Tappsk: как мы потратили почти 6 млн рублей на разработку «ещё одной тудушки»

Прошли заочный акселератор ФРИИ, едва не умерли, изменили стратегию и нацелились на Product Hunt.

Тысяча и одна напоминалка

Есть три этапа взаимодействия с приложениями для увеличения личной продуктивности:

  1. Ты ставишь несколько программ на смартфон, больше половины сразу удаляешь — не то.
  2. Неделю-две планируешь, составляешь и отмечаешь. В какой-то момент перестаешь понимать, что и где у тебя записано. Путаешь Todoist с Wunderlist. Возвращаешься к листочку и ручке или «Заметкам».
  3. Bingo! Ты понимаешь, что миру, наконец, нужна нормальная, удобная напоминалка! И начинаешь разработку своего (1001-го в App Store) приложения.

Изначально Tappsk задумывался как таск-менеджер с акцентом на UX и UI: максимально интерактивный интерфейс, идеально простая фиксация задач. Про кастдев мы тогда не слышали. На то, что простоту интерфейса считает своей фишкой несколько сотен таск-менеджеров, не обращали внимания.

Осенью 2017 года команда пополнилась дизайнером и разработчиком, мы сняли офис. Через полгода так и остались с прототипом. Минус — потратили 1 млн рублей на некомпетентных программистов. Плюс — узнали, как не нужно руководить командой.

В тот момент мой друг и партнёр по другому проекту Артур Шимко проходил акселерацию во ФРИИ, я пригласил его стать сооснователем, чтобы закрыть отсутствие компетенций в lean-методологии стартапов

Матвей Кондаков,

основатель

Мы сделали работу над ошибками: теперь в команде был сооснователь, сильные iOS- и fullstack-разработчики, дизайнер (всё тот же). Настроение прекрасное — делаем приложение со всеми задуманными функциями! На выходе должен получится удобный таск-трекер с системой мотивации — получаешь различные плюшки, если постоянно пользуешься приложением.

Теперь нужно было выбрать методологию и с нуля построить процесс разработки. У нас был прототип, но не было данных от пользователей. Спустя пару месяцев мы наконец-то начали кастдев, а также решили обратиться за консультацией к одному из трекеров ФРИИ Диме Торшину.

Обратная связь от людей о процессе ведения дел, опыте использования инструментов для планирования:

  • не все задачи фиксируются и поэтому забываются;
  • разные типы активностей фиксируются в разных местах и приложениях и поэтому теряются;
  • интерфейс даже лучших приложений неудобен, возврат к запискам на коленке.

Обратная связь от Димы по нашему прототипу:

  • еще один таск-менеджер, удобство — понятие субъективное и не может являться UVP;
  • система мотивации это всего лишь вишенка на торте, но где торт?
  • лучшая напоминалка и таск-менеджер — «Леночка», круче живого секретаря ничего быть не может.

«Леночка»

В августе 2018-го мы остановились на концепции личного помощника и сфокусировались на двух гипотезах:

1. Люди забывают не о выполнении задачи, а о самом её существовании (цветы гибнут от того, что задача не была осознана и зафиксирована).

Мы классифицировали задачи, регулярно появляющиеся у большинства людей, по сферам жизни. Сделали это в стиле Apple Music. Предлагаем выбрать интересы, внутри них показываем самые распространенные задачи, даём настроить периодичность. Например, нажал «Дела по дому» — получил в примерах «Оплатить коммуналку», настроил напоминание пятого числа каждого месяца.

2. Задачи забываются и теряются, потому что ведутся в разных местах.

Наша идея заключалась в объединении дел, заметок, списков покупок и привычек в одном приложении. Существующие UX и UI позволяли сделать это действительно удобно (как нам кажется), в нём было всё: любые перетаскивания, множественное редактирование, голосовой ввод и так далее. Мы хотели создать единое пространство для разгона личной продуктивности. Но, к сожалению, эти функции мы выпустили только через четыре месяца.

Поворот не туда

12 октября 2018 года первая версия Tappsk появилась в App Store. Приложение никак не рекламировалось, настроили только ASO. Обратная связь от пользователей была положительной. Мы увидели, что регулярные задачи активно создаются, а дизайн нравится людям.

На этом позитиве 1 ноября мы идем на Harvest от ФРИИ и нас отбирают в «Мастерскую старта продаж» (ранее «Заочный акселератор»).

Мастерская длится два месяца полных противоречий. С одной стороны, мы получаем ряд инсайтов, касающихся поиска ЦА, важности кастдева и отказа от собственного мнения. С другой — «погружение в клиента» дало нам гипотезы, которые впоследствии не подтвердились.

В числе прочих мы получили очень убедительную (как нам показалось) обратную связь от одной девушки с кучей проблем, связанных с планированием времени: дети, муж, работа и прочее. На этой почве мы решили протестировать нашу ЦА на потребность в семейном органайзере.

Без значимой статистики от пользователей мы реализуем в Tappsk списки покупок и возможность делиться задачами, надеясь, что гипотеза подтвердится. Увы, никому такие «семейные» функции в органайзере не понадобились (по крайней мере, в России).

К этому времени деньги заканчивались уже несколько раз, команда сжигала до 500 тысяч рублей в месяц, на носу Новый год. Мы своими силами переводим приложение на английский, чтобы начать собирать хоть какую-то статистику за рубежом. Распускаем команду, оставшись только с iOS-разработчиком с полным рабочим днём и дизайнером на аутсорсе.

Как оказалось, меня очень любят банки. Я три раза получал смс с предодобренным кредитом и сразу бежал за ним

Матвей Кондаков, основатель

В начале 2019 года становится понятно: в новых странах приложение висит вне видимости, на тысячных позициях в App Store. О какой-либо статистике и аналитике речи быть не может.

Привычки

После нелегких раздумий рождается следующий план:

  • достать из ящика концепт трекера привычек и реализовать его;
  • подключить к проекту маркетологов, которые имеют опыт вывода продуктов с нуля на зарубежный рынок.

К идее трекера привычек нас подвел и кастдев, и близость уже реализованной в Tappsk механики регулярных дел. К задаче нам осталось лишь добавить возможность многократного повтора за день и учёт статистики. В существующий дизайн мы добавили привычки с элементами, напоминающими «Истории» в Instagram.

Параллельно размещаем вакансию на vc.ru, знакомимся с ребятами из Jent Lab, начинаем разрабатывать маркетинговую стратегию.

Наша ближайшая цель — подготовить проект к запуску на Product Hunt, попасть в выборку Apple и максимально подсветить его в зарубежных СМИ. Сейчас приложение уже обзавелось функцией трекера привычек и промороликом, а также переведено носителем языка.

За четыре месяца мы проверили несколько способов монетизации и хотим поделиться опытом. Мы используем freemium-модель — приложением можно пользоваться бесплатно, премиум-функции требуют подписки.

Первые два месяца такой функцией были «Регулярные задачи»: без них приложением вполне можно пользоваться, но с ними удобнее. Увы, статистика продаж не вдохновила. Мы решили быть смелее и установить ограничение на количество напоминаний, одну из базовых функций.

Сделали интересное годовое предложение c пробным периодом, и выручка удвоилась. При этом заработали всего пару негативных отзывов (куда же без них). В феврале сократили пробный период с двух недель до семи дней и наконец-то добавили привычки.

Пока мы не потратили ни копейки на продвижение приложения, пользователи находят Tappsk только через поиск App Store. Сейчас у нас в среднем 60 установок в день — преимущественно из России (мы находимся в верхней десятке всего лишь по двум запросам: «Список дел» и «Планировщик дел»).

В следующем сезоне

В русской философии мудрость отличается от истины. Мудрость — это истина, которую ты прожил.

Да, мало просто познакомить программиста с дизайнером, командой действительно нужно руководить (кажется, сейчас мы научились понимать друг друга на уровне мыслей). Да, необходимо уметь отказываться от собственного мнения в нужный момент. Да, кастдев не только нужно проводить, но и правильно интерпретировать. Нам потребовалось более года, чтобы понять реальный смысл этих идей.

vc.ru, у кого был похожий опыт, расскажите, что ждёт нас в ближайшие месяцы!

Вы тоже можете рассказать о своём проекте, как автор этого материала. Соберите побольше информации — и публикуйте материал в подсайте «Трибуна».
0
119 комментариев
Написать комментарий...
Гоша Миронов

Не знаю, что вас ждёт в ближайшие месяцы, но знаю, что я попрошу от вас в ближайшие месяцы.
Это выкатить приложение на Android.
Вы попросту теряете половину, даже если не больше своих потенциальных клиентов

Ответить
Развернуть ветку
Матвей Кондаков
Автор

Георгий, привет! Конечно же, мы понимаем необходимость Android версии.

Но пока стартап находится в стадии подтверждения гипотез и ценностей, делать сразу две версии - весьма опрометчиво. В случае совершения ошибок (а они точно еще будут) падать будет больнее вдвойне :)

Ответить
Развернуть ветку
Гоша Миронов

Я понимаю и не осуждаю вас. Мне очень понравилась концепция и просто хочется скорее её протестировать. Сколько ждать до альфа версии?

Ответить
Развернуть ветку
Матвей Кондаков
Автор

Ох, к сожалению, я пока не смогу ответить на этот вопрос. Поэтому лучше ничего не буду обещать..

Ответить
Развернуть ветку
Пёса и Котя

Привет! Только что скачал ваше приложение, вроде бы все функции были доступны с самого начала , подключил премиум , ничего не изменилось , по прежнему все доступно и нового нет)

Ответить
Развернуть ветку
Матвей Кондаков
Автор

Добрый день! В бесплатной версии ограничение по количеству напоминаний, регулярных задач и привычек.

Они бы стали недоступны, в случае превышения лимита:
- 7 напоминаний
- 3 привычки
- 3 регулярных задачи

Весь остальной функционал бесплатен :)

Ответить
Развернуть ветку
Макс Носковец

Неплохо было бы сравнение ещё какое нибудь добавить ☺️

Ответить
Развернуть ветку
Матвей Кондаков
Автор

Хорошая идея, записали в бэклог.

Ответить
Развернуть ветку
Никиш Рюмин

Почему не сделали гибридное приложение тогда?

Ответить
Развернуть ветку
Матвей Кондаков
Автор

Никиш, добрый день! Ответил на этот вопрос ниже. Если коротко, гибридное приложение - очень плохо для iOS.

Ответить
Развернуть ветку
116 комментариев
Раскрывать всегда