Смерть стартапа: Создатель финансового сервиса Wesabe о том, почему проект проиграл борьбу с конкурентами Статьи редакции

Создатель закрывшегося в 2010 году сервиса для управления личными финансами Wesabe Марк Хедланд написал заметку в своём блоге, в которой рассказал о том, почему проекту пришлось прекратить свою деятельность, и какие уроки он для себя извлёк.

Сервис для управления личными финансами Wesabe был запущен осенью 2006 года. Спустя почти четыре года, летом 2010 года, создатели объявили о том, что закрывают стартап — по словам Хедланда, это вызвало волну догадок о том, что пошло не так. Многие из них, говорит создатель проекта, не имели ничего общего с действительностью — и поэтому предприниматель решил поделиться своей версией событий.

Как отмечает Марк Хедланд, Wesabe не стал первым веб-приложением, которое помогало пользователям вести учёт личных финансов, однако, по словам предпринимателя, сервис стал одним из первых проектов, которые использовали для решения этой проблемы парадигму «Веб 2.0».

На основе данных, полученных от пользователей, компания разрабатывала рекомендации для других клиентов, и вновь зарегестрировавшему посетителю предлагался не пустой профиль, а несколько готовых финансовых решений.

Ещё до того, как команда запустила Wesabe, создатели слышали о множестве других подобных сервисов, которые довольно быстро закрылись, не сумев завоевать рынок. До сентября 2007 года Wesabe считался лидером рынка — пока не был представлен его аналог Mint. Спустя два года Mint выкупила компания Intuit, заплатив сумму в $170 млн. Менее чем через год создатели Wesabe были вынуждены закрыть свой стартап.

Хедланд основал Wesabe вместе со своим школьным товарищем Джейсоном Найтом, который занял должность генерального директора компании. Практически все решения по продукту Марк Хедланд, по его словам, принимал самостоятельно. Кроме того, он самостоятельно нанял большую часть команды, так что Wesabe полностью соответствовал его видению, а сотрудники, в большинстве своём, разделяли его ценности и идеи. В скором времени Найт был вынужден покинуть компанию, и Хедланд взял управление на себя.

Журналисты, по словам предпринимателя, распространяли несколько мифов о том, почему Wesabe програл Mint:

  1. «Mint запустился раньше Wesabe». Это, по словам стартапера, не соответствует действительности. На самом деле Wesabe появился на 10 месяцев раньше, чем Mint. «К своему стыду, мы не воспользовались своим лидирующим положением и не превратили его в преимущество», — говорит Хедланд. При этом предприниматель уверен, что представить минимальный прототип и как можно быстрее выйти на рынок было хорошим решением — даже несмотря на то, что стартап потерял возможность понаблюдать за тем, какие ошибки сделают конкуренты. Этим и занимались создатели Mint — наблюдали, делали выводы и перестраивали собственную стратегию.
  2. «Wesabe не зарабатывал денег». Это также не является истиной. Стартап начал приносить прибыль в конце 2008 года, за полтора года до фактического закрытия. При этом деньги, вложенные инвесторами, у проекта закончились за девять месяцев до закрытия — и с ноября 2009 года стартап существовал исключительно на собственные средства. Как отмечает Хедланд, этих средств было не так уж много — стартап не смог бы поддерживать себя самостоятельно в течение длительного времени — но они были.
  3. «У Mint было более удачное название и дизайн». С этими утверждениями предприниматель согласен, но он не считает, что именно это стало причиной провала Wesabe. «Генеральный директор Mint любит повторять, как нелепо наше название смотрится рядом с именем его стартапа — но я не думаю, что это могло как-то повлиять на наш успех. Есть масса примеров успешных компаний с глупыми названиями — Amazon, Google, Yahoo, eBay и так далее. Дизайн у Mint действительно очень хорош — но ни один сервис не подкупил бы пользователя исключительно дизайном».
  4. «Wesabe, в отличие от Mint, не удалось стать виральным продуктом». Эта позиция, считает Хедланд, верна лишь наполовину: на самом деле, говорит он, Mint тоже это не удалось. В отличие от Wesabe, Mint агрессивно скупал пользователей, и поэтому привлёк в пять раз больше клиентов. При этом после приобретения Mint компанией Intuit, по словам предпринимателя, темпы роста заметно снизились — это, говорит он, отражает снижение бюджетов на маркетинг.

Сам Марк Хедланд считает, что в провале Wesabe сыграли роль две основные причины.

Во-первых, стартап не смог найти достойную замену Yodlee — сервису, который агрегирует финансовую информацию и служит платформой для множества аналогичных веб-приложений. Когда компания вела переговоры с Yodlee в начале 2006 года, сервис переживал не лучшие времена — организацию не удалось продать, она рушилась, её покидало руководство и ключевые сотрудники.

По словам предпринимателя, представители Yodlee выступали на переговорах крайне агрессивно, и у них практически не было конкурентов на рынке — а основатели Wesabe считали, что им не стоит связывать свой бизнес с чуть ли не единственным поставщиком на рынке. Команде пришлось строить собственную систему сбора данных (в отличие от Mint, которая воспользовалась услугами Yodlee), однако её разработка и интеграция заняли слишком много времени.

Как отмечает Марк Хедланд, Wesabe стоило сосредоточить больше сил на разработке собственной платформы, либо всё-таки подписать контракт с Yodlee, хотя бы на первое время — чтобы успешно конкурировать с другими сервисами, нужна была сильная база, которая работала бы лучше (или, по крайней мере, не хуже), чем Yodlee.

Во-вторых, ошибочным, по мнению предпринимателя, являлось само направление работы команды — в то время как Mint создавал интерфейс таким образом, чтобы пользователю не приходилось делать практически ничего, сотрудники Wesabe сосредоточились на разработке инструментов, которые помогли бы клиенту изменить своё финансовое поведение в лучшую сторону. «Моя цель была благородной, но мне не удалось её достичь», — говорит стартапер.

Я пытался сделать так, чтобы редактировать данные о транзакциях и финансах было настолько просто, насколько это вообще возможно — в то же время команда Mint создавала продукт, пользователям которого не приходилось это делать вообще.

В то же время, по словам Марка Хедланда, точность расчётов Mint, если присмотреться, поначалу была крайне низкой — но большинство пользователей этого не замечали.

Клиентам Wesabe приходилось совершать гораздо больше действий — и это создавало худший пользовательский опыт. Вся функциональность, которую разработала команда, была очень полезна для клиентов, но приложение было сложно использовать — и это отталкивало покупателей.

Как отмечает предприниматель, любому основателю нужно понимать, что большинство версий о причинах провала того или иного стартапа — предположения, которые не имеют ничего общего с действительностью.

Одно лишь хорошее доменное имя не позволит вам завоевать рынок. Если вы запускаетесь вторыми, пятыми или десятыми — это не гарантия провала. Сосредоточьтесь на том, что действительно имеет значение — на том, насколько пользователи довольным вашим продуктом, и насколько он полезен для покупателей.

«Я думаю, Mint удалось победить нас потому, что они заботились о том, чтобы пользоваться сервисом было комфортно. В то же время ни нам, ни Mint не удалось сделать полезный сервис», — говорит предприниматель. Он считает, что ни один из продуктов не оказал серьёзного влияния на поведение людей — хотя создатели Mint и утверждают обратное. Стартапер проанализировал средние показатели Wesabe и Mint и убедился, что они совпадали со средними по стране.

Сейчас предприниматель занимает должность советника в Stripe, является членом совета директоров организации GirlDevelopIt, а также директором программы Code:2040. После закрытия Wesabe Марк Хедленд также работал в Etsy.

0
9 комментариев
Популярные
По порядку
Написать комментарий...

Ну да, все так. Пользователю нужна не столько точность, сколько возможность не думать о сложностях.

4

Mint,Mint,Mint, а ведь статья о Wesabe! Возможно, в этом и проблема. "Да у них лучший дизайн, да у них лучшее название", я представил себе ребенка в песочнице, который всегда находит оправдания и не считает себя виноватым.

1

Сразу видно, что дураки живут не только в России.
Главный герой так и не захотел прочитать книгу Аркадия Морейниса про стартапы и инвестиции.
Ну так и закрывайтесь тогда, ленивые тупицы!
Не хотите учиться на чужих ошибках - учитесь на своих!
(как говорится, "дуракам закон не писан" (с))
Сик транзит глория мунди! (с)

–12

Срочно санитаров в кабинет, больному требуется незамедлительная фиксация и седация.

2

Это пишет или сам Аркадий, или, во что я больше верю - его злобный конкурент!

0

Уважаемый DD!
Вступайте в московское отделение "Общества друзей Аркадия Морейниса"!
Вместе будем разбираться в ошибках стартаперов...
В августе выходит книга Морейниса, он нам с вами оставит автограф...

0

Он мне из без вступления в вашу организацию книгу пришлет ;)

0

А что нужно сделать, что бы не получать книгу ?

1

Комментарий удален

Комментарий удален

Yahoo

успешные

0
Читать все 9 комментариев
5 неожиданных сервисов Почты России, которые постоянно выручают меня в бизнесе

В прошлом году я открыл для себя совершенно удивительные фишки Почты России. С тех пор апка Почты у меня на главном экране в айфоне.

Из науки в IT: как создать свой стартап и стать преподавателем

Как перейти в IT из другой сферы? Как разработать курс, которому нет аналогов? Как студенту получить максимум пользы от занятий? Рассказывает преподаватель OTUS Сергей Окатов, руководитель курсов «Kotlin Backend Developer» и «Kotlin Developer. Basic».

@АнтиспамБот — когда ты реальная заноза в з@днице, или как давали отпор «П0шлым_Дев4енкам»

Прошло меньше двух недель с того дня, как в статье на vc.ru я рассказал про @antispamname_bot, предназначенный для борьбы со спамом в никнейме юзеров телеграмма вида «PEАЛЬНЫЕ_ZНAКОМСТVА» и «ПОИСК_PAPTHЕRОV». В новой статье я поделюсь тем, как прошли эти 10 дней: как бота подключили огромные чаты медиа изданий с аудиторией 100 000+ человек, чаты…

Что Tele2 предлагает клиентам в «черную пятницу»

На главной распродаже года клиентов компании ждут сразу несколько интересных предложений: скидки на смартфоны, пакеты SMS и безлимитный трафик на YouTube, Яндекс.Карты, Яндекс.Навигатор.

«Сбермегамаркет» игнорирует претензию клиента

Всем добрый день, господа. Произошла следующая ситуация: являюсь гордым владельцем трёх шерстяных олухов, каждый из которых жалобно пищит, не получая свою вкусняшку. Ранее заказывал в основном Brit с Яндекса, но в этот раз цены там были мягко говоря неадекватные, вследствие чего был вынужден обратить свой взор на сторонние предложение, благо…

Кнопка 112 — приложение с определением адреса и большой кнопкой вызова
Завод по производству идей. Как работают акселераторы, зачем они нужны стартапам и куда идти с идеей прямо сейчас

По данным Startup Genome, 9 из 10 стартапов терпят неудачу. Возможных причин «смерти» много: недостаточно протестированная гипотеза, неподтвержденная юнит-экономика, неверная стратегия или просто неудача в подходе к продажам.

Как за 150 тыс. руб. мы увеличили продажи на 67 млн. руб. в месяц

Для нас эта история о том, как начать собирать базовые данные и работать с аналитикой. Для заказчика - это порочный круг из непонимания причин снижения продаж и отсутствия объективных решений.

«Я никогда не видел мошенничества такого масштаба»: золотодобыча, которая стоила акционерам $3 млрд Статьи редакции

Проект разработки «крупнейшего золотого месторождения» компанией Bre-X на острове Борнео оказался мошенничеством на миллиарды долларов, за которое так и не смогли никого наказать.

Команда Bre-X на Борнео, около 1997 года, слева направо: менеджер участка Джером Альто, старший вице-президент Джон Фельдерхоф, менеджер по разведке Майкл де Гузман и геолог Сезар Пуспос Сalgary Herald
Улучшили лендинг сообщества маркетологов, опросив 80 человек: неочевидный способ использования custdev

Основная ценность любого клуба – комьюнити, поэтому критически важно было отладить процесс привлечения новой аудитории и удержания старой. В этой статье мы расскажем о первом пункте. До этого был только лендинг, который редко продвигался в платной рекламе, был ориентирован на пользователей уже знакомых с брендом Convert Monster.

Хочу кухню как у подруги: зачем в Циан сделали поиск квартир по фото

Рассказывает Юлия Зыкова, руководитель команды «Аудитория» в Циан.

null