Aoora.biz - идея B2B стартапа

Добрый день. Меня зовут Владимир. Я очень давно нахожусь на данном ресурсе, но зарегистрироваться решил только сейчас. Наибольший интерес у меня вызывает тема стартапов. Однако, никогда не доходило до своего начинания.

Каждый раз, когда какой-нибудь автор презентует здесь свой проект, особенно если он еще не нашел свою аудиторию, или терпит крах, появляется огромное количество комментариев о том, что необходимо было сделать, о том, что автор ничего не понимает или ошибается.

Мною прочитано много книг о бизнесе, стартапах, финансах, инвестициях, а также я закончил отличные, по моему мнению, курсы от ProductStar (не реклама). Давайте попробуем сделать как пишут в книжках, рассказывают на курсах, ну и конечно советуют в комментариях.

Из всех этих источников сделан вывод о том, что для успеха стартапа должно сойтись достаточно большое количество различных факторов, но, если говорить об идее стартапа, то главное решать какую-то проблему, тогда и все остальное приложится.

Примерная схема выглядит следующим образом:

1) Придумать идею;

2) Обсудить ее с людьми, желательно похожими на твоих предполагаемых будущих клиентов (CustDev);

3) Сделать анализ рынка (хотя бы поверхностный);

4) Создать MVP;

5) Начать продажи;

6) Развивать компанию.

На текущий момент имеется только идея, хотелось начать делать MVP, но понял, что необходимо обсудить идею как можно с большим числом людей. Сейчас есть несколько обсуждений с потенциальными потребителями (закупки, маркетинг, владельцы бизнесов) и опрос. Результаты вдохновляющие и положительные, однако, я считаю, что для их подтверждения необходимо привлечь большее число людей к обсуждению.

Если следовать полученным знаниям, необходимо сформулировать идею для стартапа в одном емком предложении.

В данном случае я это вижу так:

Необходимо сделать репутацию настоящей валютой компании

Для более подробного объяснения идеи я заполнил Lean Canvas:

​Lean Canvas - описание идеи

Если попытаться выйти за рамки Canvas, то мне кажется на текущий момент становится все сложнее найти исполнителя, более того, каждый из исполнителей рекламирует себя и старается представить все в лучшем свете, однако мы никогда не находим в его презентациях неудачные проекты или ошибки. Мне кажется это не совсем честным.

Хотелось бы видеть ситуацию такой, какая она на самом деле. И выбирать исполнителя, основываясь на максимальном числе фактов, кейсов и проектов.

Среди опрошенных мною людей, многие сообщили, что выбор происходит либо среди знакомых и известных компаний (сарафанное радио). Либо старые поставщики товаров (услуг) годами работают с компаниями, и новым компаниям довольно трудно туда попасть, даже если качество сервиса и товаров выше. Также все сообщили, что готовы размещать как положительные, так и отрицательные отзывы/рецензии/кейсы.

С другой стороны часто существует ситуации когда, Заказчик неадекватен и работать с ним невозможно. Считаю, что такие ситуации тоже необходимо показывать, поскольку верю в возможность саморегуляции данной системы.

В конечном итоге и одна и другая сторона должна начать задумываться и принимать меры для улучшения ситуации.

А как думаете Вы? Хочу пригласить всех к обсуждению. Заранее спасибо.

0
17 комментариев
Написать комментарий...
Лев Щенин

Владимир, рекомендую вам подписаться на сайт Аркадия Морейниса.
Он не устаёт повторять, что "главная причина закрытия стартапов - невостребованность их услуг среди потребителей".
Так что поменьше рисуйте умные схемы на бумаге - попробуйте "выйти в поле" и найти ОДНОГО клиента.
Для примера Аркадий Морейнис приводит разницу в психологии российских и американских стартаперов, которые начинали проекты по доставке клиентам наборов полуфабрикатов для приготовления обедов и ужинов.
Россияне начали с разработки сайта и мобильного приложения для iPhone (потому что владельцы Айфонов - это наша целевая аудитория).
А американцы встали около выходов из продуктовых магазинов типа "Азбуки вкуса" и начали приставать к женщинам-покупательницам с презентацией своего стартапа.
Набрав первую группу из 10-15 человек, начали ВРУЧНУЮ собирать для них наборы полуфабрикатов и доставлять им домой.
Пока у вас нет живых покупателей - у вас нет бизнеса.

Ответить
Развернуть ветку
Владимир Козлов
Автор

Спасибо за комментарий. По сути это я и пытаюсь сейчас сделать, найти людей, которым это интересно, провести несколько встреч с заинтересованными лицами и вообще оценить идею, ничего не разрабатывая.

Ответить
Развернуть ветку
Лев Щенин

Владимир, этот вариант многократно описан Морейнисом как абсолютно неправильный. 
Как можно "найти людей", когда у вас ещё ничего нет?
Если вопрос касается денег, одни и те же слова разными людьми понимаются по-разному.
Морейнис много раз приводил примеры закрывшихся стартапов, которые спрашивали своих знакомых, будут ли они пользоваться такими или такими сервисами. Получали ответ "да", занимали денег, запускали сервисы и потом не могли найти ни одного покупателя.
Сто лет назад ещё Генри Форд отвечал на вопрос, почему он перед запуском своего конвейера не проводил опросы фермеров. Его ответ попал в учебники по маркетингу: "
«Если бы я спросил у людей, что им нужно,

они бы попросили более быструю лошадь».
Не нужно спрашивать, будут пользоваться или нет.
Нужно предложить это купить.
Деньги - вот главный арбитр в бизнесе.
Неужели эти прописные истины для кого-то кажутся "божественным откровением"?
Будьте умнее серой массы - читайте Морейниса.

Ответить
Развернуть ветку
Alexey Praskovin

Это очередной сайт с отзывами, завернутый в Lean Canvas? Или таки что-то большее. Автор, раскройте тему.

Ответить
Развернуть ветку
Владимир Козлов
Автор

Алексей, вы правы, по сути это отзовик, но именно b2b, не смог найти подобное, но сталкивался по работе с необходимостью. В глобальном смысле хотелось бы зайти на подобный ресурс и понять стоит ли иметь дело с тем или иным контрагентом, посмотреть проекты и кейсы, но не только с его слов, но и со стороны его контрагента
УПД: Canvas нужен для краткого изложения идеи, не более того

Ответить
Развернуть ветку
Alexey Praskovin

Не взлетит. Потому что вы даже тематику не разбили пока. А отзывы и кейсы в вебдизайне и разработке нефтегазовых месторождений (например) отличаются принципиально. А еще есть нюансы типа NDA, когда сначала по проекту не будет информации, а потом она потеряет актуальность... И таких нюансов еще миллион.

Ответить
Развернуть ветку
Владимир Козлов
Автор

Вы правы, кейсы очень разные, если под тематикой вы подразумеваете классификацию компаний/проектов/видов деятельности то вы также правы ее пока нет. Общее у представленных вами проектов будет как минимум сроки/деньги/объем, а значит успешность или неуспешность взаимодействия. К примеру у одной компании 3 успешных кейса и у другой тоже. Но если вы узнаете что у первой 10 неудачных, а у другой 1, то выбор становится легче.

Ответить
Развернуть ветку
Alexey Praskovin

"Общее у представленных вами проектов будет как минимум сроки/деньги/объем" - нет, ничего общего. С раздуванием смет знакомы? Думаю да. Это явление в приведенных примерах будет невероятно отличаться. С тендерами знакомы? Думаю тоже да. Там с соотношением "сроки/деньги/объем" вообще история своя.

И как вы все это одной кучей собираетесь поддерживать - мне заранее непонятно. Точнее понятно - никак.

Ответить
Развернуть ветку
Владимир Козлов
Автор

Алексей, может мы немного друг друга не понимаем? Не знаю, для чего мне сравнивать строительную организацию и студию веб-дизайна. Если вы к тому, что не понятно как будут выглядеть критерии и классификация, то обращаю ваше внимание, что не отрицаю факта, что сейчас этого нет. Возможно с вашей помощью как раз и удастся проработать этот момент.
УПД: Кстати у вас есть статья, где вы указываете на то, что маркетологи показывают кейсы без пруфов, по сути это такая же проблема, которую я здесь описываю. А если бы вы могли зайти на сайт и посмотреть положительный отзыв с печатью заказчика или отрицательный, наверное доверия было бы больше.

Ответить
Развернуть ветку
Alexey Praskovin

"не понятно как будут выглядеть критерии" - именно к этому. То, что для одной сферы - адский факап исполнителя, за который обоснованно можно распнуть на кресте, для другой сферы - совершенно рабочий момент, на который вообще можно не обратить внимания. Или даже оценить положительно.

Сразу приведу пример:

отзыв 1 "Отвратительный исполнитель! Сорвали сроки на неделю и пришлось им еще 20000 рублей сверх договора заплатить! Мошенники! Казнить!"

отзыв 2 "Хороший подрядчик. Сроки сдвигали всего 2 раза, в итоге достроили на три месяца позже срока. Смету тоже подвинули не сильно, всего на 3 млн. Советую."

Формилизовать подобное будет сложно.

Ответить
Развернуть ветку
Владимир Козлов
Автор

Отличные примеры, спасибо! Согласен, что в этом моменте буду сложности, а пока хотелось бы вообще понять есть ли данная проблема или я ее выдумал и есть ли потребность в решении.

Ответить
Развернуть ветку
Alexey Praskovin

Проблема есть и она огромна, но вы ее не решите. Отзовики себя дискредитировали еще лет 5 назад, им никто не верит, особенно в b2b. Проверки делают через Контур и подобные системы, у кого доступ есть. И через картотеку арбитражных дел. А самым достоверным источником по прежнему остается персональная рекомендация.

Я просто не вижу, куда здесь может воткнуться ваш сервис, отсюда и весь скепсис.

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Аа

Сложный вопрос. Да и к тому же очень обширный. Моя команда сейчас делает похожее решение в сфере образования. Есть определённые препоны. 

Ответить
Развернуть ветку
Владимир Козлов
Автор

Алексей, спасибо за комментарий, хотелось бы узнать поподробнее.

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Аа

Чуть позже, через недельку напишу.

Ответить
Развернуть ветку
Анатолий Внук-Карпов

Привет, идея понятна, только с реализацией сложно будет... "Доверие" - основа бизнеса, что бы им управлять нужно не просто отзыв с печатью или кейс, нужны прозрачность в работе компании, а как добиться этой прозрачности и управлять ей - это уже другая идея должна быть.. что-то вроде "публичной CRM" которая показывает все завершенные и текущие процессы компании, результаты по фин показателям и прочее.. И то, такое решение по понятным  причинам далеко не во всех сферах применимо... Для первого стартапа я бы попроще что-нибудь подумал... (заходите в гости ко мне в тг, пишу там про идеи)

Ответить
Развернуть ветку
Владимир Козлов
Автор

Анатолий, спасибо за отзыв, вы все верно поняли, доверие в этом деле будет самым главным.

Ответить
Развернуть ветку
14 комментариев
Раскрывать всегда