Samocat Sharing — платформа для аренды городских самокатов

Рассказываю о сервисе, задача которого — создать новую автоматизированную городскую микротранспортную сеть.

Меня зовут Василий Быков, я основатель сервиса автоматического шеринга городских самокатов. Хочу рассказать о том, почему я решил заняться созданием новой микротранспортной сети, какие сложности пришлось преодолевать и чем этот бизнес оказался интересен.

Как родилась идея создания платформы

Все началось с того, что я подарил дочке самокат. Пришлось её всё время догонять. В результате и себе купил. Показалось, что это очень удобно и быстро. Как-то вышел из метро, до нужного места пешком идти минут двадцать, а на самокате — в два раза быстрее. Вот в такие минуты жалел, что самокат не взял с собой. Но ведь и возить его с собой в метро не слишком удобно.

Так и созрела бизнес-идея: людям нужен сервис, который позволит взять самокат напрокат в одном месте (к примеру, у метро) и сдать его в другом (к примеру, у бизнес-центра, куда вы направляетесь).

До этого мой бизнес был связан с вендингом — автоматами, торгующими кофе, чаем, снеками и игрушками, и платежными терминалами Qiwi. Я подумал: «Почему бы не сделать аренду самоката автоматической, сдавать его в аренду и принимать обратно без участия человека?» Погуглил и обнаружил, что тогда, в 2015 году, никто ничего подобного ещё не делал.

Потом посчитал. В Европе (на тот момент я жил во Франции) взять напрокат велосипед стоит €2 в час. Если купить 12 самокатов и каждый из них будет кататься по одному часу в день, получится, что в сутки я заработаю €24. Если умножить это на 30 дней, получится €600 выручки.

Затраты такие: сам автомат, то есть самокатная станция, стоит где-то €1000, полочки-ниши для самокатов сделать — ещё €1000, ну и сами самокаты купить — €1000. Получается €3000. То есть максимум пять месяцев, и ты окупаешь затраты.

Чуть позже я пошел учиться в бизнес-школу в Бельгии. И в качестве курсовой работы предложил сокурсникам разработать бизнес-проект по аренде самокатов. Все загорелись. Мы создали презентацию. Наш кейс разобрали на занятии. Однако преподаватели поставили нам двойки, идея откровенно не понравилась.

Потерпев фиаско, все отказались от этой идеи, ушли в свои проекты. Кроме меня. Прошло время, самокаты становились всё популярнее как в Европе, так и в России, а предложения по их шерингу на рынке так и не появились. Я понял, что пора вкладываться, это перспективно. В Европе оказалось сложно найти единомышленников для проекта. Было легче стартовать (создать продукт и найти команду единомышленников) в России, а уже потом выходить на европейский рынок.

Наша команда

Итак, приехав в Москву, я начал искать единомышленников, вспомнил всех, кого знал, и предложил поучаствовать в проекте. У меня появились партнёры — Денис Медведев и Сергей Писаренко. Я отвечал в большей степени за технологии, они — за бизнес, маркетинг и привлечение финансов.

Нужно было создать весьма непростой продукт — ИТ-платформу, которая управляла бы автоматическими станциям проката, мобильное приложение, позволявшее бы клиентам брать в аренду и оплачивать использование самоката, организовать производство автоматических станций проката и, конечно, найти нужную модель самокатов и усовершенствовать её под нужды шеринга. Чтоб решить все эти задачи, мы собрали команду из 15 человек.

С какими проблемами сталкивались и как их решали?

На первом этапе нам не хватало знаний. Первые прототипы оказались нерабочими. Материалы плохо держали удар. Сильно ошиблись, когда за электроникой пошли в самые известные институты, которые занимаются космическими технологиями. Очень много денег на них потратили. Но в итоге нам сделали неработающую электронику. И когда нас попросили удвоить бюджет, я просто сказал, что лучше о них забыть.

Сделав дизайн-проект, мы решили, что успеем реализовать его всего за три месяца. Это оказалось ошибкой. Сначала мы создавали станции, однако электроника давала сбои, выявлялись ошибки. На создание работающей технологии понадобилось два года, а не три месяца. К 2016-му мы сделали рабочую версию самокатной станции и тоже наивно полагали, что она может пойти в серию. Однако это случилось только в 2017 году.

В расчёты я не заложил реальную стоимость проекта. Думал, что обойдусь своими ресурсами, командными деньгами. Надежды не оправдались. Нам потребовались инвестиции. Благодаря программе Generation S, мы вышли на фонд Бортника. Поучаствовали в его программе, стали победителями, получили грант на 2 млн рублей. Потом мы получили инвестиции от нью-йоркского акселератора Urban X.

Мы участвовали в конкурсах проектов новой мобильности в Москве, Берлине, Нью-Йорке. И везде нашу идею воспринимали как что-то диковинное. И говорили: «Надо же, это транспорт? Ух ты! Ни за что бы не подумали».

Потом мы пришли на Startup Village. И нам предложили запустить первый пилот в «Сколково», где мы установили три самокатных станции. Нам нужно было отладить технологии и понять, можно ли действительно заработать на шеринге самокатов, будет ли это востребовано.

Мы тестировали станции и в Москве, и в финском городе Эспоо. Муниципалитет города решил оснастить микротранспортными станциями территорию местного университета, ведь студентам удобно передвигаться на самокатах, к тому же так они знакомятся с очередной инновацией.

Проведённые тесты позволили нам выявить ошибки, переструктурировать технологию так, чтобы она была масштабируемой, удобной для пользователей и надежной. Теперь сборка станций занимает не целую неделю, а всего два часа.

Кроме того, тесты показали, что спрос на аренду самокатов действительно есть и немалый. К нашим станциям в Москве порой выстраивались очереди. И окупается одна станция в среднем всего за один-полтора сезона. Такого спроса на наши услуги мы не ожидали!

Что такое Samocat Sharing сегодня?

В 2018 году мы нашли инвестора, который вложился в масштабирование проекта, и начали развивать франчайзинговую программу. Контрактное производство мы развернули на заводе в Калининграде. Производим 200 станций в месяц. Самокаты и самокатные станции антивандальны и защищены от угона.

В прошлом году мы выпустили 150 станций, в этом будет более тысячи. Франчайзи из десяти российских городов и трёх зарубежных уже сделали предзаказ на 1100 станций. Наша собственная сеть из 35 станций сегодня располагается в центре Москвы, в районе Якиманка и у парка Горького.

Спрос на аренду самокатов большой, потенциально лишь в Москве на микротранспорт могут перейти 2–3% населения города. Усилиями одной компании его не удовлетворить, нам нужны партнёры. Сейчас у Samocat Sharing сеть франчайзи в Москве, Новосибирске, Сочи, Краснодаре и Санкт-Петербурге, всего 500 станций проката.

Мы продаем им оборудование по себестоимости (396–440 тысяч рублей за одну станцию на десять самокатов). За подключение к системе каждый франчайзи платит комиссию 20% от стоимости поездок.

При расчёте экономики проекта франчайзи нужно ориентироваться на следующие цифры: в среднем там, где в день проходит тысяча человек, каждый самокат будут арендовать трижды в день. Если на станции десять самокатов и одна поездка стоит 100 рублей, получаем выручку 3 тысячи рублей в день. Соответственно, оборот одной станции составит 90 тысяч рублей в месяц. Как показывает опыт наших франчайзи, ежемесячный оборот одной станции на десять самокатов составляет от 30 до 180 тысяч рублей.

Что планируем сделать?

В апреле 2019 года мы запускаем собственное производство мощностью 2000 станций в год в индустриальном парке «Храброво» (особая экономическая зона в Калининградской области). И, конечно, намереваемся увеличивать нашу партнерскую сеть.

Сейчас, в апреле, у нас открытие сезона самокатов в Москве, Санкт-Петербурге и других городах. Будем работать в Финляндии. В конце 2018 года компания Samocat Sharing выиграла конкурс муниципалитета Хельсинки на организацию проката 500 самокатов.

Мы планируем, что наша московская сеть составит примерно 500 станций, а питерская — 600. Наша цель — установить миллион станций по всему миру. Собираемся запускать сервис в Норвегии, Грузии, Германии, Франции, Испании и Армении.

0
37 комментариев
Написать комментарий...
Vitali Virulaine

С технической точки зрения всё вроде норм, но много вопросов к бренду.
Samocat это как-то странно: если в России и СНГ, то лучше Samokat. Иначе что-то с кошками. Тем более за рубежом.
Компания Samokat Shering.. почему не Sharing?
Домен .net - как будто в 2000х годах. Сейчас масса новых доменов.
Сайт тоже по современным меркам слабоват. Даже переключение языков через кнопку Go.
Просто странно получить инвестиции и не доделать такие "имиджевые вещи".
Это влияет сильно на франшизу по-моему.

Ответить
Развернуть ветку
Владислав Самойлов

На фото не очень понятен размер площадки для ног у самоката. Либо у вас 60 размер обуви, либо площадка какая-то сверхкомпактная.

Ответить
Развернуть ветку
Денис Денисов

У нас могут сделать продукт более-менее, но с маркетингом всегда проблемы у всех...

Ответить
Развернуть ветку
Timur Kuzmin

Жду прихода сервиса в зимний Питер)

Ответить
Развернуть ветку
Vitali Virulaine

Василий, вы рынок анализировали в последние годы? Может, стоит перейти на электросамокаты? Понятно, что в России их выпотрошат, но это другая проблема. Стратегически после массивного расширения того же LIME они скоро и в Москву придут.

Ответить
Развернуть ветку
Василий Быков

Схема бесстанционного проката, которую использует Lime, на первый взгляд выглядит отлично. Но в реальности не удобна городам, так как создает хаос на улицах. Кроме этого, пока на шеринге электросамокатов не удалось заработать никому из игроков рынка. Электросамокаты дороги, прихотливы имеют ряд ограничений по использованию.

Ответить
Развернуть ветку
Вася Пражкин

Как раз будущее за электротранспортом, в том числе самокатами. Проблемы их заряжать на станции нет. Да, пока дороги, но это дело времени. Если не сделаете это вы - сделают другие.

Ответить
Развернуть ветку
Влад Парнюк

Плюс, в Праге на них дичайший ажиотаж

Ответить
Развернуть ветку
Vitali Virulaine

Да, как раз Прагу и имел в виду. LIME-S вроде там. Если бы Василий закончил разработку в 2015 и заручился поддержкой крупного инвестора, то в 2019м, возможно, тот же LIME и купил бы их чтобы выйти на Российский рынок.

Ответить
Развернуть ветку
Kirill Zheleznov

Респект за станцию на Красном октябре - ни один электросамокат здесь не взять.

Постоянно пользуюсь Самокатом, пару раз не останавливалась аренда и списывалось несколько тысяч рублей, но поддержка быстро решала вопросы. Единственное, очень хочется такой же подход и такое же количество станций для электросамокатов.

Ответить
Развернуть ветку
Yury Bondar

СамоКот

Ответить
Развернуть ветку
Michael Shultz

В чем смысл обычного самоката если есть электрический, который работает и как обычный и как электротранспорт.

Ответить
Развернуть ветку
Ilya Konovalov

ни в чем, поэтому года через 2 либо будут электро, либо закроются

Ответить
Развернуть ветку
Вася Пражкин

Электросамокат на порядок дороже и в разы тяжелее.

Ответить
Развернуть ветку
Anton Chigaev

Извините что придираюсь к словам, но
1 - "на порядок дороже"? сайт самокатшеринг, правила пользования п.11 За утерю и невозврат самоката взимается штраф 15 000 рублей. Новый электросамокат Ninebot ES2 стоит 27000 руб.
в два раза это не на порядок, тем более это уже электросамокат.
2 - "в разы тяжелее" - 5 кг против 12 кг., ну всего в два раза тяжелее.

Ответить
Развернуть ветку
Вася Пражкин

При чем здесь штрафные санкции за самокат? Обычный взрослый самокат стоит от 3000 тыс., электро - Вы сами написали, что почти 30000. Вот Вам и на порядок цена.

Ответить
Развернуть ветку
Anton Chigaev

Они используют Городской самокат Kleefer Pure 180 - 18500 руб.
Штрафные санкции - это пример стоимости самоката.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Vitali Virulaine

Это скорее из-за sharing-экономики. То есть самокаты не "арендуются" и сдаются обратно, а просто оставляются на дороге для того чтобы поделиться (sharing) с другими.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Дима Рыбальченко

Мы продаем им оборудование(396–440 тысяч рублей за одну станцию). За подключение к системе франчайзи платит комиссию 20% от стоимости поездок.

При расчёте экономики проекта франчайзи нужно ориентироваться на следующие цифры: в среднем получаем выручку 3 тысячи рублей в день. Соответственно, оборот одной станции составит 90 тысяч.

- 20% - 6% налог - аренда земли под станцией, уже получается тысяч 40 в месяц максимум (в зависимости от аренды в первую очередь). Т.е. окупаться эта радость будет не сезон а пару лет. + вандалы, воры...

Ответить
Развернуть ветку
Daniel Kovekh

зачем станция - это неудобно и дорого. Хочу оставлять самокат рядом с домом, потом доехать к метро и по делам у другого метро

Ответить
Развернуть ветку
Daniel Kovekh

Сделай как ofo bike

Ответить
Развернуть ветку
John Gonzov

Как-то раз я проходил мимо овощного рынка «Ветерок».
Я сразу подумал, что это шикарный нейминг для самокато-шеринговой компании. Даже для запада этот нейминг звучал бы вполне неплохо и кратко — «Veterok». Хотя можно адаптировать и назваться для запада как-нибудь забавно, типа «Windy»

Ответить
Развернуть ветку
Bezhan Nazaralizoda

Как с Вами можно связаться ?

Ответить
Развернуть ветку
Василий Быков

Напишите, пожалуйста, на [email protected]

Ответить
Развернуть ветку
Anton Chigaev

Василий, добрый день. Написал Вам по поводу беспроводной зарядки для электросамокатов

Ответить
Развернуть ветку
Ae

Здравствуйте. Как вам лично написать ?

Ответить
Развернуть ветку
Anton Chigaev

Добрый день. [email protected]

Ответить
Развернуть ветку
Vitali Virulaine

Интересно читать как инвесторы не верят в идею, а через пару лет Сан-Франциско усыпан самокатами LIME, BIRD, JUMP, Uber покупает одного из них за ярд и все говорят что это то что всем нужно.

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Токарев

видел вашу станцию в новосибирском Академе осенью 2018, в этом году еще не появилось

Ответить
Развернуть ветку
Илитный Иксперт

Поставлю ПЯТЬ ЗВЕЗД когда сделаете городскую сеть телепортов, а пока ОДНА ЗВЕЗДА

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Ильин

Люди! Что за бред!? Как по сути обычный борыга стал "звездой" Сколково? Где инновации, где ноу хау?! Вообще Сколково должно быть стыдно за такой PR. Давайте детские трехколесные велосипеды в прокат признаем ноу хау, коляски для собак.! По моему Василия еще больше раздуло от самолюбования своих "успехов". Это уровень дешевого аттракциона советских времен в красивой оболочке.
Василий, поделитесь, кому денег занесли в Сколково?

Ответить
Развернуть ветку
Alexander Dzuba

В Сочи есть, реальная тема, многие пользуются, хотя я предпочитаю велосипед.
Вам бы ещё подсветить станции светодиодкой, хотя, наверное, нужно согласование с муниципалами.

Ответить
Развернуть ветку
Vlada Evstigneeva

Есть ли у вас Инстаграм?Я очень заинтересована сотрудничеством с вами

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Nice Man

Мне по звонку возвращали оплату за минуту.
И как-то самокат снялся, а оплата - нет. Тоже позволили докататься, сколько хочу. Отношение человеческое.

Вообще самокаты на прокат - уже просто часть летней истории жизни. Круто.

Простите им 143,1 рубль)

Ответить
Развернуть ветку
34 комментария
Раскрывать всегда