Игровой спорт: как я в 23 года открываю киберклубы по всей стране

Привет! Меня зовут Кристина Винограденко. Один из моих бизнесов — сеть киберспортивных клубов CyberX. Сейчас расскажу, почему в 23 года у меня получилось начать свое дело в этой сфере. Спойлер — все было по фану и на адреналине.

Держать в бою связь через микрофон не так круто, как орать матом через всю комнату

Я была уверена, что компьютерные клубы умерли примерно тогда, когда интернет перестал пищать модемами, и в каждый город пришел нормальный оптоволоконный провайдер, раскидывающий витые пары по домам и квартирам.

Компьютеры — не роскошь. В Доту и CS теперь можно поиграть дома, даже если твоя команда на другом конце планеты. Казалось бы, кому нужны компьютерные клубы? Но когда заходишь в любой случайно уцелевший клуб — видишь, что он забит людьми. Реальная жизнь разрушает стереотипы.

Когда я пообщалась с ребятами из клубов, выяснилось, что причины две:

  • Деньги. А вернее их отсутствие.
  • Ностальгия.

Про деньги.

Раньше, когда у тебя был компьютер, это по умолчанию подразумевало, что на нем идут современные игры. Теперь новинки стали настолько требовательными, что для топовых нужно железо за 100 и больше тысяч рублей. Когда ты зарабатываешь 15–20 тысяч рублей (или не зарабатываешь ничего, потому что школьник), накопить на такой компьютер нереально.

Про ностальгию.

Еще дело в атмосфере. Держать во время боя связь через микрофон не так круто, как сидеть с товарищами плечом к плечу. У людей в возрасте за 30 к этому прибавляется ностальгия по славным годам, когда они прогуливали уроки в клубе на сэкономленные со школьных обедов деньги.

Когда я прошлась по двум десяткам клубов, стало понятно, что на самом деле это недооцененный рынок. И если повезет, на нем можно здорово развернуться.

С киберспортом дело одновременно и лучше, и хуже. С одной стороны там дикие перспективы, а с другой — это уже уходящий поезд, на который остается только запрыгнуть в последний момент.

Я решила совместить оба направления — чисто развлекательное с киберспортивным. Но начала с обычного маленького клуба на 10 мест.

Первый клуб: 1,7 миллиона на ремонт и железо

Первый клуб я решила открыть в родном городе в Краснодарском крае. В нем 50 000 жителей, а из развлечений только супермаркеты. До ближайшего кино 25 километров.

Деньги взяла из первого бизнеса — магазинов сладостей. Это была небольшая сумма, которой можно было рискнуть.

Никакой особой подготовки не было.

Когда знакомилась с клубами в разных городах, то усвоила, что типичный провинциальный геймерский клуб — это подвал на 40 метров, в котором орут матом и воняет носками.

Поэтому было очевидно, на чем сделать упор. Для начала — просто создать более цивилизованное место.

За 1,7 миллиона я арендовала помещение в центре города, сделала там ремонт и заказала очень хорошее «железо», которое без проблем тянет все новые игры на максимальных настройках. Клуб получился небольшим — 10 компьютеров и 2 приставки.

Плюс маленьких городов в маленькой конкуренции. Мой клуб по сравнению с остальными был как Феррари против «Калины». Ремонт, новые машины, кондиционер. Реклама — листовки и вывески. Потом пошла сарафанка, и клиентов стало совсем много.

Ядром аудитории ожидаемо стали подростки, но постепенно начали подтягиваться люди в возрасте 30+. Первые обычно приходят ради новых игр, в которые не могут поиграть дома. Для вторых клуб — то место, где можно отдохнуть от быта и сварливых жен.

Первый клуб появился в январе 2017, а полностью окупился в сентябре — за 8 месяцев. Сейчас он стабильно приносит от 200 000 рублей чистой прибыли.

Открыться в Москве в 10 раз дороже

Стало ясно, что идея выстрелила. Надо было расширяться. В августе 2018 я открыла второй клуб в регионе, а потом решила попробовать в Москве.

В Москве получилось интересно.

Я решила арендовать помещение в торговом центре «Avenue», чтобы обеспечить клуб трафиком без особых затрат. ТРЦ — место, куда люди приходят отдохнуть и развлечься. Чем разнообразнее развлечения, тем лучше. Тогда у меня появилась мысль: что если совместить игровую зону с фудкортом и зоной отдыха? Так и появилось место «CyberX Community».

Я договорилась с ТЦ, запустилась — и оказалось, что такой формат попал точно в рынок. Речь шла уже не просто о игровом клубе, а о заведении с целым комплексом развлечений по типу «все включено». Это было удачное сочетание нескольких разных направлений.

Клуб стал тем местом, где можно устроить свидание с девушкой, посмотреть с друзьями футбол или заказать кальян в перерывах между игрой в Fortnite. Теперь в CyberX приходили не только ради игр, и благодаря этому удалось расширить аудиторию и увеличить средний чек.

Конечно, такой клуб обошелся гораздо дороже — пришлось вложить чуть больше 15 млн рублей. Много денег потребовало оборудование, одна компьютерная станция в CyberX стоит около 100 000–130 000 рублей. Это важно, потому что самые ресурсоемкие игры на клубных ПК должны летать.

Я продолжаю масштабировать сеть в столице и регионах: новые клубы CyberX открываются в Иркутске, Новороссийске, Геленджике, Санкт-Петербурге и других городах. Но это классические заведения для геймеров, а формат «сборной солянки» пока работает только в Москве.

Рассказываю в ролике на своем YouTube-канале об открытии двух новых клубов в Москве

Франчайзинг помогает масштабироваться быстрее

Новые клубы CyberX в регионах открываю не только я, но франчайзи. У франчайзинга есть свои минусы.

Например, франчайзинговая сеть некапитализируема — по факту она тебе не принадлежит. Здесь вспоминается Coffee Like. Крупнейшая в Европе сеть кофе-баров оценена всего в 200 млн рублей — это смешная сумма.

Но есть плюс, который перекрыл для меня все недостатки: скорость масштабирования. В одиночку я смогла бы открывать не больше 5–7 клубов в год, а это ничтожно мало в масштабе рынка. Время в этой сфере — главный конкурентный фактор. Чтобы не остаться маленьким игроком на растущем рынке, нужно развивать компанию через партнерскую сеть. Это единственный рабочий вариант.

Наши обычные цены в регионах

В моих планах — продюссировать киберспортивные команды

Один из крутых инструментов продвижения компьютерного клуба — турниры по разным играм. Турниры идеально подходят, чтобы поддерживать постоянный приток трафика. Игра сама по себе подразумевает соревнование, а победить всех и получить приз вроде PS4 хочет каждый.

Турниры регулярно проходят во всех клубах сети. Самая распространенная их модель — когда все участники делают небольшие взносы. По итогам состязания победитель либо получает ценный приз, либо делит весь банк напополам с клубом.

Но суть здесь не только в продвижении клубов. Во время турниров мы выявляем лучших игроков, чтобы создать из них собственные киберспортивные команды. В моих планах — продюссировать этих ребят и отправлять их на «взрослые» киберсостязания в Москве. Пока порог входа в профессиональный киберспорт не слишком высок, этой возможностью надо пользоваться.

«Девушка в киберспорте? Да за ней папики»

Такое я слышу постоянно. У людей пригорает: девушка-предприниматель (!) в сфере гейминга (!!) — двойной удар по всем традиционным представлениям. В социальных сетях люди в комментариях к моим постам и видео часто пытаются убедить всех, что я — актриса и подставное лицо, а за мной стоят большие дяди.

Уверена, что и здесь в комментариях поднимут эту тему. Без проблем — если людям кажется, что девушка должна обходить «мужской» бизнес стороной, это их проблемы. Но я знаю, что делаю.

Что дальше

  • Сейчас работает 10 клубов CyberX, еще 10 готовятся к запуску. К концу 2019 года по плану откроется 50 клубов корнер формата.
  • Из грандиозных планов — открытие полноценной киберарены. В отличие от клуба на 20-30 машин, это будет заведение примерно с сотней ПК для проведения масштабных чемпионатов.
  • Ну и конечно — все больший упор на спортивную составляющую. Хочу свою киберспортивную команду — это одна из моих приоритетных целей.

Если вам интересно, как я развиваю кибер-клубы и к чему вся эта история приведет — следите за проектом на моем YouTube-канале или во Вконтакте:)

0
174 комментария
Написать комментарий...
Александр Куземченко

Статья ТОП!
Кристина, давно за вами слежу)
Киберспортивный рынок не только в РФ растущий 😌☝🏻
Согласно оценкам экспертов Forbes, сегодня только в России этот рынок составляет 2,5 млрд рублей и каждый год наблюдается увеличение и рост примерно на 10 — 15 %
Вы очень вовремя зашли в эту нишу. Желаю вам успехов в текущих делах и будущих свершениях!

Ответить
Развернуть ветку
XOandAVforever3

Быстрорастущий - да, но пользы от него нет никакой. Игры - это пустая трата времени и бесполезная альтернатива работе. Играть можно разве что до 16 лет, потом и часа в день сложно найти на данный вид досуга, т.к. есть более важные дела.

Ответить
Развернуть ветку
Konstantin Ivanov

большинство развлечений это пустая трата времени, это не мешает существованию миллиардных рынков развлечений

Ответить
Развернуть ветку
171 комментарий
Раскрывать всегда