{"id":14276,"url":"\/distributions\/14276\/click?bit=1&hash=721b78297d313f451e61a17537482715c74771bae8c8ce438ed30c5ac3bb4196","title":"\u0418\u043d\u0432\u0435\u0441\u0442\u0438\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u0432 \u043b\u044e\u0431\u043e\u0439 \u0442\u043e\u0432\u0430\u0440 \u0438\u043b\u0438 \u0443\u0441\u043b\u0443\u0433\u0443 \u0431\u0435\u0437 \u0431\u0438\u0440\u0436\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

Наш маленький сектор: как мы развили новый подход к образованию в охране труда в разгар пандемии

В охране труда, которая важна и всем нужна, долгое время царил застой в плане обучения. Сначала мы решили это изменить, а потом передумали. Но потом ударила корона — и оказалось, что наша задумка может очень даже и выстрелить. Рассказываем, что получилось.

Давайте познакомимся

Здравствуйте, сегодня с вами компания «Деловой». Мы занимаемся охраной труда: делаем жизни людей в офисах и на производстве безопаснее.

Одно из основных направлений нашей работы — обучение по охране труда и в смежных сферах. Дело это ответственное, нюансов много, требований — ещё больше.

И ещё это больная тема в нашей сфере.

Образование нужно всем, но подчас охране труда учат так, что хоть стой, хоть падай. У нас были и ресурсы, и знания, чтобы немного, но изменить ситуацию. И это почти удалось!

Вот о чём мы будем сегодня рассказывать:

Охрана труда — это классно, она важна и нужна

Давайте для начала разберёмся, что вообще такое «охрана труда» и при чём тут образование.

Охрана труда — система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия.

Проще говоря, благодаря этой системе человек приходит утром на работу, а вечером уходит с неё: живым, здоровым и с тем же количеством конечностей, которое было у него в начале дня. Конечно же, понятие гораздо шире — охрана труда следит за соблюдением прав работника, чтобы на его рабочем месте были приемлемые условия и тому подобное.

Требования охраны труда — это требования закона, им подчиняются все. У кого-то эти требования более строгие, у кого-то менее. Простите за каламбур, но суть в том, что у всех людей на рынке труда есть свои обязанности перед охраной труда:

  • Преподаватель в школе должен расписаться в журнале противопожарного инструктажа и научиться оказывать первую помощь.
  • Электромонтёру, который работает на высоте, нужно помнить про целую кучу бумаг к заполнению. Плюс, конечно же, придётся пройти обучение двум вещам: как работать на высоте и как не зажарить себя заживо, ведя провода из точки А в точку Б.
  • Руководителю организации придётся постоянно иметь дело с охраной труда: вести документы да организовывать необходимые мероприятия — те же медосмотры. И ему тоже придётся пройти обучение по охране труда.

Уже поняли? Правильно, у преподавателя, электромонтёра и руководителя есть один общий момент: им всем нужно пройти обучение, чтобы спокойно заниматься своей работой без претензий со стороны контролирующих органов.

И чтобы никто не умер. Это тоже важно.

Охрана труда про то, чтобы не допускать таких ситуаций.

Обучение по охране труда — сложное, грустное да ещё и застряло в прошлом

Хорошо, мы разобрались в том, что такое охрана труда — теперь давайте посмотрим, что не так с обучением в этой сфере.

Начнём с главного: учиться в охране труда чертовски сложно. Речь идёт о самой специфике сферы: она строго регулируется законами и тесно с ними связана. Это сказывается на самом процессе обучения: законы пишут не для людей. Их пишут, чтобы они соблюдались и в них было минимум лазеек.

И это обычно приводит к тому, что текст закона выглядит как монументальная стена текста, полная сложных и трудночитаемых предложений. Просто взгляните:

В отношении рабочих мест, на которых вредные и (или) опасные производственные факторы по результатам осуществления идентификации не выявлены, а также условия труда на которых по результатам исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных производственных факторов признаны оптимальными или допустимыми, за исключением рабочих мест, указанных в части 6 статьи 10 настоящего Федерального закона, работодателем подается в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, по месту своего нахождения декларация соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда.

А теперь смысл: если процедура не выявила ничего опасного на рабочем месте и условия на нём «оптимальные» или «допустимые», работодатель подаёт специальную декларацию в Роструд. Исключения смотрите в предыдущей статье в пункте 6.

Всё.

Просто сравните: огромный и непонятный текст сократился до маленького и понятного. А ведь законы могут быть куда более запутанными.

И на таких текстах строится обучение по охране труда. Вот вы сидите на обучении, преподаватель читает вам выдержку из закона. Это одно длинное и очень непонятное предложение на полстраницы. В какой момент вы потеряете суть? Скорее всего, даже не дойдя до середины.

В охране труда слова «просто» в принципе не существует.

Следующая проблема: не слишком ответственное отношение к обучению. Что со стороны обучающих, что со стороны обучаемых.

Со стороны обучающих: то, о чём мы говорили раньше. Тексты законов? Скопируем подчистую, ученички сами разберутся! Хотите объяснений? Вот, почитайте приказ, там всё написано, просто запомните и проблем у вас не будет. А мы вам потом дадим документ — и гуляйте.

Со стороны обучающихся: «проще вызубрить и не разбираться», «я и так всё знаю», «авось пронесёт», «лучше куплю корочки». И получаются несчастные случаи. Например, из-за работы на высоте без средств защиты от падения. Или спустились под землю без запаса кислорода и масок.

Эти две проблемы ведут к отсутствию понимания, что требования охраны труда нужно соблюдать или будут проблемы. Чаще всего — серьёзные.

Третья проблема: охрана труда — про практику. И её катастрофически мало. Да, есть ряд программ, где практическая часть обязательна по закону. Сюда относится первая помощь, например. Практика хорошо помогает закрепить полученные знания и не допустить ошибок в реальной рабочей ситуации.

Но программ, где практики просто не предусмотрено, в разы больше. А они могли бы от этого только выиграть.

Нельзя научиться выявлять опасности, угрожающие человеку на его рабочем месте, просто прослушав лекцию. Даже правильно заполнять документацию по охране труда сразу не получится — тут тоже нужно набить руку и разобраться. Все эти процедуры нужно сначала сделать самому хоть в каком-то виде. В идеале под руководством опытного наставника, который сможет указать на ошибки и недочёты. А не в виде «боевого крещения» на рабочем месте.

Вспоминаем про отношение. Хочется практики? Набивайте шишки сами.

Четвёртая проблема: обучение по охране труда застряло в прошлом. До 2020 года онлайн-обучения в этой сфере по сути не существовало, качественного — тем более.

Как было раньше: лекции, семинары, отработка практики, где требуется, и так далее.

Как стало сейчас, уже в 2022 году, после пандемии и локдаунов: лекции и семинары перешли в онлайн-формат, отработка практики, где требуется, по-прежнему очно.

И вот она проблема: обучение перешло в цифру, но сути своей не поменяло и старые болячки никуда не делись. Слишком много сложной и не переработанной информации, лишней воды. Мало делается для понимания предмета. Возможности цифрового пространства, какой-то интерактив, остальные методы эффективной подачи материала не используются.

Проанализировав рынок в конце 2020 года, мы пришли к следующим выводам. Тогда на рынке дистанционное обучение можно было свести к трём видам:

  • Вид №1. Отправка материала для самостоятельного обучения на почту заказчика. Заказчик заполняет итоговый тест в ворде и присылает его на почту исполнителя. После этого готовится удостоверение и протокол проверки знаний, который отправляется почтой на адрес заказчика.
  • Вид №2. Покупка удостоверений без образования. После оплаты заказчику отправляется удостоверение и протокол проверки знаний.
  • Вид №3. Открытие доступа на образовательную площадку. Материал содержится в самой системе для прочтения, просмотра презентаций, видеороликов (в крайних случаях записанный специально для курса обучения, в других случаях просто взят из открытых источников типа ютуб). После самостоятельного изучения и просмотра слушатель переходит в итоговый тест и отвечает на вопросы. Слушателю дается несколько попыток прохождения итогового теста. После успешной сдачи с ним связывается менеджер исполнителя и направляет удостоверение и протокол на почту.

Вот такая получается картина дня: есть проблемы, нет их решения. Вопросы тоже есть: почему никто ещё не попытался решить этим проблемы? Стоит ли это делать? Готовы ли люди к тому, что появится продукт, который раз и навсегда решит эти проблемы? Будет ли этот продукт успешным?

Чем попусту задаваться вопросами, мы стали искать на них ответы. И нашли их. А вот какие именно — это вы узнаете дальше.

Мы сделали обучение по охране труда современней, проще, веселее и с кучей практики

Представляем — СЕКТОР. Первый онлайн-университет по охране труда.

Основная миссия: доступно и интересно донести материал, чтобы обучающийся понял принципы охраны труда и мог применять полученные знания на практике. А не вызубрил наизусть труднопроизносимые постановления и тексты законов.

Эту миссию мы стремимся выполнить за счёт более солидного подхода к обучению в охране труда. И путём решения тех проблем, о которых говорилось в первой части статьи.

Если вы про них забыли, то напомним:

Учиться чему-то в охране труда сложно: там много законов и всё регулируется.

Отношение к обучению в лучшем случае расхлябанное, в худшем — откровенно наплевательское.

В охране труда очень много процедур, которые нужно сначала сделать самому.

Обучение по охране труда до сих пор использует устаревшие методы и не слишком активно пользуется новыми технологиями.

Для начала: мы работаем только в онлайне, с помощью видео-формата. Первым шагом был полный уход в онлайн, а вторым — поиск вариантов, как раскочегарить его на полную. Просто оцифровать обучение казалось недостаточным, поскольку это было бы неэффективно.

Мы сразу отказались от идеи брать записи вебинаров или лекций и выдавать их за обучающий материал. У этих форматов есть свои преимущества. Но очень мало заботы в том, чтобы давать кому-то эти записи и требовать учиться:

  • Во-первых, записи длинные и в них слишком много «воды», которую трудно убрать.
  • Во-вторых, очень смешно выглядит, когда просят поставить плюсик в чат и скидывают туда что-то полезное. А у смотрящего в итоге нет ни чата, ни полезного материала. Только жгущее чувство разочарования.

Поэтому мы стали использовать формат видеороликов длительностью от десяти до пятнадцати минут. На первый взгляд это странное решение — а не слишком ли короткими получатся ролики для такой сложной сферы, как охрана труда?

Но если не отвлекаться по мелочам и использовать понятные всем слова, то пятнадцати минут хватает, чтобы хорошо разобраться в одной теме даже с учётом всех нюансов.

По такой логике мы и стали работать дальше: одно видео, одна проблема, ноль воды.

Как видно, видео очень короткие — но очень насыщенные контентом.

Ещё одним важным моментом стала лаконичность и понятность языка. Означает именно то, что и подразумевается в заголовке. Когда идёт разработка курса, методист и преподаватель перерабатывают материал так, чтобы он был понятным, простым и ясным для любого специалиста: и начинающего, и уже с опытом работы.

Работа по большей части идёт со слогом и словом: чтобы получались не монструозные порождения канцелярита, а нормальный русский язык.

Наконец, нам удалось придумать формат, в котором у слушателей появилась бы возможность удобно осваивать практические навыки. Вы же помните, что охрана труда это много процедур, везде сложно, всё нужно попробовать и пощупать руками, а главное — чтобы потом кто-то посмотрел и сказал, как получилось?

Для этой цели был разработан формат видео-кейса. Объясняем: берётся некая реальная, проблемная ситуация на производстве и затем переносится в видео. А обучающийся, используя полученные ранее знания, должен посмотреть видео-кейс и найти решение проблемы.

И самая изюминка здесь даже не в том, что разбирается реальная ситуация — а что получается целая история.

Лучше всего люди запоминают не сухие факты и тексты, а именно истории. Иначе учебники были бы гораздо популярнее.

Давайте сравним двух людей, которые проходили обучение по одной и той же теме, но в разных местах.

Тема: расследование несчастных случаев на производстве

Добровольцы: студент А и студент Б.

Как обучался студент А: прослушал лекцию, изучил презентацию и потом самостоятельно ещё почитал закон. Даже попробовал заполнить акт о несчастном случае на производстве, но по своей инициативе — так, для общего развития.

Как обучался студент Б: посмотрел видео ниже, затем начал искать правду и выяснять, кто виноват в несчастном случае, а кто нет. И заполнять все необходимые документы, приказы и извещения.

Примерно на таких видео мы и разбираем практику. Конкретно после просмотра этого нужно провести собственное расследование произошедшего и заполнить все документы.

А теперь вопрос, кто больше вынес из обучения: студент А или студент Б? Вот давайте прямо попробуем подсчитать мнения:

Кто получил больше знаний по итогам обучения?
Студент А
Студент Б
Показать результаты
Переголосовать
Проголосовать

Для проверки всех заданий мы привлекаем экспертов с реальным опытом работы (ладно, не для всех: тесты проверяет компьютер). Но задания с открытым ответом или решения для видеокейсов будет проверять человек, который в этой теме съел собаку и даже косточек не оставил. Курс по экологии будет проверять действующий эколог. Курс по работам на высоте проверит эксперт по работам на высоте.

И приятная мелочь, которая очень важна: мы открываем обучающимся доступ к приобретённому курсу ровно на год. А за любые обновления материала, которые происходят в этот период, не берём дополнительной платы. Вообще никакой. Это было сделано для того, чтобы у специалиста всегда была под рукой возможность освежить знания или обновить их после изменений в законодательстве.

Вот так мы и учим в СЕКТОР. Чтобы человек получал реальные знания, не путался в них и всегда имел возможность вернуться и что-то повторить. А всё почему?

Потому что безопасность — это сексуально. И полезно для здоровья.

В итоге всё получилось, но ещё есть куда расти

Краткое содержание статьи:

1. Охрана труда — важна. Она следит, чтобы работник приходил на работу здоровым и уходил с неё также в добром здравии.

2. Большей части занятых на рынке труда понадобится какое-либо образование в этой сфере. Особенно это касается тех, кто работает руками и занят на производстве.

3. Но в обучении по охране труда полно проблем, больших и малых. Сфера не слишком активно развивается, отношение к обучению может быть наплевательским, а полезной практики крайне мало. А самое главное: в плане сложности в охране труда чёрт не просто сломит ногу, а вообще рискует без конечностей остаться.

4. Эти проблемы реально решить, если выбрать правильный подход. Сложные вещи объяснять простым языком. Использовать актуальные наработки в области обучения для лучшего донесения материала. Активно пропагандировать мысль, что личная безопасность важна, но без хорошего обучения она невозможна. Давать людям возможность практиковаться в контролируемой обстановке, а не устраивать им боевое крещение.

СЕКТОР уже на пути к своему второму дню рождения. Он никуда не делся, продолжает расти и развиваться. С момента запуска мы выпустили 24 курса, трижды переделали структуру для сайта онлайн-университета и продолжаем дополнять платформу обучения новым функционалом.

У нас есть два достижения, которыми мы особо гордимся.

  • Во-первых, изначальный коэффициент доходимости курсов в СЕКТОР составил 44%. Иначе говоря, каждый второй студент закончил купленное обучение. Это очень хороший результат для онлайн-обучения в общем, тем более в нашей сфере. Сейчас мы продолжаем работать над повышением коэффициента и эти усилия уже приносят свои плоды.
  • Во-вторых, мы успешно вышли на направление корпоративного обучения. Ожидаемо, что сначала в этой области мы наполняли курсами из СЕКТОР обучающие платформы других компаний. Переломный момент наступил позже: когда обучающую платформу, которую мы используем в онлайн-университете, стало возможно использовать ещё и в других организациях. Таким образом мы получили возможность реализовывать не только контент для корпоративного обучения, но и само место, где им можно пользоваться.

А теперь к тому, что ждёт нас дальше.

Конечно, мы продолжим делать то же, чем и занимались до этого, но увеличим масштабы и повысим качество. А когда расти вверх уже будет недостаточно, существует огромный, практически нетронутый пласт рынка: не просто безопасность труда, а безопасность в жизни. Безопасность на работе, по дороге к ней, в школе, в садике и много ещё где.

Все учат маркетингу и программированию. А мы будем учить безопасности.

0
1 комментарий
Andrew F.

Круто. Осталось уточнить "на местах" почему именно так часто на ОТ кладется бОлТ. Ну если бы вы были как-то завязаны на конечный результат, а не продажу курсов для тикток-поколения.

Ответить
Развернуть ветку
-2 комментариев
Раскрывать всегда