«Чаевые картой просто» — сервис, который помогает оставлять чаевые банковской картой

Чаевые — большая часть заработка официанта. В некоторых заведениях за смену официант легко может заработать несколько тысяч рублей. Точнее, зарабатывал раньше, пока многие гости не перешли на оплату картами.

Более 60% гостей в ресторанах платят картами и не оставляют чаевых.

Для удобства гостей ресторанов и салонов красоты мы разработали сервис, который позволяет оставлять чаевые картой по QR-коду или через приложение, которое можно скачать в App Store и Google Play.

Как мы создавали сервис

Год назад мне пришла идея создать сервис. Я стал изучать рынок, обошёл несколько десятков ресторанов и поговорил с их владельцами и официантами. Оказалось, что около 60% гостей оплачивают счёт картой, часто официанты остаются без чаевых.

От этого страдает сервис ресторанов и мотивация персонала. Официанты лишились части заработка, владельцам приходится поднимать зарплаты, чтобы удержать ценных сотрудников. Или мириться с тем, что персонал уходит в более привлекательные места и не стремится угодить гостю.

Как мы начинали

Привлекать заведения начали на стадии разработки. Упор делали на разработку приложения.

В процессе разработки необходимо было связать приложение с платёжной системой банка, а банкиры не подключают проведение платежей всем подряд — требуют сперва найти партнёров и подписать хотя бы несколько договоров о сотрудничестве.

Многие владельцы ресторанов говорили: «Да, суперидея! Всё классно, но сначала покажите, что уже работает, потом договор заключим». Замкнутый круг — без подключённых платежей невозможно показать работу, а без договора о партнёрстве невозможно подключить оплату. В итоге на поиск партнёров и прохождение согласований службы безопасности банка ушло четыре месяца.

Первоначальным продвижением занимался лично сам. Я каждый день обходил кафе, рестораны, торговые точки и объяснял, как будет работать система, почему она классная.

Официанты окружали меня и задавали массу вопросов, а я слушал их. Узнавал какие у них проблемы, как у них устроена система чаевых и продумывал, как правильно построить логику работы сервиса.

Изначально запустили приложение. Оно было основным, но после запуска выяснилось, что гости неохотно его скачивают. Идея переключиться на модель оплаты через QR-код пришла сама собой — после анализа обратной связи от владельцев и администраторов ресторанов.

Как оставить чаевые картой

Сейчас всё работает довольно просто, достаточно навести камеру смартфона на QR-код официанта — открыть страницу для оплаты на экране вашего смартфона, ввести сумму и оплатить. Всё работает в браузере.

Мы интегрировали возможность оставлять чаевые на странице оплаты не только банковской картой, но и с помощью Apple Pay и Google Pay.

Сервис работает так:

  1. Официант регистрируется на сайте и получает персональный QR-код, который доступен в личном кабинете. Официант может его сразу показать гостю.
  2. Для официанта сервис изготавливает личные визитки, которые он раздает гостям вместе с чеком, либо мы настраиваем печать предчека с личным QR-кодом официанта.
  3. Гость видит информацию на визитке или предчеке, сканирует QR-код и переходит на страницу оплаты.
  4. Деньги попадают на счёт официанта в личном кабинете сервиса, откуда он выводит их себе на карту.

Мы также сделали возможность интегрировать QR-коды официантов в предчеки. Сама настройка занимает не более 30 минут и не требует никаких доработок кассовых систем R-Keeper, iiko, «Эксперт».

А зачем тогда приложение

Приложение оставили для гостей, которые часто оставляют чаевые, оно доступно в App Store и Google Play и называется «Чаевые картой просто».

Я убедил разработчиков обойтись без регистрации для гостей. У всех на телефоне и так есть авторизация по паролю, отпечатку пальца или Face ID, этого достаточно, также «Сбербанк» обеспечивает безопасность платежей по стандартам PCI DSS.

Мы постарались сделать его максимально простым и удобным, урезали часть функциональности, оставив самое основное.

В отличие от оплаты по QR-коду через веб страницу, приложение предоставляет возможности:

  • Добавления получателей чаевых в «Избранное» — это идеально для тех, кто ходит в одни и те же заведения. Даже QR-код сканировать не надо — открыл приложение, «ткнул» на официанта и ввёл сумму, оплатил.
  • Возможность оставлять отзывы. Отзывы закрыты для публики, но доступны официанту и управляющему заведения.

Налоги

Письмо Минфина России от 29 мая 2018 г. N 03-04-05/36431 подтверждает, что перечисление чаевых в безналичной форме является дарением.

Пункт 18.1 статьи 217 НК РФ гласит, что дарение, выраженное в денежной форме не облагаются 13% налогом на доходы физических лиф (НДФЛ). Поэтому чаевые в России не облагаются налогами.

Куда попадают деньги и как их вывести на карту

После перечисления чаевых деньги попадают на специальный расчётный счёт сервиса в банке, откуда потом и производится выплата чаевых. А в личном кабинете официант видит зачисление чаевых на лицевой счёт и в любой момент может оставить заявку на их вывод. Многие так и делают после получения чаевых сразу присылают заявку. Мы обрабатываем заявки круглосуточно без задержек.

В некоторых заведениях включают чаевые в счет

Да, включают, но в этом случае до официантов доходит только половина средств, так как включенные в счёт чаевые должны полностью облагаться налогами.

И в этой ситуации мы и приходим на помощь как сторонний сервис, который является платежным агентом в соответствии с федеральным законом 103 — о «Платежных агентах». Мы переводим средства от гостя, получателю чаевых удерживая только комиссию.

Зарабатываем только на комиссии

За использование сервиса мы берём с официантов комиссию — 5% от суммы чаевых. В дальнейшем, когда будет больше пользователей, мы планируем снизить комиссию. Дополнительно свой процент берёт «Сбербанк», который обрабатывает платежи и отвечает за безопасность транзакций, проводимых по картам.

Какие новые технологии использовали

Мы внедрили оплату Apple Pay on the Web и Google Pay on the Web. Теперь не нужно скачивать приложение, не нужен никакой терминал, гостю даже данные карты не нужно вводить. Наводите камеру вашего iPhone на QR-код, открываете ссылку, вводите сумму, нажимаете кнопку Apple Pay, вуаля — оплата проходит, официант получает свои чаевые.

Попробуйте сами:

Что касается владельцев смартфонов с Android — камера смартфона распознает QR-код начиная с седьмой версии Android либо необходимо использовать сканер QR-кодов, чтобы распознать код и оставить чаевые.

Преимущества для владельца заведения

В сервисе могут регистрироваться не только официанты, но и управляющие. У управляющего есть личный кабинет, где он видит рейтинг каждого официанта. При оплате чаевых гость может оценить официанта по пятибалльной шкале и оставить о нем отзыв — эта информация сразу попадает в систему.

Это отличный инструмент для оценки персонала. Бывает так, что гостю как-то неловко жаловаться администратору или наоборот — официант проявил себя на отлично, но писать о нём хороший отзыв в книге предложений или на сайте ресторана гостю лень. А в приложении можно и чаевые перечислить и свое мнение высказать. Удобно.

Как продвигаемся: реферальная программа и другие методы

Я заранее продумал бонусную и реферальную программы: каждый официант может привлекать своих коллег и зарабатывать на этом. Обычная бонусная ставка — 300 рублей за привлечённого официанта по реферальной ссылке или промокоду.

Чтобы под видом официантов в системе не регистрировали приятелей и друзей, мы продумали систему защиты. Официант, получивший бонус, может вывести средства только тогда, когда привлеченный им официант получит свои первые 3000 рублей чаевых.

А для агентов, которые работают на постоянной основе и привлекают к сотрудничеству рестораны и кафе, мы предусмотрели постоянную агентскую комиссию.

Планы на будущее

Сейчас я договорился с «Тинькофф банком» о «глубокой интеграции». Работаем над тем, чтобы каждый получатель чаевых сервиса после регистрации получил карту «Тинькофф банка», это даст возможность моментально зачислять чаевые на карту.

С начала запуска прошло два месяца, а с нами уже 250 официантов, несколько известных ресторанов и несколько салонов красоты. Сервис заслужил доверие и пользуется популярностью.

Буду рад обратной связи, советам и критике.

Евгений Загоруйко, основатель сервиса «Чаевые картой просто».

Вы тоже можете рассказать о своём проекте, как автор этого материала. Соберите побольше информации — и публикуйте материал в подсайт «Трибуна».
0
147 комментариев
Написать комментарий...
Азамат Сайдалинов

Я бы не разрешил своему официанту раздавать визитки с QR-кодом, на котором написано про чаевые. Как-то не очень выглядит.

Ответить
Развернуть ветку
Денис Елыков

Можно QR напечатать на счёте и сопроводить пояснительной надписью. Обычная практика писать "чаевые приветствуются, но всегда на ваше усмотрение", в случае с электронными чаевыми просто добавится QR код.

Ответить
Развернуть ветку
Ware Wow

Теряется смысл имхо, если уж давать, то в руки, кэшем, глаза в глаза.
Иначе какой резон? Официант даже не узнает кто дал и дал ли...
Так можно просто веерную анонимную рассылку денег устраивать.

Ответить
Развернуть ветку
144 комментария
Раскрывать всегда