{"id":14275,"url":"\/distributions\/14275\/click?bit=1&hash=bccbaeb320d3784aa2d1badbee38ca8d11406e8938daaca7e74be177682eb28b","title":"\u041d\u0430 \u0447\u0451\u043c \u0437\u0430\u0440\u0430\u0431\u0430\u0442\u044b\u0432\u0430\u044e\u0442 \u043f\u0440\u043e\u0444\u0435\u0441\u0441\u0438\u043e\u043d\u0430\u043b\u044c\u043d\u044b\u0435 \u043f\u0440\u043e\u0434\u0430\u0432\u0446\u044b \u0430\u0432\u0442\u043e?","buttonText":"\u0423\u0437\u043d\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"f72066c6-8459-501b-aea6-770cd3ac60a6"}

FORMA: 12 лет делаем промышленный дизайн в России

Про разработку IT продуктов на VC написана гора материалов. Но, похоже, ChatGPT и другие нейросети скоро будут писать за нас и софт, и статьи про него. Автоматизация создания физических объектов идёт не так быстро, работа промышленных дизайнеров ещё долго будет востребованной.

Мы решили поделиться с вами нашим подходом к созданию новых “железных” (а также пластиковых, композитных и иногда даже стеклянных) продуктов.

Этап конструкторской проработки проекта быстрой зарядной станции, предназначенной для одновременной зарядки двух электромобилей. 

Мы разрабатывали самые различные предметы: детские игрушки и инновационные кальяны, монорельсовые вагоны и медицинское оборудование, сантехнику и мобильную электронику.

За 12 лет наша студия FORMA Industrial Design выросла из университетского конструкторского бюро в крупную независимую студию. За это время мы разработали больше 450 проектов, только в прошлом году спроектировали рекордные 72 объекта. Получили все основные дизайн-награды: Red Dot Design Award, IF Design, Good Design.

В общем, мы знаем, как проектировать красивые и удобные вещи. Причём не только внешнюю поверхность или просто картинку. Мы знаем, как правильно конструировать продукт и запустить его в серийное производство. В студии над каждым объектом работают дизайнеры, конструкторы, макетчики и другие специалисты.

Подводные камни дизайна и производства объектов:

  • Представления об идеальном продукте у дизайнеров, маркетологов, технологов и будущих пользователей могут сильно отличаться.
  • На ранних этапах дизайн-проектирования тяжело точно оценить стоимость будущего изделия.
  • Если дизайнер строит работу над проектом, не задумываясь о производственных технологиях и материалах, то итогом такой работы так и останется красивая картинка.
  • Далеко не все производственные технологии и материалы доступны в России, особенно сейчас.
  • Большие инвестиции в проектирование и создание оснастки ложатся тяжелым грузом на себестоимость каждого изделия при небольшом тираже.
  • Изменение вводных данных (портрет пользователя, покупные компоненты, тираж и многое другое) на поздних этапах работы приводит к долгой и мучительной переделке всего того, что было сделано к этому моменту.
  • Как правило, промышленных дизайнеров привлекают к работе в последний момент, когда можно исправить лишь некоторые просчёты.

Сейчас мы параллельно ведём 13 различных проектов, и чтобы обойти все «грабли», мы выработали свой поэтапный подход к проектированию. Он позволяет на ранних этапах решать возникающие проблемы и грамотно планировать дальнейшие шаги. С его помощью мы помогаем компаниям создавать и блок питания для смартфона, и зарядную станцию для электротранспорта, и даже электромобиль.

Чаще всего продукты проходят в нашей студии весь цикл проектирования: от эскиза до серийного образца. А иногда мы подключаемся к проекту на короткий срок. Например, если нужно довести до реализации чью-то дизайн-концепцию или если у заказчика есть свой штат конструкторов и технологов.

Процесс проектирования продуктов в FORMA Indsutrial Design

1. Постановка задачи, знакомство с заказчиком

Всё начинается с простой заявки на проектирование у нас на сайте.

Мы составили её таким образом, чтобы сразу дать ответ, чем мы можем помочь заказчику, какие есть варианты достижения цели, сколько на это потребуется средств и времени. Мы делимся нашими предложениями с заказчиком, обсуждаем проработку сложных моментов.

Рабочие встречи проводим у нас в студии, дистанционно по видеосвязи или непосредственно на производстве. Кажется, мы были на самых разных локациях: от заводов по литью пластика и ротационному формованию до таинственных научно-исследовательских центров где-то в Белгородской области. На наш взгляд, личные встречи всегда полезны обеим сторонам, позволяют лучше понять понять потребности и ожидания заказчика.

Когда работы по согласованию коммерческого предложения и формы договора завершены, мы приступаем к составлению технического задания. Совместно с заказчиком, на основе бриф-опросника или живой беседы. В ТЗ нам важно зафиксировать цели и этапы выполнения проекта, способы производства, общие характеристики объекта разработки, пожелания заказчика, и конечно, сроки. Это могут быть как общие пожелания в духе "вы профессионалы — сделайте лучше всех”, так и максимально подробно прописанные нюансы каждого элемента будущего изделия.

Надо сказать, что ТЗ может немного меняться в процессе работы с появлением новых вводных. Но мы уверены в том, что главная задача этого документа — зафиксировать точку старта проекта, создать устойчивый фундамент для дизайн-проектирования.

Итог работы: договор, спецификация и техническое задание.

2. Исследование

Наша цель на этом этапе — найти верное видение будущего изделия. Мы погружаемся в тему проекта: изучаем конкурентов на рынке, оцениваем и анализируем пользовательский опыт, изучаем доступные производственные технологии и материалы, выявляем тренды. Наша стратегия исследования сходится с принципами дизайн-мышления — начиная с «расширения» и исследования проблемы заказчика в целом, мы заканчиваем «сужением» фокуса на проектировании объекта разработки. Для работы мы пользуемся сервисом Miro — любим этот инструмент и не представляем, как бы строился наш процесс без него.

Итог: презентация с выводами исследования и предложениями по направлениям развития дизайн-проекта. Идеальная обратная связь для нас на этом этапе звучит как: «Давайте уже рисовать!». И обычно, мы получаем именно такие сообщения :)

3. Поиск решения

Процесс дизайн-поиска начинается с ручных набросков, а затем мы по лучшим эскизам делаем 3D модели. У нас всегда получается большое число поисковых вариантов: стараемся сильно развести предложения стилистически и технически, чтобы у заказчика был широкий выбор. По итогу мы высылаем заказчику презентацию с рендерами и комментариями к ним. На встрече мы представляем решения, предлагаем выбрать наиболее подходящий вариант или просим выделить отдельные детали, которые попали точно в цель.

Например, для проекта быстрой зарядной станции мы подготовили 8 поисковых вариантов:

4. Доработка выбранного варианта.

Большая часть правок связана не с эстетическими пожеланиями, а техническими или эргономическими моментами. Совместно с заказчиком и производителем составляем список правок, которые надо внести в проект. Таких итераций может быть две, три или даже больше — всё зависит от сложности объекта и глубины проработки. На этом этапе проходят еженедельные встречи, и нередко в это время кипят нешуточные страсти: как лучше сделать ту или иную деталь, какое стилистическое решение будет выглядеть более выигрышно. Здесь участие производства и маркетинга играет очень важную роль — ведь им, в конце концов, этот продукт производить и продавать.

Итог: отправляем презентацию с фотореалистичнымм рендерами и доработанной 3D моделью внешней поверхности (оболочки) изделия:

5. Конструкторская проработка

Затем фиксируем дизайн и начинаем создавать документацию, по которой будет производиться изделие. Наши инженеры разбивают оболочку на детали, дают им толщину, прорабатывают крепеж, просчитывают элементы на прочность, подбирают покупные элементы. Если проект очень сложный и у заказчика есть свой конструкторский отдел, мы тесно взаимодействуем с ним: даём обратную связь по изменениям в дизайне, помогаем решать возникающие проблемы, выезжаем на производство.

Итог: набор чертежей и 3D моделей, необходимых для производства:

6. Прототипирование

Очень важный этап, когда картинки из презентаций и виртуальные 3D модели наконец воплощаются в жизнь и результаты своего труда можно потрогать руками. Мы производим первые прототипы сами: печатаем на 3D принтере, склеиваем детали, дорабатываем поверхности наждачной бумагой и шпатлевкой, окрашиваем макет. Тут нам важно убедиться, что вся предыдущая работа выполнена корректно, и наши представления об объекте проектирования соотносятся с реальностью. Изделие удобно лежит в руке, вписывается в интерьер и легко собирается. На этом этапе можно внести последние штрихи в конструкторскую документацию до ее отправки на завод.

Итог: физический прототип будущего изделия.

Держатели зарядных пистолетов, напечатанные на 3D принтере. 

7. Разработка сопутствующих материалов.

Упаковка продукта формирует первое впечатление о нём: мы подбираем материалы, готовим аккуратную и понятную графику, продумываем процесс удобной транспортировки. Так нам получается добиться законченности образа продукта на всех стадиях его взаимодействия с пользователем. По сути, этот этап — проект в проекте. Здесь мы рисуем, моделируем, прототипируем, ищем подходящее производство. Также выход на рынок нового продукта может быть поддержан видеороликом, всевозможными буклетами, плакатами, графикой для сайта. Эти задачи мы так же можем решить.

Итог: упаковка, буклет и другие графические материалы для маркетинга.

8. Авторский надзор

Последний этап работы. Подключаемся к процессу наладки производства, и бережно следим за сохранением идей дизайнеров во время долгого пути на конвейер, по мере необходимости корректируем стиль и конструкторскую документацию. В финале этого трудного процесса мы получаем возможность воочию увидеть и опробовать серийный образец продукта.

Какой миг может быть более радостным для промышленного дизайнера, если не этот? Серийный продукт — всегда бриллиант в портфолио, и мы рады, что к нам из года в год возвращаются наши заказчики из самых разных отраслей.

9. Всё только начинается

Продукт выпущен. Но для нас работа не заканчивается) Почти сразу необходимо приступать к следующему проекту: улучшать разработанное изделие, развивать линейку, заходить в новые ниши. Процесс дизайн-проектирования никогда не останавливается, качественно меняя мир вокруг.

Проект новых зарядных станций для электротранспорта TOUCH, которые с 2020 года производятся в Санкт-Петербурге.

Желаем всем хорошего окончания рабочей недели!

0
38 комментариев
Написать комментарий...
Mihail Lyubachev

Очень интересно, как создаются новые продукты. Новая тема для VC. Больше пишите о своих работах.

Ответить
Развернуть ветку
FORMA Industrial Design
Автор

Спасибо, Михаил! Будем появляться на VC чаще!)

Ответить
Развернуть ветку
Владимир Бейманов

чем чаще тем лучше, далеко пойдёте, как по созданию, так и по продвижению на vc))

Ответить
Развернуть ветку
Не очень хороший человек
Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Алексей в

Что происходит в этой короткометражке???

Ответить
Развернуть ветку
Точка Лагранжа

Жирное у вас портфолио. А вопрос только один у меня, как у промдизайнера-фрилансера к успешным корпоративным промдизайнерам — каково это работать с госкорпорациями? Много работал с "очень важными людьми", слабо представляю - как удается не слететь с катушек в процессе таких длинных и многоуровневых проектов с кучей согласований и авторитетных мнений совета директоров. Даже сейчас в частной прямой работе все через боль и кровь , хотя опыт вроде не малый.
И позволю немного чисто оценочного бессознательного: потолок в лиазе ну очень спорный, надеюсь в серию не пошел в таком виде, по близкому мне транспорту тоже вопросики, что трамвай, что трактора - ранним китаем попахивает, ну и очень мелкий шрифтец в описаниях на сайте.
А так, жил бы в питере, приполз бы к дверям бойцовского клуба чтобы вытаскивать на новые уровни формообразования *шутка*
PS промдиз - сила, жаль мало кто об этом догадывается

Ответить
Развернуть ветку
FORMA Industrial Design
Автор

Большое спасибо за развёрнутый комментарий! Рады видеть коллег по цеху)
Вопрос про работу с госкорпорациями, кажется, потребует написания отдельной статьи)

Ответить
Развернуть ветку
Даниил Королишин

Шикарно

Ответить
Развернуть ветку
Newuser37

Не,ну хоть у вас реальная привязка,к физическому продукту/товару!
Однозначно,удачи!

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
FORMA Industrial Design
Автор

Спасибо!

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Сергеевич

Помню, потребовалось выполнить нетривиальную задачу - разработать корпус для РЭА (буквально 3 детали нужно было сделать размером 10*10*8 см).

Зашел в гугл, попался сайт этой конторы. Собрал референсы, подготовил развернутое ТЗ, оставил заявку. Созвонился с менеджером Натальей, обговорили проект. Дождался КП и ох*ел…

Трудоемкость выполнения работ составила 65 чел.дней. 65 дней, Карл!!!🤣

Работы выполнять планировалось в 7 этапов с 3-4 подэтапами, к примеру один подэтап, цитирую: «Дизайн-исследование, направленное на оптимальные алгоритмы использования Изделий их обслуживание»🤣

Ох уж эти Исполнители, пытаются высосать из пальца обоснование трудоемкости и бюджета умными словечками.

В итоге, чтение этой белиберды (другого названия этому КП я не смог придумать), натолкнуло на мысль о том, что как много таких вот «товарищей», которые считают своего Заказчика лохом. Уверен, менеджеры угарали наверное всем отделом с этого текста КПшки.

Самый прикол был в стоимости этих работ всех. 430 тыс руб. (За пластиковый корпус 10*10*8см). 430 тыс руб. Лох не мамонт, лох не вымрет. Мне тогда показалось, что в Купертино стоило бы дешевле заказать разработку дизайна.

В итоге я сам его сделал за три дня в Компас-3Д в бесплатной учебной версии по урокам в Ютубе. Такие дела.

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Мареев

Добрый день! Это Дмитрий Мареев, руководитель студии FORMA. Благодарю за обращение к нам и развернутый комментарий. Мы ориентируемся на разработку серийных изделий, поэтому уделяем большое внимание стилю, удобству использования и технологичности. Когда речь идёт о тысячах штук, мелочей нет, цена ошибки - отзыв продукции и переделка оснастки. Если же задача - сделать простую коробочку для себя, проще выбрать что-то из предложенных на рынке готовых корпусов. Можно, конечно, что-то самостоятельно смоделировать и распечатать на домашнем 3D принтере, но результат будет хуже. А из стоимости проекта мы не делаем большого секрета, как другие студии. Более того - на нашем сайте есть конфигуратор проекта, где в реальном времени показывается цена с учетом объекта разработки, этапов, количества поисковых вариантов и т.д. Стоимость средняя - дороже чем у фрилансеров, сильно дешевле чем у патриархов дизайна и уж тем более организовывать свой отдел на производстве.

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Сергеевич

Дмитрий, благодарю за ответ. «Коробочка» была не для себя. Это достаточно сложное электронное устройство. Я понимаю, конечно, реальные проекты на сотни чел.дней, где необходимо присвоение литеры О или О1, проведение государственных испытаний и т.д, которое изложено и требуется в ТЗ. Но в ТЗ не было таких требований от слова «совсем». Просто признайтесь, что вы попали на Заказчика, который хоть что-то понимает в технологических этапах разработки изделий, поэтому такая реакция сейчас и произошла. Простой обыватель даже не понял бы что вы там понаписали. В моем случае ну не повезло. Ну триггернуло человека, когда увидел ваши дифирамбы эти, вот и написал что думаю о вашем подходе, бывает.

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Мареев

Если Вы правы и действительно можно делать дизайн высокого без образования, опыта, быстро и дёшево, то остается только порадоваться за найденную золотую жилу. Надеюсь, что уже в самое ближайшее время мы все прочтём стать на VC о новой студии промышленного дизайна, которая практически бесплатно и всего за три дня выдаёт шедевр за шедевром.

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Сергеевич

Вы просто с Питерскими военпредами не работали🤣 Я бы посмотрел как ваши сотрудники согласовывают у них такую трудоемкость работ, как указана у меня в вашем КП.

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Мареев

Мы не занимаемся дизайном вооружений

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Сергеевич

Да и хорошо. Это я вам о том, что люди-матерые ребята быстро вас без штанов оставят с таким вашим подходом в разработке промышленного дизайна. Если в Госзаказ полезете. Кстати, военпреды это не только вооружения. Но и спутники и средства связи и много много еще чего. Погуглите

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Мареев

Спасибо, я в курсе.

Ответить
Развернуть ветку
Bezoblachno

Забирайте у заказчиков зарядных станций электромобилей и проектирование UI/UX.
Все существующие приложения - дно

Ответить
Развернуть ветку
FORMA Industrial Design
Автор

Спасибо за комментарий! Мы задумываемся об этом иногда, но всё же не хотим смещать фокус с прома, хотя и готовы выступать в роли консультантов на проекте)

Ответить
Развернуть ветку
Перечитатель

Вот фиг знает. Вроде красиво, а как на практике, пока не сделаешь, не поймешь

Ответить
Развернуть ветку
Вячелав Садилов

то то и оно

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Мареев

Многие проекты давно реализованы, можно посмотреть, потрогать и сделать выводы

Ответить
Развернуть ветку
Rtr

Было очень интересно почитать, спасибо за материал. В начале века поступала именно на промышленный дизайн, но к третьему курсу мы окончательно поняли, что про него так ни разу ничего и не было, и стали задавать вопросы. Так мы не стали Старком и Пирожковым. Тогда нас "переименовали" в графический. Мдя) По нему, правда, тоже ничего не было, но хоть спасибо книгам и интернету. Много раз прокручивала, что было бы, если бы это не было обманом) Эх.

А станция лично мне нравится больше из второго эскиза. Она не такая самостоятельная, более обслуживающий и вписывающийся дизайн, на мой взгляд. Ну и выбранный эскиз — такой мобильный телефон Филлипс немного, из начала века, не знаю, такая ассоциация)

Ответить
Развернуть ветку
Точка Лагранжа

Пирожок - типичный представителей шарамыжников первой волны. Выехал на эгоцентризме и наглости и уехал обратно в никуда в скольково ничего не сделав толком там, где есть и попродвинутей )

Ответить
Развернуть ветку
Rtr

Честно сказать, сколько не возвращаюсь к его творчеству (раз в несколько лет любопытствую для общего развития), не впечатляюсь. Но тогда мы знали только его и хотели быть Пирожковым)

Ответить
Развернуть ветку
Точка Лагранжа

"творчеству" )
Согласен - потому и изничтожил его словом. Тогда он был пионэром, как щас помню эти публикации в авторевю с его скетчами для ситроена и тойоты. Но объективно он уже тогда был не конкурентен с многими импортными дизайнерами. Выбился благодаря "харизме" и настойчивости, как обычно уж в этой среде. Наверно поэтому его выдавило обратно в родную деревню. Работы Формы, если честно, тоже ну на средненького чисто по уровню, при всем уважении. По реализации и масштабности то все круто, но слишком по-студенчески в плане пластики/породистости конечного результата. У того же Смирнова или Карфидова как-то почище )
В начале нулевых то всего 2,5 места было в стране, где на пром обучали, британка еще только в фантазиях зрела, да и то - не очень вышло чет)

Ответить
Развернуть ветку
Уинстон Смит

Пром дизайнер, который не упоминает Дональд Нормана - плохой дизайнер)

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Алексей в

Половина выглядит так, будто решения подчинены ограничениям (техническим, экономическим и т.п.) только, а не удобству или чувству прекрасного

Ответить
Развернуть ветку
Точка Лагранжа

Это суть дизайна продукта, увы. Удобство и эстетика - следующий уровень, чаще всего дороже в разы и очень требователен к способностям разрабов)

Ответить
Развернуть ветку
FORMA Industrial Design
Автор

Баланс и правда очень трудно соблюсти)

Ответить
Развернуть ветку
FORMA Industrial Design
Автор

Комментарии очень классные. Не ожидали такого интереса. Всем спасибо!

Ответить
Развернуть ветку
Не очень хороший человек

Что-то думается мне, что середина проекта должна выглядеть, как уже готовое изделие на тестах (3-6 мес.) в самых проходных местах, факт-чекинг, а после уже доработка и выпуск в серию. А так нафантазировать можно дохуа-хуа.

Ответить
Развернуть ветку
FORMA Industrial Design
Автор

Спасибо за интерес!) «Серединой» проекта как раз и можно назвать этап прототипирования — то есть можно увидеть уже готовое изделие (или его части)), но по нашему опыту, не стоит привязываться к срокам (3-6 мес)

Ответить
Развернуть ветку
Не очень хороший человек

Я вам о ходовых испытаниях хотя бы коротким промежутком, т. к. у вас изделие для пользователей, которые проходят в условно сложных условиях, а вы мне "у нас все правильно, мы разберемся без вас". А потом выяснится, что пользоваться не совсем удобно, но функцию выполняет, да — но это уже не промышленный дизайн)

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Сергеевич

Для этого у них есть не ходовые испытания, а этап «Дизайн-исследование, направленное на оптимальные алгоритмы использования Изделий их обслуживание», выдержка из их коммерческого предложения😂

Ответить
Развернуть ветку
35 комментариев
Раскрывать всегда