Ищем разработчика, который без ума от JavaScript и клёвых анимаций
Трибуна
Дарья Хохлова
20 178

Смерть стартапа: Как я выпустил аналог Foursquare в день его запуска Материал редакции

Создатель геолокационного сервиса-аналога Foursquare — Gowalla — Джош Уильямс опубликовал в своём блоге на Medium заметку о провале своего проекта. Приложение Gowalla было запущено в один день с Foursquare, и, по словам основателя, это сбило команду с толку — сотрудники увлеклись соперничеством и не заметили, что их реальным конкурентом стал другой проект.

На момент публикации заметки о провале стартапа Gowalla со дня закрытия проекта прошло больше года. За это время Джош Уильямс успел устроиться на работу в Facebook — в компании он работал над приложением Pages и с несколькими другими командами. По словам самого бывшего предпринимателя, всё это время ему не давала покоя мысль о том, что он так и не выразил своё мнение о падении проекта.

В январе 2008 года Уильямс и несколько его друзей запустили свой первый проект — социальную игру Packrat. Проект достиг хороших показателей, и через восемь месяцев, в августе 2008 года, основатели добавили в него виртуальную валюту. К декабрю ежемесячная выручка проекта выросла до $200 тысяч. Как отмечает бывший стартапер, для команды из восьми человек показатели выглядели неплохими.

Примерно в это же время создатели Packrat стали присматриваться к другим технологиям и концепциях — они раздумывали о проектах, которые помогли бы захватить больше аудитории. Одной из таких идей стало приложение для iPhone, которое помогло бы пользователям «увидеть мир глазами своих друзей». В iPhone только появилась технология GPS, и задумка казалась авторам оригинальной — по крайней мере, ничего подобного до сих пор не существовало.

С помощью приложения, которое решили реализовать Уильямс и его знакомые, пользователи смогли бы делиться своими любимыми местами с друзьями, оставлять отзывы и комментарии. Кроме того, в проекте предусматривались элементы геймификации, которые поощряли бы пользователей больше делиться своим местоположением.

Сервис было решено назвать Gowalla и представить его на ближайшей конференции SXSW, чтобы о нём узнало больше потенциальных клиентов. Таким образом, команда чётко определила сроки разработки и их объёмы.

За неделю до запуска приложения Уильямс случайно наткнулся на интервью с Дэннисом Кроули. Тот рассказывал о новом сервисе, над которым он работал вместе со своим товарищем Навином Сельвадураем. Этот проект назывался Foursquare — и его концепция лишь незначительно отличалась от Gowalla.

Неделю спустя команда представила публике SXSW своё приложение — в тот же день это сделали и создатели Foursquare.

По словам Уильямса, сервисы были реализованы по-разному — в плане пользовательского интерфейса. Кроме того, основатели Foursquare ввели несколько новых терминов — таких, как «чекин» или «бейдж» — всё это было первыми признаками того, что именно этот сервис ознаменует собой новую эпоху для геопозиционных проектов.

Как отмечает бывший предприниматель, у каждого из проектов были свои преимущества и недостатки. Создателям Gowalla казалось, что их сервис выигрывает у конкурента. Во-первых, приверженность к нему профессионалов дизайн-индустрии, по мнению Уильямса, подтверждала удобство интерфейса приложения. Во-вторых, сервис был доступен по всему миру, тогда как Foursquare работал лишь в нескольких городах.

На стороне Foursquare, по мнению стартапера, была опытность руководства (это не первый большой проект, который запустил Дэннис Кроули) и более доступная, менее хаотичная манера подачи информации пользователям (обуславливалось это тем, что команда Foursquare собирала данные вручную — а создатели Gowalla решили решить этот вопрос с помощью краудсорсинга).

Следующие шесть месяцев прошли для Gowalla в постоянном совершенствовании сервиса — по словам Уильямса, всё это скорее напоминало гонку вооружений, а не бизнес-конкуренцию. Создателям приложения пришлось на время отложить разработку социальной игры Packrat и сосредоточиться на Gowalla.

Вскоре команда Foursquare закрыла свой первый инвестиционный раунд — в нём, говорит Уильямс, приняли участие несколько самых ярких инвесторов в те годы. Тогда основатели Gowalla внедрили в проект несколько социальных функций, в том числе, интеграцию с Facebook Connect — и аудитория сервиса начала расти. Проектом также заинтересовались инвесторы и несколько более крупных компаний.

В октябре 2009 года Джош Уильямс отправился в Сан-Франциско. Там почти за две недели предприниматель провёл 18 встреч с инвесторами, рассказывая им свои планы по масштабированию сервиса. В итоге стартаперу удалось договориться с одним из фондов — его представители были готовы инвестировать в Gowalla $8 млн.

Мы были готовы к войне.

Готовящаяся сделка с группой влиятельных инвесторов помогла Gowalla привлечь внимание общественности. О приложении стала писать пресса, но не было практически ни одной заметки, где наряду с Gowalla не упоминался бы Foursquare.

Вскоре должна была пройти очередная конференция SXSW. Обе компании, по словам Уильямса, подошли к ней во всеоружии — у обеих были спонсоры, сувенирная продукция и так далее. Gowalla удалось выиграть несколько значимых для команды наград и захватить внимание прессы в своём родном городе — Остине. Однако, говорит Джош Уильям, для пользователей и представителей индустрии за пределами Остина стартап всё ещё сохранял звание «номера два» — после Foursquare.

Спустя ещё несколько месяцев Foursquare привлекла $20 млн при оценке в $100 млн. Теперь, чтобы чем-то заинтересовать инвесторов и других экспертов из ИТ-индустрии, Gowalla нужно было сделать так, чтобы основные показатели приложения были не хуже, чем у конкурентов.

Foursquare заключила рекламный контракт с The New York Times. Мы заключили рекламные контракты с Washington Post и USA Today. Foursquare выпустила Android-клиент, и мы поступили так же. У Foursquare вышел клиент для Blackberry. Значит, и нам он был нужен. Не могли же мы потерять аудиторию Blackberry.

Gowalla удалось заключить партнёрство с Disney, которым, по словам Уильямса, гордились обе компании-участницы. Аудитория проекта продолжала расти, но не теми темпами, которые были нужны создателям. «Мы были будто бы младшей сестрой Foursquare — более привлекательной, но менее популярной».

Foursquare в то же время делала шаги навстречу пользователям — команда переработала дизайн сервиса и улучшила опыт использования приложения. Создатели Gowalla, по словам Уильямса, осознали, что дизайн уже не был их конкурентным преимуществом — и решили ввести дополнительную функциональность, на реализацию которой до этого не было времени. Так, например, «чекиниться» с помощью Gowalla теперь можно было не только в самом приложении, но и через Facebook.

Как отмечает Джош Уильямс, он очень гордился продуктом, который удалось разработать команде. Приложение получило фичеринг в App Store и попало в список рекомендуемых приложений по версии Google Play. «Не проходило и недели, чтобы мне не писали пользователи со словами, какой у нас замечательный сервис», — говорит предприниматель. «Мы разработали нечто действительно революционное, но не смогли правильно выбрать метрики, которыми измеряли наш успех».

К следующей конференции SXSW ажиотаж вокруг сложившегося соперничества угас. Инвесторы и пользователи, полагает Уильямс, начали поиски «the next big thing».

Джош Уильямс признаётся, что конечной целью и идеологией сервиса было позволить пользователям смотреть на мир глазами своих друзей — а «чекин» невольно стал главной функцией приложения. И, на самом деле, соперником Gowalla на рынке должна была стать не Foursquare, а появившееся позже приложение Burbn (позднее переименованное в Instagram). В него была заложена та же идея — но её реализация от Кевина Систрома оказалась более понятна пользователю.

Пока мы занимались перетягиванием каната и оптимизацией «чекинов», кто-то пошёл по другому пути — и добился гораздо большего.

Через год после запуска Instagram Уильямс объявил о закрытии своего проекта. Некоторые сотрудники Gowalla перешли на работу в Facebook, и теперь работают вместе с Instagram. Кое-кто даже попал в команду фотосервиса.

Основной урок, который предприниматель вынес из этой истории — всегда нужно играть по своим правилам, не обращая внимания на конкурентов и на прессу, прислушиваясь только к себе и своим пользователям. В работе над Facebook, по словам Уильямса, команда решает те же самые проблемы каждый день.

{ "author_name": "Дарья Хохлова", "author_type": "editor", "tags": ["\u0447\u0435\u043a\u0438\u043d\u044b","\u0441\u0442\u0430\u0440\u0442\u0430\u043f\u044b","\u0441\u043c\u0435\u0440\u0442\u044c_\u0441\u0442\u0430\u0440\u0442\u0430\u043f\u0430","\u043a\u043b\u0430\u0434\u0431\u0438\u0449\u0435_\u0441\u0442\u0430\u0440\u0442\u0430\u043f\u043e\u0432","\u043a\u043b\u0430\u0434\u0431\u0438\u0449\u0435","\u0437\u043e\u043b\u043e\u0442\u043e\u0439\u0444\u043e\u043d\u0434","\u0433\u0440\u043e\u0431_\u0433\u0440\u043e\u0431_\u043a\u043b\u0430\u0434\u0431\u0438\u0449\u0435","\u0433\u0435\u043e\u043b\u043e\u043a\u0430\u0446\u0438\u044f","\u0430\u043d\u0430\u043b\u043e\u0433_foursquare","gowalla","foursquare"], "comments": 14, "likes": 29, "favorites": 12, "is_advertisement": false, "subsite_label": "tribuna", "id": 9429, "is_wide": true, "is_ugc": false, "date": "Tue, 21 Jul 2015 19:12:25 +0300", "is_special": false }
Объявление на vc.ru Отключить рекламу
0
14 комментариев
Популярные
По порядку
Написать комментарий...
6

Вот так выглядел в то время форсквер. У парней просто не было шансов с их зеленым навороченным болотом.

Ответить
4

Если хотите больше деталей, то вот.

Ответить
2

Вау! Но все равно начиная с первых экранов Форсквер прост и понятен как три копейки.

Ответить
0

Помню-помню. Приходилось указывать "Хельсинки", чтоб в Питере чекиниться.

Ответить
1

Ну есть в этом некая олдскульная прелесть. Might & Magic: World of Xeen практически :)

Ответить
7

АХАХАХАХ — нет, не с содержания, а с названия. Это действительно и смешно и грустно.

Ответить
3

Не знаю...с таким зеленым..болотным дизом я бы не стартовал даже имея конкурентные преимущества. Хотя для пользователя дизайн вторичен, главное решение его проблем.

Ответить
2

Название неудачное у проекта, в это всё и дело ))). В России бы однозначно провалился.

Ответить
1

Скрипач не нужен (с)

Ответить
1

Ребятам из Gowalla большой респект за AFNetworking (если кто понимает, о чем я).

Ответить
0

Инноваторы - повторяторы.

Ответить
0

Мне одной нравится геймификация приложения?)

Ответить
0

Мне лично Gowalla всегда нравилась больше Foursquare и я даже расстроился в свое время, что проект закрыли. Смешно читать комментарии современных школьников про дизайн приложений того времени :)

Ответить

Комментарии

null