Игровой спорт: как я в 23 года открываю киберклубы по всей стране

Привет! Меня зовут Кристина Винограденко. Один из моих бизнесов — сеть киберспортивных клубов CyberX. Сейчас расскажу, почему в 23 года у меня получилось начать свое дело в этой сфере. Спойлер — все было по фану и на адреналине.

Держать в бою связь через микрофон не так круто, как орать матом через всю комнату

Я была уверена, что компьютерные клубы умерли примерно тогда, когда интернет перестал пищать модемами, и в каждый город пришел нормальный оптоволоконный провайдер, раскидывающий витые пары по домам и квартирам.

Компьютеры — не роскошь. В Доту и CS теперь можно поиграть дома, даже если твоя команда на другом конце планеты. Казалось бы, кому нужны компьютерные клубы? Но когда заходишь в любой случайно уцелевший клуб — видишь, что он забит людьми. Реальная жизнь разрушает стереотипы.

Когда я пообщалась с ребятами из клубов, выяснилось, что причины две:

  • Деньги. А вернее их отсутствие.
  • Ностальгия.

Про деньги.

Раньше, когда у тебя был компьютер, это по умолчанию подразумевало, что на нем идут современные игры. Теперь новинки стали настолько требовательными, что для топовых нужно железо за 100 и больше тысяч рублей. Когда ты зарабатываешь 15–20 тысяч рублей (или не зарабатываешь ничего, потому что школьник), накопить на такой компьютер нереально.

Про ностальгию.

Еще дело в атмосфере. Держать во время боя связь через микрофон не так круто, как сидеть с товарищами плечом к плечу. У людей в возрасте за 30 к этому прибавляется ностальгия по славным годам, когда они прогуливали уроки в клубе на сэкономленные со школьных обедов деньги.

Когда я прошлась по двум десяткам клубов, стало понятно, что на самом деле это недооцененный рынок. И если повезет, на нем можно здорово развернуться.

С киберспортом дело одновременно и лучше, и хуже. С одной стороны там дикие перспективы, а с другой — это уже уходящий поезд, на который остается только запрыгнуть в последний момент.

Я решила совместить оба направления — чисто развлекательное с киберспортивным. Но начала с обычного маленького клуба на 10 мест.

Первый клуб: 1,7 миллиона на ремонт и железо

Первый клуб я решила открыть в родном городе в Краснодарском крае. В нем 50 000 жителей, а из развлечений только супермаркеты. До ближайшего кино 25 километров.

Деньги взяла из первого бизнеса — магазинов сладостей. Это была небольшая сумма, которой можно было рискнуть.

Никакой особой подготовки не было.

Когда знакомилась с клубами в разных городах, то усвоила, что типичный провинциальный геймерский клуб — это подвал на 40 метров, в котором орут матом и воняет носками.

Поэтому было очевидно, на чем сделать упор. Для начала — просто создать более цивилизованное место.

За 1,7 миллиона я арендовала помещение в центре города, сделала там ремонт и заказала очень хорошее «железо», которое без проблем тянет все новые игры на максимальных настройках. Клуб получился небольшим — 10 компьютеров и 2 приставки.

Плюс маленьких городов в маленькой конкуренции. Мой клуб по сравнению с остальными был как Феррари против «Калины». Ремонт, новые машины, кондиционер. Реклама — листовки и вывески. Потом пошла сарафанка, и клиентов стало совсем много.

Ядром аудитории ожидаемо стали подростки, но постепенно начали подтягиваться люди в возрасте 30+. Первые обычно приходят ради новых игр, в которые не могут поиграть дома. Для вторых клуб — то место, где можно отдохнуть от быта и сварливых жен.

Первый клуб появился в январе 2017, а полностью окупился в сентябре — за 8 месяцев. Сейчас он стабильно приносит от 200 000 рублей чистой прибыли.

Открыться в Москве в 10 раз дороже

Стало ясно, что идея выстрелила. Надо было расширяться. В августе 2018 я открыла второй клуб в регионе, а потом решила попробовать в Москве.

В Москве получилось интересно.

Я решила арендовать помещение в торговом центре «Avenue», чтобы обеспечить клуб трафиком без особых затрат. ТРЦ — место, куда люди приходят отдохнуть и развлечься. Чем разнообразнее развлечения, тем лучше. Тогда у меня появилась мысль: что если совместить игровую зону с фудкортом и зоной отдыха? Так и появилось место «CyberX Community».

Я договорилась с ТЦ, запустилась — и оказалось, что такой формат попал точно в рынок. Речь шла уже не просто о игровом клубе, а о заведении с целым комплексом развлечений по типу «все включено». Это было удачное сочетание нескольких разных направлений.

Клуб стал тем местом, где можно устроить свидание с девушкой, посмотреть с друзьями футбол или заказать кальян в перерывах между игрой в Fortnite. Теперь в CyberX приходили не только ради игр, и благодаря этому удалось расширить аудиторию и увеличить средний чек.

Конечно, такой клуб обошелся гораздо дороже — пришлось вложить чуть больше 15 млн рублей. Много денег потребовало оборудование, одна компьютерная станция в CyberX стоит около 100 000–130 000 рублей. Это важно, потому что самые ресурсоемкие игры на клубных ПК должны летать.

Я продолжаю масштабировать сеть в столице и регионах: новые клубы CyberX открываются в Иркутске, Новороссийске, Геленджике, Санкт-Петербурге и других городах. Но это классические заведения для геймеров, а формат «сборной солянки» пока работает только в Москве.

Рассказываю в ролике на своем YouTube-канале об открытии двух новых клубов в Москве

Франчайзинг помогает масштабироваться быстрее

Новые клубы CyberX в регионах открываю не только я, но франчайзи. У франчайзинга есть свои минусы.

Например, франчайзинговая сеть некапитализируема — по факту она тебе не принадлежит. Здесь вспоминается Coffee Like. Крупнейшая в Европе сеть кофе-баров оценена всего в 200 млн рублей — это смешная сумма.

Но есть плюс, который перекрыл для меня все недостатки: скорость масштабирования. В одиночку я смогла бы открывать не больше 5–7 клубов в год, а это ничтожно мало в масштабе рынка. Время в этой сфере — главный конкурентный фактор. Чтобы не остаться маленьким игроком на растущем рынке, нужно развивать компанию через партнерскую сеть. Это единственный рабочий вариант.

Наши обычные цены в регионах

В моих планах — продюссировать киберспортивные команды

Один из крутых инструментов продвижения компьютерного клуба — турниры по разным играм. Турниры идеально подходят, чтобы поддерживать постоянный приток трафика. Игра сама по себе подразумевает соревнование, а победить всех и получить приз вроде PS4 хочет каждый.

Турниры регулярно проходят во всех клубах сети. Самая распространенная их модель — когда все участники делают небольшие взносы. По итогам состязания победитель либо получает ценный приз, либо делит весь банк напополам с клубом.

Но суть здесь не только в продвижении клубов. Во время турниров мы выявляем лучших игроков, чтобы создать из них собственные киберспортивные команды. В моих планах — продюссировать этих ребят и отправлять их на «взрослые» киберсостязания в Москве. Пока порог входа в профессиональный киберспорт не слишком высок, этой возможностью надо пользоваться.

«Девушка в киберспорте? Да за ней папики»

Такое я слышу постоянно. У людей пригорает: девушка-предприниматель (!) в сфере гейминга (!!) — двойной удар по всем традиционным представлениям. В социальных сетях люди в комментариях к моим постам и видео часто пытаются убедить всех, что я — актриса и подставное лицо, а за мной стоят большие дяди.

Уверена, что и здесь в комментариях поднимут эту тему. Без проблем — если людям кажется, что девушка должна обходить «мужской» бизнес стороной, это их проблемы. Но я знаю, что делаю.

Что дальше

  • Сейчас работает 10 клубов CyberX, еще 10 готовятся к запуску. К концу 2019 года по плану откроется 50 клубов корнер формата.
  • Из грандиозных планов — открытие полноценной киберарены. В отличие от клуба на 20-30 машин, это будет заведение примерно с сотней ПК для проведения масштабных чемпионатов.
  • Ну и конечно — все больший упор на спортивную составляющую. Хочу свою киберспортивную команду — это одна из моих приоритетных целей.

Если вам интересно, как я развиваю кибер-клубы и к чему вся эта история приведет — следите за проектом на моем YouTube-канале или во Вконтакте:)

0
174 комментария
Написать комментарий...
Ware Wow

К слову девушка не магазин сладостей сделала, а сетку в 41 магазин, к 23 годам.
Обычный вот такой гений. Не хейтить нужно, а на коленях перед такими людьми стоять (ну если вы когда-то бизнес делали).

Ответить
Развернуть ветку
Кристина Винограденко
Автор

Вам нужно узнать более подробную информацию обо мне, чтобы так писать. Я не все 41 открыла. И это совсем не сложно, если работать, а не писать комменты.

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Щетинин

Давайте без хамства как к 23 годам построить сетку магазинов сладостей) мы ждем пост, с расчетами) Я верю в умных и успешных, но здоровый скептицизм...вы уходите от налогов? Компании по данным инета менее одного года. И это я видимо про торговлю сладостями. Или у Вас все на одно ООО?
Вобщем ждем приятно шокирующих фактов о первом деле...

Ответить
Развернуть ветку
Денис Демидов

В 1.5 млн. от магазина сладостей на первый клуб еще можно поверить, но в 15 млн. для клуба в Москве уже трудно, скорее всего есть инвестор.

Ответить
Развернуть ветку
XOandAVforever3

Согласен. 15 млн руб в РФ заработать с одного небольшого клуба за 1 с небольшим год невозможно.

Поэтому правильнее было бы полностью раскрыть все стартовые условия, доход родителей, например.

Ответить
Развернуть ветку
Кристина Винограденко
Автор

Не с одного клуба было заработано. Есть ещё бизнес

Ответить
Развернуть ветку
171 комментарий
Раскрывать всегда