HintEd: первый российский стартап в области digital adoption
Идея Hinted пришла в ответ на мою персональную «боль». Я работал в трёх стартапах и, как это часто бывает, всегда совмещал несколько должностей: был продуктологом, занимался развитием бизнеса и частично клиентской поддержкой.
Идея
Одной из обязанностей было находить новых клиентов среди крупных компаний, подключать их к нашему сервису, сопровождать, «помогать» пользоваться продуктом. На этот «онбординг» я тратил буквально недели: созванивался по скайпу, лично ездил к клиентам, писал огромные инструкции и такие же огромные презентации в Power Point.
На то, чтобы сделать одну полноценную инструкцию (собрать скриншоты, подготовить описание) уходила примерно неделя.
Но продукт развивается, и инструкции приходится постоянно дорабатывать.
И все-таки основной проблемой были даже не колоссальные временные затраты, а то, что любая инструкция — это отвлечение сотрудника от его работы. Поэтому между штудированием многостраничного мануала или возможностью попросить помощи у коллеги, сотрудники склонны выбирать второе.
Так у нас появилась идея сделать интерактивный обучающий интерфейс, который бы позволил далекому от программирования человеку создать свой туториал в любой нужной ему системе.
Продукт
Через год мы нашли поддержку частных инвесторов и приступили к созданию продукта. На старте нам казалось, что разместить подсказки на элементах интерфейса — почти «плевое дело», но по факту, чтобы создать прототип, который будет классно работать в любой системе, не потребует детальной кастомизации, будет гибким и адаптивным — понадобилось полгода работы команды трех разработчиков.
Сегодня мы позиционируем HintEd как конструктор интерактивных подсказок для любого софта с WEB-интерфейсом. Наш пользователь самостоятельно создает в визуальном редакторе интерактивные «инструкции», они сохраняются на облачном сервере, редактировать и управлять подсказками можно 24/7.
В зависимости от того, на какую систему нужно поставить расширение, мы используем либо браузер, либо встраиваемся «внутрь» самой системы. Логика HintEd максимально гибкая: обучающие сценарии запускаются при наведении на какой-то элемент, при неактивности, всегда при старте — можно реализовать самые разные варианты.
Для каждого из рынков у нас свое предложение, но боли обеих ЦА мы знаем одинаково хорошо.
Первый рынок — это корпорации. Основной запрос, с которым мы работаем — как быстро научить большое количество новых сотрудников работать в корпоративных системах. При этом чем меньше времени уйдет на адаптацию и чем реже новички будут отвлекать опытных сотрудников — тем лучше.
Усредненный запрос молодых компаний очень похож на ту проблему, которую я описывал в самом начале. Клиентам важно объяснять, как пользоваться продуктом стартапа, при этом самим стартапам необходимо рационально расходовать свои ключевые ресурсы.
Конкуренты
В России мы, в основном, конкурируем с компаниями-разработчиками e-learning решений и классическими инструментами корпоративного обучения: с вебинарами, видеокурсами, различными корпоративными тренингами. Также сейчас активно разрабатываются симуляторы софта — по сути копии корпоративного программного обеспечения, с возможностью «кликать» на кнопки.
Базовую проблему все эти инструменты не решают — сотрудники отвлекаются от основной работы, а процесс обучения (погружения) по-прежнему занимает в крупных компаниях от 2 до 4 недель. [1]
Прямых конкурентов HintEd в России пока нет, зато несколько крупных игроков работают в США и Европе. Самый большой из них — WalkMe — уже привлек инвестиций на несколько сотен миллионов долларов и их оценка перевалила за миллиард $.
Потенциальный объем нашего рынка огромный: новый софт появляется каждый день, а старый дорабатывается — и пользователей нужно учить со всем этим массивом работать.
Команда
Сейчас HintEd делают пять человек: за продукт и клиентскую поддержку отвечают наши разработчики, продажами занимаемся вдвоем с партнером.
Даже в случае с крупными корпоративными заказчиками адаптация под специфические локальные системы редко когда занимает больше недели.
В принципе это было одной из наших ключевых задач — сделать универсальный, максимально user-friendly продукт, который не потребует длительной кастомизации.
Продвижение
Так как я работал в основном в крупных компаниях, до недавнего времени я не знал никакого другого способа продвижения, кроме как бегать и продавать.
Именно этим мы и занимались — искали потенциальных клиентов в социальных сетях, рассылали «холодный месседжинг». Кстати, довольно успешно:
За полгода мы поучаствовали в нескольких акселераторах: Generation S, акселераторе МТС и сейчас завершаем программу в акселераторе КРОК.
Первая программа была сугубо образовательной, мы заняли второе место в треке. Второй аксель был более прикладным и помог нам получить МТС в качестве клиента. В акселератор КРОК мы пошли для того, чтобы наладить партнерский канал. Мы, как и они, нацелены на Large Enterprise, а еще КРОК разрабатывает и внедряет много софта, мы понимали, что можем найти совместные точки роста.
Например, мы начали разрабатывать новый продукт на основе искусственного интеллекта и нашли для себя еще один рынок — продаем МСБ и таким же стартапам как мы.
Когда у нас появились первые клиенты и первые деньги, мы начали активно присматриваться к мероприятиям и в одном даже приняли участие. После HR Technology Expo получили порядка 10 лидов, сейчас ведем переговоры.
Еще нам удалось съездить во Францию с Trianon Startups, в России эту программу делает Сколково совместно с АДВ.
Они на день вывезли в Версаль несколько десятков российских стартапов и устроили им спиддейтинг с крупнейшими французскими компаниями. У каждой команды на общение с Air France, Total и другими было по 15 минут. Благодаря этой поездке мы начали диалог с международным бизнесом, а еще убедились, что проблемы, которые есть у российских компаний, есть и на Западе.
Монетизация
Крупным корпоративным заказчикам мы продаем годовую лицензию на HintEd. Средний чек — порядка 1 миллиона рублей. С конца прошлого года мы получили уже 4 клиентов. Сейчас, по новой модели, мы работаем еще и с МСП, предлагаем более простой продукт, но и за меньший чек — в среднем 100$.
Метрики и планы
Мы активно прорабатываем внедрение в HintEd машинного обучения. На наш взгляд, ИИ — уже не «рокет сайенс», а технология, которую в принципе все должны использовать. Рабочее название нового проекта — «HintEd 2» — будем анализировать окружение пользователя и выдавать им контекстную помощь.
Новая система сможет понять, какие программы открыты у человека в фоновом режиме, например, таблица Excel и CRM. Проанализировав это, она поймет, что человек хочет импортировать контакты из таблицы в CRM и покажет ему соответствующие подсказки. Это первый вариант применения ИИ в HintEd, а второй — генерация подсказок на основе анализа сценариев, по которым более опытные сотрудники работают в определенной корпоративной системе.
Мы уже спроектировали систему для ИИ-проекта, до конца года планируем начать пилотирование и ищем инвестиции на дальнейшую реализацию и поддержку продаж.
Еще из планов — в синергии с КРОК до конца года получить 10 новых крупных корпоративных клиентов и еще 50 клиентов поменьше подключить к HintEd по подписке.
[1] По опыту взаимодействия с крупными банками.
Друзья, я готов рассказывать еще о нашем опыте и кейсах из жизни «одного стартапа», поэтому если вам было интересно, оставляйте в комментариях вопросы и темы. Вообще, буду рад обратной связи :)
Вы смогли монетизировать OpenSource плагин http://linkedin.github.io/hopscotch/ или просто поленились включить в разработку создание Quick Guide и для этого создали отдельный стартап? В любом случае Вы молодцы. Хотя и непонятно зачем и почему Вы это все делали.
о, спасибо за ссылку, я видел кучу подобных стартапов (в мире), но опен сорс с хорошим апи закывает вопрос полностью :)
Чтобы это утверждать, надо взять несколько пользователей и предложить им поработать в продукте ребят и в open source - продуктах. И потом узнать их мнения. И не факт, что они совпадут с Вашим.
Ну в целом у ребят другая мысль показать конкретный путь юзера (User Path), что в разы полезнее, так как пользователи морды ленивые изучать все не хотят.
Сначала мы не ленились делать гайды, а потом поняли, что их не читают, и это мешает нам развиваться и зарабатывать. Клиенты просто уходили, не разобравшись. Вы правы, что есть OpenSource библиотеки, свою, кстати, мы тоже скоро выложим. Но кроме самой либы, у нас есть редактор для быстрого создания туториалов, плеер, который играет их по разным триггерам, API и много чего еще вокруг.
Правильно я понял, что скажем могу послать клиенту ссылку какую-то хитрую и он сможет увидеть демонстрацию работы определенного кейса? Это действительно гораздо лучше просто справочника и раздражающего гайда по всей системе. Остались только вопросы цены.
Не совсем. Обычно мы встраиваем скрипты в систему, где нужен гайд и потом показываем их по определенной логике. Например, первый раз всем пользователям, или если пользователь какое-то время ничего не делает в системе. Про ссылку тоже думали, но пока это не очень востребовано
Комментарий удален модератором