{"id":14273,"url":"\/distributions\/14273\/click?bit=1&hash=820b8263d671ab6655e501acd951cbc8b9f5e0cc8bbf6a21ebfe51432dc9b2de","title":"\u0416\u0438\u0437\u043d\u044c \u043f\u043e \u043f\u043e\u0434\u043f\u0438\u0441\u043a\u0435 \u2014 \u043e\u0441\u043d\u043e\u0432\u043d\u044b\u0435 \u0442\u0440\u0435\u043d\u0434\u044b \u0440\u044b\u043d\u043a\u0430 \u043d\u0435\u0434\u0432\u0438\u0436\u0438\u043c\u043e\u0441\u0442\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

Как мы научились слышать дефекты в станках на крупных производствах

Мы создали устройства, которые анализируют вибрации станков и показывают, какие поломки произошли, а какие будут в скором времени. Благодаря этому промышленные компании могут заранее заказывать детали на замену.

Стартап появился из моей кандидатской диссертации: я готовил исследование о вибродиагностике механизмов в Южно-Уральском госуниверситете. Параллельно мы с другом зарабатывали тем, что делали станки, автоматические линии и другое оборудование для небольших производств: друг отвечал за механику, а я — за системы управления и диагностики.

Наработки по диссертации я начал представлять в 2016 году, и их хорошо приняли в научной среде: на конференциях в Милане, Будапеште, Санкт-Петербурге подходили специалисты от промышленных компаний и предлагали сотрудничество. Тогда-то и появилась мысль, что можно применить эти идеи в технологии для реального производства.

Ещё собирая станки, мы сталкивались с такой проблемой: когда в сборке что-то шло неправильно, механизм издавал дополнительные вибрации. Стало интересно их замерить, понять, от чего они зависят. Умея анализировать эти вибрации, мы можем устанавливать их источник — причину поломок.

Датчик WAS для вибродиагностики

Как работает технология

Представьте: если у машины с колесами всё в порядке, она едет тихо, а если помят диск, появляются какие-то шумы, дополнительные вибрации. Виброакустика позволяет их фиксировать — чем быстрее мы начинаем чувствовать дефекты, тем раньше определяем источник повреждения.

Вообще виброакустику уже используют для диагностики станков, но мы усовершенствовали существующие методы. Обычно датчики, считывающие колебания, устанавливаются на корпусе механизма: мы же научились закреплять их внутри.

Это как слушать происходящее в комнате не через стенку, а непосредственно из самой комнаты — так мы получаем более подробные и точные данные.

Наш датчик похож на небольшой компакт-диск. Его нужно закрепить в патроне диагностируемого станка (куда обычно крепится обрабатываемая деталь), а затем запустить станок.

Сделать это может каждый токарь, для этого не нужно ничего переоборудовать и никого обучать, что сильно экономит производству время и деньги на обслуживание оборудования. Сейчас мы как раз разрабатываем максимально удобный для работников интерфейс.

Лабораторные испытания

Наши конкуренты

Сегодня на рынке нет похожих приборов, диагностикой обычно занимаются мастера. На предприятие приезжает специальный человек, останавливает станок и устанавливает на его корпусе акселерометр, который измеряет вибрации; после этого уже мастер анализирует полученную информацию.

Работа диагноста стоит около 20–25 тысяч рублей за смену (на один станок уходит не меньше двух смен), к тому же занимает несколько дней, которые мастер тратит на дорогу до предприятия, настройку и синхронизацию своего оборудования, обработку данных.

Среднее время работы датчиков WAS — 20 минут. И даже если на производстве вдруг понадобится более точный анализ данных, чем дал наш прибор, можно просто отправить данные тому же профессионалу-вибродиагносту — это всё равно будет быстрее и выгоднее.

Определяя цену WAS, мы ориентировались на стоимость классических переносных устройств, которыми пользуются мастера — это около $2000–3000 за прибор. Наше преимущество в том, что пользоваться этими датчиками может любой работник, а не только специалист.

Наши косвенные конкуренты — фирмы, занятые традиционными методами диагностики. Как правило, это крупные компании, например Siemens или General Electric. Что касается именно оборудования, то его производят некоторые отечественные компании вроде ZetLab.

Зачем мы нужны компаниям

Наши клиенты — предприятия крупного машиностроения, где станки работают с большими нагрузками и подвержены большому износу. Мы разработали критерии, которые помогают быстро оценить, какая поломка произошла: сейчас мы двигаемся к автоматической диагностике. То есть наше устройство не просто собирает данные о вибрациях и анализирует их, а выдает отчёт о конкретных дефектах.

Данные, полученные датчиком

Из-за того, что наши датчики чувствительнее традиционных систем, дефекты в станках можно обнаружить заблаговременно, ещё до того, как произойдет поломка, а значит и начать ремонт заранее.

Мы помогаем предсказать остаточный ресурс установки, узнать, когда при тех же темпах использования она выйдет из строя. Благодаря этому можно заранее планировать ремонт — например, заказать детали на замену.

Для крупных компаний, особенно государственных, это важное преимущество. Закупки нужных деталей часто происходят через систему торгов, а для этого нужно сформировать документацию, просмотреть коммерческие предложения, выбрать поставщика — из-за этого установки могут простаивать по три месяца, даже если у компании есть деньги на нужные детали.

Узнавая о поломках заранее, можно заложить расходы в бюджет и начать закупку — тогда не потеряется так много времени.

Сама технология универсальна. Критерии обнаружения дефектов требуют небольших уточнений и адаптаций под конкретного клиента, но процедура такой настройки происходит довольно быстро. Наша цель — получение качественно нового уровня диагностики, не меняя при этом процессы внутри цеха.

Чем мы занимаемся сейчас

Сначала мы вкладывали в работу собственные средства, но в начале года решили завернуть идею в «стартаперскую форму». Например, весной WAS прошёл в акселерационную программу «Кировского завода» и венчурного фонда Pulsar Venture Capital.

В рамках акселерации разрабатываем пилотный проект для завода «Киров-Энергомаш» и будем внедрять там датчики, анализировать их работу на крупном производстве.

Также в этом году мы написали заявку на совместный российско-бельгийский грант, на нас вышел бельгиец, который предложил сотрудничество. Мы планируем использовать датчики для диагностирования планетарных передач (это механические передачи, которые есть, например, в ветрогенераторах или вертолётах).

Если обычно наши датчики можно использовать по многу раз на разных станках, то здесь их нужно поместить внутрь механизма, откуда они будут постоянно передавать информацию. Для этого технологию ещё нужно доработать, подготовить её к возможному износу, долгому использованию.

Кроме того, в начале года мы проверяли возможности датчиков на промышленных объектах, которые есть у нас в регионе, и получили от компаний приятную обратную связь, но пока не успеваем с ней работать — сосредоточены на акселерации.

После неё мы планируем сотрудничать с другими компаниями, масштабировать технологию для промышленного производства.

0
62 комментария
Написать комментарий...
Виталий Журавлев

Побольше бы таких решений. А то надоели эти все агрегаторы: доставка еды, такси, IT — сервис Додо и т.д

Ответить
Развернуть ветку
Валера Никитенков

Согласен. Стране нужно наращивать промышленность, а в Москве, кажется, заботятся только о том, чтобы пиццу быстрее привезли, да сервисов чтобы побольше

Ответить
Развернуть ветку
9 комментариев
Kelerius

Додо не трожь! От всех слышу какая у них обычная пицца!
Сам пока не пробовал)

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Artem Voronov

Круто. Видел аналогичный проект вибро + температурной диагностики для судовых машин, но ребята работают по старинке, без оформления всего этого в платформу.
Было дело, участовал в разработке магнитных дефектоскопов. Представляю какой огонь будет если объединить все 3 формы диагностики в одну платформу и продавать по подписной модели:.
- статистику дефектов можно продавать производителям оборудования;
- сырые данные будут интересны R&D подраздеделениям производителей дефетоскопов;
- клиенту не нужен будет штат дефектоскопистов и будет четкое планирование замены и ремонта оборудования.

Ответить
Развернуть ветку
Кирилл Дорош

поделитесь пожалуйста ссылкой на проект для судовых машин

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Voin Mraka

да, метода старая)

Ответить
Развернуть ветку
Владимир Синицин
Автор

Безусловно! Только мы слушаем не с корпуса, а непосредственно с вращающегося вала :-)

Ответить
Развернуть ветку
Konstantin Ivanov

за долгое время это единственный проект вызывающий интерес и имеющий осязаемый эффект, и что-то отличное от стартапа агрегатора стартапов для обучения стартаперов другими стартаперами

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Кирилл Косолапов

Ребята молодцы, но вибродиагностика уже давно распространена на рынке, и нужно сравнивать с конкурентами. Неразрушающий контроль тема весьма проработанная. Я ещё в 2012 сталкивался с двумя компаниями из Магнитогорска которые это делали. Основные отличая могут быть в софте, и если в спектральную область ещё не сложно перевести, то с интерпретацией сложнее, для каждого механизма надо задавать свои параметры, и как тут избавиться от специалиста не очень понятно.

Ответить
Развернуть ветку
Михаил Качалов

Добавить хайповую тему ИИ (по старинке это называлось - "экспертная система") и срубить инвестиции

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Владимир Синицин
Автор

Здравствуйте!
Да, решений по вибродиагностике существует немало: от мобильных до стационарных систем (например, "Стационарные системы вибродиагностики на БОС-16В").

Наша изюминка - место установки датчика. Мы умеем получать сигналы вибраций с вращающегося вала, что обеспечивает большую чувствительность к дефектам, а также дополнительную информацию, которую невозможно получить с помощью традиционных систем вибродиагностики.

Ответить
Развернуть ветку
4 комментария
Владислав Самойлов

Да, на рынке много фирм, кто занимается вибродиагностикой. А по теме есть, например, такие решения: http://www.tst-spb.ru/products/vibro_solutions, как и множество других датчиков.

Ответить
Развернуть ветку
Михаил Качалов

"Сама технология универсальна. Критерии обнаружения дефектов требуют небольших уточнений и адаптаций под конкретного клиента" - ага вот оно. Лейте данные в облако, интегрируйте с ERP, создавайте профили для разных моделей и типов станков, можно и бракоделов-халтурщиков так определять. Руководство будет в онлайне видеть как и что работает, отчего будет писять кипятком - ибо иллюзия контроля за происходящим

Ответить
Развернуть ветку
Иван Пилецкий

Плохо конкурентов изучили.

Ответить
Развернуть ветку
Vyacheslav Rubanyuk

Очень круто, молодцы!

Ответить
Развернуть ветку
Михаил Качалов

А проблемы какие то есть? Типа для каждой марки станка нужен отдельно сконфигурированный "диск"? А то уж больно все гладко)

Ответить
Развернуть ветку
Николай Малков

Крутой технологический стартап из России. Я горжусь вами, ребята!

Ответить
Развернуть ветку
Michael

То что появляются новости из промышленности уже радует. Виртуальные стартапы как-то приелись уже.
Жаль, что нет звуковой диагностики автомобильных моторов. Фактически же все равно сначала "что-то тут стучит", а уже потом начинаются поиски что, где, почему.

Ответить
Развернуть ветку
Тофсла, Вифсла и партнёры

"Любой стук наружу вылезет" ))

Ответить
Развернуть ветку
Roman Muksimov

Современные промышленные станки и оборудование уже включают в себя самодиагностику, и сервисные центры предлагают онлайн мониторинг за доп. плату.
Поэтому в будущем такие услуги как у стартапа могут быть не нужны.

Ответить
Развернуть ветку
Михаил Качалов

Тут наверное надо учесть специфику нашего рынка - не молодой станочный парк. В принципе экспансия возможна - рынок СНГ, развивающиеся страны.

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Eugene Gultyaev

Куча производств работает на "древних" станках

Ответить
Развернуть ветку
Michael Podgaiets

Чтобы включить опцию самодиагностики, нужно заплатить ~50% стоимости станка :-)

Ответить
Развернуть ветку
Tony Urban

Cool stuff! Good luck, guys!

Ответить
Развернуть ветку
Чеширский

Мегакрутые молодцы!

Ответить
Развернуть ветку
Roman Nz

Круто! Масштабируйтесь, чтобы не только крупному бизнесу помогать, но и малышам. А если ещё и дистанционно (ну а вдруг!) научитесь это делать, то эффект будет сравнимым с некоторой революцией! Удачи вам и процветания!

Ответить
Развернуть ветку
Денис Мильков

Можно поделиться контактами?

Ответить
Развернуть ветку
Владимир Синицин
Автор

Здравствуйте!
Конечно, открыты к общению.
[email protected]

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Pondylini

«и получили от компаний приятную обратную связь, но пока не успеваем с ней работать — сосредоточены на акселерации»

Понятно. Робяты не созрели ещё.

Ответить
Развернуть ветку
Владимир Синицин
Автор

Типичные проблемы роста "юного" проекта с интересной технологией)

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Максим Бобрышев

Интересный проект. Владимир, напиши, пожалуйста, на почту. [email protected]

Ответить
Развернуть ветку
Yaacov Ozer

У нас есть клиент, чешская компания Neuron Soundware (https://www.neuronsw.com). У них основа технологической платформы использует Google Cloud Platform как инфраструктурную базу, и базу для моделей машинного обучения и аналитики. Но это только акустика, без вибраций. Если вам будет интересно попробовать найти точки соприкосновения - с удовольствием свяжу вас.

Ответить
Развернуть ветку
Владимир Синицин
Автор

Да, думаю, что будет интересно. Напишите, пожалуйста, на [email protected]

Ответить
Развернуть ветку
Михаил Качалов

"Google Cloud Platform" - в российских условиях это риск. Санкции, противохакерские учения, борьба с каким нибудь очередным телеграмом и сервис станет либо полностью недоступным, либо деградирует и приведет к перебоям в работе собственного решения.

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
svyatstesin

В промышленных масштабах этим занимается Bosch Rexroth и Siemens. Данные интегрируются с люб. ПО УП, ерп и сап

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Alex Para

Несколько лет назад я пытался такую диагностику телефоном делать и даже кое что получалось

Ответить
Развернуть ветку
Родион Николаевич Юрьев

Такой стартап способен хорошо продвинуть наше производство не такими уж большими усилиями.
То, что некоторые считают, что "у нас с этим нет проблем" обусловлено низкими стандартами производительности труда на предприятиях. Понятно, что и на раздолбанном станке можно что-то вытачивать годами, подпирая вываливающиеся детали коленками и поленьями, выкидывая кучу отходов и переделывая брак, да ещё и приплачивая за эту (безо всяких шуток) квалифицированную работу на грани героизма рабочему, который рискует жизнью и здоровьем.
Всё это недальновидные собственники предприятий не учитывают, надеясь выжать по максимуму из устаревшего оборудования и героических пенсионеров. А умные люди вкладывают и в оборудование, и в работников, потому что работник на новом и долгоиграющем оборудовании выпустит в 10 раз больше продукции, после чего эти мануфактуры будут никому не нужны, ведь продукция у них - золотая.
То, что предлагается в статье - решает проблему обновления парка станков минимальными усилиями. Ставь датчик на шпиндель, и в принципе у тебя диагностика станка идёт в режиме реального времени не хуже какого-нибудь KUKU (там цены в млн. евро исчисляются).

Ответить
Развернуть ветку
Roman Muksimov

Это что за такие станки Куку за млн. евро? Знаю пром. роботов Кука, но и там далеко не миллионы)

Ответить
Развернуть ветку
Khabib96

Хороший стартап! А то у нас, однажды, приехали вибродиагносты, "послушали, подумали, счет оплаченный увезли", и приговорили ось Z под замену в сборе... а мы их не послушали и новые виброопоры поставили, пожестче. И как рукой сняло, знаете ли. BIG Data, вот это всё...

Ответить
Развернуть ветку
59 комментариев
Раскрывать всегда