{"id":14276,"url":"\/distributions\/14276\/click?bit=1&hash=721b78297d313f451e61a17537482715c74771bae8c8ce438ed30c5ac3bb4196","title":"\u0418\u043d\u0432\u0435\u0441\u0442\u0438\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u0432 \u043b\u044e\u0431\u043e\u0439 \u0442\u043e\u0432\u0430\u0440 \u0438\u043b\u0438 \u0443\u0441\u043b\u0443\u0433\u0443 \u0431\u0435\u0437 \u0431\u0438\u0440\u0436\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

Конструктор отчётов для СММщиков: как гуманитарий стартап запускал

Всем привет! Хочу поделиться опытом запуска стартапа от уровня «я гуманитарий, просто сделайте мне продукт» до самостоятельного создания функциональной версии. Кодить я, конечно, так и не научился. Но зато разобрался, как технически устроено создание IT-продуктов и как делать их при помощи NoCode подхода. Итак, поехали по порядку.

Как всё началось

До пандемии у меня была доля в SMM агентстве, которое занималось продвижением кафе и ресторанов. Мы работали преимущественно с запрещенными на сегодняшний день соц. сетями.

И вот, наверное, через год после того, как мы стартанули. Когда было уже 6-8 постоянных клиентов, я поймал себя на мысли о том, что меня дико раздражаем делать отчёты и вести статистику проектов. Тогда ещё не было каких-то крутых сервисов аналитики, про Livedune я не знал, поэтому просто ежедневно записывал основные метрики по аккаунтам и рекламным кабинетам в гугл таблицы, а затем сводил это всё в ежемесячные отчёты.

Магию гугл таблиц с формулами я тоже тогда не знал, поэтому все эти процессы дико напрягали.

Как-то так выглядели отчеты тогда

И всё это делалось руками.

Поиск решения

Устав от этой бессмысленной работы, я стал искать решение: как бы сделать так, чтобы не заполнять эти данные руками? Не помню как искал точно, но скорее всего это просто был гугл с запросами типо: «отчеты для SMM» и тому подобное.

Решение нашлось: это был зарубежный сервис, который был создан только для работы с фейсбуком и инстаграмом, что тогда мне и было нужно. И работал супер круто: не нужно было вводить логин и пароль от аккаунта — просто подключаешь нужные аккаунты, данные сами собираются и выводятся на красивые дашборды. А потом можешь просто выгрузить отчёты в csv и использовать как тебе будет нужно.

Вот так стал выглядеть дашборд и мы даже стали вставлять скриншоты графиков в клиентские отчёты

Сказка и песня — думал я и считал, что на этом всё закончится.

Но что-то пошло не так

Через какое-то время меня снова стала раздражать ручная работа. Я не собирал метрики, но мне приходилось делать клиентские отчёты. Каждый месяц. А так как отчетные периоды у разных клиентов были разные и их стало больше, то получалось так, что я регулярно тратил время на то, чтобы вырезать скриншоты графиков, собирать таблицы и оформлять отчёты в презентации.

Вот бы было здорово, чтобы отчеты сами создавались в конце отчетного периода и мне нужно было только отправить ссылку на просмотр

Наивный я

И я стал искать подобные сервисы. Чтобы можно было вообще не заниматься отчетами, а только анализировать результаты, писать выводы и отправлять их в красивом виде для клиента.

Такого сервиса я не нашел и мне, конечно же, пришла в голову мысль, что это гениальная идея для стартапа. Раз этого нет, а это так нужно, то точно попрёт и надо делать.

Рассказал об этом партнёру и решили, что нужно запускать ракету.

А как делать?

Напомню ещё раз, что я гуманитарий с нулевыми знаниями того, как это может быть реализовано технически. Что такое продуктовый подход — я даже не догадывался. Поэтому как все нормальные стартаперы мы начали сразу с создания продукта.

А как создать продукт, если нет технических знаний? Конечно же нанять разработчиков — пусть они сделают.

Я начал отправлять запросы по студиям разработки и получать предложения: полтора миллиона, два с половиной, миллион — это всё за первую версию без какого-либо сложного функционала — так мне казалось тогда.

Поняв, что студию мы не потянем — мне пришла вторая гениальная мысль: нужно найти технического партнёра, который сможет заниматься разработкой, а мы с партнёром будем заниматься развитием и продвижением.

Разработка продукта

Через пару месяцев поиска и общения с разработчиками я наконец-то нашёл людей, которые стали нашими партнёрами. Т. е по факту мы нашли кофаундеров, которые должны были отвечать за техническую реализацию продукта.

Это были владельцы небольшой web-студии из региона, которые думали о продукте в схожем направлении.

Но так как мы были «зелёными» и не опытными и нам любым способом хотелось поскорее реализовать продукт, то заключились на очень странные для себя условия:

  • Отдали им 40% от сервиса(несуществующего ещё конечно, но всё же)
  • Зафиксировали с ними объём работ в ТЗ
  • Оплачивали их работу «по себестоимости»
  • Отдали что-то в районе 350 000 рублей

По итогу, получилось странное партнёрство в котором мы как бы и партнёры, но при любом изменении или комментарии по функционалу мы добавляли это в смету и оплачивали. Самостоятельно они ничего не разрабатывали.

Нашёл наши старые переписки. Кажется, не совсем по себестоимости получается;)

Что в итоге вышло из этого партнерства?

Мы почти год пилили продукт. Нам сделали, по рассказам, какую-то сумасшедшую архитектуру под миллионы пользователей. Но при этом ничего толком не заработало, юзабилити не было и пользоваться этим было невозможно. По итогу, просто забили на этот проект и он улетел в дальний ящик, до лучших времён. Ниже откопал скрины того, что было сделано и как это выглядело.

А что дальше?

Дальше случилась пандемия. Количество клиентов в агентстве резко упало почти в 0. Я к тому моменту уже знатно подвыгорел от ресторанов, съёмок контента, текстов и прочего SMM и просто стал искать, какие вообще интересные направления есть. Случайно попал на сайт Bubble, на котором говорилось о том, что можно делать web-приложения без знания кода.

«То, что мне нужно» — подумал я и понеслась.

Я не буду здесь подробно описывать про Bubble и nocode т. к это не относится к теме статьи. Скажу только, что он стал точкой входа меня, как стопроцентного гуманитария в понимание того, как вообще технически устроены IT-продукты изнутри и как их создавать.

В общем, погрузившись в ноукод разработку, сделав несколько проектов на заказ, я подумал о том, что теперь пора попробовать реализовать то, что давно сидит в голове.

Разработка продукта v. 2

Здесь не будет подробного описания технической реализации — это тема отдельной статьи. Просто в конце 2021 года я сел, описал для себя каким функционалом должна обладать первая версия. Для меня было важно, чтобы можно было:

  • Зарегистрироваться/авторизваться
  • Добавить свои аккаунты в FB Ads/Instagram
  • Создать отчёт
  • Настроить внешний вид и структуру
  • Выбрать метрики, которые необходимо отобразить в отчёте т. к для разных проектов требуются разные метрики в отчётах
  • Настроить внешний вид графиков
  • Поделиться отчётом

И конечно, это всё должно было быть реализовано без кода. Я использовал 2 инструмента:

  • Bubble — для реализации интерфейсов и базовой логики
  • Xano — для обработки данных

От начала реализации до конечной первой версии прошло недели 2 — 2.5.

Ещё где-то неделя потребовалась на то, чтобы пройти все проверки FB, чтобы подключать аккаунты могли все пользователи. Вот так это работало:

Здесь показано вместе с онбордингом после первого захода в систему

Как развивал?

Изначально, я, думал, что сделаю первую версию, отправлю нескольким знакомым сммщикам и дальше продукт сам взлетит. Шутка, конечно)

Но из всех моих маркетинговых активностей у меня в планах на старте был холодный заход к смм-специалистам и в агентства с целью проведения пилота и потом уже докручивать продукт под потребности рынка на основе обратной связи.

С середины января до середины февраля я кое-как совмещал общение с потенциальными пользователями, проводил демо, кастдевил и пытался нащупать тот самый product market fit. Потом увидел рекламу стартап-студии ADV Launchpad и решил подать заявку т. к они специализировались на martech проектах и мне показалось хорошей идеей двигаться вместе. Особенно, учитывая, что опыта в развитии продуктов у меня не было.

В общем, подали заявку, созвонились с трекерами из ADV, рассказали про проект, планы и в итоге получили приглашение.

Обратите внимание на дату письма

Через неделю стало понятно, что всем сейчас вообще не до того, чтобы заниматься внедрением каких-то новых продуктов и общаться. К тому же, соц. сети, которые были в сервисе стали недоступны и вообще всё пошло по одному месту.

В течение двух месяцев я продолжал кастдевить и искать проблему под которую можно перестроить продукт на нашем рынке: перестраивал систему под аналитику тиктока, но и он закрыл доступ для России.

Короче говоря, по итогу получил крутой опыт, но так и не запустил продукт.

Какие выводы я сделал?

  • Умение продавать продукт и находить нужную аудиторию гораздо важнее, чем умение создавать продукт
  • Сначала подтверди спрос на продукт через кастдевы, предоплаты и только потом делай рабочую версию
  • Нужно хотя бы немного разбираться в том, чем занимается твой партнёр, чтобы аргументированно вести диалог

Выводы, конечно, банальны и в каждой книжке по запуску стартапа об этом написано. Но нужно это было испытать на себе, прежде чем это уложилось в голове.

Что сейчас?

Сейчас сервис просто лежит в проектах на Xano и Bubble. Планов развивать его дальше нет и сейчас всё внимание направлено на развитие nocode студии.

Наш основной фокус на предпринимателях, которые хотят быстро запустить функциональный MVP или построить внутренний продукт для своей компании.

Ниже вставлю пару ссылок, которые могут быть полезны:

Пока переделываем сайт, поэтому всю основную информацию о студии собрал здесь

Так же у нас есть канал про ноукод, где я собираю хаки по ноукод разработке, переодически провожу office hours и рассказываю о развитии студии

Если хотите пообщаться по поводу создания продукта но nocode, то пишите в телеграм

0
1 комментарий
Василий Крылов

Может будет интересно пообщаться. У нас продукт Датафан называется. Занимаемся примерно тем же.

Ответить
Развернуть ветку
-2 комментариев
Раскрывать всегда