{"id":14275,"url":"\/distributions\/14275\/click?bit=1&hash=bccbaeb320d3784aa2d1badbee38ca8d11406e8938daaca7e74be177682eb28b","title":"\u041d\u0430 \u0447\u0451\u043c \u0437\u0430\u0440\u0430\u0431\u0430\u0442\u044b\u0432\u0430\u044e\u0442 \u043f\u0440\u043e\u0444\u0435\u0441\u0441\u0438\u043e\u043d\u0430\u043b\u044c\u043d\u044b\u0435 \u043f\u0440\u043e\u0434\u0430\u0432\u0446\u044b \u0430\u0432\u0442\u043e?","buttonText":"\u0423\u0437\u043d\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"f72066c6-8459-501b-aea6-770cd3ac60a6"}

Opinion — социальная сеть для опросов и прогнозов с использованием блокчейна

Роман Нелюбин — CEO и cооснователь платформы Opinion о проекте и планах его развития.

По данным Hootsuite, социальными сетями пользуются более 70 миллионов россиян – почти половина населения страны. Традиционные площадки – «ВКонтакте», Instagram, Facebook, «Одноклассники» – дают возможность проводить опросы и делать прогнозы, но при этом не позволяют участникам монетизировать свой опыт и делиться экспертным мнением за вознаграждение. Кроме того, пользователи не всегда заинтересованы в объективных результатах голосований: могут отвечать неискренне, заниматься накруткой, или плохо разбираются в теме. Эти проблемы решает социальная сеть Opinion.

Предпосылки создания и концепция проекта

В 2017 году мой одноклассник Алексей Селиверстов предложил создать опросник по принципу «мудрости толпы». На тот момент у меня была собственная биллинговая компания, а Алексей был управляющим Family Office.

Сначала мы не понимали, как это можно реализовать технически – опросников было много, например, ClearPoll, payMHO. Но предыдущие аналогичные проекты оказались неудачными. Мы проанализировали причины и пришли к выводу, что люди негативно относятся к опросам в целом, потому что в них неинтересно участвовать. Каждое отдельное мнение никому не нужно.

Именно это отношение мы и хотим изменить, хотим показать пользователю, как важно и ценно может быть его собственное мнение. Участники традиционных маркетинговых исследований не интересуются ответами других респондентов. В Opinion же мнения пользователей находятся в центре внимания. Каждый ответ – это контент, который отражает мнение пользователя или его экспертность по конкретному вопросу.

Прежде всего, нас интересовало качество контента и готовность людей отвечать на вопросы. Сначала мы брали хайповые темы, по которым нам самим интересно выразить мнение. Сейчас этим занимается отдел контента, и этот процесс больше напоминает подготовку журнала или работу новостного сайта.

В итоге мы разработали социальную сеть Opinion. Объективность данных голосований обеспечивает технология блокчейн. Благодаря блокчейну, результаты опросов и прогнозов остаются неизменными и их невозможно фальсифицировать.

Феномен «мудрости толпы» помогает вывести коллективное мнение, близкое к истине. Суть феномена в том, что обобщенное, коллективное мнение множества людей будет ближе к истине, чем точка зрения отдельно взятого эксперта или узкой группы лиц. Видение одного человека может быть искажено индивидуальным восприятием: стереотипами, надеждами, страхами. Однако если опрос провести среди большого числа людей, погрешности нивелируются, и ответ окажется близким к истине.

В такой площадке, как Opinion, заинтересован и бизнес. Данные на сайте служат основой при принятии маркетинговых решений. Например, если вы запускаете стартап и хотите узнать, насколько востребованным окажется ваш товар или услуга, создайте опрос в Opinion, и вы увидите, как потенциальные клиенты оценят ваше предложение.

Отличительные черты

Наша платформа – не просто сайт, где люди участвуют в опросах или делают прогнозы. Мы создаем полноценную социальную сеть, стремимся, чтобы каждый человек нашел для себя что-то интересное. Одни пользователи хотят узнать новости, другие услышать чужое мнение, третьим просто нравится отвечать на вопросы и демонстрировать свои экспертные знания.

Система автоматически подбирает пользователю темы, соответствующие его интересам.

Такой подход позволяет сделать пребывание на сайте по-настоящему комфортным и увлекательным. Пользователи, которые много голосуют по интересующей их теме, формируют базу для маркетинговых исследований. Например, опрос «Станет ли популярной новая модель Mercedes?», Opinion покажет автолюбителям, а не биржевым аналитикам. Такая модель работы увеличивает конверсию: люди охотнее отвечают на вопросы и прогнозируют события, которые им близки и понятны.

Чтобы мотивировать пользователей проводить время на сайте и отвечать на вопросы, мы разработали систему рейтингов. В популярных соцсетях нет наград за ответы в комментариях, а в Opinion пользователь повышает свой рейтинг эксперта при каждом правильном прогнозе.

Со временем все больше пользователей начинают следить за активностью признанного эксперта и подписываются на его обновления – так каждый человек может стать лидером мнений и завоевать популярность исключительно за счет своих знаний!

Допустим, вы эксперт в области высоких технологий, и, соответственно, можете дать ответ на вопрос по этой теме или сделать точный прогноз. Пользователи, которым интересно мнение эксперта в области IT, начинают подписываться на вас и следить за вашими ответами.

Реализация идеи

В апреле 2018 года мы начали подбирать команду. Я стал СЕО проекта, а Алексей взял на себя стратегическое развитие. Почти сразу к нам присоединился Антон Никитин, с которым я познакомился во время учебы в РХТУ им. Менделеева. Он – руководитель проекта Opinion, и, в частности, занимается подбором персонала.

Наша команда состоит из двух групп специалистов: разработчики и контент-мейкеры. Первые занимаются техническими моментами: пишут код, разрабатывают дизайн, делают верстку сайта. Мы привлекли молодых разработчиков, которые искали, где применить свои знания и с энтузиазмом отнеслись к идее создания новой социальной сети. Участники второй группы – контент-мейкеры – придумывают и составляют вопросы. Всего над проектом работает 12 человек.

Объективность результатов опросов и прогнозов гарантирует блокчейн EOS. С его помощью Opinion хранит данные не на централизованном сервере, а в публичном распределенном реестре. По этой причине данные голосований невозможно фальсифицировать. Также мы интегрировали в работу платформы тестовый смарт-контракт на базе блокчейна Ethereum.

У нас бэкенд на Java, база данных на PostgreSQL. Это осознанный выбор: Java-программистов много, этот язык популярен, поэтому при создании бэкэнда не встретятся неприятные сюрпризы.

Мы сделали выбор в пользу облачных инфраструктур DigitalOcean и «Яндекс.Облако». Последнюю платформу выбрали из-за того, что для доступа к ней не требуется VPN.

В разработку Opinion мы с Алексеем вложили собственные средства – 15 млн рублей.

Планы и перспективы

Сейчас наша первостепенная задача – набрать критическую массу пользователей, чтобы результаты опросов и прогнозов выражали «мудрость толпы». Мы планируем привлечь участников разных возрастов и социальных групп. Сейчас у нас готова web-версия сайта, в разработке мобильное приложение. Мы запустили смарт-контракты на базе блокчейна EOS для сбора и фиксации голосов участников. Мы рассчитываем, что в будущем пропускная способность EOS достигнет миллионов транзакций в секунду.

После того, как мы наберем достаточно пользователей и сможем продемонстрировать эффективность социальной сети, планируем привлечь инвестиции. Сегментация пользователей по интересам позволит монетизировать социальную сеть. Opinion будет зарабатывать на нативной рекламе за счет упоминания бренда в тексте опросов и прогнозов. Контент рекламодателя отобразится только в ленте у целевой аудитории – у тех, кто участвовал в опросах и прогнозах по смежным темам. Таргетинг учитывает не только пол, возраст, но и интересы участников: что они любят, в чем являются экспертами.

В ближайшие годы мы собираемся развивать проект за пределами СНГ. Наша цель – сделать Opinion универсальной площадкой для изучения общественного мнения и проведения прогнозов по самым разным темам.

0
27 комментариев
Написать комментарий...
Doktor BArbaris

in my humble OPINION, не выстрелит. Нет киллер-фичи, а упоминание блокчейна нахер не сдалось простым пользователям

Ответить
Развернуть ветку
Opinion Социальная сеть
Автор

Посмотрим) Ключевой фичей Opinion станет как раз сообщество — точнее, те возможности, которые получает наше коммьюнити. Прежде всего, шанс играючи стать лидером мнений, просто читая новости и делая прогнозы — и это сегодня, в «переполненных» соцсетях, где нереально пробиться в топы без диких вложений (сил и денег)! Мы ведь отвыкли от того, что кто-то интересуется нашим мнением. А в Opinion ваша точка зрения определяет все — предлагаемый контент, аудиторию, ваш успех на нашей площадке. Сейчас к нам приходят пользователи, и мы видим, как механики Opinion начинают работать. Присоединяйтесь к нам, у нас заготовлено много сюрпризов! ;)

Ответить
Развернуть ветку
Nickolai Vasiliev

Но траффик в свой сервис вы же скорее всего будете привлекать из традиционных соцсетей? Возможно, нужна какая-то интеграция с ними, чтобы это привлечение было более органичным, а не только с рекламы

Ответить
Развернуть ветку
Opinion Социальная сеть
Автор

Да! У нас уже работают функции авторизации через ВК и Google, сейчас мы готовим к релизу мобильное приложение, в котором будет возможность поделиться вашим мнением в традиционных соцсетях.

Ответить
Развернуть ветку
Александр Табернакулов

"Мудрость толпы" для бизнеса до сих пор не стала мейнстримом. Поэтому у проекта есть все шансы продемонстрировать пользу этой концепции и занять свою нишу. 

Ответить
Развернуть ветку
Alexey Praskovin

"Феномен «мудрости толпы» помогает вывести коллективное мнение, близкое к истине."

А миллионы мух не могут ошибаться. Ну что за бред-то?

"Данные на сайте служат основой при принятии маркетинговых решений."

Храни небеса от такой основы. Если следовать вашей "мудрости толпы", то товар надо отдавать бесплатно, а за оказанную услугу еще и приплачивать получателю. И все остальное в том же духе.

В лучшем случае у вас выйдет очередной отзовик, но "с использованием технологии  блокчейн", то по идее должно сделать его на 20% круче, но не сделает.

Ответить
Развернуть ветку
Opinion Социальная сеть
Автор

Вы явно недооцениваете эффективность «мудрости толпы» — этот «бред» лежит в основе работы PageRank от Google, в основе работы Wikipedia, во множестве алгоритмов по сортировке и выдаче контента (например, тренды Youtube или ранжирование Instagram). Даже здесь, на vc.ru, «мудрость толпы» проявляется в upvote/downvote комментариев.

При проведении маркетинговых исследований «мудрость толпы» нужно использовать разумно. Вы же не будете спрашивать у прохожих, не отдать ли им свое состояние?) Так и в варианте ответа «бесплатно» в Вашем примере смысла нет. «Мудрость толпы» в этом контексте — это, прежде всего, инструмент для анализа общественного мнения и предпочтений ЦА.

Ответить
Развернуть ветку
Juliya Bagriy

Та ну, никто же не спрашивает в разрезе "сколько это должно стоить", интересно делать срез, к примеру, в таком ключе: "а что вы предпочитаете"

Ответить
Развернуть ветку
Opinion Социальная сеть
Автор

О чем и речь. Что и как спросить - это уже забота компании. Мы же предоставляем саму возможность спрашивать: площадку, инструменты анализа голосования, аудиторию.

Ответить
Развернуть ветку
Eugene Danilov

Просто они никогда не разговаривали с живым маркетологом. И с их дивана работа маркетолога выглядит именно так: провёл опрос, по результатам запустил новый продукт

Ответить
Развернуть ветку
Opinion Социальная сеть
Автор

Уважаемый Евгений, спасибо, что работаете нашим SMM-менеджером :)

Вы ошибаетесь. Мы много общались с маркетологами. И, главное, мы нигде не пишем, что по результатам голосования продукт нужно обязательно запускать или, наоборот, отменять. Голосования на crowd wisdom-площадке — это отличная возможность узнать мнения, предпочтения потенциальных клиентов, уточнить ЦА. Не больше, но и не меньше).

Ответить
Развернуть ветку
Eugene Danilov

Накрученные конкурентами фейковые отзывы, навечно записанные в блокчейн. О да, именно об этом мечтают компании. Впрочем, им нечего опасаться, проект-то мертворожденный

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Токарев

Ну так-то все крупные интернет-проекты можно назвать "мертворожденными". Их жизнеспособность проверяется временем (причем зачастую дофига немалым)

Ответить
Развернуть ветку
Opinion Социальная сеть
Автор

У Opinion нет цели стать просто сайтом для отзывов. Напротив, мы хотим сформировать коммьюнити экспертов, создаем все возможности для их роста и развития. Экспертом, лидером мнений в Opinion может стать любой человек, прикладывая минимум усилий! Это и станет центром притяжения новых пользователей, которые будут обмениваться мнениями, общаться, спорить… И именно такое живое, заинтересованное сообщество будет представлять интерес для компаний.

Ответить
Развернуть ветку
Eugene Danilov

Такое ощущение, что вы просто повторяете какие-то красиво звучащие фразы, не понимая их смысла. «Экспертом может стать любой человек прикладывая минимум усилий» - это нонсенс, так не бывает. Эксперты - это самая верхушка «пирамиды», их по определению не может быть много, и не может быть легко стать экспертом. Если любой может легко стать экспертом - значит он никакой не эксперт. То, что у вас, например, среди 50 ваших пользователей сейчас 0 маркетологов, и первого же случайно забредшего на платформу маркетолога вы тут же коронуете как «Главного Эксперта по Маркетингу» - не делает его экспертом, понимаете?

Ответить
Развернуть ветку
Opinion Социальная сеть
Автор

Если этот пользователь является маркетологом, то он определенно имеет экспертизу в данной сфере, но Вы забываете про остальных пользователей, которые тоже могут принять участие в вопросе по маркетингу и оказаться не хуже. И кто-то из них определенно станет «Главным Экспертом по Маркетингу», разве нет? Мы же их «коронуем», как Вы пишите, в рамках нашей платформы, а не в масштабах всего мира. Это уже другая задача - набрать и удержать пользователей. Любой бизнес начинается с первого клиента, любая соцсеть — с первого пользователя. Opinion не исключение.

Ответить
Развернуть ветку
Nickolai Vasiliev

"Со временем все больше пользователей начинают следить за активностью признанного эксперта и подписываются на его обновления – так каждый человек может стать лидером мнений и завоевать популярность исключительно за счет своих знаний!"

Хотелось бы увидеть CJM такого пользователя ;-)

Ответить
Развернуть ветку
Eugene Danilov

Да нет там никакого CJM. Это заявления из серии «каждый человек на земле может стать долларовым миллиардером!». Ну, технически - да, может. А на практике миллиардеров - единицы на сотни миллионов простых людей.
Тут то же самое - технически, конечно, «каждый» может стать лидером мнений и экспертом. Но в реальной жизни экспертов в любой сфере очень мало, и чтобы им стать, нужно обладать определенным уровнем интеллекта и складом ума. То что экспертов мало - это нормально, так природой задумано, так устроена человеческая популяция. Нельзя наебать природу) нельзя просто взять и сделать свой стартапчик где «каждый легко может стать экспертом и лидером мнений» - потому что такие вот «эксперты» и их мнение никому не уперлись. а настоящих экспертов мало и их вы на свою платформу не затащите, потому что они неплохо себя чувствуют на других платформах, где сидит вся их аудитория.
Если авторы статьи не соврали про 15 млн инвестиций в этот проект, то им можно только посочувствовать

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Токарев

Логика такая: чтоб стать лидером мнений на Ютьюбчике, тебе надо снимать кучу роликов, тратить время, силы и дофига бабок, и то не факт (далеко не факт). А тут - просто правильно отвечаешь на вопросы, и бац - ты в топе.
дешево (бесплатно) и сердито)

Ответить
Развернуть ветку
Eugene Danilov

Люди, которые не понимают, как работают соцсети и которые не понимают, как компании проводят опросы, сделали соцсеть для опросов.

Ответить
Развернуть ветку
Opinion Социальная сеть
Автор

Мы уважаем каждое мнение, спасибо, что не остались равнодушными и выразили свою точку зрения! Чем больше будет таких людей, тем больший успех ждет наш проект. Однако с Вашим мнением никак не можем согласиться. Разрабатывая концепцию Opinion, мы проанализировали множество online- и offline-площадок, специализирующихся на проведении опросов - как российских, так и зарубежных. Аналогично - с соцсетями.

Ответить
Развернуть ветку
Илья Н

А на что вы потратили такие большие деньги ? )) Все 12 человек на зарплатах?)

Ответить
Развернуть ветку
Juliya Bagriy

А можно подробнее про вознаграждения? )) Надо стать "экспертом", чтобы получать вознаграждения? Кто их выплачивает? И что надо, чтобы стать экспертом? Просто на вопросы отвечать?

Ответить
Развернуть ветку
Eugene Danilov

Это же блокчейн. Они вам своими фантиками «заплатят»)

Ответить
Развернуть ветку
Евгений Федоров

Впервые услышал про мудрость толпы. Гугла говорит что это давняя теория, проверенная экспериментами. Интересно как это будет работать

Ответить
Развернуть ветку
Whoer Net

https://whoer.net/ru/vpn есть оплата биткоинами

Ответить
Развернуть ветку
Михаил Гоголь

Как с вами связаться? 
Оставьте почту/Телеграм (по поводу сотрудничества)

Ответить
Развернуть ветку
24 комментария
Раскрывать всегда