{"id":14273,"url":"\/distributions\/14273\/click?bit=1&hash=820b8263d671ab6655e501acd951cbc8b9f5e0cc8bbf6a21ebfe51432dc9b2de","title":"\u0416\u0438\u0437\u043d\u044c \u043f\u043e \u043f\u043e\u0434\u043f\u0438\u0441\u043a\u0435 \u2014 \u043e\u0441\u043d\u043e\u0432\u043d\u044b\u0435 \u0442\u0440\u0435\u043d\u0434\u044b \u0440\u044b\u043d\u043a\u0430 \u043d\u0435\u0434\u0432\u0438\u0436\u0438\u043c\u043e\u0441\u0442\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

«Яндекс.Практикум»: как доучиться и не бросить на середине пути

Привет, vc.ru! Меня зовут Миша Янович, я работаю в «Яндекс.Практикуме». Мы делаем образовательный сервис, который помогает получить новую профессию. Первыми запустили курсы по фронтенду и аналитике данных.

Перед созданием сервиса мы провели около ста интервью со студентами разных онлайн-курсов. Условно мы разделили их на три сегмента.

  • Искатели — любят познавать новое и учатся ради того, чтобы учиться. Чёткой цели в обучении у них нет.
  • Смежники — уже работают маркетологами, дизайнерами или менеджерами продукта. Хотят прокачаться в аналитике и программировании, чтобы повысить свою профессиональную ценность и лучше понимать коллег.
  • Будущие профессионалы — учатся, чтобы поменять работу, зарабатывать больше и самореализоваться.

Мы создавали «Яндекс.Практикум» для будущих профессионалов — тех, кому критично получить новую профессию. И во время интервью мы пытались прочувствовать, что в обучении давалось им особенно тяжело. В результате мы разделили сегмент на две группы.

С каждой историей мы всё больше убеждались, что пол, возраст, склад ума, прошлая профессия не могут быть барьерами для того, чтобы получить новые навыки. Мешают другие проблемы, и они связаны с образовательным процессом:

  • учиться скучно;
  • сложно, а иногда — внезапно сложно;
  • нет уверенности, получится или нет;
  • а если получится — понравится это или нет.

Эти проблемы мы пытаемся решить в «Яндекс.Практикуме». Я проведу по курсу и расскажу, как мы это делаем.

Увлекательный контент против скуки

Огромное количество онлайн-курсов и вебинаров обещают прекрасное будущее. Их лендинги открывают образовательный гештальт и дают человеку ощущение, что новая профессия совсем близко. Само по себе это здорово, и те, кто может влюбить в идею, — большие молодцы.

Между тем только 10–13% студентов доходят до конца открытых курсов. Все остальные не могут продраться через неудобный образовательный дизайн и не очень увлечённых преподавателей. Или не могут справиться со сложными заданиями, разочаровываются в себе и бросают.

Накладывают отпечаток и две образовательные травмы:

  • приобретённая незаинтересованность;
  • выученная беспомощность.

В разной степени с ними сталкиваются все, кто чему-то учились.

Приобретённая незаинтересованность возникает, когда мы работаем со сложным и скучным контентом, а выученная образовательная беспомощность — когда получаем травмирующую обратную связь. Вспомните ситуации, когда преподаватель не вникал в ход решения задачи и сразу ставил плохую оценку. Или когда начальник кричал, хотя сам не разобрался в вопросе и был неправ.

Так постепенно появлялась мысль, что учиться скучно. Да и, видимо, склад ума неправильный, раз не получается.

Наша цель в «Яндекс.Практикуме» не просто влюбить в профессию обещаниями на лендингах, а довести студента до конца и дать билет в профессию. Мы в ответе за образовательный гештальт, который открываем.

Проблему «скучно» мы решаем с помощью увлекательного контента.

Самую сложную теорию мы подаём на простых примерах. В этом мы вдохновлялись научно-популярными книгами и видео, где учёные на пальцах объясняют устройство Вселенной. Смотришь их и думаешь: «Надо же, почему я раньше этого не понимал». За пять минут становится ясно то, что не смогли объяснить все учебники по физике.

В «Яндекс.Практикуме» мы учимся вызывать такую же реакцию. Одно и то же явление можно объяснить по-разному.

Первое знакомство пользователя с HTML

У студента нет задачи распутывать сложные объяснения. Наоборот, контент должен помогать двигаться в обучении дальше.

Наш главный посыл такой: если студент прикладывает усилия для обучения и инвестирует достаточно времени, но не может дойти до конца и получить билет в профессию, это проблема нашего сервиса. Сейчас проходит бета-тестирование курса для фронтенд-разработчика и аналитика данных. Мы видим, где студенты спотыкаются, и тут же на лету работаем с контентом и делаем его понятнее.

Постепенно нарастающая нагрузка

Часто обучение новому выглядит так: ребёнку дают ведёрко, просят насыпать в него песка, перевернуть и постучать сверху — получается башенка. А потом говорят: «Иди и строй настоящую башню». В этот момент большинство людей фрустрирует, мозг даёт им сигнал: «Это слишком сложно и не для меня».

Вот эта шутка хорошо иллюстрирует образовательный процесс:

Арифметика для начинающих с сайта abstrusegoose.com

Чтобы процесс обучения не казался безнадёжно бесконечным, мы разделили каждую профессию на несколько спринтов. Например, фронтенд-разработчик проходит профессию за десять спринтов. Каждый спринт — отдельный образовательный процесс.

Студент начинает курс с простого задания в тренажёре. Он подставляет нужный код в нужные строчки, и через десять минут у него получается страница с поисковой строкой «Яндекса».

Дальше студент изучает теорию и прорабатывает её в заданиях. Постепенно они усложняются, но каждые 3–5 минут студент получает результат.

В тренажёре студент пишет свою первую страницу, пока простую. Это его первая победа, а лучшая терапия в образовательном процессе — победы.

В тренажёре студент изучает основы HTML и CSS, теги и стили, собирает первые страницы

Дальше он переходит на следующий уровень и начинает писать страницы с нуля.

Помощь в пустыне отчаяния

Студент может столкнуться со сложным заданием, не справиться, разочароваться в себе и бросить. Через такой этап проходят все, кто учится, это нормально.

Условно мы делим процесс обучения на четыре этапа: медовый месяц, скалу смятения, пустыню отчаяния, подъём благоговения. Терминологию мы подсмотрели в материале Viking Code School. Примерно это выглядит так:

Медовый месяц — работа в тренажёре, когда одна победа подкрепляет другую. Потом студент скатывается со скалы смятения: теперь всё нужно делать с чистого листа и самому писать код. А дальше — бесконечная пустыня отчаяния. Вокруг множество источников информации, но ни один из них не помогает решать сложные задачи.

Студент понимает, что он никогда не сможет выучить всё и стать полноценным программистом. В этот момент появляется наставник. Он нужен, чтобы студент не погиб в пустыне отчаяния.

Наставник не ждёт, пока студент разуверится в себе и поймёт, что эта профессия не для него. Он пропитывает мыслью, что для развития в карьере важно признавать, что чего-то не знаешь. Наставник учит обращаться за помощью и задавать правильные вопросы.

Наставники помогают развивать коммуникацию, коллаборацию, критическое мышление, креативность — навыки, без которых сложно будет в настоящей рабочей среде.

При общении со студентом наставник не даёт готовые советы и не становится отвечалкой на вопросы. Ему важно научить студента справляться с трудностями самому, ведь на работе не будет тренажёра и постоянной поддержки.

Студент столкнулся со сложной задачей. Наставник начинает с вопросов: «Расскажи, в чём твоя задача и проблема? Что ты уже делал, чтобы справиться с ней? У кого спрашивал? Что тебе сказали?».

Наставник не даёт конкретных ответов, но рассказывает, как сам действует в подобных ситуациях: «Когда я сталкиваюсь с таким, иду за ответом туда, разрезаю задачу на куски или делаю так. Как бы поступил ты?». Наставник даёт не решения, а инструменты. Он помогает отрефлексировать полученные знания и опыт.

Главная задача наставника — чтобы у студента появилось понимание, как выбраться из пустыни отчаяния.

Наставник учится давать развивающую обратную связь, без высокомерия и грубости направлять студентов, учить критическому мышлению. Цель наставника — самостоятельные выпускники, которые продолжают развиваться и изучать новое, но уже на работе.

Оценка своих сил

Чтобы человек мог оценить свои силы, мы разделили курс на две части: бесплатную и платную. Бесплатная — двадцать часов в тренажёре для изучения базовых навыков. Дальше — платная часть: практика и погружение в рабочую среду.

Работа с тренажёром отличается от реального рабочего процесса. В тренажёре человек чувствует себя героем, у него всё получается. На работе всё по-другому. Его ждут жёсткая обратная связь от старших коллег «Что за костыли ты тут придумал!» и реальные задачи, которых не было в тренажёре.

Во время курса мы постепенно уводим студента от тренажёра и погружаем в рабочую среду: написание кода в Visual Studio Code, обсуждение рабочих нюансов в Slack и двухнедельные спринты с выполнением проектов. Готовый проект проверяет код-ревьюер и оставляет отзыв с комментариями и замечаниями.

Пример одной страницы из задания

На старте мы честно сообщаем, что придётся тратить примерно десять часов в неделю и соблюдать дедлайны. Это наше негласное соглашение со студентами. Мы не ручаемся дать билет в профессию всем, кто зайдёт в бесплатный тренажёр. Но мы в ответе за тех студентов, которые готовы прикладывать усилия и справляться с трудностями.

Если студент ещё не закончил бесплатный курс и сразу хочет подписаться на платную версию, мы не возьмём деньги до окончания бесплатного курса. Нам важно, чтобы студент ощутил нагрузку и осознал, что для обучения придётся прикладывать немало усилий.

Конечно, мы не исключаем, что студент может расхотеть учиться в платной версии, бывают разные обстоятельства. В этом случае мы возвращаем деньги за непройденную часть курса.

Каждый познаёт свой «синдром самозванца»

В «Яндекс.Практикуме» мы хотим уйти от идеи, что студент должен изучить всё — и только тогда получит билет в профессию. Если говорить начистоту, мы все обречены на частичную некомпетентность. Кажется, пора принять это профессиональной нормой. Даже известные специалисты не знают всё и не могут решить всех задач. Как и все мы, они периодически ощущают на себе «синдром самозванца».

Девиз сервиса — «Каждый может стать». Мы создавали его с такой мыслью: чтобы стать программистом, не нужно специально устроенного мозга или образования в определённом университете. Достаточно прикладывать усилия и быть самостоятельным, чтобы находить решения задач.

Вы тоже можете рассказать о своём проекте, как автор этого материала. Соберите побольше информации — и публикуйте материал в подсайт «Трибуна».
0
81 комментарий
Написать комментарий...
Ilya P

Чем курсы Яндекса лучше курсов edX и Coursera?
Кроме русского языка, в IT это сомнительный плюс.

Ответить
Развернуть ветку
Misha Yanovich

Илья, мы не лучше. Мы другие.

edX и Coursera агрегаторы образовательного контента. Их задача собрать целевые аудитории и дистрибуторов контента.

Мы – прежде всего – создаем контент сами, сами отвечаем за образовательный дизайн. Чтобы гарантировать обучающемуся не то, что у нас он сможет "начать 10 000 профессий".

Начинать мы все умеем. Трудно закончить.

Мы сфокусированы на том, как должно быть задизайнено решение, чтобы обучающийся получил образовательный результат, не умрер от скуки или непонимания, не дезертировал, дожил до конца. А если не дожил до конца, то не с мыслью, что "ну я тупой, у меня все равно не получится", а с мыслью: "Вау! Так вон оно как все доступно. Оказывается я и впрямь могу стать программистом. Но все же мне интересней оставаться дизайнером".

То есть в конечном итоге нам важно самим управлять тем, как выполняется образовательное обещание, которое мы даем на лендинге.

Агрегаторы за обещания дистрибуторов не отвечают.

Ответить
Развернуть ветку
Dima Kotobotov

что-то какой-то не понятный маркетинг
спрашивают чем вы лучше?
мы не лучше, мы другие. . .
ну хорошо, а чем другие? - мы по другому обещаем)

Ответить
Развернуть ветку
Misha Yanovich

Ну вы спрашиваете, чем мы (сервис со своим продакшном) лучше Курсеры (агрегатор, дистрибуцирующий чужой контент). На этот вопрос напрямую сложно ответить.

Если вы спросите, чем профессия фронтенд-разработчик в Практикуме лучше, чем на условной Курсере, ответить будет проще:

тренажерная модель: больше практики, строчка кода за строчкой кода, меньше видео и прочих инвестиций в иллюзию компетентности.

понятный контент. Понятный не только студентам МФТИ и выпускникам 57 школы (но и им тоже. И тоже будет с нами хорошо. Просто обычно такие ребята могут просто взять учебник и заботать все довольно быстро вообще без Курсеры и кого бы то ни было. Просто с сервисами быстрее и удобнее, если есть готовность заплатить.

сопровождение не только кодревьюерами (вклад в хард-скилы), но и наставниками (вклад в мягкие навыки, без которых будет трудно выжить в первые три месяца после трудоустройства).

Если я ответил не на тот вопрос, пжлст, уточните. Возможно я опять промахнулся. Но я не маркетолог, прошу простить мне этот промах.

Ответить
Развернуть ветку
78 комментариев
Раскрывать всегда