Смерть стартапа: Как я выпустил аналог Foursquare в день его запуска Статьи редакции

Создатель геолокационного сервиса-аналога Foursquare — Gowalla — Джош Уильямс опубликовал в своём блоге на Medium заметку о провале своего проекта. Приложение Gowalla было запущено в один день с Foursquare, и, по словам основателя, это сбило команду с толку — сотрудники увлеклись соперничеством и не заметили, что их реальным конкурентом стал другой проект.

На момент публикации заметки о провале стартапа Gowalla со дня закрытия проекта прошло больше года. За это время Джош Уильямс успел устроиться на работу в Facebook — в компании он работал над приложением Pages и с несколькими другими командами. По словам самого бывшего предпринимателя, всё это время ему не давала покоя мысль о том, что он так и не выразил своё мнение о падении проекта.

В январе 2008 года Уильямс и несколько его друзей запустили свой первый проект — социальную игру Packrat. Проект достиг хороших показателей, и через восемь месяцев, в августе 2008 года, основатели добавили в него виртуальную валюту. К декабрю ежемесячная выручка проекта выросла до $200 тысяч. Как отмечает бывший стартапер, для команды из восьми человек показатели выглядели неплохими.

Примерно в это же время создатели Packrat стали присматриваться к другим технологиям и концепциях — они раздумывали о проектах, которые помогли бы захватить больше аудитории. Одной из таких идей стало приложение для iPhone, которое помогло бы пользователям «увидеть мир глазами своих друзей». В iPhone только появилась технология GPS, и задумка казалась авторам оригинальной — по крайней мере, ничего подобного до сих пор не существовало.

С помощью приложения, которое решили реализовать Уильямс и его знакомые, пользователи смогли бы делиться своими любимыми местами с друзьями, оставлять отзывы и комментарии. Кроме того, в проекте предусматривались элементы геймификации, которые поощряли бы пользователей больше делиться своим местоположением.

Сервис было решено назвать Gowalla и представить его на ближайшей конференции SXSW, чтобы о нём узнало больше потенциальных клиентов. Таким образом, команда чётко определила сроки разработки и их объёмы.

За неделю до запуска приложения Уильямс случайно наткнулся на интервью с Дэннисом Кроули. Тот рассказывал о новом сервисе, над которым он работал вместе со своим товарищем Навином Сельвадураем. Этот проект назывался Foursquare — и его концепция лишь незначительно отличалась от Gowalla.

Неделю спустя команда представила публике SXSW своё приложение — в тот же день это сделали и создатели Foursquare.

По словам Уильямса, сервисы были реализованы по-разному — в плане пользовательского интерфейса. Кроме того, основатели Foursquare ввели несколько новых терминов — таких, как «чекин» или «бейдж» — всё это было первыми признаками того, что именно этот сервис ознаменует собой новую эпоху для геопозиционных проектов.

Как отмечает бывший предприниматель, у каждого из проектов были свои преимущества и недостатки. Создателям Gowalla казалось, что их сервис выигрывает у конкурента. Во-первых, приверженность к нему профессионалов дизайн-индустрии, по мнению Уильямса, подтверждала удобство интерфейса приложения. Во-вторых, сервис был доступен по всему миру, тогда как Foursquare работал лишь в нескольких городах.

На стороне Foursquare, по мнению стартапера, была опытность руководства (это не первый большой проект, который запустил Дэннис Кроули) и более доступная, менее хаотичная манера подачи информации пользователям (обуславливалось это тем, что команда Foursquare собирала данные вручную — а создатели Gowalla решили решить этот вопрос с помощью краудсорсинга).

Следующие шесть месяцев прошли для Gowalla в постоянном совершенствовании сервиса — по словам Уильямса, всё это скорее напоминало гонку вооружений, а не бизнес-конкуренцию. Создателям приложения пришлось на время отложить разработку социальной игры Packrat и сосредоточиться на Gowalla.

Вскоре команда Foursquare закрыла свой первый инвестиционный раунд — в нём, говорит Уильямс, приняли участие несколько самых ярких инвесторов в те годы. Тогда основатели Gowalla внедрили в проект несколько социальных функций, в том числе, интеграцию с Facebook Connect — и аудитория сервиса начала расти. Проектом также заинтересовались инвесторы и несколько более крупных компаний.

В октябре 2009 года Джош Уильямс отправился в Сан-Франциско. Там почти за две недели предприниматель провёл 18 встреч с инвесторами, рассказывая им свои планы по масштабированию сервиса. В итоге стартаперу удалось договориться с одним из фондов — его представители были готовы инвестировать в Gowalla $8 млн.

Мы были готовы к войне.

Готовящаяся сделка с группой влиятельных инвесторов помогла Gowalla привлечь внимание общественности. О приложении стала писать пресса, но не было практически ни одной заметки, где наряду с Gowalla не упоминался бы Foursquare.

Вскоре должна была пройти очередная конференция SXSW. Обе компании, по словам Уильямса, подошли к ней во всеоружии — у обеих были спонсоры, сувенирная продукция и так далее. Gowalla удалось выиграть несколько значимых для команды наград и захватить внимание прессы в своём родном городе — Остине. Однако, говорит Джош Уильям, для пользователей и представителей индустрии за пределами Остина стартап всё ещё сохранял звание «номера два» — после Foursquare.

Спустя ещё несколько месяцев Foursquare привлекла $20 млн при оценке в $100 млн. Теперь, чтобы чем-то заинтересовать инвесторов и других экспертов из ИТ-индустрии, Gowalla нужно было сделать так, чтобы основные показатели приложения были не хуже, чем у конкурентов.

Foursquare заключила рекламный контракт с The New York Times. Мы заключили рекламные контракты с Washington Post и USA Today. Foursquare выпустила Android-клиент, и мы поступили так же. У Foursquare вышел клиент для Blackberry. Значит, и нам он был нужен. Не могли же мы потерять аудиторию Blackberry.

Gowalla удалось заключить партнёрство с Disney, которым, по словам Уильямса, гордились обе компании-участницы. Аудитория проекта продолжала расти, но не теми темпами, которые были нужны создателям. «Мы были будто бы младшей сестрой Foursquare — более привлекательной, но менее популярной».

Foursquare в то же время делала шаги навстречу пользователям — команда переработала дизайн сервиса и улучшила опыт использования приложения. Создатели Gowalla, по словам Уильямса, осознали, что дизайн уже не был их конкурентным преимуществом — и решили ввести дополнительную функциональность, на реализацию которой до этого не было времени. Так, например, «чекиниться» с помощью Gowalla теперь можно было не только в самом приложении, но и через Facebook.

Как отмечает Джош Уильямс, он очень гордился продуктом, который удалось разработать команде. Приложение получило фичеринг в App Store и попало в список рекомендуемых приложений по версии Google Play. «Не проходило и недели, чтобы мне не писали пользователи со словами, какой у нас замечательный сервис», — говорит предприниматель. «Мы разработали нечто действительно революционное, но не смогли правильно выбрать метрики, которыми измеряли наш успех».

К следующей конференции SXSW ажиотаж вокруг сложившегося соперничества угас. Инвесторы и пользователи, полагает Уильямс, начали поиски «the next big thing».

Джош Уильямс признаётся, что конечной целью и идеологией сервиса было позволить пользователям смотреть на мир глазами своих друзей — а «чекин» невольно стал главной функцией приложения. И, на самом деле, соперником Gowalla на рынке должна была стать не Foursquare, а появившееся позже приложение Burbn (позднее переименованное в Instagram). В него была заложена та же идея — но её реализация от Кевина Систрома оказалась более понятна пользователю.

Пока мы занимались перетягиванием каната и оптимизацией «чекинов», кто-то пошёл по другому пути — и добился гораздо большего.

Через год после запуска Instagram Уильямс объявил о закрытии своего проекта. Некоторые сотрудники Gowalla перешли на работу в Facebook, и теперь работают вместе с Instagram. Кое-кто даже попал в команду фотосервиса.

Основной урок, который предприниматель вынес из этой истории — всегда нужно играть по своим правилам, не обращая внимания на конкурентов и на прессу, прислушиваясь только к себе и своим пользователям. В работе над Facebook, по словам Уильямса, команда решает те же самые проблемы каждый день.

0
14 комментариев
Популярные
По порядку
Написать комментарий...

Вот так выглядел в то время форсквер. У парней просто не было шансов с их зеленым навороченным болотом.

6

Если хотите больше деталей, то вот.

4

Вау! Но все равно начиная с первых экранов Форсквер прост и понятен как три копейки.

2

Помню-помню. Приходилось указывать "Хельсинки", чтоб в Питере чекиниться.

0

Ну есть в этом некая олдскульная прелесть. Might & Magic: World of Xeen практически :)

1

АХАХАХАХ — нет, не с содержания, а с названия. Это действительно и смешно и грустно.

7

Не знаю...с таким зеленым..болотным дизом я бы не стартовал даже имея конкурентные преимущества. Хотя для пользователя дизайн вторичен, главное решение его проблем.

3

Название неудачное у проекта, в это всё и дело ))). В России бы однозначно провалился.

2

Скрипач не нужен (с)

1

Ребятам из Gowalla большой респект за AFNetworking (если кто понимает, о чем я).

1

Инноваторы - повторяторы.

0

Мне одной нравится геймификация приложения?)

0

Мне лично Gowalla всегда нравилась больше Foursquare и я даже расстроился в свое время, что проект закрыли. Смешно читать комментарии современных школьников про дизайн приложений того времени :)

0
Читать все 14 комментариев
Продавец eBay из Кургана стала победителем в финале Всероссийского конкурса «Молодой предприниматель России 2021»

27 ноября в Москве состоялся финал ежегодного конкурса «Молодой предприниматель России 2021». В нём приняли участие предприниматели и самозанятые в возрасте до 35 лет. Всего было подано более 300 заявок из 43 регионов страны.

Откуда берут взрослые деревья для парков и улиц

А также сколько они стоят и почему выращивать их — неплохой бизнес.

Победа над ленью и гайд по усвояемости добавок: 5 лучших постов «Реддита» посвященных умным веществам

Для тех, кто не следил за сабреддитом — всё самое залайканное и полезное за 2021 год в переводе и небольшом сокращении.

Контент и пиар VS контекст и таргетинг: большой гайд. Сравниваем стоимость и эффективность рекламных инструментов

Споры о том, что лучше: контентное продвижение, пиар или таргетинг и контекстная реклама, не прекращаются никогда. Недавно писали о том, как снизить стоимость и сократить время на создание статей, постов, видео и других материалов для продвижения. Разобрали кейс Pressfeed и собрали рабочую схему для бизнеса — как создавать безотходный контент.

В комментариях разговоры снова развернулись в сторону «а зачем нам вообще контент, мы пойдем заплатим за таргетинг». Понятно, что эта тема актуальная и болезненная для всех, кто связан с маркетингом. Давайте обсудим плюсы и минусы каждого инструмента и подумаем, как работать с ними максимально эффективно.

PlayStation от Sony Group запускает сервис ежемесячной подписки

Sony Group планирует создать новую услугу подписки, чтобы конкурировать с популярным сервисом Xbox от компании Microsoft, пишет Bloomberg.

Как Embacy создает дизайн для клиентов из XXIV стран. Часть I: Привлечение Клиентов

Всем привет! Я — Вадим Орлов, основатель Embacy. Мы создаем брендинг, сайты и иногда интерфейсы для digital-компаний со всего мира — от Австралии до Калифорнии и от Норвегии до ЮАР. А это — первая статья из цикла о том, как у нас все внутри работает. Статья, как и все в цикле, будет длинная, присаживайтесь поудобнее. Если вы на встрече или…

ЦБ определит фиксированную сумму для возврата после кражи денег мошенниками Статьи редакции

За квартал банки вернули жертвам около 8% от украденных денег.

«Бизнесом чуть-чуть занимаюсь, чтобы не закиснуть мозгами»: Олег Тиньков рассказал о продолжении борьбы с лейкемией Статьи редакции

Бизнесмен считает, что победить болезнь окончательно невозможно.

Олег Тиньков
vc.ru превратился в книгу жалоб

Вам не кажется, что vc.ru превращается в сайт для жалоб на разные сервисы и компании?

OPS-инструкция для стартапа по доставке: как выжить и наладить операционку

В преддверии первой годовщины запуска сервиса гиперлокальной доставки Прямиком, который развивает наша компания, вспомнили с ребятами из операционного отдела, как всё начиналось. Андрей Резник, региональный менеджер Master Delivery, и Анатолий Голованец, старший менеджер по франчайзингу, собрали ТОП-5 советов для тех, кто сейчас в самом начале.

Глава СберМаркета Асан Курмангужин запустил подкаст Asan Talks в YouTube

В выпусках Асан берет интервью у топ-менеджеров крупных компаний и обсуждает вопросы саморазвития и лидерства

null