{"id":14268,"url":"\/distributions\/14268\/click?bit=1&hash=1e3309842e8b07895e75261917827295839cd5d4d57d48f0ca524f3f535a7946","title":"\u0420\u0430\u0437\u0440\u0435\u0448\u0430\u0442\u044c \u0441\u043e\u0442\u0440\u0443\u0434\u043d\u0438\u043a\u0430\u043c \u0438\u0433\u0440\u0430\u0442\u044c \u043d\u0430 \u0440\u0430\u0431\u043e\u0447\u0435\u043c \u043c\u0435\u0441\u0442\u0435 \u044d\u0444\u0444\u0435\u043a\u0442\u0438\u0432\u043d\u043e?","buttonText":"\u0423\u0437\u043d\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"f71e1caf-7964-5525-98be-104bb436cb54"}

«Яндекс.Практикум»: как доучиться и не бросить на середине пути

Привет, vc.ru! Меня зовут Миша Янович, я работаю в «Яндекс.Практикуме». Мы делаем образовательный сервис, который помогает получить новую профессию. Первыми запустили курсы по фронтенду и аналитике данных.

Перед созданием сервиса мы провели около ста интервью со студентами разных онлайн-курсов. Условно мы разделили их на три сегмента.

  • Искатели — любят познавать новое и учатся ради того, чтобы учиться. Чёткой цели в обучении у них нет.
  • Смежники — уже работают маркетологами, дизайнерами или менеджерами продукта. Хотят прокачаться в аналитике и программировании, чтобы повысить свою профессиональную ценность и лучше понимать коллег.
  • Будущие профессионалы — учатся, чтобы поменять работу, зарабатывать больше и самореализоваться.

Мы создавали «Яндекс.Практикум» для будущих профессионалов — тех, кому критично получить новую профессию. И во время интервью мы пытались прочувствовать, что в обучении давалось им особенно тяжело. В результате мы разделили сегмент на две группы.

С каждой историей мы всё больше убеждались, что пол, возраст, склад ума, прошлая профессия не могут быть барьерами для того, чтобы получить новые навыки. Мешают другие проблемы, и они связаны с образовательным процессом:

  • учиться скучно;
  • сложно, а иногда — внезапно сложно;
  • нет уверенности, получится или нет;
  • а если получится — понравится это или нет.

Эти проблемы мы пытаемся решить в «Яндекс.Практикуме». Я проведу по курсу и расскажу, как мы это делаем.

Увлекательный контент против скуки

Огромное количество онлайн-курсов и вебинаров обещают прекрасное будущее. Их лендинги открывают образовательный гештальт и дают человеку ощущение, что новая профессия совсем близко. Само по себе это здорово, и те, кто может влюбить в идею, — большие молодцы.

Между тем только 10–13% студентов доходят до конца открытых курсов. Все остальные не могут продраться через неудобный образовательный дизайн и не очень увлечённых преподавателей. Или не могут справиться со сложными заданиями, разочаровываются в себе и бросают.

Накладывают отпечаток и две образовательные травмы:

  • приобретённая незаинтересованность;
  • выученная беспомощность.

В разной степени с ними сталкиваются все, кто чему-то учились.

Приобретённая незаинтересованность возникает, когда мы работаем со сложным и скучным контентом, а выученная образовательная беспомощность — когда получаем травмирующую обратную связь. Вспомните ситуации, когда преподаватель не вникал в ход решения задачи и сразу ставил плохую оценку. Или когда начальник кричал, хотя сам не разобрался в вопросе и был неправ.

Так постепенно появлялась мысль, что учиться скучно. Да и, видимо, склад ума неправильный, раз не получается.

Наша цель в «Яндекс.Практикуме» не просто влюбить в профессию обещаниями на лендингах, а довести студента до конца и дать билет в профессию. Мы в ответе за образовательный гештальт, который открываем.

Проблему «скучно» мы решаем с помощью увлекательного контента.

Самую сложную теорию мы подаём на простых примерах. В этом мы вдохновлялись научно-популярными книгами и видео, где учёные на пальцах объясняют устройство Вселенной. Смотришь их и думаешь: «Надо же, почему я раньше этого не понимал». За пять минут становится ясно то, что не смогли объяснить все учебники по физике.

В «Яндекс.Практикуме» мы учимся вызывать такую же реакцию. Одно и то же явление можно объяснить по-разному.

Первое знакомство пользователя с HTML

У студента нет задачи распутывать сложные объяснения. Наоборот, контент должен помогать двигаться в обучении дальше.

Наш главный посыл такой: если студент прикладывает усилия для обучения и инвестирует достаточно времени, но не может дойти до конца и получить билет в профессию, это проблема нашего сервиса. Сейчас проходит бета-тестирование курса для фронтенд-разработчика и аналитика данных. Мы видим, где студенты спотыкаются, и тут же на лету работаем с контентом и делаем его понятнее.

Постепенно нарастающая нагрузка

Часто обучение новому выглядит так: ребёнку дают ведёрко, просят насыпать в него песка, перевернуть и постучать сверху — получается башенка. А потом говорят: «Иди и строй настоящую башню». В этот момент большинство людей фрустрирует, мозг даёт им сигнал: «Это слишком сложно и не для меня».

Вот эта шутка хорошо иллюстрирует образовательный процесс:

Арифметика для начинающих с сайта abstrusegoose.com

Чтобы процесс обучения не казался безнадёжно бесконечным, мы разделили каждую профессию на несколько спринтов. Например, фронтенд-разработчик проходит профессию за десять спринтов. Каждый спринт — отдельный образовательный процесс.

Студент начинает курс с простого задания в тренажёре. Он подставляет нужный код в нужные строчки, и через десять минут у него получается страница с поисковой строкой «Яндекса».

Дальше студент изучает теорию и прорабатывает её в заданиях. Постепенно они усложняются, но каждые 3–5 минут студент получает результат.

В тренажёре студент пишет свою первую страницу, пока простую. Это его первая победа, а лучшая терапия в образовательном процессе — победы.

В тренажёре студент изучает основы HTML и CSS, теги и стили, собирает первые страницы

Дальше он переходит на следующий уровень и начинает писать страницы с нуля.

Помощь в пустыне отчаяния

Студент может столкнуться со сложным заданием, не справиться, разочароваться в себе и бросить. Через такой этап проходят все, кто учится, это нормально.

Условно мы делим процесс обучения на четыре этапа: медовый месяц, скалу смятения, пустыню отчаяния, подъём благоговения. Терминологию мы подсмотрели в материале Viking Code School. Примерно это выглядит так:

Медовый месяц — работа в тренажёре, когда одна победа подкрепляет другую. Потом студент скатывается со скалы смятения: теперь всё нужно делать с чистого листа и самому писать код. А дальше — бесконечная пустыня отчаяния. Вокруг множество источников информации, но ни один из них не помогает решать сложные задачи.

Студент понимает, что он никогда не сможет выучить всё и стать полноценным программистом. В этот момент появляется наставник. Он нужен, чтобы студент не погиб в пустыне отчаяния.

Наставник не ждёт, пока студент разуверится в себе и поймёт, что эта профессия не для него. Он пропитывает мыслью, что для развития в карьере важно признавать, что чего-то не знаешь. Наставник учит обращаться за помощью и задавать правильные вопросы.

Наставники помогают развивать коммуникацию, коллаборацию, критическое мышление, креативность — навыки, без которых сложно будет в настоящей рабочей среде.

При общении со студентом наставник не даёт готовые советы и не становится отвечалкой на вопросы. Ему важно научить студента справляться с трудностями самому, ведь на работе не будет тренажёра и постоянной поддержки.

Студент столкнулся со сложной задачей. Наставник начинает с вопросов: «Расскажи, в чём твоя задача и проблема? Что ты уже делал, чтобы справиться с ней? У кого спрашивал? Что тебе сказали?».

Наставник не даёт конкретных ответов, но рассказывает, как сам действует в подобных ситуациях: «Когда я сталкиваюсь с таким, иду за ответом туда, разрезаю задачу на куски или делаю так. Как бы поступил ты?». Наставник даёт не решения, а инструменты. Он помогает отрефлексировать полученные знания и опыт.

Главная задача наставника — чтобы у студента появилось понимание, как выбраться из пустыни отчаяния.

Наставник учится давать развивающую обратную связь, без высокомерия и грубости направлять студентов, учить критическому мышлению. Цель наставника — самостоятельные выпускники, которые продолжают развиваться и изучать новое, но уже на работе.

Оценка своих сил

Чтобы человек мог оценить свои силы, мы разделили курс на две части: бесплатную и платную. Бесплатная — двадцать часов в тренажёре для изучения базовых навыков. Дальше — платная часть: практика и погружение в рабочую среду.

Работа с тренажёром отличается от реального рабочего процесса. В тренажёре человек чувствует себя героем, у него всё получается. На работе всё по-другому. Его ждут жёсткая обратная связь от старших коллег «Что за костыли ты тут придумал!» и реальные задачи, которых не было в тренажёре.

Во время курса мы постепенно уводим студента от тренажёра и погружаем в рабочую среду: написание кода в Visual Studio Code, обсуждение рабочих нюансов в Slack и двухнедельные спринты с выполнением проектов. Готовый проект проверяет код-ревьюер и оставляет отзыв с комментариями и замечаниями.

Пример одной страницы из задания

На старте мы честно сообщаем, что придётся тратить примерно десять часов в неделю и соблюдать дедлайны. Это наше негласное соглашение со студентами. Мы не ручаемся дать билет в профессию всем, кто зайдёт в бесплатный тренажёр. Но мы в ответе за тех студентов, которые готовы прикладывать усилия и справляться с трудностями.

Если студент ещё не закончил бесплатный курс и сразу хочет подписаться на платную версию, мы не возьмём деньги до окончания бесплатного курса. Нам важно, чтобы студент ощутил нагрузку и осознал, что для обучения придётся прикладывать немало усилий.

Конечно, мы не исключаем, что студент может расхотеть учиться в платной версии, бывают разные обстоятельства. В этом случае мы возвращаем деньги за непройденную часть курса.

Каждый познаёт свой «синдром самозванца»

В «Яндекс.Практикуме» мы хотим уйти от идеи, что студент должен изучить всё — и только тогда получит билет в профессию. Если говорить начистоту, мы все обречены на частичную некомпетентность. Кажется, пора принять это профессиональной нормой. Даже известные специалисты не знают всё и не могут решить всех задач. Как и все мы, они периодически ощущают на себе «синдром самозванца».

Девиз сервиса — «Каждый может стать». Мы создавали его с такой мыслью: чтобы стать программистом, не нужно специально устроенного мозга или образования в определённом университете. Достаточно прикладывать усилия и быть самостоятельным, чтобы находить решения задач.

Вы тоже можете рассказать о своём проекте, как автор этого материала. Соберите побольше информации — и публикуйте материал в подсайт «Трибуна».
0
81 комментарий
Написать комментарий...
Анатолий Михайлов

Очень хорошая статья, и реклама ненавязчивая

Ответить
Развернуть ветку
Mensfiction

Толя, ты бы еще логотип Яндекса на аватар поставил, ей богу.

Ответить
Развернуть ветку
Александр Ерёмин
Мы создавали «Яндекс.Практикум» для будущих профессионалов — тех, кому критично получить новую профессию.

Несколько тысяч человек отвалял котлету рублевых банкнот в надежде получить билет в профессию, а затем столкнутся со следующим:

1) Их не везде возьмут даже джуниором. Опыт создания какого-нибудь мобильного или web приложения в рамках прохождения курса !== умение решать поставленные задачи. Такие, как правило, не знают что и как загуглить, сталкиваясь с не совсем тривиальной для них задачей.

2) Писать код не всегда бывает весело и интересно. Иногда приходится решать неинтересные задачи, проходить ревью, искать и править баги. А пором специалиста накатывает прокрастинация и эмоциональное выгорание.

Хотелось бы, чтобы информация о том, что Яндекс Практикум будет погружать своих студентов именно в рабочую среду (с прохождением многочисленных код-ревью и решением нетривиальных задач) не оказалась пустословием, как это случилось с другими известными онлайн школами. Иначе, в скором времени, мы к большому числу недоюристов на рынке труда получим еще и недопрограммистов

Ответить
Развернуть ветку
Евгений Лебедев

Александр, вы абсолютно правы по обоим пунктам. Я не буду утверждать, что мы знаем сейчас как решить обе эти проблемы, но мы точно ставим себе задачу именно приземление студентов в работу и их выживание в первые 3 месяца испытательного срока.

Сейчас мы инвестируем в решение этих проблем и строим эксперименты: например, код-ревью с реальной, местами жесткой обратной связью; наставники, которые не дают готовых решений, но поддерживают и помогают справится с неверием в себя и т.д.

За 6 месяцев-год мы отточим эти процессы и подведем результаты.

Ответить
Развернуть ветку
Павел Репин

Мне в этом плане нравится подход от Devman (по крайней мере то, что рассказывал их фаундер). Они каждому ученику выносят мозг через код-ревью, неполные ТЗ, которые внезапно меняются по ходу реализации задачи. В общем, всё как в реальном мире :)

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Борис Ларионов

И что? По-моему любому очевидно, что курса\образования недостаточно. Причем это касается любой профессии.
И да, продвигаясь по карьерной лестнице, люди всегда начинают почти с нуля в рублевом эквиваленте.

Курс дает вам представления о программировании. Дальше вам самим решать, развиваться ли в этой сфере и так далее.

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Гусихин Евгений

Предлагаю открыть вам случайный урок из середины, а лучше где нибудь из конца, чтобы понимать до каких высот вы развиваете ваши уроки. Так не будет комментариев в стиле Бизнес-Молодости, Портнягина итп. Мы хотим знать к чему придет наше обучение и за что мы платим!
Я ни разу не пользовался python и вообще не программирую, и как раз хочу этому научиться, я ваша ЦА. Задания уровня ctrl-c ctrl-v и все на функцию принт(), хотя бы начальное обращение с таблицами нормальное сделали, а не тупое вбитие цифр руками. С такой динамикой кажется, что за 60к за 6 месяцев научишься таблицу 10 на 20 обработать с помощью питона.

Ответить
Развернуть ветку
Sergey Shchukin

Вы просто дальше первый темы курса не ушли. Дальше еще шесть и там нормально в таблицы будет =)

Ответить
Развернуть ветку
ЯжПрограммист

А я то всё думал как Яндекс то обошел стороной такую тему как онлайн-образование в полноценном смысле этого слова, а не кривые записи ШАД из аудиторий.

Ответить
Развернуть ветку
Гусихин Евгений

Я прошел первые 14 уроков из 19, и это скука смертная! Если бы я не проходил эти тесты для 1-классника, я бы захотел отдать эти 60 тысяч за занятия Яндекс.Практикума, сейчас я не хочу проходить и за бесплатно. Ничего нового из них не узнать. Обзорчик python на 10 минут на ютубе больше даст как мне кажется.

Ответить
Развернуть ветку
Misha Yanovich

Евгений, кажется, вы не начинающий. И для вас это все как для 1-классника. Но пока что мы учимся давать вход с нуля. Продолжающие какое-то время не будут нашей ЦА. Для них сильно проще делать курсы и их и так достаточно.

Возможно, вы относитесь к тем 6% учащихся, которые выживают в курсах любого уровня сложности и качества. Вы самоходный, умеющий заботать технологию самостоятельно человек.

И мы рады, что вы не потратили зря деньги. Именно для этого и задуман этот бесплатный онбординг. Чтобы прицелиться – ваше это или не ваше. Чтобы никто никого не обманывал.

Но и для продолжающих у нас появятся треки.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Станислав Петров

Андрей, а могу вас попросить нам через форму на https://yandex.ru/support/praktikum/feedback.html (или в Телеграме, Фейсбуке или ВК, там есть ссылки) подсказать каким браузером и ОС пользуетесь? Постараемся помочь.

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
К М

Помесячная оплата есть?

Ответить
Развернуть ветку
Михаил Янович
Автор

Карим, пока нет, но обязательно появится.

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
VR

Ребят, ну имейте совесть. Уже второй материал за неделю. Набирайте себе школьников через лендинги.

Ответить
Развернуть ветку
Евгений Лебедев

Про личный опыт мы не писали, мы на лонгридах специализируемся)

Ответить
Развернуть ветку
Марина Муравина

Помощь на ранних этапах очень важна, особенно "без высокомерия". На некоторых сайтах, не буду называть каких, у преподов-программистов ЧСВ зашкаливает.
Из тех где реально помогали и отвечали на все вопросы - это https://htmlacademy.ru и https://shultais.education

Ответить
Развернуть ветку
Misha Yanovich

Марина, спасибо! Да, htmlacademy были первым прорывом в том, как человечно вводить в программирование. Тому, чему у них стоит поучиться, мы внимательно учимся.

Ответить
Развернуть ветку
Александр Иванов

Ееее, даешь больше говнокодеров))

Ответить
Развернуть ветку
Коварный

Для подписчиков в Плюсе будут скидки?

Ответить
Развернуть ветку
Евгений Лебедев

Пока нет, обсуждаем с коллегами варианты.

Ответить
Развернуть ветку
Илья Пономарев

Почему так дорого?

Ответить
Развернуть ветку
AP

Я извиняюсь, но интерфейс тренажера какой-то немного уж угловатый. Неудобно сделаны раздельные зоны прокрутки (это моё лично ощущение, может кому-то и нравится), при этом их нельзя скейлить, совсем. Отдельно скроллить теорию, а потом отдельно скроллить задание в крошечном блоке внизу не порадовало. Зашел на codeacademy, сразу к вашему продукту появился вопрос, а почему бы не сделать такой же лейаут самого окна? Я, конечно, понимаю, что "мы другие", но там действительно удобнее.

Ответить
Развернуть ветку
Рома Ткачев

К сожалению, пока гораздо слабее htmlacademy (хотя видно, что подсматривали у них идеи). По крайней мере, если сравнивать бесплатные курсы. У Яндекса слишком простые, слишком поверхностные объяснения, очень мало практики, нет тестовых заданий. В итоге пролетаешь курс за полчала, а потом в голове ничего не остается и приходится возвращаться к уже пройденному (на это уже жаловались выше в комментариях)

Возможно, в платном курсе дела обстоят по-другому. Но я бы не стал приступать к платному курсу от Яндекса, если бы все мои знания и "опыт" по теме базировались только на том, что дается в бесплатной части курса.

Ответить
Развернуть ветку
Евгений Лебедев

В бесплатной части нам важно дать больше побед, но ваш поинт поняли. Спасибо вам за обратную связь, мы зафиксировали все, что нам написали и идем работать над этим.

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Dima Kotobotov

а почему такое решение - создавать новую платформу, вместо совместного развития какой-нибудь существующей?

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
16 комментариев
Сергей Белан

Добрый день, спасибо за статью. Хотел бы узнать, когда примерно станет доступен курс по инженерингу данных? Очень интересна эта тема.

Ответить
Развернуть ветку
Клеа Дольц

И по дизайну интерфейса.

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Misha Yanovich

Владислав, спасибо за обратную связь.

Если вы действительно готовы к регулярным усилиям и хотите получить профессию, а не только из любопытства зашли в тренажер, то ваши трудности – это наши трудности.

Мы делаем A, B, C, D, Х сегментацию и пристально обрабатываем фидбек целевой для нас аудитории (тех, кто хочет настолько готов стать профессионалом, что подтверждает это регулярными усилиями и готовностью заплатить деньги).

На данный момент мы видим высокую проходимость контента и предсказуемое снижение скорости в JS (он сложнее верстки). Как только количество обращений достигнет порогового значения – мы сделаем следующую итерацию упрощения объяснений и взаимодействия.

Вы нам поможете, если насколько это возможно конкретно локализуете места в теории и в задачах, где вам было особенно трудно.

Наш общий враг – смерть желания продолжать учиться от 10 000 бумажных порезов непонимания)

Если вам не трудно, напишите подробности в https://yandex.ru/support/praktikum/feedback.html и наша команда авторов придумает, что сделать)

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
SERGEY VLADIMIROVICH

Я тоже на JavaScript бросил, html+css прямо увлекло, летел буквально, а на яве в словно об стену ударился, стало неинтересно что ли или сложно, так и не понял своих чувств
p.s. ах да, еще вспомнил что у меня нет 85 000 на курс и совсем расстроился

Ответить
Развернуть ветку
9 комментариев
Sergey Shchukin

Откройте этот же курс во второй вкладке и листайте там куда угодно

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Ilya P

Чем курсы Яндекса лучше курсов edX и Coursera?
Кроме русского языка, в IT это сомнительный плюс.

Ответить
Развернуть ветку
Misha Yanovich

Илья, мы не лучше. Мы другие.

edX и Coursera агрегаторы образовательного контента. Их задача собрать целевые аудитории и дистрибуторов контента.

Мы – прежде всего – создаем контент сами, сами отвечаем за образовательный дизайн. Чтобы гарантировать обучающемуся не то, что у нас он сможет "начать 10 000 профессий".

Начинать мы все умеем. Трудно закончить.

Мы сфокусированы на том, как должно быть задизайнено решение, чтобы обучающийся получил образовательный результат, не умрер от скуки или непонимания, не дезертировал, дожил до конца. А если не дожил до конца, то не с мыслью, что "ну я тупой, у меня все равно не получится", а с мыслью: "Вау! Так вон оно как все доступно. Оказывается я и впрямь могу стать программистом. Но все же мне интересней оставаться дизайнером".

То есть в конечном итоге нам важно самим управлять тем, как выполняется образовательное обещание, которое мы даем на лендинге.

Агрегаторы за обещания дистрибуторов не отвечают.

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Иван Горовой

Вам не кажется что это разные форматы? Тут скорее можно с codeacademy сравнивать, но там в отличии от яндекса, совсем основы.

Ответить
Развернуть ветку
4 комментария
Валерия Наконечная

Помогите, пожалуйста! Яндекс Практикум курс 5, урок 8, задача 2.
Желаю всем печенек:'э

Ответить
Развернуть ветку
Станислав Петров

Валерия, обязательно поможем! :) Напишите нам любым удобным способом, они все есть на странице https://yandex.ru/support/praktikum/feedback.html, подскажем, как пройти дальше.

Ответить
Развернуть ветку
78 комментариев
Раскрывать всегда