{"id":14277,"url":"\/distributions\/14277\/click?bit=1&hash=17ce698c744183890278e5e72fb5473eaa8dd0a28fac1d357bd91d8537b18c22","title":"\u041e\u0446\u0438\u0444\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u043b\u0438\u0442\u0440\u044b \u0431\u0435\u043d\u0437\u0438\u043d\u0430 \u0438\u043b\u0438 \u0437\u043e\u043b\u043e\u0442\u044b\u0435 \u0443\u043a\u0440\u0430\u0448\u0435\u043d\u0438\u044f","buttonText":"\u041a\u0430\u043a?","imageUuid":"771ad34a-9f50-5b0b-bc84-204d36a20025"}

История стартапа: как пошагово разработать идею, выйти на несуществующий рынок и дойти до международной экспансии

Привет, VC! Меня зовут Николай Вакорин, и сегодня я расскажу историю нашего проекта Gmoji – это сервис для отправки офлайн-подарков с помощью эмоджи.

Речь пойдет о том, как создать идею для стартапа, опираясь лишь на общие критерии, которым должен соответствовать проект, сложностях работы на еще не сформированном рынке, и подходам к масштабированию продукта.

Подготовительная работа

Я довольно давно занимаюсь бизнесом, но раньше это все больше были офлайн-проекты в сфере ретейла. Такой бизнес очень изматывает, я устал от постоянных сложностей, часто внезапных и бесконечных.

Поэтому, продав очередной проект в 2012 году, я немного отдохнул и начал думать, чем заняться дальше. Новый, пока еще не придуманный проект, должен был соответствовать таким критериям:

  • никаких физических активов, которые надо покупать и тратить деньги на их поддержку и которые легко из активов превращаются в пассивы, если что-то идет не так (пример: оборудование для ресторана, который закрывается);
  • отсутствие дебиторской задолженности. Почти всегда в моих предыдущих проектах складывалась ситуация, при которой заказчики требовали постоплату, а поставку услуг и товаров – сразу. Понятно, что потом приходилось просто выбивать свои деньги и тратить на это много времени и сил, иногда решить задачу не удавалось (или удавалось частично);
  • возможность работать с небольшой командой. В офлайн-бизнесе одна из главных проблем – это наем сотрудников. Как правило, их трудно искать и мотивировать, текучесть высока, люди работают не очень хорошо, часто воруют, на контроль нужно тратить много ресурсов;
  • возможность роста капитализации. Потенциал роста офлайн-проекта всегда ограничен, а я хотел попробовать замахнуться на мировой рынок (хоть пока и не понимал как);
  • наличие стратегии выхода. Хотелось получить такой бизнес, который был бы ликвиден и из которого я мог бы легко и быстро выйти в случае необходимости.

Очевидно, что это должен был быть какой-то онлайн-стартап и что в одиночку перейти от критериев непосредственно к идее будет тяжело. Поэтому я собрал группу единомышленников – бывших партнеров и коллег, – которым могло быть интересно поработать над новым проектом. У нас получился некий бизнес-клуб, который периодически собирался для обсуждения новых идей. На такие встречи и мозговые штормы ушло несколько месяцев.

В результате у нас появилось несколько неплохо выглядевших бизнес-идей. Для того чтобы выбрать одну, мы решили, что автор каждой идеи проведет презентацию своего концепта. «Защита» должна была включать в себя бизнес-план и какой-то алгоритм действий на несколько лет.

На этом этапе у меня родилась идея «социальной сети с подарками». По итогам обсуждений именно она победила.

Какие проблемы мы хотели решить

На тот момент (2013 год) существовало три нерешенные проблемы, связанные со сферой подарков:

  • «не знаю, что подарить»;
  • «не знаю, куда девать ненужные подарки и как перестать их получать»;
  • «непонятно, как быстро и без проблем отправить подарок в другой город или страну».

Решений тогда не было. Первую проблему хотя бы пытались решить различные сайты с рекомендациями, но работало это неэффективно. Во многом потому, что почти все такие подборки были плохо скрытой рекламой определенных товаров.

Вторую проблему в целом можно было бы решить составлением вишлистов – это популярная на Западе практика, когда, например, накануне дня рождения именинник пишет список подарков, которые хотел бы получить, а гости выбирают, что купят, и сообщают о своем выборе. Но в России эта традиция не особенно прижилась. С доставкой же подарков ситуация была и вовсе плачевная: отправить что-то в другой город или тем более страну без множества телодвижений было невозможно.

Было ясно, что в теории мы можем сделать что-то полезное для решения этих проблем. Но рынок во многом предстояло формировать самостоятельно, да еще и ни у одного из членов команды не было технического бэкграунда.

Поэтому для начала мы взяли бумагу и карандаш и начали разрабатывать мокапы экранов будущего приложения. Это позволило нам понять, что на первое место нам стоит поставить третью проблему из списка – доставку подарков. И в процессе обсуждений того, как это можно реализовать, родилась идея использовать эмоджи для представления подарков, которые один человек мог бы отправить онлайн, а другой – получить офлайн (например, чашку кофе).

Первые трудности

Поскольку у нас не было опыта работы над ИТ-продуктами, все двигалось довольно медленно. Мы потратили много времени и денег на разработку прототипа. Настолько много, что некоторые участники первоначальной команды начали терять веру в проект и выходить из него.

Тем не менее мы смогли создать продукт. Также благодаря хорошей сети контактов в нашем городе – Екатеринбурге – нам удалось в тестовом режиме подключить к платформе около 70 бизнесов. В основном это были кофейни, цветочные магазины, автомойки и т. п. Пользователи могли оплатить какой-то подарок, вроде чашки кофе, и отправить его кому-то. Получатель затем должен был прийти в нужное место и получить свой кофе бесплатно.

Оказалось, что все выглядит гладко только на бумаге. На практике же огромной проблемой стало непонимание со стороны сотрудников организаций – наших партнеров. В условном кафе текучесть крайне велика, а обучению часто не уделяют достаточно времени. В итоге менеджеры заведения могли просто не знать, что оно подключено к нашей платформе, и затем отказывались выдавать уже оплаченные подарки.

Конечные пользователи тоже не до конца понимали продукт. Например, нам казалось, что мы сумели создать идеальную систему стандартизации подарков. Ее суть была в том, что конкретный gmoji для отображения подарка был связан с классом товаров, а не компанией-поставщиком. То есть когда пользователь отправлял в подарок чашку капучино, адресат мог получить свой кофе в любом заведении, подключенном к платформе. При этом в разных местах цена чашки варьируется – и пользователи не понимали, что это вообще не их проблема и они могут пойти в любое место.

Объяснить аудитории нашу задумку не удалось, поэтому по многим товарам в итоге мы все же переключились на связку «gmoji – конкретный поставщик». Теперь часто подарок, купленный через конкретный gmoji, можно получить только в магазинах и заведениях той сети, которая привязана к этому символу.

Трудно было и расширять количество партнеров. Крупным сетям было сложно объяснить ценность продукта, переговоры шли тяжело и долго, а результата по большей части не было.

Поиск новых точек роста

Мы экспериментировали с продуктом – например, сделали не просто приложение, а мобильную клавиатуру, с помощью которой отправлять подарки стало можно в любом чат-приложении. Выходили в новые города – в частности, запустились в Москве. Но все равно темпы роста были не особенно впечатляющими. На все это ушло несколько лет, мы по-прежнему развивались на собственные средства.

К 2018 году стало ясно, что нам нужно ускоряться – и для этого нужны деньги. Обращаться в фонды и акселераторы с продуктом для все еще не сформированного рынка нам показалось не очень перспективно, вместо этого я привлек в качестве инвестора бывшего партнера по одному из прошлых проектов. Нам удалось привлечь $3,3 млн инвестиций. Это позволило нам смелее отрабатывать различные маркетинговые гипотезы и активнее заниматься экспансией.

Эта работа дала возможность понять, что мы упускаем кое-что важное, а именно корпоративный сегмент. Компании во всем мире активно дарят подарки – партнерам, клиентам, сотрудникам и т. п. Процесс подготовки таких закупок часто непрозрачен, в нем множество посредников, у бизнеса обычно нет контроля над доставкой.

Мы подумали, что проект Gmoji мог бы решить эти проблемы. Во-первых, с доставкой – ведь адресат сам идет получать свой подарок. К тому же, поскольку доставка сначала идет в цифровом виде, изображение подарка можно кастомизировать, брендировать, даже запланировать – например, прямо перед новым годом, в 23:59, прислать оповещение с emoji-подарком от компании. Также у компании появляется больше данных и контроля: кто, где и когда получил подарок и т. п.

В итоге привлеченные деньги мы использовали для разработки B2B-платформы отправки подарков. Это маркетплейс, где поставщики могут предлагать свои товары, а компании – покупать их, брендировать с помощью эмоджи и отправлять.

В результате нам удалось привлечь крупных заказчиков. К примеру, на нас вышли несколько компаний – и мы смогли отработать некоторые интересные кейсы в программах повышения корпоративной лояльности и рассылки корпоративных подарков, в том числе через push-уведомления сторонних мобильных приложений.

Новый поворот: международная экспансия

Как видно из текста выше, наше развитие шло постепенно и к выходу на зарубежные рынки мы только присматривались. В какой-то момент, когда проект уже стал заметен на родине, мы начали получать запросы от предпринимателей из других стран о покупке франшизы.

На первый взгляд идея казалась странной: на свете мало ИТ-стартапов, масштабирующихся по модели франшизы. Но запросы продолжали поступать, поэтому мы решили попробовать. Так проект Gmoji вышел в две страны бывшего СССР. И как показала практика, такая модель для нас оказалась рабочей. Мы «упаковали» нашу франшизу, чтобы начать работу можно было быстро. В результате к концу этого года число поддерживаемых стран вырастет до шести, а к 2021 году мы планируем присутствовать в 50 странах – и активно ищем партнеров для этого.

Заключение

Проекту Gmoji уже около семи лет. За это время мы столкнулись с большим количеством трудностей и усвоили ряд уроков. В заключение перечислим их:

  • Работа над идеей стартапа – это процесс. Мы очень долго оттачивали идею проекта, начав с базовых критериев, перешли к отбору возможных направлений, каждое из которых серьезно анализировали. И даже после окончательного выбора менялись подходы к определению целевой аудитории и работе с ней.
  • Новые рынки – это очень трудно. Несмотря на то что на еще не сформированном рынке есть шанс заработать много и стать лидером, это очень трудно, потому что люди не всегда понимают ваши гениальные задумки. Поэтому не стоит ждать быстрого успеха и готовиться много и тяжело работать над продуктом, постоянно общаться с аудиторией.
  • Важно анализировать сигналы рынка. Если какая-то идея кажется неудачной, это не повод не проанализировать ее. Так было с идеей масштабирования через франшизы: сначала идея «не зашла», но в итоге мы получили и новый канал прибыли, и вышли на новые рынки, и привлекли десятки тысяч новых пользователей. Потому что в конце концов прислушались к рынку, который сигнализировал о востребованности идеи.

На сегодня всё, спасибо за внимание! Буду рад ответить на вопросы в комментариях.

0
13 комментариев
Написать комментарий...
Maksim Momonov

Спасибо, но повторять не будем

Ответить
Развернуть ветку
Nikolay Vakorin

Здравствуйте, Максим!
Вы смотрите данные за 2017 год, но мы только 15 декабря 2018 года сделали релиз и начали тесты, а в середине 2018 вышли на рынок.

Ответить
Развернуть ветку
Maksim Momonov

По итогам 2018 - убыток в 35 млн. рублей

Ответить
Развернуть ветку
Nikolay Vakorin

Максим, у компании Убер, например убытки гораздо больше. Смотреть нужно на рост выручки, а убытки обусловлены внешнем финансированием и расходами на разработку и создание продуктов. Нашим партнерам же мы передаём готовый кастомизированный продукт и им не нужно нести расходы, которые несём мы. Не сравнивайте нас с кофейнями.

Ответить
Развернуть ветку
Maksim Momonov

выручка 4 млн.
убыток 35 млн.

Ответить
Развернуть ветку
Yury Vorobyev

Что за сервис такой? Поделитесь, плиз )

Ответить
Развернуть ветку
Maksim Momonov

первая ссылка гугла по фамилии и имени создателя

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Eugene Danilov
История стартапа: как пошагово разработать идею, выйти на несуществующий рынок, и дойти до международной экспансии

...а также сделать 25 других ненужных вещей, кроме одной единственно важной: научиться зарабатывать деньги на своём стартапе

Ответить
Развернуть ветку
Анатолий Внук-Карпов

Привет, Николай. Пока что кажется, что из-за отсутствия органического роста вы решили пойти во франшизы😀
Так совпало, что у меня есть идея, которая для вас может быть пивотом. Ссылку не оставлю, но вы легко найдете мой канал, а в нём идею про "персонализированный презент маркетинг"... Посмотрите, даже если не понравится, то может натолкнет на нужную мысль. 
Удачного развития вам и вашему проекту!

Ответить
Развернуть ветку
Nikolay Vakorin

Здравствуйте, Анатолий! Все не так однозначно. Для темпа органического роста, который бы нас устраивал, необходимо было строить знание у пользователей и тратить значительный бюджет на Продвижение. Это долго и дорого. Мы поняли что рынок B2B имеет бОльший потенциал и поэтому вынуждены были сменить приоритеты. А что касается франшиз, то это как нам показалось хороший вариант для масштабирования, тем более что мы продаём не нашу успешную бизнес модель, а лицензию на право использования технологии и локальных продуктов, которые создаём в стране франчизи. За предложение спасибо!

Ответить
Развернуть ветку
Игорь

сама идея интересная, реализация с самого начала понятно что очень непростая

Ответить
Развернуть ветку
Art Grom

Как вы оцениваете рынок Армении, где недавно проводили презентацию вашего продукта?

Ответить
Развернуть ветку
10 комментариев
Раскрывать всегда