«Чаевые картой просто» — сервис, который помогает оставлять чаевые банковской картой

Чаевые — большая часть заработка официанта. В некоторых заведениях за смену официант легко может заработать несколько тысяч рублей. Точнее, зарабатывал раньше, пока многие гости не перешли на оплату картами.

Более 60% гостей в ресторанах платят картами и не оставляют чаевых.

Для удобства гостей ресторанов и салонов красоты мы разработали сервис, который позволяет оставлять чаевые картой по QR-коду или через приложение, которое можно скачать в App Store и Google Play.

Как мы создавали сервис

Год назад мне пришла идея создать сервис. Я стал изучать рынок, обошёл несколько десятков ресторанов и поговорил с их владельцами и официантами. Оказалось, что около 60% гостей оплачивают счёт картой, часто официанты остаются без чаевых.

От этого страдает сервис ресторанов и мотивация персонала. Официанты лишились части заработка, владельцам приходится поднимать зарплаты, чтобы удержать ценных сотрудников. Или мириться с тем, что персонал уходит в более привлекательные места и не стремится угодить гостю.

Как мы начинали

Привлекать заведения начали на стадии разработки. Упор делали на разработку приложения.

В процессе разработки необходимо было связать приложение с платёжной системой банка, а банкиры не подключают проведение платежей всем подряд — требуют сперва найти партнёров и подписать хотя бы несколько договоров о сотрудничестве.

Многие владельцы ресторанов говорили: «Да, суперидея! Всё классно, но сначала покажите, что уже работает, потом договор заключим». Замкнутый круг — без подключённых платежей невозможно показать работу, а без договора о партнёрстве невозможно подключить оплату. В итоге на поиск партнёров и прохождение согласований службы безопасности банка ушло четыре месяца.

Первоначальным продвижением занимался лично сам. Я каждый день обходил кафе, рестораны, торговые точки и объяснял, как будет работать система, почему она классная.

Официанты окружали меня и задавали массу вопросов, а я слушал их. Узнавал какие у них проблемы, как у них устроена система чаевых и продумывал, как правильно построить логику работы сервиса.

Изначально запустили приложение. Оно было основным, но после запуска выяснилось, что гости неохотно его скачивают. Идея переключиться на модель оплаты через QR-код пришла сама собой — после анализа обратной связи от владельцев и администраторов ресторанов.

Как оставить чаевые картой

Сейчас всё работает довольно просто, достаточно навести камеру смартфона на QR-код официанта — открыть страницу для оплаты на экране вашего смартфона, ввести сумму и оплатить. Всё работает в браузере.

Мы интегрировали возможность оставлять чаевые на странице оплаты не только банковской картой, но и с помощью Apple Pay и Google Pay.

Сервис работает так:

  1. Официант регистрируется на сайте и получает персональный QR-код, который доступен в личном кабинете. Официант может его сразу показать гостю.
  2. Для официанта сервис изготавливает личные визитки, которые он раздает гостям вместе с чеком, либо мы настраиваем печать предчека с личным QR-кодом официанта.
  3. Гость видит информацию на визитке или предчеке, сканирует QR-код и переходит на страницу оплаты.
  4. Деньги попадают на счёт официанта в личном кабинете сервиса, откуда он выводит их себе на карту.

Мы также сделали возможность интегрировать QR-коды официантов в предчеки. Сама настройка занимает не более 30 минут и не требует никаких доработок кассовых систем R-Keeper, iiko, «Эксперт».

А зачем тогда приложение

Приложение оставили для гостей, которые часто оставляют чаевые, оно доступно в App Store и Google Play и называется «Чаевые картой просто».

Я убедил разработчиков обойтись без регистрации для гостей. У всех на телефоне и так есть авторизация по паролю, отпечатку пальца или Face ID, этого достаточно, также «Сбербанк» обеспечивает безопасность платежей по стандартам PCI DSS.

Мы постарались сделать его максимально простым и удобным, урезали часть функциональности, оставив самое основное.

В отличие от оплаты по QR-коду через веб страницу, приложение предоставляет возможности:

  • Добавления получателей чаевых в «Избранное» — это идеально для тех, кто ходит в одни и те же заведения. Даже QR-код сканировать не надо — открыл приложение, «ткнул» на официанта и ввёл сумму, оплатил.
  • Возможность оставлять отзывы. Отзывы закрыты для публики, но доступны официанту и управляющему заведения.

Налоги

Письмо Минфина России от 29 мая 2018 г. N 03-04-05/36431 подтверждает, что перечисление чаевых в безналичной форме является дарением.

Пункт 18.1 статьи 217 НК РФ гласит, что дарение, выраженное в денежной форме не облагаются 13% налогом на доходы физических лиф (НДФЛ). Поэтому чаевые в России не облагаются налогами.

Куда попадают деньги и как их вывести на карту

После перечисления чаевых деньги попадают на специальный расчётный счёт сервиса в банке, откуда потом и производится выплата чаевых. А в личном кабинете официант видит зачисление чаевых на лицевой счёт и в любой момент может оставить заявку на их вывод. Многие так и делают после получения чаевых сразу присылают заявку. Мы обрабатываем заявки круглосуточно без задержек.

В некоторых заведениях включают чаевые в счет

Да, включают, но в этом случае до официантов доходит только половина средств, так как включенные в счёт чаевые должны полностью облагаться налогами.

И в этой ситуации мы и приходим на помощь как сторонний сервис, который является платежным агентом в соответствии с федеральным законом 103 — о «Платежных агентах». Мы переводим средства от гостя, получателю чаевых удерживая только комиссию.

Зарабатываем только на комиссии

За использование сервиса мы берём с официантов комиссию — 5% от суммы чаевых. В дальнейшем, когда будет больше пользователей, мы планируем снизить комиссию. Дополнительно свой процент берёт «Сбербанк», который обрабатывает платежи и отвечает за безопасность транзакций, проводимых по картам.

Какие новые технологии использовали

Мы внедрили оплату Apple Pay on the Web и Google Pay on the Web. Теперь не нужно скачивать приложение, не нужен никакой терминал, гостю даже данные карты не нужно вводить. Наводите камеру вашего iPhone на QR-код, открываете ссылку, вводите сумму, нажимаете кнопку Apple Pay, вуаля — оплата проходит, официант получает свои чаевые.

Попробуйте сами:

Что касается владельцев смартфонов с Android — камера смартфона распознает QR-код начиная с седьмой версии Android либо необходимо использовать сканер QR-кодов, чтобы распознать код и оставить чаевые.

Преимущества для владельца заведения

В сервисе могут регистрироваться не только официанты, но и управляющие. У управляющего есть личный кабинет, где он видит рейтинг каждого официанта. При оплате чаевых гость может оценить официанта по пятибалльной шкале и оставить о нем отзыв — эта информация сразу попадает в систему.

Это отличный инструмент для оценки персонала. Бывает так, что гостю как-то неловко жаловаться администратору или наоборот — официант проявил себя на отлично, но писать о нём хороший отзыв в книге предложений или на сайте ресторана гостю лень. А в приложении можно и чаевые перечислить и свое мнение высказать. Удобно.

Как продвигаемся: реферальная программа и другие методы

Я заранее продумал бонусную и реферальную программы: каждый официант может привлекать своих коллег и зарабатывать на этом. Обычная бонусная ставка — 300 рублей за привлечённого официанта по реферальной ссылке или промокоду.

Чтобы под видом официантов в системе не регистрировали приятелей и друзей, мы продумали систему защиты. Официант, получивший бонус, может вывести средства только тогда, когда привлеченный им официант получит свои первые 3000 рублей чаевых.

А для агентов, которые работают на постоянной основе и привлекают к сотрудничеству рестораны и кафе, мы предусмотрели постоянную агентскую комиссию.

Планы на будущее

Сейчас я договорился с «Тинькофф банком» о «глубокой интеграции». Работаем над тем, чтобы каждый получатель чаевых сервиса после регистрации получил карту «Тинькофф банка», это даст возможность моментально зачислять чаевые на карту.

С начала запуска прошло два месяца, а с нами уже 250 официантов, несколько известных ресторанов и несколько салонов красоты. Сервис заслужил доверие и пользуется популярностью.

Буду рад обратной связи, советам и критике.

Евгений Загоруйко, основатель сервиса «Чаевые картой просто».

Вы тоже можете рассказать о своём проекте, как автор этого материала. Соберите побольше информации — и публикуйте материал в подсайт «Трибуна».
0
147 комментариев
Написать комментарий...
Vladislav Donets

Даже оплачивая что-то картой, не вижу проблем оставить чаевые наличными, а устанавливать приложение, сканировать какой-то код, слишком много стараний, да и ощущения не те.

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Копылов

Проблема в том, что если активно пользоваться картой, то наличных у тебя нет. Бывает, я месяцами не держу в руках бумажных денег. И очень вряд ли, что я побегу до банкомата, пока мне несут счёт.

Ответить
Развернуть ветку
Алексис Второй

Можно спросить номер телефона (ну или карты, на худой конец) и по нему через онлайн-банк перекинуть. На порядок проще и чаедователю, и чаеполучателю.

Ответить
Развернуть ветку
Ware Wow

ну это надо быть совсем особенным, чтобы такое социальное давление испытывать...

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Копылов

Хм, на мой взгляд, чаевые работают не так. Я не хочу, чтобы официант знал, что я хочу оставить на чай, а я не хочу знать номера телефона официанта.

В этом смысле идея стартапа прекрасна: в чеке куар-код, а значит, я не буду занимать официанта разговорами про чаевые.

Ответить
Развернуть ветку
Ware Wow

Зачем тогда оставлять на чай? Похоже на благотворительность, все же тут другая модель имхо, если человек из когорты оставляющих чаевые, то он "покупатель" и должен получить свой "товар" за эти деньги, в ином случае это анонимная благотворительность, мотивация теряется.

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Костяхин

А что за "товар" Вы имеете ввиду?

Ответить
Развернуть ветку
144 комментария
Раскрывать всегда