Я сделал абсолютно бесполезный сервис, который стал продуктом дня на Product Hunt
В интернете есть десятки сервисов вроде Bitly или clck.ru, которые укорачивают ссылки. Я решил сделать сервис, который бы их удлинял.
На Product Hunt стало ужасно, смертельно скучно
Product Hunt запустился в конце 2013 года как небольшое нишевое сообщество людей, которые делают собственные проекты, зачастую в одиночку или маленькими командами, и показывают их друг другу. С тех пор PH вырос в один из самых крупных и известных англоязычных сайтов о стартапах, и запуск на нём по важности, кажется, приравнивается к публикации на TechCrunch.
Эта известность сайта и желание людей бесплатно выставить проект перед большой релевантной аудиторией вылилась в то, что главная PH каждый день завалена десятками абсолютно однотипных проектов, у каждого из них есть как минимум десять альтернатив.
Кажется, что изначальный замысел сайта «помогать интересным проектам получить аудиторию» несколько потерялся. Теперь на PH запускаются и крупные компании, используя всю силу своих маркетинговых бюджетов, что ещё больше усложняет запуск независимым авторам, работающим в одиночку в свободное время от другой коммерческой работы.
Зачем сокращать ссылки, если их можно удлинять
Идея сервиса родилась из ниоткуда в разговоре (на самом деле в подкасте, но он пока не опубликован) с моим товарищем Ником Макфлаем. Конечно, это была лишь шутка, крошечная порция абсурда посреди какого-то очень серьёзного разговора, но это одна из тех шуток, которые становятся тем смешнее, чем серьёзнее к ним относишься. Я подумал, что попробую запрограммировать этот сервис — как минимум это отличный способ освоить Node.js и основы бэкенд-разработки.
Запуск на PH
Конечно, я думал просто опубликовать ссылку (длинную) в Facebook и забыть об этом, но Ник предложил всерьёз рассказать о продукте на Product Hunt и посмотреть, что будет. Мне оставалось только согласиться.
Забегая вперёд: Ник очень сильно помог с запуском на PH, поэтому я пользуюсь возможностью и пишу публичное большое спасибо.
PH — такой же социальный сайт, как vc.ru, Reddit или Facebook, со своими правилами и канонами. Страница проекта состоит из названия, теглайна и маленького квадратного превью — они отображаются в общей ленте проектов на главной, — а ещё картинок (минимум две, можно видео) и текстового описания. По традиции, hunter — тот, кто публикует проект, необязательно его автор, — пишет какой-то пространный сопровождающий текст в первом комментарии.
Мы аккуратно подготовили все материалы, включая анимированную гифку в превью, на которой постепенно появляются огромная ссылка (эту анимацию мне пришлось программировать отдельно) и скринкаст работы сервиса. Я также записал видеоинструкцию «Как сделать ссылку длинной» в духе лучших YouTube-туториалов.
(Я не вставляю всё это в пост — он и так огромный. Смотрите на странице проекта на PH.)
Мы запустились, и я стал нервно смотреть в главный экран Google Analytics и поминутно обновлять главную.
#1 product of the day???
Что ж, это довольно смешно. По абсолютно непонятным мне причинам проект бросились плюсовать, и довольно быстро он оказался на первой строчке в списке проектов за этот день — и остался там до конца дня.
Люди развивали шутку, писали очень смешные комментарии и абсолютно всерьёз придумывали причины и способы использовать длинные ссылки. В ответ на вопросы очень серьёзных людей в комментариях вроде «эй, ребята, это же бесполезно, зачем это нужно» Ник написал пародийный скетч «11 причин удлинять ссылки».
Мой твит о проекте накрыло волной лайков и ретвитов. О проекте твитнули Райан Хувер (основатель PH), Анил Дэш (основатель Glitch, платформы на которой сервис был запрограммирован), официальный твиттер Product Hunt и ещё куча классных людей. В следующий понедельник (запуск был в пятницу) Product Hunt отправил свою регулярную email-рассылку, целиком посвящённую удлинителю ссылок.
Не скрою, было очень приятно, но одновременно с этим я не вполне понимал, что, чёрт возьми, происходит.
В какой-то момент мне стало ужасно грустно
Это медиаупражнение лишний раз показало, что абсолютно любая (неважно, насколько бесполезная) вещь может привлечь к себе внимание, если приложить достаточно усилий к её продвижению.
И, конечно, я не сделал первый в мире сервис, удлиняющий ссылки. Когда у меня была готова рабочая версия, меня осенило, и я погуглил удлинители ссылок: их существовало как минимум два. Я уверен, что инженерная часть у этих ребят намного лучше, чем у меня. Конечно, они появились в тренде, справедливо указывая на тот факт, что они были первыми.
Почему-то медиа и общественное пространство устроены так, что, если кто-то говорит громче всех, все с радостью готовы слушать и верить. Поэтому, например, Илона Маска все считают создателем Tesla, хотя это не так, и поэтому с фейковыми новостями и городскими легендами так сложно бороться: любое сообщение, затрагивающее эмоциональную реакцию, заставляющее разозлиться или умилиться или засмеяться, по умолчанию будет распространяться быстрее и шире, чем сообщение, основанное на анализе и рациональных аргументах.
Я, конечно, не то чтобы срываю покровы или открываю Америку. Прямо скажем, написанное выше — избитая истина. Но одно дело читать об этих избитых истинах, другое — ощутить их самому.
Вместо послесловия
Это был классный опыт, мы вдоволь посмеялись, это отличный эксперимент с медиа, делайте побольше весёлых, странных, абсурдных проектов, непонятное тоже привлекает внимание, не ленитесь делать для своих проектов классные картинки и видео, купите футболку, заходите посмотреть мои другие проекты, спасибо, что прочитали.
"абсолютно любая, неважно насколько бесполезная вещь может привлечь к себе внимание" — с этим трудно согласиться. То, что вы сделали — это шутка. А шутка хороша в определенном месте и определенное время. Так же очень важно, как именно эта шутка прозвучит, в какой версии и с какими деталями.
Очевидно, что здесь вы с шуткой попали в точку, и это здорово! Но если было бы не так смешно, никто не стал бы репостить и ретвитить.
Для распространения шутки нужны ресурсы, вот в чём дело, равно как и для распространения нешутки. Есть гигантское количество блестящих идей, проектов, рассказов, книг, фильмов, о которых никто не знает, потому что их авторы не обладают ресурсами, столь необходимыми, чтобы вывести вещь в мир, в широкое медиаполе. Этот аспект меня очень расстраивает: непосредственно работа, результат творческой (да и любой другой) деятельности важен намного меньше, чем размер рупора, которым ты обладаешь. В этой ситуации вышло так, что рупор достался мне бесплатно; как правило, обладая маркетинговым бюджетом, можно его купить и транслировать абсолютно любую чушь и убедить кого угодно в чём угодно.
Не соглашусь. Блестящие рассказы, книги и фильмы не популярны не из-за недостаточной популяризации, а просто потому, что никому не нужны.
Кроненберг постоянно снимает в минус, а комментарии посмотревших чего стоят.
Вот гениальный фильм «Космополис»: https://www.kinopoisk.ru/film/470154/
Ушёл в лютый минус, на IMDB 5.0 — оценка ниже чем у «Фашистов-зомби».
гениальный фильм «Космополис»
надеюсь, вы шутите. Это единственный фильм на моей памяти,с сеанса которого ушли абсолютно все зрители, я сидел до конца исключительно из принципа. Это ЧУДОВИЩНО хуевый фильм. Конечно, очень удобно сказать что это гениально, а вы просто не понимаете, но нет.
Не всякий фильм можно взять и посмотреть. Искусство это определённый язык и если ты выучил азбуку, то Набоков тебе не зайдёт. Понимаю, мои слова могут задеть самолюбие, но чтобы сложные для восприятия кинофильмы приносили удовольствие — надо менять кинорепертуар, отходить от мстителей и игр престолов. Опять же, если человек не хочет делать над собой усилия — в этом нет никакой проблемы, просто надо понимать, что для тебя фильм хуйня не потому, что он плох, а потому что ты смотришь обычно легкоперевариваемое и упрощённое.
Просто задайся вопросом: 1200 человек на Кинопоиске зачем ему 10 поставили?
Чтобы рассказать, какие они не такие как все, например. 1200 мух не могут ошибаться.
Оценка на Кинопоске не даёт плюса к ЧСВ. Это глупо целыми днями лайкать адский отстой, чтобы никто не узнал какой ты утончённый и изысканный.
А у тебя просто подгорает от того, что ты не врубаешься. Это более простое объяснение.
Ты просто потратил свое время на отстой и занимаешься рационализацией.
Перестань себя успокаивать убеждая, что вокруг сплошные вруны, только с тобой всё в порядке.
Мне искренне понравился фильм, пересмотрел 3 раза с неизменным удовольствием.
Ты ставишь диагнозы по интернету — и я ставлю. Только я вот вообще фильмы не смотрю, а ты уже на десяток сообщений распинаешься о том, какой ты не такой как все.
Не смотря на то, что реакции и паттерны поведения у всех людей очень похожи, тем не менее есть различия. Конкретно в примере выше это степень «насмотренности» и количество первоначальных усилий, чтобы понимать киноязык. Если человек не смотрит Джармуша, Куросаву, Кроненберга, Бергмана и т.д., а вместо этого смотрит блокбастеры, то он этим киноязыком не владеет. Овладеть им не трудно, но для этого, определённо, нужны усилия, пусть и не большие. В этом смысле да, я не такой как все, кто эти усилия не приложил. Но это не значит, что я особенный и необыкновенный. Любой берёт, составлят кинорепертуар, смотрит — через месяц начинает получать удовольствие от «Космополиса».