Как я в одиночку запустил международный стартап в фармацевтике: два с половиной года жизни проекта

Стартап Pill in trip ищет аналоги лекарств по всему миру.

Показатели на сегодня

Люди, занятые в проекте постоянно

  • Два разработчика (1 senior, 1 junior).
  • Четыре фармацевта.
  • Один контентщик.
  • Один модератор.

Трафик

  • 14 500 уникальных посетителей в сутки и растет каждый день*.
  • 60% Google, 38% «Яндекс».
  • 30% РФ, 10% USA, Canada, 9% Западная Европа.

* что несказанно меня радует.

Монетизация

  • AdSense.
  • 60% текущая окупаемость.

Статьи расходов

  • Разработка сайта (включая дизайн и разработчиков).
  • Разработка приложения (проектно).
  • Коррекция и расширение базы данных.
  • Серверы.
  • Внешние ссылки.
  • Сертификации и доступы к платным базам данных.
Трафик на сегодня со всех источников​ Евгений Юдин — Pillintrip.com

Предисловие

Я больше семи лет работаю SEO-специалистом на фрилансе — rotgar.ru. До этого запускал свои интернет-магазины, работал SEO-шником в офисе, занимался контекстом и SMM, но в итоге пришел в фриланс и исключительно на SEO.

Как-то раз, путешествуя на машине по Европе, столкнулся с необходимостью купить лекарства себе, подруге и собакам. Полез искать, как в Венгрии называются необходимые таблетки, и замучился вычитывать форумы и статьи.

В итоге самым простым путем оказалось найти действующее вещество нужной таблетки, а затем это же действующее вещество в нужной стране.

Времени это заняло порядочно, и у меня в голове появилась мысль, что я сразу не сообразил, а надо было найти приложение на телефон с аналогами лекарств по всему миру. Полез искать и не нашел ни одного приложения, также я не нашел международных поисковиков аналогов и в вебе.

Я очень удивился, что такого еще никто не придумал, тогда и решил, что буду делать сервис поиска аналогов лекарств по всему миру.

Выбор между сайтом и приложением

Делать приложение в наше время было бы самым логичным выбором, но я сразу подумал, а откуда я буду брать трафик? Проанализировал App Store и Google Play и понял, что не ищут такого рода приложения. Покупать траф или надеяться быть зафичерыным было не вариант.

Обратился к AdWords Keyword Planner и нашел там довольно много запросов, подходящих моим критериям (очень похожих на те, что я сам использовал при поиске лекарства). Тут стало понятно, что я могу собирать целевой трафик именно из поисковиков.

Плюс я хорошо знаю веб, а механику создания приложений не знал вообще. По всем этим причинам было принято решение делать именно сайт, а потом и приложение, когда на сайте будет достаточно трафика, чтобы использовать сайт в качестве проводника между юзером и приложением.

Кстати, впоследствии через 8 месяцев после старта я нашел приложение 2011 года с точно такой же идеей в американском App Store. Однако оно оказалось нежизнеспособным, мертвым.

 World Drugs Converter — 2011 год. Такая же идея Евгений Юдин — Pillintrip.com

Старт

Для того чтобы сделать первую версию, я от руки набросал шаблон всего двух страниц, главной с поиском и страницы результатов поиска. Выглядело это капец как некрасиво, но для самого начала, даже не MVP-версии, а только для обкатки функций, было норм. Делать стали на Symfony, так как были разрабы под него и в целом было более-менее понятно, как реализовывать.

Первая загвоздка случилась с формированием базы данных. Как выяснилось, в мире нет полной базы данных всех лекарств. Возможно, она есть у фарм-компаний, но мне это пока недоступно, нужны прямые выходы.

Однако есть куча баз данных в разных странах: и государственные, и частные вроде fda.gov, drugs.com. Их очень много, поэтому нужно было найти человека, который все это будет парсить. Человека нашел, он не справился. Потом нашел еще одного, и он не смог сделать так, как нужно. С третьей попытки я нашел того, кто смог спарсить основные страны — США, Канаду, почти всю Европу, ну и РФ.

Ну, думаю, шикарно! Все спарсил, красота.

Но нет, когда начали сводить все базы данных в одну, выяснилось, что действующие вещества в разных странах называются по-разному, и это крайне сильно осложняло процесс создания единой базы. Нашлась база синонимов действующих веществ, но и она не была полной.

Взял несколько самых крупных баз синонимов действующих веществ, нашел фармацевта для подробных консультаций, свел доступные базы по совпадениям и дополнительно отдал все, что не билось из базы, фармацевту на ручную обработку.

Ручная обработка остатка нераспределенных действующих веществ заняла три недели полного времени одного фармацевта. Тем временем я подготовил структуру базы данных, и уже была готова веб-оболочка. И нужно было покупать домен.

Еще до покупки домена я столкнулся с большими трудностями по созданию актуальной базы лекарств, сведению разных баз лекарств и синонимов. Проблемы были буквально на каждом этапе, я даже нанимал нескольких спецов по базам данных, чтобы они занимались сведением существующих таблиц.

Выбор доменного имени

Я сделал подборку названий и отправил знакомому из США. Он забраковал все мои варианты и предложил несколько своих, которые, по его словам, нормально звучали для англоязычного человека.

Однако я решил поступить иначе, так как сервис планировался не чисто под США или UK, мне было ясно, что название должно быть понятным всем и, проведя исследование в AdWords Keyword Planner, я пришел к выводу, что Pillintrip.com будет оптимальным.

В целом понятно и нэйтив инглиш спикерам, и всем остальным. Сейчас я жалею, что выбрал такое название. Его неудобно писать, и оно слишком узконаправленное, перееду когда-нибудь на новый домен.

Текущая версия логотипа Евгений Юдин — Pillintrip.com

Мультиязычность

Первая версия сайта появилась примерно в июне 2017 и запустились только с английским языком. Вторая версия сайта появилась в июле 2017, там был доработан дизайн и уже реализован русский язык. На тот момент сайт умел только показывать аналоги лекарств в разных странах, и меня уже очень радовало, что оно работает.

В третьей версии, не помню точно когда, но уже была реализована возможность мультиязычности и сделаны переводы на 12 языков. Переводы я делал через людей, которых подсказал мне брат (он занимается мобильными приложениями и регулярно использует переводчиков).

В итоге примерно к августу 2017 был готов вполне рабочий MVP с поддержкой 12 языков и с одной единственной функцией — международный поиск аналогов лекарств.

Кстати, всю сборку и первый релиз проекта удалось провести, находясь в путешествии.

Реклама AdSense и первый доход

Естественно, с первых дней жизни проекта я зарегистрировал его в Google Search Console, закинул сайтмапы (их было много, так как на сайте было около 12 млн страниц пригодных для индексации).

Также были проработаны теги, запрещающие индексацию страниц поиска без результатов, различные другие технические мелочи и очень важная штука — атрибут hreflang и мультиязычность в целом (было геморройно, так как готовых решений в сети не нашлось даже на английском, но не буду углубляться, про это писал статью на Habr, кому интересно).

Трафик появился практически сразу после запуска, я был дико рад, был готов запускать AdSense и надеялся хотя бы на $5 в сутки.

Весь трафик был с Google, «Яндекса» практически не было, но мне он и не важен.

Рекламу я поставил в январе 2018, приносила она в среднем за год меньше 1$ в сутки, и спустя год я ее снял.

Евгений Юдин — Pillintrip.com

А в конце февраля 2018 года Google внезапно начал забирать в индекс миллионы страниц (до этого было порядка 200 тысяч в Search Console), на тот момент на сайт было очень мало внешних ссылок, и, как следствие, доля веса каждой страницы очень сильно размылась, и в конце марта 2018 года я получил полное падение трафика при огромном индексе в Google. Печали не было предела.

Вот такой крутой рост был до конца марта 2018 года Евгений Юдин — Pillintrip.com

К тому моменту я понял несколько важных вещей:

  1. В закромах App Store я нашел приложение с точно такой же функциональностью, оно было датировано аж 2011 годом, я посмотрел его статистику в AppAnnie и понял, что делать веб-версию было правильно, так как скачиваний приложения было крайне мало. Также, почитав отзывы, я обнаружил, что главная боль пользователей — неполная и часто неточная база данных.
  2. Трафик в тематике поиска аналогов лекарств по всему миру есть, его достаточно много, но он плохо монетизируется. Сайтом пользовались в основном люди, находящиеся не в своей родной стране, и из-за этого AdSense показывает им дешевую или вообще неинтересную рекламу на чужом языке.
  3. Самое важное — база данных. Пока не будет качественной базы данных, не будет и реальной пользы от сервиса, а это очень важно для меня.

Выводы к марту 2018 (почти год с момента рождения идеи)

  1. Нужно максимально модерировать и расширять базу данных.
  2. Необходимо дополнять функциональность. Добавляем расширенный фильтр и карточки описаний лекарств.

HonCode-сертификат

Есть несколько зарубежных сайтов, в футере которых я наблюдал иконки разных сертификатов.

​Иконки из футера drugs.com Евгений Юдин — Pillintrip.com

Ну и естественно я хотел себе иконок в футер и ссылку с сайтов с крутыми параметрами. Все оказались очень дорогими и суровыми, но одна показалась весьма доступной и самой необходимой — HonCode-сертификат.

Это некоммерческая организация, которая фактически следит за тем, чтобы на сайтах про здоровье не было откровенных ошибок и все нюансы использования были описаны в пользовательском соглашении. У них на самом деле еще много функций.

В общем я прочитал все правила, разместил всю необходимую информацию на сайте, задонатил $200 организации и отправил заявку. Примерно через месяц со мной связался представитель HonCode, написал множество уточнений, которые я поправил, и в итоге получил сертификат!

Я был очень рад тому, что прошел эту процедуру, почему-то она для меня была очень важна. Эффекта от ссылки трудно просчитать, ссылка на главную страницу, без анкора, эффект точно есть, но его просто так не отследить.

Параметры полученной с сертификата ссылки​ за $200 и соответствие условиям сертификации Евгений Юдин — Pillintrip.com

«Яндекс»

До декабря 2017 года «Яндекс» никак не реагировал на сайт, но мне было и безразлично. Однако сразу после наступления 2018 года стали появляться движения по индексации и трафику.

Трафик с «Яндекса» с декабря 2017 по ноябрь 2019​ Евгений Юдин — Pillintrip.com

Трафик рос, и пусть он был дешевым трафом из РФ, но все же было приятно. Google тем временем впал в депрессию и, собрав в индекс около 5 млн страниц, давал по 200 уников в сутки стабильно и без изменений.

Обратите внимание на график выше, «Яндекс» дает бусты сразу после нового года. Интересно, с чем связано.

Расширение функциональности — страницы карточек лекарств

В течение нескольких месяцев, в период с октября по декабрь 2018 года, я вместе с разработчиками, контентщиками, переводчиками и фармацевтами готовил релиз карточек лекарств в надежде, что их будут посещать резиденты стран, а значит им будет показываться «правильная» реклама.

Очень много проблем и нюансов возникло с созданием базы описаний для 180 тысяч лекарств. Было использовано несколько ноу-хау, найденных в процессе сбора информации, но тем не менее в данный момент описано не больше половины базы.

Трафик на карточки лекарств с Google​ Евгений Юдин — Pillintrip.com
​Трафик на карточки лекарств с «Яндекса»

На графиках выше можно увидеть, как индексирует и дает трафик новому разделу «Яндекс» и Google, последний запоздал так на полгода (но стоит отметить, что это было не просто так, дальше поясню, почему).

«Яндекс» стал неистово индексировать карточки лекарств, давал крутой тренд роста трафика и вообще радовал. А с Google была проблема, решение которой пришло только к началу апреля 2019 года.

Скорость загрузки сайта

Я знал, что скорость загрузки важна для Google и, закончив очередные правки, решил заняться анализом Google page speed. Скорость загрузки всех страниц была около 50–60 баллов.

Было написано ТЗ по улучшению, и разработчик приступил к выполнению (на тот момент это был уже третий разраб, который ковырял сайт). К середине апреля 2019 все основные шаблоны страниц показывали 90+ по Google page speed. А к началу мая я очень удивился, как это отразилось на индексации и позиции в Google.

На скрине очень хорошо видно, как Google любит быстрые мобильные страницы.

Стрелочкой указана дата спустя две недели после внедрения правок по ускорению — 1 мая 2019 года Евгений Юдин — Pillintrip.com

В общем, начиная с мая 2019 года, дела пошли во всех смыслах в гору.

ProductHunt

В январе 2019 все клиенты по SEO были в отпусках, поэтому я решил активно заняться своим хобби. Много тогда слышал про ProductHunt и решил запостить там Pilllintrip. Не было определенной цели, хотел просто услышать мнение людей из стартаперской среды. Прочитал несколько статей о том, как захантиться, и приступил к действию.

Я написал около 5 топовым хантерам, но ответил мне номер один — Kevin William David. Он оценил идею и сразу согласился захантить проект.

Я быстро подготовил все материалы и отправил ему. Все, что было сделано, сейчас можно наблюдать в карточке.

Мнение стартаперов я узнал совсем чуть-чуть, комментов было мало. Но я обрел кое-что, на что даже не рассчитывал. СМИ по всему миру стали писать про мой проект. Это было офигенно. Люди на разных языках писали, что появился крутой проект, даже Adme включили его в свою подборку.

Ну а самое главное — я получил много условно бесплатных ссылок с довольно качественных ресурсов, что несомненно позитивно влияет на текущие позиции и рост сайта в Google.

Все всплески на графике вплоть до мая — трафик с размещенных статей после релиза на ProductHunt Евгений Юдин — Pillintrip.com

Мобильное приложение

В январе 2019 я начал делать iOS-приложение. Создали API, нарисовали дизайн, сделали фронт, заняло это примерно три месяца. А в итоге модерация App Store не пропустила. Устранять причины было слишком долго и дорого, и я временно похоронил приложение.

Но мы не сдаемся. В октябре 2019 я начал делать приложение еще раз, учтя все предыдущие ошибки. К тому моменту над сайтом работал уже новый разработчик и выяснилось, что API придется полностью переделывать из-за того, что была переработана база данных сайта.

В этот раз мы управились чуть больше чем за месяц. Было очень волнительно отправлять на релиз, но модерацию я прошел через несколько итераций правок.

Теперь в App Store можно скачать приложение Евгений Юдин — Pillintrip.com

Пройти модерацию оказалось достаточно трудно, даже при условии, что я учел все ошибки предыдущего приложения и выпускал новое особенным образом. Но в итоге все получилось.

На сайт было добавлено объявление, показывающееся владельцам устройств с iOS. Трафик на приложение очень мал для монетизации, но все впереди.

Можно наблюдать какой-то трафик с сайта на приложение Евгений Юдин — Pillintrip.com

В приложении на данный момент функциональность ограничена поиском аналогов лекарств. Расширять функциональность описаниями лекарств, а также делать версию для Android планирую после реализации возможности для пользователя запросить добавление лекарства в базу, но это несколько позже.

Разработчики

Всего над сайтом работали две команды разработчиков и два фрилансера. Команды очень помогли на старте, так как сделали MVP за приемлемую стоимость. Далее ко мне в поисках работы обратился парень 17-ти лет.

Как оказалось, он очень крутой и талантливый разработчик, который ковырял на тот момент уже франкенштейна с разными версиями PHP и необновляемым Symfony.

Сейчас над сайтом работает один разраб (очень опытный, что, как оказалось, крайне важно) и его джун. В команде всегда должен быть опытный разработчик, это крайне важно, и я очень рад, что нашел того, кто сейчас со мной работает.

В данный момент сайт полностью переносится на отдельный фронт и бэк, работающие через API. В самом ближайшем будущем разнесем все на два сервера для устойчивости к нагрузкам и неожиданностям.

Монетизация

Единственная монетизация на данный момент — AdSense. Пока не окупает даже ежемесячные затраты на сервер, разработку и обновление базы данных.

Пробовал размещать партнерские ссылки от разных аптек, а также нескольких приложений консультации с доктором, но все впустую. Жду роста трафика и буду привлекать рекламные агентства, а там, возможно, и прямых рекламодателей, плюс есть пара идей по работе с партнерками, но пока сайт в процессе переноса на новые рельсы, смысла внедрять что-то масштабное нет.

Проблемы

Честно говоря, я не описал и четверти того, что было сделано и проработано, а также той горы препятствий, с которыми пришлось столкнуться.

В процессе работы над этим сайтом приходится сталкиваться с крайне нетривиальными и специфическими вопросами. Например: «На какой именно китайский будем делать перевод?» Стандартные методы SEO-продвижения на таких масштабных проектах перестают быть рентабельными и приходится выдумывать «кривую козу» и использовать необычные подходы для получения трафика из поисковых систем.

Уже пришлось столкнуться с желающими спарсить сайт и тем роняющими сервер, эту битву я выиграл, но война еще не окончена.

Монетизировать трафик явилось значительно более сложной задачей, чем казалось в начале пути, и над этим предстоит еще много работать, но я считаю, что перспектива есть.

Затраты и инвестиции

Что касается затрат на весь проект, то я пока не хотел бы их озвучивать. Скажу только что сторонних инвесторов нет, все из моего кармана, часто это довольно накладно.

Думал ли я о привлечении инвестиций? Да, конечно. Но пока решил продвигаться своими силами, так как не могу уделять проекту 100% внимания, а хочу развиваться и в своей основной деятельности — работе с клиентами по SEO-продвижению их проектов.

Результаты

На данный момент трафик растет и с «Яндекса», и с Google. Имеем около 14 500 уникальных посетителей в сутки со всего мира.

Прямые заходы тоже растут, как и брендовые, очень приятно видеть в Search Console, что люди специально ищут сайт.

Периодически появляются естественные ссылки с форумов, если честно, я ожидал, что их будет значительно больше при таком трафике.

О финансовых результатах говорить пока нет смысла, окупаемость проекта около 60%, хотя я и этому очень рад.

Планы

  • Сильно доработать текущую версию расширенного фильтра.
  • Еще более глубоко и качественно прорабатывать базу данных, вплоть до ручной модерации популярных запросов (возможно, с помощью подключения «Яндекс.Толокеров», очень хочу научиться их использовать).
  • Расширить перевод описаний лекарств (на данный момент только русский и английский), сделать перевод на основные 12 языков.
  • Добавить возможность пользователю отправить запрос на добавление лекарства в базу данных.
  • Сильно улучшить перелинковку внутри сайта, этот момент сейчас слабо проработан, а может принести много трафика.
  • Добавить страницы описаний заболеваний.

Да и еще огромные списки задач в Trello, всего и не перечесть...

0
177 комментариев
Написать комментарий...
Dr. Acula

Ожидание:

я в одиночку запустил международный стартап

Реальность

Люди занятые в проекте постоянно
2 разработчика (1 senior, 1 junior), 4 фармацевта, 1 контентщик, 1 модератор
Ответить
Развернуть ветку
Ware Wow

Ожидание: 

я в одиночку запустил международный стартап

Реальность:

Пока не окупает даже ежемесячные затраты

Но может еще стрельнет, будем надеяться, удачи!

Ответить
Развернуть ветку
Jack Rotgar
Автор

Спасибо! Будет достаточно настойчивости - стрельнет. 

Ответить
Развернуть ветку
С Ром

Добрый день.
Как стартапер стартаперу: думаю вам стоит задуматься о доп фишках, доступных только платным пользователям или фримиум модель. (Если прям с наскока придумать - в случае приложения: распознавание препарата с камеры и поиск его аналога в базе. Ещё как вариант каталог аптек с гео локацией, где искомый препарат есть в наличии).
Без продуманной монетизации проект вероятно так и останется хобби.
Партнерское размещение это выход, но перед этим ещё сильно вырасти нужно.
Ещё стоит заморочиться направлением Китая, сейчас все больше граждан РФ туристами приезжают в Китай, а разобраться в лекарствах в их аптеках то ещё удовольствие без знания языка.

Ответить
Развернуть ветку
Jack Rotgar
Автор

Большое спасибо за совет! Уже на данном этапе я прорабатываю множество вариантов монетизации, однако все требует времени.

Еще раз Спасибо! На VC я получил больше дельных рекомендаций, контактов и отклика чем где либо. Аудитории VC большой респект 👍

Ответить
Развернуть ветку
Viktor Klimov

а у Вас как у эксперта случайно нет статистических данных сколько аптек закроется в 2020 году? 
ну хотя бы на основании формы собственности и понимания с каким оборотом будет кирдык...
в Бурятии например уже посчитали от 20%

Ответить
Развернуть ветку
Jack Rotgar
Автор

Я эксперт в продвижении сайтов, а не по аптекам 🙂 от клиентов в фарме слышу что аптеки регулярно закрываются и продолжат закрываться, но о каких-то конкретных цифрах не слышал.

Ответить
Развернуть ветку
Viktor Klimov

просто кажется, что для эффективного продвижения неплохо интересоваться самим бизнесом, пока что рано судить, поскольку рубль и все, что принято называть экономикой держится из-за слабого доллара, но аптечный рынок должен будет подсократиться и соответственно требуются дополнительные меры для борьбы с еще более жесткой конкуренцией...
например искать смежный или страховочный вариант помимо аптек...

Ответить
Развернуть ветку
Jack Rotgar
Автор

В плане бизнеса и сайта аптеки в РФ на меня имеют влияние, близкое к нулю. 

Ответить
Развернуть ветку
174 комментария
Раскрывать всегда