{"id":14270,"url":"\/distributions\/14270\/click?bit=1&hash=a51bb85a950ab21cdf691932d23b81e76bd428323f3fda8d1e62b0843a9e5699","title":"\u041b\u044b\u0436\u0438, \u043c\u0443\u0437\u044b\u043a\u0430 \u0438 \u0410\u043b\u044c\u0444\u0430-\u0411\u0430\u043d\u043a \u2014 \u043d\u0430 \u043e\u0434\u043d\u043e\u0439 \u0433\u043e\u0440\u0435","buttonText":"\u041d\u0430 \u043a\u0430\u043a\u043e\u0439?","imageUuid":"f84aced9-2f9d-5a50-9157-8e37d6ce1060"}

TravelCar - стартап по "неправильному" каршерингу

Сегодня расскажу, об интересном стартапе по модели маркетплейса. Идея зацепила, так как подобные встречаются редко. С первого взгляда обычная модель каршеринга - берёшь машину, оплачиваешь, катаешься, возвращаешь. Но, на деле, имеет характерные отличия, которые в стандартную модель уже не впишутся.

Денис Гордиенко, генеральный директор Bright Mobile рассказывает о нестандартном подходе к идее каршеринга.

Сначала немного о стандартной модели каршеринга. Компания, покупает некое количество машин на сколько денег хватит, расставляют их по городу, ты приходишь, авторизуешься через приложение, катаешься, сдаешь машину либо на площадку, либо вообще где-то в городе бросаешь, на этом всё. Компания зарабатывает на сдаче в аренду. На слуху в России сейчас Делимобиль, BelkaCar, Car5 и ещё с пяток менее популярных, но имеющих крупный автопарк. К нам за месяц стабильно приходит 2-3 обращения на создание приложения каршеринга. Чаще всего это либо владельцы таксопарков, изучающие новый формат ведения бизнеса, либо авторы принципиально новых идей, которые меняют классическую модель каршеринга под свои гипотезы. TravelCar - как раз пример, когда это получилось с хорошим экзитом.

Покататься сутки на солярисе стоит менее 1700р. Для сравнения, Делимобиль просит за тот же солярис уже 2000р. Локализация на русский у французского проекта местами хромает.

В рассматриваемом стартапе, модель каршеринга перевернута в маркетплейс. Есть не просто сервис и арендатор, а существуют ещё и владелецы. Машины не покупаются, а арендуются у обычных людей.

Вернемся к названию стартапа, почему travelcar? Потому что машины берутся у людей, которые на длительное время (неделя, месяц) покидают место своего проживания, например, уезжают в путешествие, командировку и т.д. Обычно владелец авто, оставляет его на парковке аэропорта, либо около дома. В нашем случае, он регистрирует машину в сервисе, оформляет документы, машине выдается парковочное место и там она стоит в ожидании клиента которому нужно авто, пока владелец мирно жарится на солнце.

По последним действиям стартапа и по информации на сайте видно, что в гору пошла модель, когда владелец авто оставляет его прямо на парковке аэропорта и там же забирает. Даже в нашем самарском Курумоче стартапом зарезервировано одно парковочное место.

В итоге, для арендаторов всё выглядит почти стандартно. Есть каталог машин, выбираю, приезжаю, беру ключ, пользуюсь. Отличительной особенностью является, тот факт, что машину нужно вернуть туда, откуда брали. Это небольшой минус, который компенсируется стоимостью арендуемого авто. На скрине выше видно, что день аренды Соляриса - 1693,58р., а в Делимобиле, например, Солярис стоит 1999р. Разница в >15% для конкурентного рынка - это что-то из разряда фантастики.

Преимущества не только у клиента который берет машину в аренду, но и у самой компании. Она не вкладывает постоянные, крупные суммы денег в сервис своих автомобилей и лизинг, всё сводится к двукратной мойке автомобиля и плату за парковочное место. То есть владелец авто, по гипотезе компании, будет доволен бесплатной парковкой и мытьём автомобиля, и не будет претендовать на долю за пользование его автомобилем (всё равно же простаивает, а так платить за 2 недели у аэропорта не нужно будет). Но если автомобиль сдаётся более, чем на месяц, то проект всё же выплачивает небольшие деньги владельцу. Судя по тому, что стартап на данный момент работает уже в 60 странах, то эта гипотеза подтвердилась.

Ещё в 2017 году 22% доли TravelCar купила PSA (концерн, куда входит Peugeot) за 15 млн евро, а в феврале 2019 года PSA полностью выкупил проект у основателей (на момент покупки заявлялось о 300 тыс активных пользователей). Точную сумму сделки мне найти не удалось, но даже ориентируясь на пропорциональную оценку двухлетней давности сумма в 60 млн евро кажется более, чем реальной.

Чем проект привлёк меня? Я увидел два момента, о которых все говорят, но мало кто делает. "Делай старые вещи по-новому" - основатель предположил, что не стоит кормить лизинговые компании и обслуживать автомобили за свой счёт, а нашёл подход, где получал тот же актив (автомобили которые можно арендовать), но на более выгодных условиях. Разницу в стоимости он разделил между клиентом (дав скидку в 15% к стандартным ценам на рынке) и вложил в более агрессивную рекламную кампанию.

"Залог успеха не в технической начинке, а в бизнес-процессе" - даже сейчас сайт и приложение сервиса выглядят достаточно посредственно и, мягко говоря, работают медленно. Тем не менее проект даёт реальную выгоду обеим сторонам. Это ещё раз доказывает, что люди приходят на сайт и в приложение не за скоростью отклика или современным дизайном, а за более выгодной ценой или услугой, которую никто больше не предлагает.

Недавно я проектировал подобный сервис в другом направлении, для сравнения оценка по разработке вышла ~250 тыс. за подобный функционал, а дальше только маркетинг, постоянное увеличение количества пользователей и корректировка функционала, в зависимости от развития проекта. Как говорится - бери да делай.

0
37 комментариев
Написать комментарий...
Илья Маленко

То есть владелец авто, по гипотезе компании, будет доволен бесплатной парковкой и мытьём автомобиля, и не будет претендовать на долю за пользование его автомобилем (всё равно же простаивает, а так платить за 2 недели у аэропорта не нужно будет)

Серьезно???? Владельцу авто не выплачивается никаких гонораров, за то ,что он сдает автомобиль в аренду, наматывает пробег, рискует получить обратно авто побитым (иметь проблемы по крайней мере с этии ), штрафы и т.д?

Ответить
Развернуть ветку
Денис Гордиенко
Автор

Всё верно. Только если больше чем на месяц сдается. Но выплаты тоже из разряда символических.

Проект для владельцев позиционируется, как «бесплатная парковка у аэропорта на длительный срок»

Ответить
Развернуть ветку
Mr Nobody

Странно, что люди хавают такое позиционирование, ведь когда машина реально на парковке, она просто стоит, а не пребывает какое-то время в эксплуатации, а потом возвращается на место. Такое кратковременное использование авто выйдет дешевле на дистанции для владельца, чем просто оплатить парковку?

Ответить
Развернуть ветку
Денис Гордиенко
Автор

Я согласен с многими авторами - своё бы не оставил так, но предполагаю, что при сдаче оформляется некое кратковременное каско на несколько недель на случай ЧС. Ну а амортизация за пару недель чаще всего не учитывается владельцем

Ответить
Развернуть ветку
Дима Рыбальченко

Потому что не существует такой амортизации.;)

Ответить
Развернуть ветку
Вадим Бугаков

Согласен. Не уверен, что на рынке РФ будет спрос.

Я делал учебные интервью по этой теме и получил, что владельцы 1-3 личных авто среднего класса ожидают вознаграждения ее менее 20-30 000р. Но экономика сходится в 0 только при 10-15 000р.

А те кто уже сдавал авто, как правило покупали несколько авто и сдавали, например, юр.лицам через ИП.

Могу ошибаться:)

Ответить
Развернуть ветку
Vadim K

Дать кому-то машину на 2 недели просто так покататься? Еще потом получить подводные камни в виде штрафов, амортизации? Из раздела фантастики. Особенно после того как увидел как ездят люди на автомобилях каршеринга.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Иоанн

Все, что хотел написать - уже написали выше. Я прям офигел от такого "стартапа"😆 Видимо, его придумали те люди, что не имеют машин. Но хотели бы ими пользоваться. Ахахх.
Представляю амортизацию машины за две недели под бешеным гонцом. И не учитываю ещё возможные проблемы: дтп, курение в салоне, штрафы и тд 😆
такси в любом случае на порядок дешевле выйдет.
Зато весь профит собирает стартап. Мамкины бизнесмены, е*ьте...

Ответить
Развернуть ветку
Денис Гордиенко
Автор

Я бы с Вами согласился, если бы проект был на уровне идеи и его не купил пежо

Ответить
Развернуть ветку
Victor Denisov

Вроде был такой же сервис darenta, там довольно печальные показатели, они так и не смогли раскачать модель.

Ответить
Развернуть ветку
Victor Denisov

ха, ну да, чуваки ударились в ICO... https://darenta.io/

Ответить
Развернуть ветку
Денис Гордиенко
Автор

Идея похожа в плане маркетплейса по сдаче в аренду авто, но ЦА владельцев другая. У Даренты - это люди, которые целенаправленно хотят заработать на своём авто и, по каким-то причинам, хотят получать деньги в крипте. А у тревелкара это автовладельцы, которые уезжают в отпуск и не хотят платить за стоянку у аэропорта

Ответить
Развернуть ветку
Роман Тютюнов

Есть Turo, работающее по подобной модели, но там владелец авто получает деньги. В России не взлетит - отношение в автомобилю другое.

Ответить
Развернуть ветку
Денис Гапонов

Это точно. Если французам на авто пофиг, для них это железка для передвижения, то в России, на солярис люди копять годами или берут кредиты. Машину по большей части любят и лелеют, а к чужим тачкам (на примере каршеринга) относятся по свинки. Поэтому большинство наших бы никогда не отдали свою машину на растерзание чужому человеку, тем более за бесплатную стоянку в аэропорту. Такси туда обратно выйдет дешевле, чем чинить потом ходовую, сколы, прокуренный салон и тд.

Ответить
Развернуть ветку
Павел

Что можно разработать за 250 тыс? Или вы имели ввиду долларов?

Ответить
Развернуть ветку
Ware Wow

Примерно, что угодно.
А дальше это уже больше про масштабирование и бэкенд.
Это все равно, что Твиттер, разработка 100 баксов, а дальше уже бэкенд.

Ответить
Развернуть ветку
Павел

Что значит разработка 100$, а остальное бекенд?

Ответить
Развернуть ветку
Денис Гордиенко
Автор

Скорее всего имелось ввиду вывод в приложение нескольких экранов для отображения информации, а хранение и обработка кучи твитов в high load на стороне сервера.

Ответить
Развернуть ветку
Денис Гордиенко
Автор

Я имел ввиду рублей. Но тема статьи про стартап, если интересно, пишите в личку, покажу примеры проектов за подобные суммы

Ответить
Развернуть ветку
Семен Лыткин

Я прорабатывал эту идею ещё полгода назад. Даже если по модели каршера просто брать комиссию и большую часть отдавать владельцу, то тупо получается, что сдавать машины придут тока владельцы автопарков либо будут сдавать никому ненужный хлам типа жигулей, 99ок, лад всякие маргинальные лица итд итп.
И притом, что автопарки будут сдавать, если это будет выгоднее такси, каршера или длительной аренды.
А проблемы со страховками, работой с недовольными владельцами, которым подожгли кожаный салон это пи.... полный.
Для России это ещё рано, притом что в Америке есть аналоги, но и у них не всё так радужно.
Всё таки должно во-первых изменится сознание владения автомобилем, а это произойдет лет через 5-10, когда станут массовыми машины с автопилотами, электрические обгонят ДВС и всё такое.

Ответить
Развернуть ветку
Денис Гордиенко
Автор

В TravelCar владелец получает только оплату парковки и мойку авто. В лучшем случае небольшие оплаты, если сдаёт более, чем на месяц. Исходя из того, что бОльшую сумму проект оставляет себе, то из неё и тратятся деньги на страховку и лояльность.

Само собой, что ЦА владельцев здесь - это не люди, которые хотят заработать на своём авто, а те, кто едет в отпуск и не хочет оплачивать парковку у аэропорта на несколько недель.

Ответить
Развернуть ветку
Семен Лыткин

Это ограничение ниши и без того узкого рынка, тех кто улетает на юга оставив машины в аэропорту.

Ответить
Развернуть ветку
Da Apricot

Я не трясусь о своей основной машине, без проблем даю ее друзьям и знакомым, но в данном случае тупо не вижу выгоды, вот вообще. Проще и спокойнее оставить ее в гараже или во дворе, а до аэропорта уж как-то добраться на такси.

Ответить
Развернуть ветку
Oleg Kasianov

Или на каршеринге))

Ответить
Развернуть ветку
Иоанн

П.с.: участие PSA прям удивительно. Как можно в этом хоть какой-то здравый смысл найти - не понятно. Видимо да, в Европе вообще иное отношение к авто.

Ответить
Развернуть ветку
Денис Гордиенко
Автор

Будем следить за развитием проекта в течение 2019 года. Думаю, что идеи PSA в этом году будут реализованы. Тут два варианта - либо PSA увидел перспективы в развитие TravelCar, как самостоятельного бизнеса и сможет его усилить при помощи других своих портфельных компаний, либо тупо купил базу людей, которые пользуются каршерингом / оставляют автомобили на парковках аэропортов.

Ответить
Развернуть ветку
German Bragin

а если бахнет кто-нить после бросания где попало и уедет скажем, есть пункт?

Ответить
Развернуть ветку
Денис Гордиенко
Автор

Уверен, что на срок использования автомобили страхуются по каско или аналогичным видам страхования в иных странах

Ответить
Развернуть ветку
Aleks B

тут даже не о чем говорить

Ответить
Развернуть ветку
Александр СПб

На мой взгляд очень сомнительно для России. Человек, который кое-как накопил на солярис или взял его в кредит и питается дошиком не отдаст свою ласточку непонятно кому. А хорошо зарабатывающий человек... тоже слабо представляю, как он отдаёт свой лексус на недельку покататься.

Ответить
Развернуть ветку
Aleksandr Bogachev

Сама идея сдачи своего авто в аренду перспективная, но не за бесплатно же! Плюс нужна страховка и гарантии для обеих сторон, что не так легко реализовать. Парковка у аэропорта стоит 100 рублей в день, мойка - 300 рублей. И вот ради экономии условных двух тысяч рублей отдавать свою машину на две недели неизвестно кому? Как это работает? )

При том, что до аэропорта в любом европейском городе можно доехать и уехать на том же каршеринге.

Ответить
Развернуть ветку
Павел Полунчуков

В статье написано, что стоимость аренды >15% классических сервисов каршеринга, но! Бензин-то, я так понимаю, в этой модели не входит в стоимость аренды. В крайнем случае такси в аэропорт - 1000₽

Ответить
Развернуть ветку
Денис Гордиенко
Автор

В стандартной модели каршеринга клиент тоже заправляется на свои. Сравнивать с такси, думаю, будет некорректно

Ответить
Развернуть ветку
Алекс Первинов

это в каком каршеринге за свои заправляешься?

Ответить
Развернуть ветку
Денис Гордиенко
Автор
Ответить
Развернуть ветку
Алекс Первинов

ну так и в чем прикол? эти деньги возвращаются же тебе обратно, плюс бонусы.

Ответить
Развернуть ветку
34 комментария
Раскрывать всегда