Lucky Bike — велошеринг от российской команды

Салют, меня зовут Тимаховский Илья, мне 25 лет. Мы с командой запустили самый крупный бесстанционный велошеринг в России Lucky Bike.

Стартанули в ноябре 2018 года с Краснодара, а уже летом 2019 года запустились ещё в пяти городах. Всего в парке более 2000 единиц техники. В этом материале расскажу про все этапы запуска проекта.

Всё началось с видео миллиардера Оскара Хартмана, в котором он рассказывает, как находит успешную бизнес-модель в Европе или Америке, а затем привозит её в Россию. Я решил поступить так же.

Начал изучать интернет-площадки, на которых стартапы привлекают инвестиции, а также читать новости про технологичные проекты за границей, но ничего интересного не смог найти. Идея нашлась в Сингапуре зимой 2018 года.

В первый же день увидел велосипеды. Они располагались по всему городу, не пристёгнутые. «Как так?» — подумал я. На руле была мини-инструкция: «Скачай приложение Mobike. Сканируй и езжай». Я и поехал.

Если любовь с первого взгляда существует, то это была именно она. Велосипед можно было взять в одной точке города, а оставить в любой другой.

Ненавижу стоять на месте и обожаю сервисы, которые помогают решить эту задачу. В Москве активно пользуюсь такси (да, есть такие часы и дистанции, на которых быстрее всего доехать на машине), метро, каршерингом и общественным транспортом.

Велосипед — это тот транспорт, на котором можно быстро доехать из точки А в точку Б. А если это будет без ожидания, за пару кликов в приложении, то вообще огонь.

В Сингапуре мы жили в спальном районе, в самой глуши. Приехали домой на байках в три часа ночи, проснулись утром в семь и удивились, что велосипедов уже не было возле отеля!

«Вот это спрос. Надо делать в России», — сказал я вслух. Вернувшись домой, первым делом написал в поддержку Mobike с просьбой продать франшизу. На меня вышел Станислав Иванов (на тот момент менеджер по развитию Mobike в Европе) и сказал, что для запуска необходим $1 млн.

«За миллион долларов сам всё сделаю».

Шаг первый

Начал с анализа рынка. Просчитал, сколько зарабатывает московский станционный велошеринг. Они каждый год публикуют статистику по количеству и продолжительности поездок, а также нашёл открытую инфу по выручке.

Шаг второй

Просчитал финансовую модель. Изучил особенности велошеринга в других городах. Например, в Китае из-за того, что велосипед можно оставлять где угодно, были захламлены улицы, Байки мешали людям и валялись где попало.

Шаг третий

Мы взяли лучшее из китайской модели и классической станционной. Придумали виртуальные точки парковок. Велосипеды можно оставлять в определённых местах, но не тратиться на стойки. Этих парковок может быть сколько угодно, сейчас в Краснодаре их 550 штук.

Фактически они по всему городу. С одной стороны — порядок, с другой — безопасность. Все наши парковки находятся под камерами. Пользователь в приложении может посмотреть адрес, а также фотографию места, где ему нужно завершить поездку и как поставить велосипед.

Шаг четвёртый

По примеру каршеринга было очевидно, что за пару лет появится много компаний, которые поделят рынок. Поэтому я принял решение развиваться по франшизе и искать партнёров в других городах. Для этого я нашёл себе ментора, у которого крупная франчайзинговая сеть.

Шаг пятый

В одной статье я увидел, что бесстанционный велошеринг уже работает в Альметьевске. Я поехал туда и схантил оттуда управляющего. Вместе мы начали прорабатывать идею. Он мне помог с поиском поставщика оборудования.

Шаг шестой

Мы нашли велосипеды, замки-блокираторы, солнечные панели и все необходимые расходные материалы. Затем договорились с подрядчиками по софту, которые уже работали с шеринговыми приложениями. Следующим этапом был поиск инвестиций.

Шаг седьмой

Где взять денег на запуск? Пошёл по сложному пути. Начал писать, звонить участникам топовых бизнес-клубов. Встречался с ними, выходил на их ассистентов, друзей, сотрудников. Были желающие инвестировать, но у всех были слишком жёсткие условия.

Затем я пошёл по знакомым. Встречался с друзьями, их отцами и показывал презентацию, финмодель — и узнавал, кому из их знакомых это могло бы быть интересно. Мы почему-то недооцениваем силу наших знакомств. Деньги ведь были через одно рукопожатие. Так их, собственно, и нашёл.

Шаг восьмой

Где запуститься? Я сам из Тулы. В 18 лет уехал жить и учиться в Москву. В 24 года переехал в Краснодар, чтобы запустить стартап. Город выбирал с наиболее длительным периодом тёплой погоды, наличием сильных пробок, большим количеством жителей.

Шаг девятый

Мы заказали поставку велосипедов и пошли в администрацию Краснодара, чтобы согласовать точки. Главный архитектор города нам подсказала, что есть местный велоактивист и нам было бы полезно с ним познакомиться. Появился третий участник команды.

Константин уже семь лет продвигает велоинфраструктуру, занимается организацией велопарадов. Он у нас пиарщик, а его жена сделала нам дизайн.

Мы нашли управляющего, у которого было несколько своих велопрокатов. Максим взял на себя всю техническую часть.

Дело пошло к запуску. Подрядчики косячили и затягивали сроки. Мы решили собрать свою команду программистов. К нам прибавилась Юлия, руководитель отдела разработки, и нашла четырёх айтишников: iOS, Android, тестировщика и серверного разработчика.

Перед запуском мы понимали, что велосипеды будут воровать, поэтому схантили в команду полицейского. Теперь он отвечает за сохранность велосипедов и взаимодействие с полицией.

Старт

В ноябре 2018 года мы запустились в тестовом режиме. Выкатили на улицу 30 велосипедов, чтобы обкатать все бизнес-процессы, собрать обратную связь с пользователей, а зимой всё переделать, упаковаться под франшизу и зайти в Краснодар на большом объёме велосипедов.

А не воруют?

Запуская такой бизнес, важно понимать, что воруют в любой стране при любом менталитете. Важно научиться с этим работать. С первого дня были попытки краж велосипедов. С ноября 2018 года и до конца мая 2019 года из 330 велосипедов мы потеряли 17.

Мы полностью изменили софт, а также все бизнес-процессы по безопасности. Любая попытка угона, передвижения велосипедов, либо попытка разбить замок-блокиратор отслеживается в ту же секунду.

Мы победили жуликов. На момент написания поста ситуация по количеству попыток краж не изменилась. Воровать пытаются так же часто. Но с июня по середину октября у нас угнали всего лишь один велосипед. Города партнёров могут похвастаться красивой цифрой ноль.

Что успели за год

С первого месяца работы в 2019 году краснодарский филиал работает в прибыль. Мы построили управляющую компанию, которая привлекает и обучает партнёров в других городах, наладили стабильные поставки оборудования.

Открыли велошеринг в Краснодаре, Ростове-на-Дону, Рязани, Сергиевом Посаде, Екатеринбурге, Нижнем Новгороде и доказали всем, что на услугу есть огромный спрос. Модель работает в любых городах: больших и маленьких, южных и северных.

Большинство городов запустились в августе, отработав пару месяцев. Но за этот период в нашем приложении зарегистрировались более 100 тысяч пользователей, а количество поездок составило более 200 тысяч. Тест, на мой взгляд, удался.

Что дальше

Сейчас мы пишем с нуля собственный софт и зимой 2020 года переходим на новую платформу. Она будет модульной и позволит воплотить все новые идеи. Например, интеграцию электросамокатов. Как раз на рынке появились адекватные модели, прочные и с большим запасом хода.

Планируем запустить ещё 10 городов к следующему году. А к 2021-му ещё 25. При этом увеличить объём техники до 20 тысяч.

Хотим запуститься в Москве и Казани, поэтому ищем инвесторов под эти города, а также партнёров во всех остальных городах СНГ.

Lucky Bike — это больше, чем просто прокат. Мы меняем городскую среду.

0
92 комментария
Написать комментарий...
Vladimir A

Ну допустим, виртуальные точки парковок в Европе уже много-много лет назад придумали. В Берлине несколько таких прокатов, и все работают с виртуальными парковками. 
Как я понимаю, Вы взяли именно европейскую модель и перенесли в Россию.

Ответить
Развернуть ветку
Vladimir A
Ответить
Развернуть ветку
Lucky Bike
Автор

я их видел в этом году, они вроде цепляются за железки. у нас большинство точек без железных парковок.

Ответить
Развернуть ветку
Mikhail Sapozhnikov

Если завезете такие же велики, как Donkey, цены не будет вашему сервису. В тех три скорости, можно разогнаться  можно в горку въехать. На ваших нельзя, а для холмистого Нижнего это сильно ограничивает варианты использования.

Ответить
Развернуть ветку
Lucky Bike
Автор

у нас есть разный модельный ряд, но как показал опыт в Ростове на Дону люди в горку не едут, даже при наличии скоростей, а вот на самокатах возможно будут, мы как раз нашли такие, которые в любую гору заедут.

Ответить
Развернуть ветку
Lucky Bike
Автор

также мы рассматриваем в дальнейшем вариант завоза электровелосипедов.

Ответить
Развернуть ветку
Mikhail Sapozhnikov

Дело даже не в горе, которая от Волги, туда понятно, что никто не поедет. Даже в пределах центра небольшой уклон делает жизнь на вашем веле очень тяжелой. А байкшеринг берут не чтобы пыхтеть и потеть :)

Ответить
Развернуть ветку
Lucky Bike
Автор

Вы когда ездили в Нижнем? у них были не правильно настроены тормоза и большинство колёс сами по себе тормозили, из-за этого нужно было прикладывать усилий в несколько раз больше, чтобы нормально ехать. Мы когда ездили к ним на проверку качества заметили это.

Ответить
Развернуть ветку
Mikhail Sapozhnikov

Последний раз 2 октября.

Ответить
Развернуть ветку
Vladimir A

Точно не цепляются. Просто блокируется заднее колесо. 

Ответить
Развернуть ветку
89 комментариев
Раскрывать всегда