-мошеннике, а при возникновении проблем пришли в производителю.

Но есть и ещё «упущенная прибыль».

- те, кто приобрел откровенную подделку. Безусловно, это значительный ущерб репутации бренда.

- «серый» товар. Не секрет, что ценообразование в каждой стране различается. Ряд предприимчивых граждан, закупают товары в странах, где они стоят меньше, а продают в России. На выходе, конечный потребитель не сможет обратиться в сервисный центр в РФ, то есть продавец не несет никаких гарантийных обязательств.

- перекупщики. Используя разнообразные маркетинговые акции, для последующей перепродажи. Купоны, баллы, кешбэк – все эти инструменты направлены на конечного покупателя. Превратив покупку условного холодильника в систему, можно снизить его стоимость на 30%.

Кажется, что отличить сомнительный сайт от надежного не составляет труда, но всё не так просто. Недобросовестные предприниматели копируют определенные элементы официальных Интернет-площадок, размещают товарный знак как на самом сайте, так и в доменном имени, создавая впечатление аффилированности Интернет-магазина с правообладателем. Если в офлайне отличить реплику возможно, но в сети часто используют оригинальные изображения.

Приходится пояснять, что неспособность предпринимателя обеспечить надлежащий сервис и обслуживание портит репутацию бренда в глазах конечного потребителя, приводит к понижению посещаемости официальных сайтов, и, как следствие, снижает продажи оригинальной продукции.

Дмитрий Козлов, CEO

Даже защитив по максимуму (в большинстве товарных категорий) свой товарный знак, правообладатель не застрахован на сто процентов от желающих продавать продукцию под его брендом. Если регулярно не отслеживать ситуацию на рынке, предприимчивые граждане смогут не только заработать на зарекомендовавшем себя бренде, но и нанести серьезный урон деловой репутации.

Вторая сложность - необходимость конкурировать с идеей нанять юриста инхаус. Нарушение интеллектуальных прав - проблема специфическая, объем работы большой, поэтому штатный юрист не сможет справиться. Благодаря системному подходу сейчас мы можем предложить цены, которые в два раза ниже найма отдельного сотрудника, при этом мы берем на себя все риски, связанные с трудоустройством.

А если продукция правообладателя распространяется на сотнях сайтов, то разница в «обслуживании» растет в геометрической прогрессии. То есть клиент получает не одного штатного юриста, а готовую команду.

Удивительно, что с самого начала и до сих пор мы дистанцируемся не от конкурентов, коих можно пересчитать по пальцам, а боремся со стереотипом, что защитой интеллектуальной собственности можно «нагрузить» уже трудоустроенного юриста, или не заниматься этой работой вовсе.

Будущее

Развитие рынка юридических услуг довольно сильно коррелирует с законотворческой деятельностью.

Так, борьба с «серыми» Интернет-магазинами ведется благодаря достаточно новым инструментам, которые дал 149-ФЗ. Владельцы торговой марки могут требовать от информационных посредников, которые в свою очередь начали нести ответственность за нелегальный контент, блокировки сайтов в досудебном порядке.

Также важно, что юридические системы ближайших постсоветских государств не сильно различаются, поэтому, планируем, что удастся интегрировать успешный сервис и на этот рынок.

Вы тоже можете рассказать о своём проекте, как автор этого материала. Соберите побольше информации — и публикуйте материал в подсайте «Трибуна».
0
10 комментариев
Написать комментарий...
Легкоконец Антон

Смысл покупать в Интернете, если у дома стоит Пятёрочка...

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Я

Во времена, когда Яндекс каждый день рекламирует сайты, которые явно и нагло нарушают авторские права, надеятся на светлое будущее глупо...
При чем борьба должна вестись не только с "бизнесом", но с глупыми людьми, которые думают, что реальный Гандапас на полном серьёзе может продавать все свои курсы по 190 рублей.

Ответить
Развернуть ветку
Игорь Липатов

А что крутого в этом гандапасе, по мне так очередной медиа-проект и лохотрон, типа Трансформатора)

Ответить
Развернуть ветку
ccLouise
но с глупыми людьми, которые думают, что реальный Гандапас на полном серьёзе может продавать все свои курсы по 190 рублей.

Гандапас, однажды, назвал глупыми людьми тех, кто вообще покупает то, что по сути есть в интернете. В частности, он адресовал это людям, что покупают билеты на его тренинги

Ответить
Развернуть ветку
Alexey Ivanov

Ну я не вижу причин, чего не продавать курсы Гандапаса по 190 рублей. Лично он вряд-ли выступит за эти деньги,а курсы - почему нет?

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Я

Ек-макарек, дак вот они какие вы, люди, которые верят таким рекламным объявлениям😱
Неприятно удивлен.

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Я

А все курсы Нетологии хотите за 490 рублей?

Ответить
Развернуть ветку
Alexey Ivanov

да я и за 49 не хочу. и за 4.90 тоже.

Ответить
Развернуть ветку
Alexey Ivanov

На руку недобросовестным Интернет-магазинам играет несовершенство российских законов, где, вопреки логике, правообладатель сам должен отслеживать, а потом доказывать, что его права нарушаются.==== А где иначе?

Ответить
Развернуть ветку
Антон Левин

А зачем вы шлете письма хостерам о нарушении авторских прав на торговую марку, когда интернет-магазин просто не ставим РРЦ производителя? Это не нарушение закона, если ваши юристы не в курсе

Ответить
Развернуть ветку
7 комментариев
Раскрывать всегда