«Фонд — это предприятие, ему тоже нужна система». Как живет НКО, которое помогает детям расти с киберпротезами

Миссия «Все Все Вместе» – сделать высокотехнологичную реабилитацию доступной каждому. Директор фонда Ольга Ващенкова рассказала Битрикс24, как за 3 года команда помогла уже 140 подопечным обрести киберпротезы рук

В России живут 1,5 млн инвалидов, которым нужно использовать технические средства реабилитации — протезы, коляски, трости, ортопедическую обувь.

Они могут бесплатно получить ТСР от Фонда социального страхования (ФСС), в который власти каждый год вкладывают средства из бюджета. В 2022-м это 37,3 млрд рублей, в 2023-м, по плану – 44 млрд. Этого хватает не всем.

Как и зачем проект помогает детям получать киберпротезы, почему команда работает полностью удаленно, как ищет деньги – и организовывает процессы. Всё это в нашем материале.

О миссии фонда

Мы каждый год следим за динамикой и видим, что государство помогает около 70% нуждающимся в протезировании.

Оставшаяся треть инвалидов сталкивается с бюрократией, конфликтами в больницах и огромными очередями. Также ФСС зачастую предлагает косметические протезы, а не активные. Эту потребность и закрывает наш фонд «Все Все Вместе».

Мы помогаем людям разобраться с документами, собрать пожертвования и ускоренно получить новые кибер-конечности.

Чем раньше человек пройдет реабилитацию — тем выше шанс вернуться к продуктивной жизни. Например, ранняя установка ребенку такого медицинского девайса поможет адаптировать организм и предотвратить сколиоз.

Новогодний праздник в фонде

О том, как все начиналось

До фонда я занималась множеством проектов и наблюдала за миром благотворительности со стороны.

В 2018 году у меня родилась дочь, что стало толчком для запуска чего-то нового и доброго. Я долго выбирала, кому помогать, пока не нашла компанию «Моторика». Она создает бионические протезы рук в России. Я решила, что хочу помогать именно в этой области.

Сначала я обратилась к своему брату – Евгению Ходченкову. Он инвестор, мульти-предприниматель и меценат, в его соцсетях большая аудитория. Брат с радостью откликнулся.

Потом я написала руководителям «Моторики»: «привет, у меня есть подписчики и идея НКО. Могу помочь кому-то из ваших подопечных».

Мы запустили совместную акцию и за новогодние праздники сразу собрали средства на протезирование для 7 человек. Так я поняла, что двигаюсь в правильном направлении.

Евгений и сейчас активно поддерживает фонд. Регулярно устраивает акции в своих телеграме и ВК.

Поначалу я работала одна. Потом поняла, что идея откликается аудитории – и начала регистрировала свой фонд в питерском Минюсте. Это заняло 8 месяцев. Было невозможно разобраться с бюрократией и совмещать ее с текущей работой. Поэтому я нашла бухгалтера и юриста на аутсорсе, которые вели отчетность и собирали документы.

В декабре 2019 года мы наконец запустились официально. Стало проще собирать пожертвования: появились официальный сайт и прозрачная отчетность.

Сейчас у нас 11 постоянных сотрудников и еще около 10 фрилансеров: дизайнер, копирайтер, редактор текстов, верстальщик сайта, специалисты по продвижению в соцсетях и другие. Мы все трудимся онлайн. Так мы можем объединять людей из разных стран и городов.

Фото из жизни фонда: сотрудники на катке

От кого и как привлекаем средства

Источника финансирования два — физлица и бизнес. Большинство составляют частные пожертвования.

Компании помогают решать проблему системно, рассказывать о благотворительности на широкую аудиторию и быстро закрывать сборы. Например, когда мы долго не можем собрать сумму подопечному.

Как привлекаем доноров:

  • Личные связи. Особенно это работало на старте — когда мы поделились историями обычных людей, которые нуждаются в помощи протезирования рук, с комьюнити моего брата.
  • Контекстная реклама в Директе. У нас есть грант от Яндекса — и личный кабинет ежемесячно пополняется сам. Такая же опция раньше была в Google Ads, но из-за санкций мы больше не можем использовать платформу.
  • Соцсети. С марта мы начали активнее продвигать себя в Telegram и VK. Здесь на продвижение очень влияет сезонность: например, в Пасху или под Новый год люди чаще помогают и дарят добро тем, кто в этом нуждается.

В корпоративной благотворительности все сложнее: здесь сохранилась культура офлайн-встреч. Но у нас все равно получается регулярно привлекать новых людей, которые помогают разово или постоянно.

Например, мы работаем с сетью аптек «Вита» и крупным франчайзи «Додо Пиццы», с которым проводим совместные акции и благотворительные спортивные мероприятия.

Уже второй год в Самаре и Санкт-Петербурге мы организуем благотворительные забеги «Добрый бег». 19 марта в Самаре стартует лыжная гонка «Добрая лыжня».

Потом мы хотим проводить подобные акции и в других регионах. Но для офлайн-мероприятий нужна спонсорская поддержка, так что взаимодействие с бизнесом – обязательное условие для успешной работы.

Чтобы мы могли помогать людям без рук обретать протезы, нужна реклама. Мы пробовали таргет ВК, но пока стратегии продвижения не принесли больших результатов.

В 2023 мы планируем попробовать продвижение с помощью блогеров. Есть сердечные люди со схожими ценностями, которые готовы откликаться и помогать закрывать сбор.

Из Telegram – в CRM

После запуска НКО мы сперва разработали сайт, создали страницы проекта в соцсетях и всей командой переписывались в Telegram.

В какой-то момент мы поняли, что рост замедлится, если не интегрировать ИТ-решения, не отслеживать воронки и не анализировать пожертвования.

Параллельно у нас началась путаница в процессах: было непонятно, кто за что отвечает, где хранится список заданий, какие у нас дедлайны. В таком хаосе сотрудники устают и выгорают.

Надо было строить структуру. В фонде, как и в любом предприятии, должны быть система, руководитель, отделы, исполнители и взаимодействие между подразделениями.

Поэтому мы ушли в Битрикс24, где настроили под себя рабочее пространство.

Что мы делаем в Битрикс24:

Задачи и проекты
  • Ставим задачи. Теперь видим ответственных, можем контролировать сроки выполнения и приоритеты.
  • Ведем календарь. Там можно найти время совещаний, офлайн-мероприятий и отпусков.
  • Оцениваем загруженность. В Битрикс24 видно, сколько у нас дел, кто занят, а кто более-менее свободен и может что-то подхватить.
  • Рассылаем письма. Мы хотим постоянно оставаться на связи с подписчиками, меценатами и жертвователями: отправляем им новости про итоги месяца, закрытие сборов, наши образовательные онлайн-марафоны и офлайн-мероприятия. Например, благотворительные спортивные забеги, заплывы, концерты.
Календарь

Битрикс24 сильно помог нам систематизировать работу. В CRM мы создали что-то вроде корпоративного гайда: расписали, кто в команде за что отвечает, указали контакты и сформировали управленческую структуру НКО. Такой документ очень помогает всем, в том числе новичкам.

Мы учимся работать с аналитикой, анализом и подведением итогов. Не действовать ради действий. Сначала смотрим на цифры, а потом принимаем решение о старте какого-либо проекта.

Сейчас у нас в команде есть маркетолог-аналитик, которая формирует систему отображения потока финансов и расходования ресурсов на продвижение.

О проблемах

Я выделяю три ключевых трудности на сегодня:

  1. Маркетинг. В прошлом году мы пытались лить рекламу «в лоб», что не дало результатов. Приходится постоянно пробовать разные запросы в Директе, тестировать инструменты и стратегии.
  2. Бухгалтерия. В благотворительной сфере очень много бюрократии: все пожертвования должны быть максимально прозрачными. Мы отчитываемся, проходим аудиторские проверки и открыто публикуем информацию на сайте. Это отнимает много ресурсов — и каждый раз появляются все новые вопросы.
  3. Работа с обратной связью. На старте было много негативных комментариев вроде «Почему вы помогаете именно этим детям? Нужно помогать другим. Зачем этим занимаетесь вы, а не государство?» Мы отвечаем на недовольства, работаем с аудиторией — и видим, что негатива становится меньше.

О том, что будет дальше

Мы планируем найти представителей в разных регионах России, чтобы они лично встречались с меценатами, предпринимателями и другими коммерческими донорами.

В 2023 году хотим добавить новые виды помощи в области высокотехнологичной реабилитации. Возможно, это будет связано с протезированием ног. Если у вас есть знакомые, которые нуждаются в протезе – обращайтесь в наш фонд: [email protected].

Стратегически — думаем построить реабилитационный центр и базу отдыха в России. Скорее всего, это будет республика Алтай. Там можно будет перевести дух, получить медицинскую и психологическую поддержку и запускать благотворительные кампании.

Если вы хотите создать свое НКО

  • Прежде всего – найдите опору. Нужен человек, который станет вашим помощником или даже наставником. Чтобы он поддержал вашу идею, миссию и вы вместе продумали планы.
  • Подружитесь с другими фондами. Будьте друг другу полезными, предлагайте помощь. Сейчас время команд и больших сообществ, объединенных идеей благотворительности.
  • Не обязательно сразу открывать свой проект — поработайте в найме или волонтером. Если вам близка та или иная организация, просто свяжитесь с ней и расскажите, чем вы можете быть для нее полезны. Так вы посмотрите на этот рынок изнутри, изучите его и поймете, с какими проблемами можете столкнуться как основатель.
0
Комментарии
Читать все 0 комментариев
null