Lucky Bike — велошеринг от российской команды

Салют, меня зовут Тимаховский Илья, мне 25 лет. Мы с командой запустили самый крупный бесстанционный велошеринг в России Lucky Bike.

Стартанули в ноябре 2018 года с Краснодара, а уже летом 2019 года запустились ещё в пяти городах. Всего в парке более 2000 единиц техники. В этом материале расскажу про все этапы запуска проекта.

Всё началось с видео миллиардера Оскара Хартмана, в котором он рассказывает, как находит успешную бизнес-модель в Европе или Америке, а затем привозит её в Россию. Я решил поступить так же.

Начал изучать интернет-площадки, на которых стартапы привлекают инвестиции, а также читать новости про технологичные проекты за границей, но ничего интересного не смог найти. Идея нашлась в Сингапуре зимой 2018 года.

В первый же день увидел велосипеды. Они располагались по всему городу, не пристёгнутые. «Как так?» — подумал я. На руле была мини-инструкция: «Скачай приложение Mobike. Сканируй и езжай». Я и поехал.

Если любовь с первого взгляда существует, то это была именно она. Велосипед можно было взять в одной точке города, а оставить в любой другой.

Ненавижу стоять на месте и обожаю сервисы, которые помогают решить эту задачу. В Москве активно пользуюсь такси (да, есть такие часы и дистанции, на которых быстрее всего доехать на машине), метро, каршерингом и общественным транспортом.

Велосипед — это тот транспорт, на котором можно быстро доехать из точки А в точку Б. А если это будет без ожидания, за пару кликов в приложении, то вообще огонь.

В Сингапуре мы жили в спальном районе, в самой глуши. Приехали домой на байках в три часа ночи, проснулись утром в семь и удивились, что велосипедов уже не было возле отеля!

«Вот это спрос. Надо делать в России», — сказал я вслух. Вернувшись домой, первым делом написал в поддержку Mobike с просьбой продать франшизу. На меня вышел Станислав Иванов (на тот момент менеджер по развитию Mobike в Европе) и сказал, что для запуска необходим $1 млн.

«За миллион долларов сам всё сделаю».

Шаг первый

Начал с анализа рынка. Просчитал, сколько зарабатывает московский станционный велошеринг. Они каждый год публикуют статистику по количеству и продолжительности поездок, а также нашёл открытую инфу по выручке.

Шаг второй

Просчитал финансовую модель. Изучил особенности велошеринга в других городах. Например, в Китае из-за того, что велосипед можно оставлять где угодно, были захламлены улицы, Байки мешали людям и валялись где попало.

Шаг третий

Мы взяли лучшее из китайской модели и классической станционной. Придумали виртуальные точки парковок. Велосипеды можно оставлять в определённых местах, но не тратиться на стойки. Этих парковок может быть сколько угодно, сейчас в Краснодаре их 550 штук.

Фактически они по всему городу. С одной стороны — порядок, с другой — безопасность. Все наши парковки находятся под камерами. Пользователь в приложении может посмотреть адрес, а также фотографию места, где ему нужно завершить поездку и как поставить велосипед.

Шаг четвёртый

По примеру каршеринга было очевидно, что за пару лет появится много компаний, которые поделят рынок. Поэтому я принял решение развиваться по франшизе и искать партнёров в других городах. Для этого я нашёл себе ментора, у которого крупная франчайзинговая сеть.

Шаг пятый

В одной статье я увидел, что бесстанционный велошеринг уже работает в Альметьевске. Я поехал туда и схантил оттуда управляющего. Вместе мы начали прорабатывать идею. Он мне помог с поиском поставщика оборудования.

Шаг шестой

Мы нашли велосипеды, замки-блокираторы, солнечные панели и все необходимые расходные материалы. Затем договорились с подрядчиками по софту, которые уже работали с шеринговыми приложениями. Следующим этапом был поиск инвестиций.

Шаг седьмой

Где взять денег на запуск? Пошёл по сложному пути. Начал писать, звонить участникам топовых бизнес-клубов. Встречался с ними, выходил на их ассистентов, друзей, сотрудников. Были желающие инвестировать, но у всех были слишком жёсткие условия.

Затем я пошёл по знакомым. Встречался с друзьями, их отцами и показывал презентацию, финмодель — и узнавал, кому из их знакомых это могло бы быть интересно. Мы почему-то недооцениваем силу наших знакомств. Деньги ведь были через одно рукопожатие. Так их, собственно, и нашёл.

Шаг восьмой

Где запуститься? Я сам из Тулы. В 18 лет уехал жить и учиться в Москву. В 24 года переехал в Краснодар, чтобы запустить стартап. Город выбирал с наиболее длительным периодом тёплой погоды, наличием сильных пробок, большим количеством жителей.

Шаг девятый

Мы заказали поставку велосипедов и пошли в администрацию Краснодара, чтобы согласовать точки. Главный архитектор города нам подсказала, что есть местный велоактивист и нам было бы полезно с ним познакомиться. Появился третий участник команды.

Константин уже семь лет продвигает велоинфраструктуру, занимается организацией велопарадов. Он у нас пиарщик, а его жена сделала нам дизайн.

Мы нашли управляющего, у которого было несколько своих велопрокатов. Максим взял на себя всю техническую часть.

Дело пошло к запуску. Подрядчики косячили и затягивали сроки. Мы решили собрать свою команду программистов. К нам прибавилась Юлия, руководитель отдела разработки, и нашла четырёх айтишников: iOS, Android, тестировщика и серверного разработчика.

Перед запуском мы понимали, что велосипеды будут воровать, поэтому схантили в команду полицейского. Теперь он отвечает за сохранность велосипедов и взаимодействие с полицией.

Старт

В ноябре 2018 года мы запустились в тестовом режиме. Выкатили на улицу 30 велосипедов, чтобы обкатать все бизнес-процессы, собрать обратную связь с пользователей, а зимой всё переделать, упаковаться под франшизу и зайти в Краснодар на большом объёме велосипедов.

А не воруют?

Запуская такой бизнес, важно понимать, что воруют в любой стране при любом менталитете. Важно научиться с этим работать. С первого дня были попытки краж велосипедов. С ноября 2018 года и до конца мая 2019 года из 330 велосипедов мы потеряли 17.

Мы полностью изменили софт, а также все бизнес-процессы по безопасности. Любая попытка угона, передвижения велосипедов, либо попытка разбить замок-блокиратор отслеживается в ту же секунду.

Мы победили жуликов. На момент написания поста ситуация по количеству попыток краж не изменилась. Воровать пытаются так же часто. Но с июня по середину октября у нас угнали всего лишь один велосипед. Города партнёров могут похвастаться красивой цифрой ноль.

Что успели за год

С первого месяца работы в 2019 году краснодарский филиал работает в прибыль. Мы построили управляющую компанию, которая привлекает и обучает партнёров в других городах, наладили стабильные поставки оборудования.

Открыли велошеринг в Краснодаре, Ростове-на-Дону, Рязани, Сергиевом Посаде, Екатеринбурге, Нижнем Новгороде и доказали всем, что на услугу есть огромный спрос. Модель работает в любых городах: больших и маленьких, южных и северных.

Большинство городов запустились в августе, отработав пару месяцев. Но за этот период в нашем приложении зарегистрировались более 100 тысяч пользователей, а количество поездок составило более 200 тысяч. Тест, на мой взгляд, удался.

Что дальше

Сейчас мы пишем с нуля собственный софт и зимой 2020 года переходим на новую платформу. Она будет модульной и позволит воплотить все новые идеи. Например, интеграцию электросамокатов. Как раз на рынке появились адекватные модели, прочные и с большим запасом хода.

Планируем запустить ещё 10 городов к следующему году. А к 2021-му ещё 25. При этом увеличить объём техники до 20 тысяч.

Хотим запуститься в Москве и Казани, поэтому ищем инвесторов под эти города, а также партнёров во всех остальных городах СНГ.

Lucky Bike — это больше, чем просто прокат. Мы меняем городскую среду.

0
92 комментария
Написать комментарий...
Petr Holkin

Теперь все ясно

Ответить
Развернуть ветку
Roman Nenznaskiy

Сказал Петр, ровно сидя на диване...

Ответить
Развернуть ветку
Petr Holkin

Как будто это что-то плохое

Ответить
Развернуть ветку
Roman Nenznaskiy

В этом нет ничего плохого, кроме одного - Ваше мнение о любых действиях людей, которые не сидят рядом с вами, ничего не стоит.

Сделайте что-то, ошибитесь с десяток раз, наберите свой отряд диванных хейтеров и последователей и тогда вы можете писать, что вам что-то ясно.. 

Ответить
Развернуть ветку
Mikhail Stroev

Да-да, сперва добейся, сходя на курсы Аяза, а потом бизнес-молодости! Ну, серьезно. Тут за версту видно, что ребята хотят заработать на продаже франшизы. Адекватные люди Аяза не постят

Ответить
Развернуть ветку
Narek

Интересно, а вы себя считаете адекватным?)) Так чисто интерес) Ну потому что адекватный человек я не думаю позволил бы просто так высказываться о других людях, не согласны? И при этом не просто высказывание, а призыв и утверждение. Как считаете это объективно?) Мне кажется нет. Во франшизу Аяза не вижу ничего плохого, по крайней мере, был в нескольких городах России и все работают очень хорошо)

Ответить
Развернуть ветку
Mika

Написал человек у которого 3 коммента и все три про то какой Аяз хороший. 

Ответить
Развернуть ветку
Narek

да я всего лишь призываю к объективности, Мик и ничего более) Не защищаю никого. Мы все взрослые и каждый из нас может самостоятельно думать)

Ответить
Развернуть ветку
Mika

Это очень здорово, что вы призываете к объективности. Но объективно, за Аязом тянется такой шлейф из инфоцыган, что рассматривать достойные проекты надо буквально под микроскопом. Если такие вообще есть.

Ответить
Развернуть ветку
Mikhail Stroev

Если вы не видите во врунишке Аязе ничего плохого, то у вас проблемы с критическим мышлением. 

Ответить
Развернуть ветку
89 комментариев
Раскрывать всегда